ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ 4 4. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным имировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личностимолодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, ихсоциального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсомсамоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровнясвоейстраныимиравцелом.История даетвозможностьпознанияипониманиячеловекаиобществавсвязипрошлого,настоящегоибудущего. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личностишкольника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров наоснове осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно итворчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальнойпрактике.Даннаяцельпредполагаетформированиеуобучающихсяцелостнойкартиныроссийскойими ровой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого еенарода, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностнойпозициипоотношению кпрошломуинастоящемуОтечества. Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральнымигосударственнымиобразовательнымистандартами(в соответствиисФЗ-273«Обобразовании»). Восновнойшколеключевымизадачамиявляются: — формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,социальной,культурнойсамоовладениезнаниямиобосновныхэтапахразвитиячеловеч ескогообщества,приособомвниманиикместуиролиРоссииво всемирно-историческомпроцессе; — воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,согласияимирамеждулюдьмиинародами,в духедемократическихценностей современногообщества; — развитиеспособностейучащихсяанализироватьсодержащуюсявразличныхисточникахинформаци юособытияхиявленияхпрошлогоинастоящего,рассматриватьсобытия всоответствииспринципомисторизма,вихдинамике,взаимосвязиивзаимообусловленности; — формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной ивнешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном имногоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» вобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основныеобщеобразовательныепрограммы//Преподаваниеисториииобществознаниявшколе.—2020.— №8.—С.7—8). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Введение Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные)историческиедисциплины.Историческаяхронология(счетлет«дон.э.»и«н. э.»).Историческаякарта. ПЕРВОБЫТНОСТЬ Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятияпервобытныхлюдей.Овладениеогнем.Появлениечеловекаразумного.Охотаисобирательство.Присваив ающее хозяйство.Род иродовыеотношения. Древнейшиеземледельцыискотоводы:трудоваядеятельность,изобретения.Появлениеремесел.Производящее хозяйство.Развитиеобменаиторговли.Переходотродовойксоседскойобщине. Появлениезнати.Представленияобокружающем мире,верованияпервобытныхлюдей. Искусство первобытныхлюдей. Разложениепервобытнообщинныхотношений.Напорогецивилизации. ДРЕВНИЙМИР ПонятиеихронологическиерамкиисторииДревнегомира.КартаДревнегомира. ДревнийВосток Понятие«ДревнийВосток».КартаДревневосточногомира. ДревнийЕгипет Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственнойвласти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение иповинностинаселения.Развитиеземледелия,скотоводства,ремесел.Рабы. ОтношенияЕгиптассоседниминародами.Египетскоевойско. Завоевательныепоходыфараонов;ТутмосIII.МогуществоЕгиптаприРамсесеII. Религиозныеверованияегиптян.Боги ДревнегоЕгипта.Храмыижрецы.Пирамидыигробницы.ФараонреформаторЭхнатон.Познаниядревнихегиптян(астрономия,математика,медицина). Письменность(иероглифы,папирус).ОткрытиеЖ.Ф.Шампольона.ИскусствоДревнегоЕгипта(архитектура,рель ефы,фрески). ДревниецивилизацииМесопотамии Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие городагосударства.Создание единого государства.Письменность.Мифыисказания. ДревнийВавилон.ЦарьХаммурапииегозаконы. Ассирия.Завоеванияассирийцев.Созданиесильнойдержавы.КультурныесокровищаНиневии.Гибельимперии . УсилениеНововавилонскогоцарства.ЛегендарныепамятникигородаВавилона. ВосточноеСредиземноморьевдревности Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной иморскойторговли.Городагосударства.Финикийскаяколонизация.Финикийскийалфавит.Палестинаиеенаселение.ВозникновениеИзраильс когогосударства. ЦарьСоломон. Религиозныеверования. Ветхозаветныепредания. Персидскаядержава Завоеванияперсов.