Учебный план НОО 7.2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (АООП НОО ЗПР (вариант
7.2.)) на 2023-2024 учебный год (выписка из АООП НОО ЗПР (вариант 7.2))
Учебный план МБОУ СОШ №4 (далее - школа) АООП НОО ЗПР (вариант 7.2.) документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план утвержден с учетом мнения Совета родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся школы, принят решением Педагогического совета
школы. Учебный план является частью АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) (пункт 3.1. раздел
3). Учебный план школы сформирован в соответствии со следующими нормативными
документами:












Конституции Российской Федерации (ст.43);
Закона об образовании 2013- федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ РФ
«Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18); (ред. От
17.02.2023)
Закона Свердловской области от 7.06.2023 №57-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
последними изменениями: Приказ Минпросвещения России от 10.06.2019 № 286);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. №
992, от 16 ноября 2022 г. № 993, от 23 ноября 2022 г. № 1014. (Введение ФООП с 1
сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех
образовательных организаций, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования.)
Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 №
69822)
Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 30.06.2020 №16 «Об утверждении СП 3.1/2.4.359820 «Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодѐжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (Сovid 19)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296),
действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г


Приказа Министерства просвещения России от 21 сентября 2022 г. №858.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2022 г. Регистрационный №70799. «О
федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 4.
 Устава МБОУ СОШ № 4.
• Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
(утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
• Основной образовательной программы школы, разработанная на основе ФГОС
и ФООП.
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
―О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413‖ (Зарегистрирован
12.09.2022 № 70034)
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
―Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования‖ (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
В учебном плане представлены восемь предметных областей и
коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Обязательная часть федерального учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению
образования на уровне основного общего образования; формирование основ
нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным

и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных
правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в
соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся может быть использовано:
• на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
• на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и (или) физическом развитии;
• на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов;
• на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации. Время, отведѐнное на
внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объѐмов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 26 мая.
Учебный план обеспечивает реализацию АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) на русском
языке. Учебный год условно делится на четверти, продолжительность которых
устанавливается календарным учебным графиком АООП НОО ЗПР (вариант 7.2).
Учебные занятия проводятся в первую смену пятидневной рабочей недели Для освоения
программы в 1-ом дополнительном, 1 классах отводится 33 учебные недели, во 2-4
классах- 34 учебные недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, установленную СП 2.4.3648-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, общий объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня

составляет: - для обучающихся 1-го дополнительного, 1 классов – не более 4 уроков и 1
день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; - для обучающихся
2-4 классов – 5 уроков и 1 день не более 6 уроков. за счет урока физической культуры
Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение осуществляется в первую смену. Обучение
в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований: – использование ―ступенчатого‖ режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре- декабре – по 4 урока
по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый); – организация в
середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; –
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения; – проведение нулевых уроков запрещено.
Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут.
Устанавливаются три большие перемены после 1-го, 2- го и 3-го уроков - 20 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности, занятий со специалистами – 10
минут. Продолжительность урока во 2-4 классах составляет 40 минут. Продолжительность
динамических перемен для обучающихся после 1-го, 2-го, 3-го уроков составляет 20
минут. Расписание уроков составляется с учетом кривой умственной работоспособности
обучающихся в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима
ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся трудные и более
легкие уроки для восприятия, что снижает утомляемость обучающихся и их перегрузку.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4
классах - 2 ч. В 1-ом дополнительном, 1 классах домашнее задание не предусмотрено.
Для устранения перегрузки обучающихся во время урока в каждом классе проводятся
физкультурные паузы и гимнастика для глаз, предусмотренная СП 2.4.3648- 20.
Внеурочная деятельность в 1-ом дополнительном, 1 - 4 классах организуется и проводится
с перерывом, включая динамическую паузу 1 часа и питание обучающихся.
Коррекционно - развивающие занятия в 1-ом дополнительном, 1 - 4 классах проводятся
как в первую половину, так и во вторую половину дня с перерывом 30 минут после
последнего урока. Таким образом, удается обеспечить необходимый отдых обучающихся
равномерно распределить в течение дня все необходимые учебные нагрузки, не
перегружая обязательной частью учебного плана послеобеденное время, отводимое на
прогулку, занятия внеурочной деятельности, занятия по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам.
Формы промежуточной аттестации
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в школе проводятся в
соответствии с Положением ―О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся‖. Текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся являются объектом внутренней
системы оценки качества образования в школе и отражают динамику достижения
обучающимися планируемых результатов освоения адаптированных основных
общеобразовательных программ начального общего образования.

