Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс ФГОС 3 поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ 4
4. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История
Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
–М.: Просвещение
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным
имировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личностимолодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, ихсоциального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсомсамоидентификации личности в
окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровнясвоейстраныимиравцелом.История
даетвозможностьпознанияипониманиячеловекаиобществавсвязипрошлого,настоящегоибудущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личностишкольника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров наоснове осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно итворчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и
социальнойпрактике.Даннаяцельпредполагаетформированиеуобучающихсяцелостнойкартиныроссийскойими
ровой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого еенарода, его
культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностнойпозициипоотношению
кпрошломуинастоящемуОтечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральнымигосударственнымиобразовательнымистандартами(в соответствиисФЗ-273«Обобразовании»).
Восновнойшколеключевымизадачамиявляются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной,социальной,культурнойсамоовладениезнаниямиобосновныхэтапахразвитиячеловеч
ескогообщества,приособомвниманиикместуиролиРоссииво всемирно-историческомпроцессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания,согласияимирамеждулюдьмиинародами,в духедемократическихценностей
современногообщества;

— развитиеспособностейучащихсяанализироватьсодержащуюсявразличныхисточникахинформаци
юособытияхиявленияхпрошлогоинастоящего,рассматриватьсобытия
всоответствииспринципомисторизма,вихдинамике,взаимосвязиивзаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной ивнешкольной
деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном имногоконфессиональном обществе
(Концепция преподавания учебного курса «История России» вобразовательных организациях Российской
Федерации, реализующих
основныеобщеобразовательныепрограммы//Преподаваниеисториииобществознаниявшколе.—2020.—
№8.—С.7—8).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные)историческиедисциплины.Историческаяхронология(счетлет«дон.э.»и«н.
э.»).Историческаякарта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и
занятияпервобытныхлюдей.Овладениеогнем.Появлениечеловекаразумного.Охотаисобирательство.Присваив
ающее хозяйство.Род иродовыеотношения.
Древнейшиеземледельцыискотоводы:трудоваядеятельность,изобретения.Появлениеремесел.Производящее
хозяйство.Развитиеобменаиторговли.Переходотродовойксоседскойобщине.
Появлениезнати.Представленияобокружающем мире,верованияпервобытныхлюдей. Искусство
первобытныхлюдей.
Разложениепервобытнообщинныхотношений.Напорогецивилизации.
ДРЕВНИЙМИР
ПонятиеихронологическиерамкиисторииДревнегомира.КартаДревнегомира.
ДревнийВосток
Понятие«ДревнийВосток».КартаДревневосточногомира.
ДревнийЕгипет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственнойвласти.
Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение
иповинностинаселения.Развитиеземледелия,скотоводства,ремесел.Рабы.
ОтношенияЕгиптассоседниминародами.Египетскоевойско.
Завоевательныепоходыфараонов;ТутмосIII.МогуществоЕгиптаприРамсесеII.
Религиозныеверованияегиптян.Боги ДревнегоЕгипта.Храмыижрецы.Пирамидыигробницы.ФараонреформаторЭхнатон.Познаниядревнихегиптян(астрономия,математика,медицина).
Письменность(иероглифы,папирус).ОткрытиеЖ.Ф.Шампольона.ИскусствоДревнегоЕгипта(архитектура,рель
ефы,фрески).
ДревниецивилизацииМесопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства.Создание единого государства.Письменность.Мифыисказания.
ДревнийВавилон.ЦарьХаммурапииегозаконы.
Ассирия.Завоеванияассирийцев.Созданиесильнойдержавы.КультурныесокровищаНиневии.Гибельимперии
.
УсилениеНововавилонскогоцарства.ЛегендарныепамятникигородаВавилона.
ВосточноеСредиземноморьевдревности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной
иморскойторговли.Городагосударства.Финикийскаяколонизация.Финикийскийалфавит.Палестинаиеенаселение.ВозникновениеИзраильс
когогосударства. ЦарьСоломон. Религиозныеверования.
Ветхозаветныепредания.
Персидскаядержава
Завоеванияперсов.ГосударствоАхеменидов.Великиецари:КирIIВеликий,ДарийI.Расширение