ГосударствоАхеменидов.Великиецари:КирIIВеликий,ДарийI.Расширение территориидержавы.Государственноеустройство.Центрисатрапии,управлениеимперией.Религияперсов. ДревняяИндия Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. ПриходариеввСевернуюИндию. ДержаваМаурьев.ГосударствоГуптов.Общественноеустройство,варны.Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространениебуддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура,научное познание). Древний Китай Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.Древнейшие царства. Создание объединенной империи. ЦиньШихуанди. Возведение ВеликойКитайскойстены.Правлениединастии Хань.Жизньвимперии:правителииподданные,положение различныхгруппнаселения.Развитиеремесели торговли.Великийшелковый путь.Религиознофилософскиеучения.Конфуций.Научныезнанияиизобретениядревнихкитайцев.Храмы. Древняя Греция. ЭллинизмДревнейшая Греция ПриродныеусловияДревнейГреции.Занятиянаселения.ДревнейшиегосударстванаКрите.РасцветигибельМи нойскойцивилизации.ГосударстваАхейскойГреции(Микены,Тиринф). Троянскаявойна.Вторжениедорийскихплемен.ПоэмыГомера«Илиада»,«Одиссея». Греческиеполисы Подъемхозяйственнойжизнипосле«темныхвеков». Развитиеземледелияиремесла. Становлениеполисов,ихполитическоеустройство.Аристократия и демос.Великая греческая колонизация. Метрополиииколонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта:основныегруппынаселения,политическоеустройство.Организациявоенного дела.Спартанскоевоспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, еезначение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персамиАттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидскихвойн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитиерабовладения.Пелопоннесская война:причины,участники,итоги.УпадокЭллады. КультураДревнейГреции Религиядревнихгреков;пантеон богов.Храмыижрецы.Развитиенаук.Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневнаяжизньибытдревнихгреков.Досуг (театр, спортивныесостязания).ОбщегреческиеигрывОлимпии. Македонскиезавоевания.Эллинизм Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами.Коринфскийсоюз.АлександрМакедонскийиегозавоеваниянаВостоке.РаспаддержавыАлександраМакед онского.ЭллинистическиегосударстваВостока.Культура эллинистического мира. АлександрияЕгипетская. ДревнийРим ВозникновениеРимскогогосударства ПриродаинаселениеАпеннинскогополуостровавдревности.Этрусскиегорода-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан.Патрициии плебеи.Управлениеизаконы.Римскоевойско.Верованиядревнихримлян.Боги.Жрецы.Завоевание РимомИталии. РимскиезавоеваниявСредиземноморье ВойныРимасКарфагеном.Ганнибал;битваприКаннах.ПоражениеКарфагена.Установлениегосподства РимавСредиземноморье.Римскиепровинции. ПоздняяРимскаяреспублика.Гражданскиевойны Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. ДеятельностьбратьевГракхов:проектыреформ,мероприятия,итоги.ГражданскаявойнаиустановлениедиктатурыСу ллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай ЮлийЦезарь: путьквласти,диктатура.БорьбамеждунаследникамиЦезаря.ПобедаОктавиана. Расцвет ипадениеРимскойимперии Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели иправители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь встолице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I,переносстолицывКонстантинополь.РазделениеРимскойимпериинаЗападнуюиВосточнуючасти. НачалоВеликогопереселениянародов.Римиварвары.ПадениеЗападнойРимскойимперии. КультураДревнегоРима Римскаялитература,золотойвекпоэзии.Ораторскоеискусство;Цицерон.Развитиенаук.Римскиеисторики.Иску сствоДревнегоРима:архитектура,скульптура.