Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» 623751, Свердловская область, г. Реж, ул. О Кошевого, д.9. РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ СОШ №4 Протокол № _____от « »____ 2016 года УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №4 __________(Коркодинова О.Г.) Приказ №________ от « » 2016 года ПОЛОЖЕНИЕ об организации деятельности логопедического пункта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» 1.Общие положения 1.1.Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 4» (далее Учреждение). 1.2. Положение разработано в соответствии с: -Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ; -Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; -Уставом Учреждения. 1.3. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи 2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее – Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи учащимся Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, при освоении образовательной программы начального общего образования, а так же с целью реализации рекомендаций ПМПК для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами Логопункта являются: -обеспечение коррекции нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся; -своевременное выявление особых образовательных потребностей учеников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии; -обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; -обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении учащимися с нарушениями речи образовательной программы начального общего образования,; -обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с учениками, имеющими нарушения речи; -профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся Учреждения; -обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи; -разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников Учреждения, родителей (законных представителей) учащихся; -обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся Учреждения по преодолению речевых нарушений; -повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей школьного возраста, имеющих речевые нарушения. 3. Направления деятельности Логопункта 3.1. Коррекционное: -создание условий, направленных на коррекцию речевого развития учеников, обеспечивающих достижение учащимися, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: -отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы начального общего образования, 3.3. Профилактическое: -создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи детей. 3.4. Просветительское: -создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания учащихся. 4. Организация комплектования Логопункта 4.1. В Логопункт зачисляются учащиеся Учреждения 6, 6 лет до 8 лет, имеющие нарушения в развитии устной речи: общее недоразвитие речи (далее – ОНР), фонетикофонематическое недоразвитие речи (далее – ФФНР), дислалию различной этиологии (далее - дислалия), нарушение произношения отдельных звуков (далее - НПОЗ), нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи). 4.2. В первую очередь на Логопункт Учреждения зачисляются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, а так же с нарушением чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетикофонематическим, фонематическим недоразвитием речи). 4.3. Зачисление на Логопункт Учреждения детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи осуществляется на основе результатов обследования, педагогического представления, рассмотренных на школьном психолого-педагогическом консилиуме и вынесенного решения консилиума. Обследование речи детей проводится учителемлогопедом Учреждения в течение всего учебного года. Все дети с выявленными недостатками в развитии устной и письменной речи регистрируются в списке учащихся Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи. 4.4. Основанием для зачисления на Логопункт учащихся, зарегистрированных в списке Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи является письменное соглашение родителей (законных представителей) учащегося. 4.5. В течение всего учебного года по результатам коррекционной работы и динамики речевого развития учащиеся выпускаются из Логопункта и зачисляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, по мере освобождения мест. Протоколом школьного психолого – педагогического консилиума и приказом директора Учреждения утверждается очередной списочный состав учащихся, зачисленных на Логопункт. 4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 20 учеников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 4.7. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5 – 2-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет: -ОНР до 2-3 лет; -ФФНР до 1 года; -Дислалия от 3 до 6 месяцев; -НПОЗ от 2 до 3 месяцев. 5. Организация коррекционной работы Логопункта 5.1. Организация образовательного процесса регламентируется планом работы учителялогопеда Логопункта, режимом работы и графиком занятий, утверждѐнным руководителем образовательного учреждения. Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающие возрастные и психофизиологические особенности детей начального общего образования. 5.2. На Логопункте предусматривается следующая организация образовательного процесса: -Диагностическое обследование детей; -Составление расписания занятий; -Ведение индивидуальных речевых карт; -Планирование подгрупповой и индивидуальной работы; -Учет посещаемости занятий детьми; -Оснащение Логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями; -Осуществление взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) учащихся, специалистами Учреждения. 5.3. Основными формами организации коррекционной работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по адаптированным программам коррекционно-развивающего обучения детей от 6,6 до 8 лет, имеющих нарушения речи. 5.4. Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: -Для детей 6,6 и 7 лет: индивидуальные 20-25 минут, подгрупповые 30-35 минут. -Для детей 8 лет: индивидуальные 25-30 минут, подгрупповые 35-40 минут. -Периодичность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий определяются тяжестью речевых нарушений учащихся. (Приложение 3 к письму Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2). 5.5. На каждого учащегося, зачисленного на Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с диагнозами ОНР, ФФНР, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия. 5.6. Комплектование подгрупп осуществляется на основе педагогической классификации. Дети, имеющие различные клинические нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, связной речи) и имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. 5.7. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными перспективными планами работы на каждого зачисленного на Логопункт учащегося. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 5.8. Непосредственное руководство и контроль работы Логопункта осуществляет руководитель образовательного учреждения. 6. Участники коррекционной работы Логопункта Учитель-логопед: 6.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения, регистрирует в документации установленного образца. 6.2. Представляет детей, нуждающихся в коррекционной помощи на школьном психолого-педагогическом консилиуме. 6.3. Формирует список учащихся, нуждающихся в логопедической помощи. 6.4. Составляет расписание занятий в соответствии со списком зачисленных детей на Логопункт и с предельной наполняемостью, установленной п.4.6. настоящего Положения. 6.5. Планирует, проводит коррекционную работу с детьми по исправлению нарушений в развитии устной и письменной речи. 6.6. Самостоятельно отбирает методы и приѐмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. 6.7. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей, зачисленных на Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 6.8. Взаимодействует с педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) учащихся: -по проведению коррекционной работы с детьми, зачисленными на Логопункт; -по вопросам освоения образовательной программы начального общего образования, зачисленными на Логопункт. 6.9. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений детей, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации. 6.10. Способствует повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. 6.11.Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. 6.12. Ведѐт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 6.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта. 7. Документация Логопункта 7.1. Журнал первичного обследования учащихся. 7.2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий обучающихся. 7.3. Список учащихся, нуждающихся в коррекционно-логопедические занятиях. 7.4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий. 7.5. Годовой план консультативно - методической работы. 7.6. Адаптированные программы коррекционно-развивающей работы. 7.7. Рабочие тетради учащихся. 7.8. Аналитический отчѐт по результатам коррекционной работы за учебный год. 7.9. График работы. 7.10. Расписание логопедических занятий на I-II полугодие учебного года. 8. Материально-техническое обеспечение работы логопедического пункта 8.1. Для организации логопедического пункта выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. 8.2. Логопедический пункт финансируется образовательным учреждением. 8.3.На администрацию школы возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. 8.4. В кабинете Логопункта должно находиться следующее оборудование: -Парты – столы. -Органайзеры для карандашей и ручек. -Пеналы с раздаточным материалом (для звукового анализа слов, предложений). -Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы. -Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением. -Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев. -Технические средства обучения. -Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка. -Стандартная таблица букв. -Наглядный материал, используемый при обследовании детей. -Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в папках. -Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением). -Различные речевые игры. -Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка. -Методическая литература. -Настенные часы. -Полотенце, мыло и бумажные салфетки. Приложение Заявление родителя (законного представителя) о зачислении ребѐнка на Логопункт Директору МБОУ СОШ №4 О.Г. Коркодиновой _________________________ ф.и.о. родителя (законного представителя) заявление Я, (Ф.И.О.) ______________________________________________________, с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушений речи прошу зачислить моего ребенка ______________________________________________ (ф.и.о. ребенка) на логопедический пункт МБОУ СОШ №4 (далее – Учреждение) с _______________ 20___г. Обязуюсь выполнять следующие требования: 1. Информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни. 2. Взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 3. По рекомендации логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и др. специалистам. 4. Выполнять рекомендации логопеда и домашние задания. На каждое занятие приносить рабочую тетрадь ребенка. 5. Поставленный логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка. 6. По приглашению логопеда посещать консультации, родительские собрания. В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции речи иметь не буду. Примечание: При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребенок может быть выведен из логопункта через школьный психологопедагогический консилиум. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест. С условиями зачисления ознакомлен(а) Подпись: _________________________ Дата: «______»______________20___г.