территориидержавы.Государственноеустройство.Центрисатрапии,управлениеимперией.Религияперсов.
ДревняяИндия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства.
ПриходариеввСевернуюИндию.
ДержаваМаурьев.ГосударствоГуптов.Общественноеустройство,варны.Религиозные верования древних
индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространениебуддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура,научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.Древнейшие
царства. Создание объединенной империи. ЦиньШихуанди. Возведение
ВеликойКитайскойстены.Правлениединастии Хань.Жизньвимперии:правителииподданные,положение
различныхгруппнаселения.Развитиеремесели торговли.Великийшелковый путь.Религиознофилософскиеучения.Конфуций.Научныезнанияиизобретениядревнихкитайцев.Храмы.
Древняя Греция.
ЭллинизмДревнейшая
Греция
ПриродныеусловияДревнейГреции.Занятиянаселения.ДревнейшиегосударстванаКрите.РасцветигибельМи
нойскойцивилизации.ГосударстваАхейскойГреции(Микены,Тиринф).
Троянскаявойна.Вторжениедорийскихплемен.ПоэмыГомера«Илиада»,«Одиссея».
Греческиеполисы
Подъемхозяйственнойжизнипосле«темныхвеков». Развитиеземледелияиремесла.
Становлениеполисов,ихполитическоеустройство.Аристократия и демос.Великая греческая колонизация.
Метрополиииколонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение.
Спарта:основныегруппынаселения,политическоеустройство.Организациявоенного
дела.Спартанскоевоспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, еезначение.
Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персамиАттики. Победы
греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидскихвойн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь.
Развитиерабовладения.Пелопоннесская война:причины,участники,итоги.УпадокЭллады.
КультураДревнейГреции
Религиядревнихгреков;пантеон богов.Храмыижрецы.Развитиенаук.Греческая философия.
Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура.
Повседневнаяжизньибытдревнихгреков.Досуг (театр, спортивныесостязания).ОбщегреческиеигрывОлимпии.
Македонскиезавоевания.Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими
полисами.Коринфскийсоюз.АлександрМакедонскийиегозавоеваниянаВостоке.РаспаддержавыАлександраМакед
онского.ЭллинистическиегосударстваВостока.Культура эллинистического мира.
АлександрияЕгипетская.
ДревнийРим
ВозникновениеРимскогогосударства
ПриродаинаселениеАпеннинскогополуостровавдревности.Этрусскиегорода-государства.

Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.Патрициии
плебеи.Управлениеизаконы.Римскоевойско.Верованиядревнихримлян.Боги.Жрецы.Завоевание РимомИталии.
РимскиезавоеваниявСредиземноморье
ВойныРимасКарфагеном.Ганнибал;битваприКаннах.ПоражениеКарфагена.Установлениегосподства
РимавСредиземноморье.Римскиепровинции.
ПоздняяРимскаяреспублика.Гражданскиевойны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
ДеятельностьбратьевГракхов:проектыреформ,мероприятия,итоги.ГражданскаявойнаиустановлениедиктатурыСу
ллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай ЮлийЦезарь:
путьквласти,диктатура.БорьбамеждунаследникамиЦезаря.ПобедаОктавиана.
Расцвет ипадениеРимскойимперии
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели иправители.
Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь встолице и
провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин
I,переносстолицывКонстантинополь.РазделениеРимскойимпериинаЗападнуюиВосточнуючасти.
НачалоВеликогопереселениянародов.Римиварвары.ПадениеЗападнойРимскойимперии.
КультураДревнегоРима
Римскаялитература,золотойвекпоэзии.Ораторскоеискусство;Цицерон.Развитиенаук.Римскиеисторики.Иску
сствоДревнегоРима:архитектура,скульптура.Пантеон.
Обобщение
ИсторическоеикультурноенаследиецивилизацийДревнегомира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучениеисториив5классенаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапредметныхипредметн
ыхрезультатовосвоенияучебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Кважнейшимличностнымрезультатамизученияисториивосновнойобщеобразовательнойшколев
соответствии стребованиямиФГОСООО(2021)относятсяследующиеубежденияикачества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
вполикультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюродногоязыка,истории,к
ультурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевымподвигам
и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственнымпраздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающихвроднойстране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданскогослужения
Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых
формэкстремизма,дискриминации;неприятиедействий,наносящихущербсоциальнойиприроднойсреде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностяхнародовРоссии;ориентациянаморальныеценностиинормы
современногороссийскогообществавситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение
и поступки, а такжеповедение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознанияпоследствийпоступков;активное неприятиеасоциальныхпоступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитиичеловека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование исохранениеинтересакистории
какважнойсоставляющейсовременногообщественногосознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны имира;
осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средствакоммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этническихкультурныхтрадицийи
народноготворчества;уважениеккультуресвоегоидругихнародов;
в
формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни инеобходимости ее
сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление обидеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах
(вантичноммире,эпохуВозрождения)ивсовременную эпоху;
в сферетрудового воспитания:пониманиенаосновезнания историизначения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразиисуществовавшихв прошломисовременныхпрофессий;уважениектрудуи результатам
трудовойдеятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных
интересов,построение индивидуальнойтраекторииобразованияижизненныхпланов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей
сприроднойсредой;осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемсовременногомираинеобходимост
и защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих
вредокружающейсреде;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологической

направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
обизменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к
новымжизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа
наприродные исоциальныевызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующихкачествахидействиях.
Всфереуниверсальныхучебныхпознавательныхдействий:
владениебазовымилогическимидействиями:систематизироватьиобобщатьисторическиефакты(вформе таблиц,
схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия;формулироватьиобосновыватьвыводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечатьпуть ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать
ианализироватьисторическиефакты,осуществлятьреконструкциюисторическихсобытий;соотноситьполученный
результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученногорезультата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,презентация,реферат,учебныйпроектидр.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации(учебник,текстыисторическихисточников,научно-популярнаялитература,интернет-ресурсыидр.)
—извлекатьинформациюизисточника;различатьвидыисточниковисторическойинформации;высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям,предложеннымучителемилисформулированнымсамостоятельно).
В сфереуниверсальныхучебныхкоммуникативныхдействий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах
исовременноммире;участвоватьвобсуждениисобытийиличностейпрошлого,раскрыватьразличиеисходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устномвысказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальномокружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значениесовместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать иосуществлять совместную
работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — нарегиональномматериале;определять
своеучастиевобщейработе икоординироватьсвоидействия сдругимичленами
команды;оцениватьполученныерезультатыисвойвкладвобщуюработу.
В сфереуниверсальныхучебныхрегулятивныхдействий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы,требующейрешения;составление плана действийиопределение способарешения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценкиполученныхрезультатов;способностьвноситькоррективывсвоюработусучетомустановленныхоши
бок,возникшихтрудностей.
В сфереэмоциональногоинтеллекта,пониманиясебяидругих:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;ставитьсебянаместо другого человека,пониматьмотивыдействийдругого(висторических
ситуацияхи окружающей действительности);

регулироватьспособвыражениясвоихэмоцийсучетом позицийимненийдругихучастниковобщения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знаниехронологии,работасхронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша
эра);называтьдатыважнейшихсобытийисторииДревнегомира;податеустанавливатьпринадлежность
событияквеку, тысячелетию;
определятьдлительностьипоследовательностьсобытий,периодовисторииДревнегомира,вестисчетлетдонаше
йэрыинашейэры.
2. Знаниеисторическихфактов,работасфактами:
указывать(называть)место,обстоятельства,участников,результатыважнейшихсобытийисторииДревнегомир
а;
группировать,систематизироватьфактыпозаданномупризнаку.
3. Работасисторическойкартой:
находитьипоказыватьнаисторическойкартеприродныеиисторическиеобъекты(расселениечеловеческих
общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории
древнейшихцивилизацийигосударств,меставажнейшихисторическихсобытий),используялегендукарты;
устанавливатьнаосновекартографическихсведенийсвязьмеждуусловиямисредыобитаниялюдейиихзанятиями.
4. Работасисторическимиисточниками:
называтьиразличатьосновныетипыисторическихисточников(письменные,визуальные,вещественные),приво
дитьпримерыисточниковразныхтипов;
различатьпамятникикультурыизучаемойэпохииисточники,созданныевпоследующиеэпохи,приводитьприме
ры;
извлекатьизписьменногоисточникаисторическиефакты(имена,названиясобытий,датыидр.);находитьввизу
альныхпамятникахизучаемойэпохиключевыезнаки,символы;раскрыватьсмысл(главнуюидею)высказывания
,изображения.
5. Историческоеописание(реконструкция):
характеризоватьусловияжизнилюдейвдревности;
рассказыватьозначительныхсобытияхдревнейистории,ихучастниках;
рассказыватьобисторическихличностяхДревнегомира(ключевыхмоментахихбиографии,роливисторическихсоб
ытиях);
даватькраткоеописаниепамятниковкультурыэпохипервобытностиидревнейшихцивилизаций.
6. Анализ,объяснениеисторическихсобытий,явлений:
раскрыватьсущественныечерты:а)государственногоустройствадревнихобществ;б)положенияосновныхгруп
пнаселения;в)религиозныхверованийлюдейвдревности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;иллюстрировать
общие явления, черты конкретными
примерами;объяснятьпричиныиследствияважнейшихсобытийдревнейистории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболеезначимымсобытиямиличностямпрошлого:
излагатьоценкинаиболеезначительныхсобытийиличностейдревнейистории,приводимыевучебнойлитератур
е;
высказыватьнауровнеэмоциональныхоценокотношениекпоступкам людейпрошлого,кпамятникамкультуры.
8. Применениеисторическихзнаний:
раскрыватьзначениепамятниковдревнейисторииикультуры,необходимостьсохраненияихвсовременноммире
;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе спривлечением
регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения,альбома,

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименованиеразде
п/ ловитемпрограмм
п ы

Количе Датаизучения
ствочас
ов
факт
всего план

Видыдеятельности

Виды,формыконт Электронные(цифров Основные
роля
ые)образовательныере направления
воспитательной
сурсы
деятельности

1.1 Введение
.