Пантеон. Обобщение ИсторическоеикультурноенаследиецивилизацийДревнегомира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучениеисториив5классенаправленонадостижениеобучающимисяличностных,метапредметныхипредметн ыхрезультатовосвоенияучебногопредмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Кважнейшимличностнымрезультатамизученияисториивосновнойобщеобразовательнойшколев соответствии стребованиямиФГОСООО(2021)относятсяследующиеубежденияикачества: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности вполикультурномимногоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюродногоязыка,истории,к ультурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевымподвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственнымпраздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,проживающихвроднойстране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданскогослужения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых формэкстремизма,дискриминации;неприятиедействий,наносящихущербсоциальнойиприроднойсреде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностяхнародовРоссии;ориентациянаморальныеценностиинормы современногороссийскогообществавситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а такжеповедение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознанияпоследствийпоступков;активное неприятиеасоциальныхпоступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитиичеловека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений;овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование исохранениеинтересакистории какважнойсоставляющейсовременногообщественногосознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны имира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средствакоммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этническихкультурныхтрадицийи народноготворчества;уважениеккультуресвоегоидругихнародов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни инеобходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление обидеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (вантичноммире,эпохуВозрождения)ивсовременную эпоху; в сферетрудового воспитания:пониманиенаосновезнания историизначения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразиисуществовавшихв прошломисовременныхпрофессий;уважениектрудуи результатам трудовойдеятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,построение индивидуальнойтраекторииобразованияижизненныхпланов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей сприроднойсредой;осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемсовременногомираинеобходимост и защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вредокружающейсреде;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологической направленности. в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления обизменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новымжизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа наприродные исоциальныевызовы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующихкачествахидействиях. Всфереуниверсальныхучебныхпознавательныхдействий: владениебазовымилогическимидействиями:систематизироватьиобобщатьисторическиефакты(вформе таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;формулироватьиобосновыватьвыводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечатьпуть ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать ианализироватьисторическиефакты,осуществлятьреконструкциюисторическихсобытий;соотноситьполученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученногорезультата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,презентация,реферат,учебныйпроектидр.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации(учебник,текстыисторическихисточников,научно-популярнаялитература,интернет-ресурсыидр.) —извлекатьинформациюизисточника;различатьвидыисточниковисторическойинформации;высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,предложеннымучителемилисформулированнымсамостоятельно). В сфереуниверсальныхучебныхкоммуникативныхдействий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах исовременноммире;участвоватьвобсуждениисобытийиличностейпрошлого,раскрыватьразличиеисходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устномвысказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальномокружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значениесовместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать иосуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — нарегиональномматериале;определять своеучастиевобщейработе икоординироватьсвоидействия сдругимичленами команды;оцениватьполученныерезультатыисвойвкладвобщуюработу. В сфереуниверсальныхучебныхрегулятивныхдействий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,требующейрешения;составление