Учебный план НОО 8.3

Учебный план АООП НОО с РАС (вариант 8.3) для 1-4 класса
Учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее учебный
план), реализующих АООП для обучающихся с РАС, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки
принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его
усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
Учебный план рассчитан на 6 лет: подготовительные (1-е классы) — 4 класс. В учебном
плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
РАС: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение; формирование основ духовно - нравственного развития
обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
В обязательную часть учебного плана в младших классах (дополнительные (1-е
классы)—4 класс) входят следующие предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика,
Математика, Мир природы и человека, Рисование, Музыка, Ручной труд, Физкультура.
Содержание обучения в дополнительных первых классах имеет пропедевтическую
направленность, позволяющую:
• сформировать у обучающихся социально - личностную, коммуникативную ,
интеллектуальную и физическую готовность к освоению АООП;
• сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных
формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в
урочное и внеурочное время;

• обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных
видах детскойдеятельности(рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
В дополнительных классах учебные предметы (письмо и чтение), входящие в состав
предметной области «Язык и речевая практика», направлены на формирование
коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению,
подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. На уроках
чтения у обучающихся развивается слуховое восприятие на основе дифференциации
неречевых и речевых звуков, закладываются основы фонематического анализа и синтеза,
совершенствуется произносительная сторона речи и т.д. В результате этой работы у
обучающихся развивается речевой слух, формируется умение выделять некоторые звуки,
определять их место, наличие или отсутствие на фоне полного слова. В свою очередь, это
позволит их познакомить с некоторыми буквами, например: А У О М Н С . Таким
образом, создаются условия, обеспечивающие освоение обучающимися позиционным
слоговым чтением, которое будет в дальнейшем развиваться на уроках обучения грамоте в
1-м классе. На уроках письма в подготовительном классе у обучающихся развивается и
совершенствуется зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая
моторика пальцев руки.
Для преодоления низкой коммуникативной и речевойактивности обучающихся с РАС в
структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий
формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является
основойдля формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и
письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то
количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав
предметной области «Язык и речевая практика».
Учебный предмет «Математика» направлен на формирование элементарных
математических представлений, основанных на выделении свойств предметов, сравнении
предметов по отдельным свойствам (например, размеру, форме, цвету), сравнении
предметных совокупностей, установлении положения предмета в пространстве.
В ходе изучения учебного предмета «Мир природы и человека» (предметная область
«Естествознание») у обучающихся не только расширяются и систематизируются
представления об окружающей действительности, но и создается необходимая
содержательная основа для формирования навыков общения.
Уроки музыки, ручного труда и рисования, с одной стороны, обладают высоким
коррекционно -развивающим потенциалом, с другой — оказывают значительное влияние
на формирование мотивационной сферы обучающихся, положительное отношение не
только к отдельным видам деятельности, но и ко всей учебной деятельности в целом.
Учебные предметы, изучаемые в 1-х - 4-ом классах, в рамках таких предметных
областей, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание» создают
необходимую базу для овладения обучающимися элементарными систематическими
знаниями в старших классах. Реализация АООП в части трудового обучения
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов учащихся. Общие характеристики,

направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных
требованиями Стандарта к структуре АООП ОО, приведены в разделе «Программы
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области» адаптированной
основной общеобразовательной программы.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в дополнительных и 1 классе
в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может
быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
особые образовательные потребности и различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает: занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с РАС и необходимую коррекцию недостатков в психическом
и/или физическом, социальном развитии; учебные занятия для факультативного или
углубленного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная
компьютерная грамотность, занимательная информатика, деловое и творческое письмо,
домоводство и др.); учебные занятия, обеспечивающие различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края,
музыкально-ритмические занятия и др.)
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (психокоррекционными) и ритмикой в младших классах.
Всего на коррекционно - развивающую область отводится 6 часов в неделю. В ходе
психокорреционных занятий применяются разные формы взаимодействия с
обучающимися, направленные на преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Основные направления работы связаны с развитием эмоционально-личностной и
познавательной сферы учащихся и направлены на:гармонизацию пихоэмоционального
состояния; формирование осознанного и позитивного отношения к своему «Я»;
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; развитие коммуникативной
сферы; формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и
развитие навыков социального поведения). формирование учебной мотивации,
активизация сенсорноперцептивной, мнемическойи мыслительной деятельности.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер средствами музыкально-ритмической
деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению
здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с РАС. Выбор
коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение

может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с РАС на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования. Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности(нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в
общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных учебным планом. Чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная
организация. Для развития потенциала тех обучающихся с РАС, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в дополнительных первых классах составляет 35 минут. При
определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый»
режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре ,декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь -май - по 4 урока по
40 минут каждый);
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на первой ступени
общего образования составляет 34 недели, в дополнительных первых и 1-м классе — 33
недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в дополнительных
первых и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Недельный учебный план общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра вариант 8.3
(дополнительные первые, I-IV классы)

Образовательные
области

Классы

Количество часов в неделю

Всего

1
доп

1
доп

1

2

3

4

2

2

3

3

3

3

16

2
3

2
3

3
2

4
2

4
2

4
2

19
14

3
2

3
2

3
2

4
1

4
1

4
1

21
9

2
2

2
2

2
1

1
1

1
1

1
1

9
8

5.
Физическая 5.1.Физическая
культура
культура

3

3

3

3

3

3

18

6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Коррекционно- развивающая область
Внеурочная деятельность:

2
21

2
21

2
21

1
20
3

1
20
3

9
123
9

Учебные
предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1.Русский
практика
язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая
практика
2. Математика
2.1.Математика
3. Естествознание
3.1. Мир природы
и человека
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Рисование

-

-

-

1
20
3

21

21

21

20

20

20

123

6
4

6
4

6
4

6
4

6
4

6
4

36
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».