2

Объяснятьзначениетерминов:история,хронология,археология,этнография, Самооценкасиспо
нумизматика;
льзованием
«Оценочноголист
а»;

https://multiurok.ru/

Итогопоразделу

2

2.1 Первобытность
.

4

Показыватьнакартеместарасселениядревнейшихлюдей,известныеисторика Устныйопрос;Тест
ирование;
м;
Рассказыватьозанятияхпервобытныхлюдей;
Распознаватьизображенияорудийтрудаиохотыпервобытныхлюдей;Об
ъяснять,какоезначениедлядревнейшихлюдейимелоовладениеогнем,к
акегодобывалииподдерживали;
Рассказывать,гдебылинайденырисункипервобытныхлюдей,очемучен
ыеузналиизэтихрисунков;
Объяснять,чему,какимсилампоклонялисьдревнейшиелюди;Раскры
ватьзначениепонятий:присваивающеехозяйство,язычество,миф;
Характеризоватьзначениеосвоениядревнимилюдьмиземледелияискотовод
ства;
Распознавать(наизображениях,макетах)орудиятрудадревнихземледельцев
,ремесленников;
Даватьопределениепонятий:присваивающеехозяйство,производящее
хозяйство,род,племя;
Рассказыватьоважнейшихремеслах,изобретенныхдревнимилюдьми;
Рассказывать,какпроизошлооткрытиелюдьмиметаллов,какоезначени
еэтоимело;
Объяснять,вчемсостоялипредпосылкиипоследствияразвитияобменаиторг
овливпервобытномобществе;
Раскрыватьзначениепонятийитерминов:родоваяобщина,соседскаяобщина,
вождь,старейшина,знать;
Называтьпризнаки,покоторымисторикисудятопоявлении
цивилизации;

https://multiurok.ru/

Итогопоразделу

4

Гражданское
воспитание.
Демонстрация
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности.
Знание о своей
этнической
принадлежности,
уважение к
ценностям семьи,
любовь к природе.

3.1 ДревнийЕгипет
.

7

3.2 Древниецивилизаци
. иМесопотамии

4

Рассказыватьсиспользованиемисторическойкартыоприродныхуслов
иях Египта,ихвлиянииназанятиянаселения;
Объяснять,чтоспособствоваловозникновениювЕгиптесильнойгосударств
еннойвласти;
Рассказывать,какпроизошлообъединениеЕгипта,раскрыватьзначени
еэтого событие;
Объяснятьсмыслпонятийитерминов:фараон,жрец;
Даватьописаниеусловийжизниизанятийдревнихегиптян,используяживоп
исныеискульптурныеизображения;
ХарактеризоватьположениеосновныхгруппнаселенияДревнегоЕгипт
а(вельможи,чиновники,жрецы,земледельцы,ремесленники);Показыв
атьнакартеосновныенаправлениязавоевательныхпоходовфараонов
Египта;
Рассказыватьоборганизацииивооруженииегипетскоговойска;Объяс
нять,чемпрославилсяфараонРамсесII;
Рассказывать,какимбогампоклонялисьдревниеегиптяне;Представ
лятьописаниевнешнеговидаивнутреннегоустройстваегипетскиххрам
ов,пирамид(наосновефотографий,иллюстраций);Излагатьсюжетмиф
аобОсирисе,объяснять, вчемзаключаласьегоглавнаяидея;
Рассказывать,
чемизвестенвегипетскойисториифараонЭхнатон;Рассказывать,вкаки
хобластяхзнанийдревниеегиптянедостиглизначительныхуспехов;
Характеризоватьписьменностьдревнихегиптян(особенностиписьма,матер
иалдляписьма);
Объяснять,вчемсостоялвкладЖ.Ф.ШампольонавизучениеисторииД
ревнего Египта;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:пирамида,сфинкс,рельеф,
фреска;
Рассказывать,используякарту,оприродныхусловияхМесопотамииизаняти
яхжившихтамвдревностилюдей;
Называтьипоказыватьнакартедревнейшиегорода-государства
Месопотамии;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:клинопись,эпос,зиккурат;Показыв
атьнакартерасположениедревнегоВавилонскогоцарства;Рассказывать,чем
известенвисториивавилонскийцарьХаммурапи;Объяснять,
вчемзаключаетсяценностьзаконовкакисторическогоисточника;
ПоказыватьнакартетерриториюАссирийскойдержавы.Рассказыватьобо
рганизацииассирийского войска;
Объяснять,какассирийскиецариуправлялисвоейдержавой;Представлят
ь,используяиллюстрации,описаниеассирийскойстолицыНиневии,расска
зыватьоее достопримечательностях;
Объяснять,благодарячемупроизошлоновоевозвышениеВавилона;Пред
ставлять,используяиллюстрации,описаниегородаВавилонавпериодего
расцветаприцареНавуходоносоре.Раскрыватьсмысл
выражения«Вавилонскаябашня»;