плана действийиопределение способарешения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценкиполученныхрезультатов;способностьвноситькоррективывсвоюработусучетомустановленныхоши бок,возникшихтрудностей. В сфереэмоциональногоинтеллекта,пониманиясебяидругих: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;ставитьсебянаместо другого человека,пониматьмотивыдействийдругого(висторических ситуацияхи окружающей действительности); регулироватьспособвыражениясвоихэмоцийсучетом позицийимненийдругихучастниковобщения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Знаниехронологии,работасхронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);называтьдатыважнейшихсобытийисторииДревнегомира;податеустанавливатьпринадлежность событияквеку, тысячелетию; определятьдлительностьипоследовательностьсобытий,периодовисторииДревнегомира,вестисчетлетдонаше йэрыинашейэры. 2. Знаниеисторическихфактов,работасфактами: указывать(называть)место,обстоятельства,участников,результатыважнейшихсобытийисторииДревнегомир а; группировать,систематизироватьфактыпозаданномупризнаку. 3. Работасисторическойкартой: находитьипоказыватьнаисторическойкартеприродныеиисторическиеобъекты(расселениечеловеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейшихцивилизацийигосударств,меставажнейшихисторическихсобытий),используялегендукарты; устанавливатьнаосновекартографическихсведенийсвязьмеждуусловиямисредыобитаниялюдейиихзанятиями. 4. Работасисторическимиисточниками: называтьиразличатьосновныетипыисторическихисточников(письменные,визуальные,вещественные),приво дитьпримерыисточниковразныхтипов; различатьпамятникикультурыизучаемойэпохииисточники,созданныевпоследующиеэпохи,приводитьприме ры; извлекатьизписьменногоисточникаисторическиефакты(имена,названиясобытий,датыидр.);находитьввизу альныхпамятникахизучаемойэпохиключевыезнаки,символы;раскрыватьсмысл(главнуюидею)высказывания ,изображения. 5. Историческоеописание(реконструкция): характеризоватьусловияжизнилюдейвдревности; рассказыватьозначительныхсобытияхдревнейистории,ихучастниках; рассказыватьобисторическихличностяхДревнегомира(ключевыхмоментахихбиографии,роливисторическихсоб ытиях); даватькраткоеописаниепамятниковкультурыэпохипервобытностиидревнейшихцивилизаций. 6. Анализ,объяснениеисторическихсобытий,явлений: раскрыватьсущественныечерты:а)государственногоустройствадревнихобществ;б)положенияосновныхгруп пнаселения;в)религиозныхверованийлюдейвдревности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты;иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;объяснятьпричиныиследствияважнейшихсобытийдревнейистории. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболеезначимымсобытиямиличностямпрошлого: излагатьоценкинаиболеезначительныхсобытийиличностейдревнейистории,приводимыевучебнойлитератур е; высказыватьнауровнеэмоциональныхоценокотношениекпоступкам людейпрошлого,кпамятникамкультуры. 8. Применениеисторическихзнаний: раскрыватьзначениепамятниковдревнейисторииикультуры,необходимостьсохраненияихвсовременноммире ; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе спривлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения,альбома, ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № Наименованиеразде п/ ловитемпрограмм п ы Количе Датаизучения ствочас ов факт всего план Видыдеятельности Виды,формыконт Электронные(цифров Основные роля ые)образовательныере направления воспитательной сурсы деятельности 1.1 Введение . 2 Объяснятьзначениетерминов:история,хронология,археология,этнография, Самооценкасиспо нумизматика; льзованием «Оценочноголист а»; https://multiurok.ru/ Итогопоразделу 2 2.1 Первобытность . 4 Показыватьнакартеместарасселениядревнейшихлюдей,известныеисторика Устныйопрос;Тест ирование; м; Рассказыватьозанятияхпервобытныхлюдей; Распознаватьизображенияорудийтрудаиохотыпервобытныхлюдей;Об ъяснять,какоезначениедлядревнейшихлюдейимелоовладениеогнем,к акегодобывалииподдерживали; Рассказывать,гдебылинайденырисункипервобытныхлюдей,очемучен ыеузналиизэтихрисунков; Объяснять,чему,какимсилампоклонялисьдревнейшиелюди;Раскры ватьзначениепонятий:присваивающеехозяйство,язычество,миф; Характеризоватьзначениеосвоениядревнимилюдьмиземледелияискотовод ства; Распознавать(наизображениях,макетах)орудиятрудадревнихземледельцев ,ремесленников; Даватьопределениепонятий:присваивающеехозяйство,производящее хозяйство,род,племя; Рассказыватьоважнейшихремеслах,изобретенныхдревнимилюдьми; Рассказывать,какпроизошлооткрытиелюдьмиметаллов,какоезначени еэтоимело; Объяснять,вчемсостоялипредпосылкиипоследствияразвитияобменаиторг овливпервобытномобществе; Раскрыватьзначениепонятийитерминов:родоваяобщина,соседскаяобщина, вождь,старейшина,знать; Называтьпризнаки,покоторымисторикисудятопоявлении цивилизации; https://multiurok.ru/ Итогопоразделу 4 Гражданское воспитание. Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. 3.1 ДревнийЕгипет . 7 3.2 Древниецивилизаци . иМесопотамии 4 Рассказыватьсиспользованиемисторическойкартыоприродныхуслов иях Египта,ихвлиянииназанятиянаселения; Объяснять,чтоспособствоваловозникновениювЕгиптесильнойгосударств еннойвласти; Рассказывать,какпроизошлообъединениеЕгипта,раскрыватьзначени еэтого событие; Объяснятьсмыслпонятийитерминов:фараон,жрец; Даватьописаниеусловийжизниизанятийдревнихегиптян,используяживоп исныеискульптурныеизображения; ХарактеризоватьположениеосновныхгруппнаселенияДревнегоЕгипт а(вельможи,чиновники,жрецы,земледельцы,ремесленники);Показыв атьнакартеосновныенаправлениязавоевательныхпоходовфараонов Египта; Рассказыватьоборганизацииивооруженииегипетскоговойска;Объяс нять,чемпрославилсяфараонРамсесII; Рассказывать,какимбогампоклонялисьдревниеегиптяне;Представ лятьописаниевнешнеговидаивнутреннегоустройстваегипетскиххрам ов,пирамид(наосновефотографий,иллюстраций);Излагатьсюжетмиф аобОсирисе,объяснять, вчемзаключаласьегоглавнаяидея; Рассказывать, чемизвестенвегипетскойисториифараонЭхнатон;Рассказывать,вкаки хобластяхзнанийдревниеегиптянедостиглизначительныхуспехов; Характеризоватьписьменностьдревнихегиптян(особенностиписьма,матер иалдляписьма); Объяснять,вчемсостоялвкладЖ.Ф.ШампольонавизучениеисторииД ревнего Египта; Объяснятьзначениепонятийитерминов:пирамида,сфинкс,рельеф, фреска; Рассказывать,используякарту,оприродныхусловияхМесопотамииизаняти яхжившихтамвдревностилюдей; Называтьипоказыватьнакартедревнейшиегорода-государства Месопотамии; Объяснятьзначениепонятийитерминов:клинопись,эпос,зиккурат;Показыв атьнакартерасположениедревнегоВавилонскогоцарства;Рассказывать,чем известенвисториивавилонскийцарьХаммурапи;Объяснять, вчемзаключаетсяценностьзаконовкакисторическогоисточника; ПоказыватьнакартетерриториюАссирийскойдержавы.Рассказыватьобо рганизацииассирийского войска; Объяснять,какассирийскиецариуправлялисвоейдержавой;Представлят ь,используяиллюстрации,описаниеассирийскойстолицыНиневии,расска зыватьоее достопримечательностях; Объяснять,благодарячемупроизошлоновоевозвышениеВавилона;Пред ставлять,используяиллюстрации,описаниегородаВавилонавпериодего расцветаприцареНавуходоносоре.Раскрыватьсмысл выражения«Вавилонскаябашня»; Экологическое воспитание. Ориентация в особенностях ценностей и их иерархизации отношений и взаимодействий, в системе моральных норм Освоение общекультурного наследия древних египтян. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. Демонстрация примеров красоты окружающего мира. Знания об основах исследовательской и проектной деятельности Устный опрос;устныйопро с;тестирование; /subject/lesson/591/ Устныйопрос;Пись менныйконтроль; https://resh.edu.ru/subj Гражданское и экологическое ect/lesson/411/ воспитание. Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Освоение общемирового культурного наследия. Объяснять,какприродныеусловиявлиялиназанятиянаселенияВосточногоСре Устныйопрос диземноморья; РассказыватьоразвитииремеселиторговливФиникии;Объяснятьзнач ениепонятий:колония,колонизация,алфавит; НазыватьипоказыватьнакартедревниегосударстваПалестины;Объяснят ь,чемизвестенвисториицарьСоломон; Объяснятьзначениепонятийитерминов:монотеизм,иудаизм,пророк,Ветхий завет; 3.3 ВосточноеСре . диземноморье в древности 2 3.4 Персидскаядержава . 2 ПоказыватьнакартетерриториюПерсидскойдержавывпериодеемогущества; Объяснятьпричины военныхуспеховперсидскойармии;Характеризоватьсистемууправленияп ерсидскойдержавой;Рассказыватьорелигиидревнихперсов; Объяснятьзначениепонятийитерминов:сатрап,зороастризм,Авеста; 3.5 ДревняяИндия . 