Промежуточная аттестация проводиться по итогам каждой учебной четверти, учебного
года. Промежуточная аттестация в 1-ом дополнительном, 1 классах проводится без
фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. По итогам
учебной четверти и учебного года выставляется ―осв.‖/ ―не осв‖. Фиксация результатов
промежуточной аттестации обучающихся 2-4 классов осуществляется по пятибалльной
системе (минимальный балл - 2, максимальный балл - 5). Промежуточная аттестация по
предмету ―Основы религиозных культур и светской этики‖ в 4 классе проводится без
фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе. По итогам
учебной четверти и учебного года выставляется ―осв‖/‖не осв‖. Фиксация результатов
промежуточной аттестации осуществляется в электронном журнале. Отметка
обучающемуся за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля (не
менее трех отметок в четверти) с учетом отметки, рекомендуемой ГИС «Образование». В
случае, если рекомендуемая отметка составляет 2.5, 3.5, 4.5 обучающемуся выставляется
отметка с учетом правил математического округления (в пользу ученика). Отметка
обучающемуся за учебный год выставляется на основе результатов промежуточной
аттестации по итогам всех учебных четвертей с учетом применения правила нахождения
среднего арифметического: отметки по итогам учебных четвертей складываются и делятся
на количество учебных периодов. В случае, если результат расчета составляет 2.5, 3.5, 4.5
обучающемуся выставляется отметка с учетом правил математического округления (в
пользу ученика). Деление классов на группы при реализации образовательной программы
по предмету ―Основы религиозных культур и светской этики‖ осуществляется при выборе
родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
При реализации АООП НОО ЗНР (вариант 7.2) школа выбирает: - учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (в соответствии с
приказом Министерства просвещения Российской Федерации ―Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего 6 образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность" от 21.09.2022 № 858); - учебные пособия, выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации ―Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования" от 09.06.2016 №
699. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета: -не менее одного учебника в печатной и (или)
электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть
учебного плана основных общеобразовательных программ; -не менее одного учебника в
печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения

программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного
плана основных общеобразовательных программ.
Годовой учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психической развития (АООП
НОО ЗПР (вариант 7.2)), 5 лет обучения
№
п/п

Наименование
предметной области

Наименование
учебного предмета
1

1
2
3

Русский язык и
литературное чтение
Иностранные языки

4

Математика и
информатика
Обществознание
и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики

5

6

Количество часов
в неделю
всего
1
2
3
4
доп

Русский язык
Литература
Иностранный язык
(английский язык)
Математика

5
4
-

5
4
-

5
4
-

4
4
1

4
3
1

23
19
2

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы
религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)

-

-

-

-

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
5

1
3

1
3

1
3

1
3

1
3

5
15

21
-

21
-

21
2

21
2

21
2

105
6

Максимально допустимая недельная нагрузка 21
(при 5-дневной учебной неделе)

21

23

23

23

111

7

7

7

7

7

35

Коррекционно- развивающая область 3
Коррекционно- развивающая занятия 3
Ритмика 1
Направления внеурочной деятельности 3
Всего: 30

3
3
1
3
30

3
3
1
3
32

3
3
1
3
32

3
3
1
3
32

15
15
5
15
156

7
8

Искусство

9
10

Технология
Физическая культура

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

Внеурочная деятельность (включая
коррекционно- развивающую область)

Срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) составляет 5 лет. Учебный план состоит
из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП НОО ЗПР (вариант 7.2), и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
В учебный план 4 класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Выбор
модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется в протоколе
родительских собраний и подтверждается письменными заявлениями родителей
(законных представителей) обучающихся. Обязательным компонентом учебного плана
является внеурочная деятельность. Коррекционно-развивающая область, согласно
требованиям ФГОС НОО ОВЗ (ЗПР, вариант 7.2.), является обязательной частью
внеурочной деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития обучающихся
и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в
неделю на каждый класс, из которых 7 часов отводится на реализацию обязательных
занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную
деятельность по различным ее направлениям.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено
фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими и психолого-коррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Коррекционно-развивающие курсы проводятся в индивидуальной и
групповой форме. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психолого-коррекционными), направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также
групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии
моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,
координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю
указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в

течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия
отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Частота посещений
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для каждого обучающегося
определяется решением школьного психолого- педагогического консилиума по
результатам проведенной психолого-педагогической, логопедической, дефектологической
диагностик. Групповые коррекционно- развивающие занятия с обучающимися
определяются расписанием занятий внеурочнойдеятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе освоения АООП
НОО ЗПР (вариант 7.2) реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется
специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения: педагогамипсихологами, учителями–логопедами, учителями-дефектологами, тьютерами. Учебный
план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждом уровне общего
образования. Учебный план может быть реализован с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
(Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ―Об образовании в
Российской Федерации‖). Реализация учебного плана с использованием электронного
обучения, 12 дистанционных образовательных технологий может осуществляться с
применением информационнл-коммуникационной платформы ―Сферум‖ и цифровой
образовательной среды ФГИС ―Моя школа‖. Учебный план вступает в действие с 01
сентября 2023 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».