Экологическое
воспитание.
Ориентация в
особенностях
ценностей и их
иерархизации
отношений и
взаимодействий, в
системе моральных
норм
Освоение
общекультурного
наследия древних
египтян.
Понимание
культурного
многообразия мира,
уважение к
культуре других
народов.
Демонстрация
примеров красоты
окружающего мира.
Знания об основах
исследовательской
и проектной
деятельности

Устный
опрос;устныйопро
с;тестирование;

/subject/lesson/591/

Устныйопрос;Пись
менныйконтроль;

https://resh.edu.ru/subj Гражданское и
экологическое
ect/lesson/411/

воспитание.
Демонстрация
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и
добросердечности.
Знание о своей
этнической
принадлежности,
уважение к
ценностям семьи,
любовь к природе.
Освоение
общемирового

культурного
наследия.

Объяснять,какприродныеусловиявлиялиназанятиянаселенияВосточногоСре Устныйопрос
диземноморья;
РассказыватьоразвитииремеселиторговливФиникии;Объяснятьзнач
ениепонятий:колония,колонизация,алфавит;
НазыватьипоказыватьнакартедревниегосударстваПалестины;Объяснят
ь,чемизвестенвисториицарьСоломон;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:монотеизм,иудаизм,пророк,Ветхий
завет;

3.3 ВосточноеСре
. диземноморье
в древности

2

3.4 Персидскаядержава
.

2

ПоказыватьнакартетерриториюПерсидскойдержавывпериодеемогущества;
Объяснятьпричины
военныхуспеховперсидскойармии;Характеризоватьсистемууправленияп
ерсидскойдержавой;Рассказыватьорелигиидревнихперсов;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:сатрап,зороастризм,Авеста;

3.5 ДревняяИндия
.

2

РассказыватьоприродныхусловияхДревнейИндии,занятияхнаселения;
Устныйопрос
Рассказыватьодревнейшихиндийскихгородах,используякарту;
;Письменны
Объяснятьзначениепонятийитерминов:арии,раджа,варна,каста,брахман
йконтроль;
,Веды,санскрит;
Характеризоватьверованиядревнихиндийцев,называтьглавныхбогов,почитае
мых виндуизме;
Рассказыватьовозникновениибуддизма,основныхположенияхэтогоучен
ия;
Даватьописаниевнешнеговидаивнутреннегоубранстваиндуистскихибуддийс
киххрамов(наосноветекстаииллюстрацийучебника);
Объяснять,очемповествуютпоэмы«Махабхарата»и«Рамаяна»,чемониинте
ресныдляисториков;

3.6 ДревнийКитай
.

3

Характеризовать,используякарту,природныеусловияДревнегоКитая,ихвлиян Устныйопрос
иеназанятиянаселения;
;Письменны
Рассказыватьохозяйственнойдеятельностидревнихкитайцев,совершенствован йконтроль;
ииорудийихтруда,техническихсооружениях;
ПоказыватьнакартетерриториюимперииЦиньиобъяснятьзначениесоздания
единогогосударства;
ПредставлятьхарактеристикуимператораЦиньШихуандииитоговегодеятельн
ости;
Рассказыватьодостиженияхдревнихкитайцеввразвитииремеселиторговли;
Раскрыватьпричинычастыхвосстаний
населениявДревнемКитае,показывать,чемонизавершались;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:ВеликаяКитайскаястена,Великийш
елковыйпуть,пагода,иероглиф,каллиграфия;РассказыватьобученииКонф
уция,высказыватьсужденияопричинахегопопулярностивДревнемКитаеив
последующиестолетия;Представлять характеристику
достиженийдревних
китайцеввразвитииписьменности,внауке,технике,художественнойкультур

Устныйопрос
;Письменны
йконтроль;

https://resh.edu.ru/search Нравственное
воспитание.
/?

Формирование
уважения к истории
древней Греции
культурным и
историческим
памятникам
греческого народа.
Развивать интерес к
https://resh.edu.ru/subject/ истории Древнего
lesson/7530/start/252723/ мира, к памятникам
античной
литературы,
греческой
цивилизации.
https://resh.edu.ru/subjec Формировать
способности
t/lesson/430/
применять знания о
культуре,
политическом
устройстве обществ
для понимания сути
современных
общественных
явлений, в общении с
другими людьми в
условиях
современного
поликультурного
общества.

https://resh.edu.ru/subjec Формирование
культуры здоровья.
t/lesson/57/

Определять роль
дисциплины в
воспитании и
обучении спартанцев,
определять свое
отношение к
спартанскому
воспитанию.
Демонстрация
примеров
положительного
влияния спорта на
человека.