2 РассказыватьоприродныхусловияхДревнейИндии,занятияхнаселения; Устныйопрос Рассказыватьодревнейшихиндийскихгородах,используякарту; ;Письменны Объяснятьзначениепонятийитерминов:арии,раджа,варна,каста,брахман йконтроль; ,Веды,санскрит; Характеризоватьверованиядревнихиндийцев,называтьглавныхбогов,почитае мых виндуизме; Рассказыватьовозникновениибуддизма,основныхположенияхэтогоучен ия; Даватьописаниевнешнеговидаивнутреннегоубранстваиндуистскихибуддийс киххрамов(наосноветекстаииллюстрацийучебника); Объяснять,очемповествуютпоэмы«Махабхарата»и«Рамаяна»,чемониинте ресныдляисториков; 3.6 ДревнийКитай . 3 Характеризовать,используякарту,природныеусловияДревнегоКитая,ихвлиян Устныйопрос иеназанятиянаселения; ;Письменны Рассказыватьохозяйственнойдеятельностидревнихкитайцев,совершенствован йконтроль; ииорудийихтруда,техническихсооружениях; ПоказыватьнакартетерриториюимперииЦиньиобъяснятьзначениесоздания единогогосударства; ПредставлятьхарактеристикуимператораЦиньШихуандииитоговегодеятельн ости; Рассказыватьодостиженияхдревнихкитайцеввразвитииремеселиторговли; Раскрыватьпричинычастыхвосстаний населениявДревнемКитае,показывать,чемонизавершались; Объяснятьзначениепонятийитерминов:ВеликаяКитайскаястена,Великийш елковыйпуть,пагода,иероглиф,каллиграфия;РассказыватьобученииКонф уция,высказыватьсужденияопричинахегопопулярностивДревнемКитаеив последующиестолетия;Представлять характеристику достиженийдревних китайцеввразвитииписьменности,внауке,технике,художественнойкультур Устныйопрос ;Письменны йконтроль; https://resh.edu.ru/search Нравственное воспитание. /? Формирование уважения к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа. Развивать интерес к https://resh.edu.ru/subject/ истории Древнего lesson/7530/start/252723/ мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. https://resh.edu.ru/subjec Формировать способности t/lesson/430/ применять знания о культуре, политическом устройстве обществ для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. https://resh.edu.ru/subjec Формирование культуры здоровья. t/lesson/57/ Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию. Демонстрация примеров положительного влияния спорта на человека. е(в формеустныхсообщений,альбомов,презентаций); Итогопоразделу 20 Раздел4.ДревняяГреция.Эллинизм 4.1. ДревнейшаяГреция 4 Рассказывать,используякарту,оприродныхусловияхДревнейГрециииосно вныхзанятиях еенаселения; Объяснять,какиенаходкиархеологовсвидетельствуютосуществован иидревнихцивилизациинао.Крит,вМикенах;Рассказывать,очемповеств уютпоэмы«Илиада»и«Одиссея»; Объяснятьзначениевыражений«Ахиллесовапята»,«Троянскийконь»; Устныйопрос; Письменный контроль https://resh.edu.ru/subjec Гражданское воспитание. t/lesson/47/ Демонстрация примеров служения Отечеству, готовности к его защите. Демонстраци я примеров ответственного, гражданского поведения Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. 4.2. Греческиеполисы 10 Показыватьнакартекрупнейшиегреческиегородагосударства;Объяснятьзначениепонятий:полис,аристократия,демос,тиран,а крополь,агора,фаланга,метрополия,колония; Характеризоватьосновныегруппынаселениягреческогополиса,ихположени е,отношениеквласти; Рассказыватьосоставеиорганизацииполисноговойска;Показыватьна картенаправленияВеликойгреческойколонизации,называтьнаиболеезн ачительныеколонии,втомчислевСеверномПричерноморье.Рассказыват ь,какосуществлялосьуправление греческимиколониями, вчем заключалисьихсвязи сметрополиями;Раскрыватьзначениепонятийитерминов:ареопаг,архонт, народноесобрание,реформа,остракизм; ХарактеризоватьосновныеположенияизначениезаконовСолонаирефор мКлисфена; Объяснять,почемуполитическоеустройствоДревнихАфинназывается демократией; РассказыватьобосновныхгруппахнаселенияСпарты,отом,ктоуправлял государством; Раскрыватьзначениепонятийитерминов: олигархия,илоты, гоплиты;Объяснять,почемуспартанскоевойскосчиталосьсамымсильнымв Греции; Составитьсообщениеоспартанскомвоспитании,высказатьсуждениеоегодос тоинствах инедостатках; СравниватьустройствоАфинскогоиСпартанскогогосударств,определя тьосновныеразличия; РассказыватьопричинахинепосредственномповодедляначалавойнПерс ии противГреции; Рассказывать,используякартосхемы,обучастниках,ходеиитогахкрупны хсраженийгрекоперсидскихвойн(Марафонскаябитва,оборонагрекамиФермопил,сра жениевСаламинскомпроливе);Систематизироватьинформациюогрек о-персидскихвойнахвформетаблицы; Характеризоватьрольконкретныхлюдей— руководителейполисов,военачальников,воинов входевоенныхсобытий; Называтьосновныеитогигреко-персидскихвойн; Высказыватьсуждениеотом,почемунебольшойгруппегреческихполисо вудалосьодержатьпобедуввойнахпротивмогущественнойПерсидской державы; РаскрыватьпричиныукреплениядемократиивАфинахвпериодгрекоперсидскихвойн; Объяснять,почемуисторикисвязывалирасцветАфинскогогосударства сименемПерикла; Устныйопрос ;Письменны йконтроль;З ачет;Тестиро вание https://resh.edu.ru/subject/ lesson/47/ НазыватьосновныеисточникарабствавДревнейГреции,объяснять,поче мучисленностьрабовзначительновозрославVв.