е(в
формеустныхсообщений,альбомов,презентаций);

Итогопоразделу

20

Раздел4.ДревняяГреция.Эллинизм
4.1. ДревнейшаяГреция

4

Рассказывать,используякарту,оприродныхусловияхДревнейГрециииосно
вныхзанятиях еенаселения;
Объяснять,какиенаходкиархеологовсвидетельствуютосуществован
иидревнихцивилизациинао.Крит,вМикенах;Рассказывать,очемповеств
уютпоэмы«Илиада»и«Одиссея»;
Объяснятьзначениевыражений«Ахиллесовапята»,«Троянскийконь»;

Устныйопрос;
Письменный
контроль

https://resh.edu.ru/subjec Гражданское
воспитание.
t/lesson/47/

Демонстрация
примеров служения
Отечеству,
готовности к его
защите. Демонстраци
я примеров
ответственного,
гражданского
поведения
Формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к
другому человеку,
его мнению,
мировоззрению,
культуре, языку,
вере.

4.2. Греческиеполисы

10

Показыватьнакартекрупнейшиегреческиегородагосударства;Объяснятьзначениепонятий:полис,аристократия,демос,тиран,а
крополь,агора,фаланга,метрополия,колония;
Характеризоватьосновныегруппынаселениягреческогополиса,ихположени
е,отношениеквласти;
Рассказыватьосоставеиорганизацииполисноговойска;Показыватьна
картенаправленияВеликойгреческойколонизации,называтьнаиболеезн
ачительныеколонии,втомчислевСеверномПричерноморье.Рассказыват
ь,какосуществлялосьуправление
греческимиколониями,
вчем
заключалисьихсвязи
сметрополиями;Раскрыватьзначениепонятийитерминов:ареопаг,архонт,
народноесобрание,реформа,остракизм;
ХарактеризоватьосновныеположенияизначениезаконовСолонаирефор
мКлисфена;
Объяснять,почемуполитическоеустройствоДревнихАфинназывается
демократией;
РассказыватьобосновныхгруппахнаселенияСпарты,отом,ктоуправлял
государством;
Раскрыватьзначениепонятийитерминов: олигархия,илоты,
гоплиты;Объяснять,почемуспартанскоевойскосчиталосьсамымсильнымв
Греции;
Составитьсообщениеоспартанскомвоспитании,высказатьсуждениеоегодос
тоинствах инедостатках;
СравниватьустройствоАфинскогоиСпартанскогогосударств,определя
тьосновныеразличия;
РассказыватьопричинахинепосредственномповодедляначалавойнПерс
ии противГреции;
Рассказывать,используякартосхемы,обучастниках,ходеиитогахкрупны
хсраженийгрекоперсидскихвойн(Марафонскаябитва,оборонагрекамиФермопил,сра
жениевСаламинскомпроливе);Систематизироватьинформациюогрек
о-персидскихвойнахвформетаблицы;
Характеризоватьрольконкретныхлюдей—
руководителейполисов,военачальников,воинов
входевоенныхсобытий;
Называтьосновныеитогигреко-персидскихвойн;
Высказыватьсуждениеотом,почемунебольшойгруппегреческихполисо
вудалосьодержатьпобедуввойнахпротивмогущественнойПерсидской
державы;
РаскрыватьпричиныукреплениядемократиивАфинахвпериодгрекоперсидскихвойн;
Объяснять,почемуисторикисвязывалирасцветАфинскогогосударства
сименемПерикла;

Устныйопрос
;Письменны
йконтроль;З
ачет;Тестиро
вание

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/47/

НазыватьосновныеисточникарабствавДревнейГреции,объяснять,поче
мучисленностьрабовзначительновозрославVв.дон.э.;Характеризова
тьусловияжизниитруда
рабоввгреческихполисах;Рассказыватьоразвитииремеслаиторговлив
греческихгородах;Называтьпричины,основныхучастниковиитогиПел
опоннесскойвойны;
Объяснять,вчемпроявилось ослаблениегреческихполисовпосле