дон.э.;Характеризова тьусловияжизниитруда рабоввгреческихполисах;Рассказыватьоразвитииремеслаиторговлив греческихгородах;Называтьпричины,основныхучастниковиитогиПел опоннесскойвойны; Объяснять,вчемпроявилось ослаблениегреческихполисовпосле 4.3 КультураДревнейГ . реции 3 Называтьглавныхбогов,которымпоклонялисьдревниегреки,распознават Устныйопрос ьихскульптурныеизображения; ;Письменны Объяснять,ктотакиетитаныигерои; йконтроль Рассказыватьотом,чемуучилидетейвшколахДревнейГреции;Раскрыва тьзначениепонятийитерминов:гимнасий,Академия,Ликей,философия,л огика,этика; Называтьдревнегреческихученых,известныхсвоимитрудамипофилософ ии,истории,другимотраслямнаук; Представлятьописаниевнешнеговидаипланировкидревнегреческого храма (ввидеустноговысказывания,презентации); Раскрыватьзначениепонятийитерминов: ордер,фронтон, капитель,кариатида,распознаватьархитектурныеэлементызданийнаиз ображениях,фотографиях; Рассказыватьодревнегреческомтеатре,организациипредставлений;Р ассказыватьобистокахиправилахпроведенияобщегреческихигрвОли мпии.Объяснять,чтогрекицениливспортивныхсостязаниях,вчемвы ражалосьихотношениекиграм; https://resh.edu.ru/subject/l esson/7540/start/252909/ 4.4 Македонскиезавое . вания.Эллинизм 3 Объяснять,чтоспособствовалоусилениюМакедониивIVв.дон.э.,какуюро Устныйопрос ;Письменны ль сыгралвэтомцарьФилиппII; Рассказывать,какбылаустановленавластьмакедонскогоцарянадгречески йконтроль; миполисами; Систематизироватьввидетаблицыинформациюозавоевательныхпох одахАлександраМакедонского; Объяснять,вчемсостоялипричинывоенныхпобедАлександраМакедонск ого; Представлятьхарактеристику(«историческийпортрет»)АлександраМаке донского; Раскрыватьсмыслпонятия«эллинизм»; Показыватьнакартегосударства,образовавшиесяврезультатераспададерж авыАлександраМакедонского; Рассказывать,чемславиласьАлександрияЕгипетская,почемуонасчит аласькультурнымцентромэллинистическогомира; https://resh.edu.ru/subject/ lesson/434/ Итогопоразделу 20 Раздел5.ДревнийРим Рассказывать,используяисторическуюкарту,оприродныхусловияхАпе ннинскогополуостроваиплеменах,населявшихеговдревности;Сопоста влятьинформациюопроисхожденииРима,содержащуюсявлегендеипо лученнуювходеисследованийисториков; Раскрыватьзначениепонятий итерминов:патриций,плебей, республика,консул,народныйтрибун,Сенат,вето,легион,понтифик,авгу р; Объяснять,какбылоорганизованоуправлениеРимскойреспубликой(как имиполномочиямиобладаликонсулы,народныетрибуны,Сенат,народн оесобрание); Рассказыватьоборганизацииивооруженииримскойармии,привлекаяилл юстрации учебника; Называтьглавныхбоговдревнихримлян,устанавливатьсоответствиери мскихи греческих богов; Показыватьнаисторическойкарте,скакимипротивникамивоевалири мляневборьбезавласть надИталией; Объяснятьпроисхождениеисмысл выражений «Гуси Римспасли»,«Пирровапобеда»,«Разделяйивластвуй!»; Устныйопрос;П исьменныйкон троль; 5.2 Римскиезавоеванияв 3 . Средиземноморье Представлятьобщую характеристикуПуническихвойн(причины,хронологическийпериод,участ ники,наиболеезначительныепоходыисражения,итоги); Объяснять,благодарячемувошелвисториюГаннибал; Показыватьнаисторическойкартетерриторииримскихпровинций,объя снять,какиесовременныегеографическиеназванияберутначалоотназвани йримскихпровинций; Устныйопрос;П исьменныйкон троль;Тестирова ние; 5.3 ПоздняяРимскаярес 5 . публика. Гражданскиевойны Объяснять, почемупричинойострыхстолкновенийвРимевоIIв. дон.э.