4.3 КультураДревнейГ
. реции

3

Называтьглавныхбогов,которымпоклонялисьдревниегреки,распознават Устныйопрос
ьихскульптурныеизображения;
;Письменны
Объяснять,ктотакиетитаныигерои;
йконтроль
Рассказыватьотом,чемуучилидетейвшколахДревнейГреции;Раскрыва
тьзначениепонятийитерминов:гимнасий,Академия,Ликей,философия,л
огика,этика;
Называтьдревнегреческихученых,известныхсвоимитрудамипофилософ
ии,истории,другимотраслямнаук;
Представлятьописаниевнешнеговидаипланировкидревнегреческого
храма (ввидеустноговысказывания,презентации);
Раскрыватьзначениепонятийитерминов: ордер,фронтон,
капитель,кариатида,распознаватьархитектурныеэлементызданийнаиз
ображениях,фотографиях;
Рассказыватьодревнегреческомтеатре,организациипредставлений;Р
ассказыватьобистокахиправилахпроведенияобщегреческихигрвОли
мпии.Объяснять,чтогрекицениливспортивныхсостязаниях,вчемвы
ражалосьихотношениекиграм;

https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7540/start/252909/

4.4 Македонскиезавое
. вания.Эллинизм

3

Объяснять,чтоспособствовалоусилениюМакедониивIVв.дон.э.,какуюро Устныйопрос
;Письменны
ль сыгралвэтомцарьФилиппII;
Рассказывать,какбылаустановленавластьмакедонскогоцарянадгречески йконтроль;
миполисами;
Систематизироватьввидетаблицыинформациюозавоевательныхпох
одахАлександраМакедонского;
Объяснять,вчемсостоялипричинывоенныхпобедАлександраМакедонск
ого;
Представлятьхарактеристику(«историческийпортрет»)АлександраМаке
донского;
Раскрыватьсмыслпонятия«эллинизм»;
Показыватьнакартегосударства,образовавшиесяврезультатераспададерж
авыАлександраМакедонского;
Рассказывать,чемславиласьАлександрияЕгипетская,почемуонасчит
аласькультурнымцентромэллинистическогомира;

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/434/

Итогопоразделу

20

Раздел5.ДревнийРим

Рассказывать,используяисторическуюкарту,оприродныхусловияхАпе
ннинскогополуостроваиплеменах,населявшихеговдревности;Сопоста
влятьинформациюопроисхожденииРима,содержащуюсявлегендеипо
лученнуювходеисследованийисториков;
Раскрыватьзначениепонятий итерминов:патриций,плебей,
республика,консул,народныйтрибун,Сенат,вето,легион,понтифик,авгу
р;
Объяснять,какбылоорганизованоуправлениеРимскойреспубликой(как
имиполномочиямиобладаликонсулы,народныетрибуны,Сенат,народн
оесобрание);
Рассказыватьоборганизацииивооруженииримскойармии,привлекаяилл
юстрации учебника;
Называтьглавныхбоговдревнихримлян,устанавливатьсоответствиери
мскихи греческих богов;
Показыватьнаисторическойкарте,скакимипротивникамивоевалири
мляневборьбезавласть надИталией;
Объяснятьпроисхождениеисмысл выражений «Гуси
Римспасли»,«Пирровапобеда»,«Разделяйивластвуй!»;

Устныйопрос;П
исьменныйкон
троль;

5.2 Римскиезавоеванияв 3
.
Средиземноморье

Представлятьобщую
характеристикуПуническихвойн(причины,хронологическийпериод,участ
ники,наиболеезначительныепоходыисражения,итоги);
Объяснять,благодарячемувошелвисториюГаннибал;
Показыватьнаисторическойкартетерриторииримскихпровинций,объя
снять,какиесовременныегеографическиеназванияберутначалоотназвани
йримскихпровинций;

Устныйопрос;П
исьменныйкон
троль;Тестирова
ние;

5.3 ПоздняяРимскаярес 5
. публика.
Гражданскиевойны

Объяснять, почемупричинойострыхстолкновенийвРимевоIIв.
дон.э.сталвопросопеределе«общественнойземли»;
Раскрыватьзначениепонятийитерминов:«общественнаяземля»,гражданс
каявойна,диктатор,проскрипции,триумвират,вольноотпущенник,гла
диатор;
Характеризоватьцели,содержаниеиитогиреформбратьевГракхов;Анализи
роватьотрывкиизтекстовисториков(извлекатьинформацию,высказывать
оценочныесуждения);
Объяснять,чембыливызваныгражданскиевойнывРиме,какиесилыпротив
остоялидругдругу;
РассказыватьоположениирабоввДревнемРиме;
РассказыватьовосстанииподруководствомСпартака(причины,участ
ники,основныепериодывосстания, итоги);
ПредставлятьхарактеристикуГаяЮлияЦезаря,объяснять,благодаряч
емуон вошел в историю;
Раскрывать,при какихобстоятельствахпоявилисьичто
означаливыражения«Жребийброшен!»,«ПерейтиРубикон»;

Устныйопрос;П
исьменныйкон
троль;Тестиров
ание;Самооценк
асиспользование
м
«Оценочноголис
та»;

5.1 ВозникновениеРи
. мскогогосударства

3

НазыватьглавныхучастниковборьбызавластьпослесмертиЦезаряи
ееитоги;

https://resh.edu.ru/sear Нравственное
воспитание.
ch/?

Формирование
осознанного,
уважительного и
доброжелательного
отношения к другим
народам.
Формирование
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразованию
Развитие морального
сознания и
компетентности в
решении моральных
проблем.
Развитие
эстетического
https://resh.edu.ru/sear сознания

ch/?

https://resh.edu.ru/sear
ch/?

5.4 РасцветипадениеРи
. мскойимперии

6

РассказыватьобустановленииединоличнойвластиОктавианаАвгуст
а;
Представлятьхарактеристикиримскихимператоров,ихправления(Не
рон, Траян,Диоклетиан—повыбору);
ПоказыватьнаисторическойкартетерриториюРимскойимперии,объя
снять,какбылоорганизованоуправлениепровинциями;
Рассказывать,используяиллюстрацииучебника,оповседневнойжизнивст
олицеипровинцияхРимскойимперии;
Сравниватьположениеримскогорабаиколона,объяснять,чемразлича
лись условияихжизниитруда;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:форум,Пантеон,Колизей,акведук
,амфитеатр,термы;
Рассказыватьовозникновенииираспространениихристианства,объяс
нять,чемотличаласьноваярелигияотверованийримлян;Характеризов
атьполитикуримскихимператороввотношениихристиан,объяснять,к
акиприкакихобстоятельствахонабылаизменена;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:Библия,Евангелие,апостол,церк
овь,патриарх,епископ.РассказыватьоразделенииРимскойимпериина
ЗападнуюиВосточную;
Систематизироватьвформетаблицыинформациюонападенияхварва
ров наРим;
Участвоватьвобсуждениивопроса«ПочемупалаЗападнаяРимскаяимпери
я?»;

5.5 КультураДревнего
. Рима

3

Устныйопрос;П
Раскрыватьсмыслпонятия«золотойвекримскойпоэзии»,называтьим
исьменныйкон
енапоэтов золотого века;
РассказыватьоразвитиинаучныхзнанийвДревнемРиме(философия,геогр троль;
афия,история);
Объяснять,какоезначениеипочемупридавалосьвДревнемРимеораторско
му искусству;
СоставлятьописаниеизвестныхархитектурныхсооруженийДревнего
Рима(повыбору);
Сравниватьвнешнийвиддревнегреческихидревнеримскиххрамов.Опреде
лять общиечертыиразличия;
Изучатьиллюстрацииучебника,объяснять,очемрассказывают
римскиескульптурныепортреты;

Итогопоразделу

20

Устныйопрос;П
исьменныйкон
троль;Тестиров
ание;Самооценк
асиспользование
м
«Оценочноголис
та»;

Раздел6.Обобщение
6.1 Историческое
2
. икультурноенаслед
иецивилизацийДрев
негомира

Видыдеятельностипоизученнымразделам;

Письменныйкон
троль;

https://resh.edu.ru/sear
ch/?

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/7551/start/325
120/

Итогопоразделу

2

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧ
АСОВПОПРОГРАММЕ

68

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
ВигасинА.А.,ГодерГ.И.,СвенцицкаяИ.С.;подредакциейИскендероваА.А.Всеобщаяистория.ИсторияДревнегомира.5кл. Издательство«Просвещение»;
Введитесвой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Методическиепособиядляучителя:
Годер Г.И. История Древнего мира 5кл. Методическое пособие.Рабочие тетрадидляучащихся:
ГодерГ.И.РабочаятетрадьпоИсториидревнегомира.5класс
Программа:ВигасинаА.А.,ГодераГ.И.,СвенцицкаяИ.С.«История».5-9кл.,
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Комплект карт по Истории Древнего
мираКомплектсостоитиз15карт:
Эволюция и расселение древнего человека. Древний Египет и Междуречье в 4-2 тыс. до
н.э.Восточное Средиземноморье и Междуречье в 14-6 вв. до н.э. Персидская держава 6-5 вв. до
н.э.Индия и Китай в древности. Крито-Микенская Греция в 13- 10 вв. до н.э. Финикийская и
греческаяколонизация в 8-5 вв. до н.э. Греко-персидские войны (500 г. до н.э. - 479 г. до н.э.)
Древняя Греция в5-4 вв. до н.э. Создание и распад державы Александра Македонского. Рост
территории Римскогогосударствав 4-3вв.дон.э.Пуническиевойны.3-2вв.дон.э.Римскаяреспубликав
1в.до н.э.Рост
Римского государства в 3 в. до н.э. – 2 в. н.э. Великое переселение народов. Гибель Западной
Римскойимперии.
Интерактивныепособия1С-урок-Библиотекаинтерактивныхматериалов
ВигасинА.А.,ГодерГ.И.,СвенцицкаяИ.С.;подредакциейИскендероваА.А.Всеобщаяистория.ИсторияДре
внегомира.5кл. Издательство«Просвещение»;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».