сталвопросопеределе«общественнойземли»; Раскрыватьзначениепонятийитерминов:«общественнаяземля»,гражданс каявойна,диктатор,проскрипции,триумвират,вольноотпущенник,гла диатор; Характеризоватьцели,содержаниеиитогиреформбратьевГракхов;Анализи роватьотрывкиизтекстовисториков(извлекатьинформацию,высказывать оценочныесуждения); Объяснять,чембыливызваныгражданскиевойнывРиме,какиесилыпротив остоялидругдругу; РассказыватьоположениирабоввДревнемРиме; РассказыватьовосстанииподруководствомСпартака(причины,участ ники,основныепериодывосстания, итоги); ПредставлятьхарактеристикуГаяЮлияЦезаря,объяснять,благодаряч емуон вошел в историю; Раскрывать,при какихобстоятельствахпоявилисьичто означаливыражения«Жребийброшен!»,«ПерейтиРубикон»; Устныйопрос;П исьменныйкон троль;Тестиров ание;Самооценк асиспользование м «Оценочноголис та»; 5.1 ВозникновениеРи . мскогогосударства 3 НазыватьглавныхучастниковборьбызавластьпослесмертиЦезаряи ееитоги; https://resh.edu.ru/sear Нравственное воспитание. ch/? Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем. Развитие эстетического https://resh.edu.ru/sear сознания ch/? https://resh.edu.ru/sear ch/? 5.4 РасцветипадениеРи . мскойимперии 6 РассказыватьобустановленииединоличнойвластиОктавианаАвгуст а; Представлятьхарактеристикиримскихимператоров,ихправления(Не рон, Траян,Диоклетиан—повыбору); ПоказыватьнаисторическойкартетерриториюРимскойимперии,объя снять,какбылоорганизованоуправлениепровинциями; Рассказывать,используяиллюстрацииучебника,оповседневнойжизнивст олицеипровинцияхРимскойимперии; Сравниватьположениеримскогорабаиколона,объяснять,чемразлича лись условияихжизниитруда; Объяснятьзначениепонятийитерминов:форум,Пантеон,Колизей,акведук ,амфитеатр,термы; Рассказыватьовозникновенииираспространениихристианства,объяс нять,чемотличаласьноваярелигияотверованийримлян;Характеризов атьполитикуримскихимператороввотношениихристиан,объяснять,к акиприкакихобстоятельствахонабылаизменена; Объяснятьзначениепонятийитерминов:Библия,Евангелие,апостол,церк овь,патриарх,епископ.РассказыватьоразделенииРимскойимпериина ЗападнуюиВосточную; Систематизироватьвформетаблицыинформациюонападенияхварва ров наРим; Участвоватьвобсуждениивопроса«ПочемупалаЗападнаяРимскаяимпери я?»; 5.5 КультураДревнего . Рима 3 Устныйопрос;П Раскрыватьсмыслпонятия«золотойвекримскойпоэзии»,называтьим исьменныйкон енапоэтов золотого века; РассказыватьоразвитиинаучныхзнанийвДревнемРиме(философия,геогр троль; афия,история); Объяснять,какоезначениеипочемупридавалосьвДревнемРимеораторско му искусству; СоставлятьописаниеизвестныхархитектурныхсооруженийДревнего Рима(повыбору); Сравниватьвнешнийвиддревнегреческихидревнеримскиххрамов.Опреде лять общиечертыиразличия; Изучатьиллюстрацииучебника,объяснять,очемрассказывают римскиескульптурныепортреты; Итогопоразделу 20 Устныйопрос;П исьменныйкон троль;Тестиров ание;Самооценк асиспользование м «Оценочноголис та»; Раздел6.Обобщение 6.1 Историческое 2 . икультурноенаслед иецивилизацийДрев негомира Видыдеятельностипоизученнымразделам; Письменныйкон троль; https://resh.edu.ru/sear ch/? https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/7551/start/325 120/ Итогопоразделу 2 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧ АСОВПОПРОГРАММЕ 68 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА ВигасинА.А.,ГодерГ.И.,СвенцицкаяИ.С.;подредакциейИскендероваА.А.Всеобщаяистория.ИсторияДревнегомира.5кл. Издательство«Просвещение»; Введитесвой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ Методическиепособиядляучителя: Годер Г.И. История Древнего мира 5кл. Методическое пособие.Рабочие тетрадидляучащихся: ГодерГ.И.РабочаятетрадьпоИсториидревнегомира.5класс Программа:ВигасинаА.А.,ГодераГ.И.,СвенцицкаяИ.С.«История».5-9кл., ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ Комплект карт по Истории Древнего мираКомплектсостоитиз15карт: Эволюция и расселение древнего человека. Древний Египет и Междуречье в 4-2 тыс. до н.э.Восточное Средиземноморье и Междуречье в 14-6 вв. до н.э. Персидская держава 6-5 вв. до н.э.Индия и Китай в древности. Крито-Микенская Греция в 13- 10 вв. до н.э. Финикийская и греческаяколонизация в 8-5 вв. до н.э. Греко-персидские войны (500 г. до н.э. - 479 г. до н.э.) Древняя Греция в5-4 вв. до н.э. Создание и распад державы Александра Македонского. Рост территории Римскогогосударствав 4-3вв.дон.э.Пуническиевойны.3-2вв.дон.э.Римскаяреспубликав 1в.до н.э.Рост Римского государства в 3 в. до н.э. – 2 в. н.э. Великое переселение народов. Гибель Западной Римскойимперии. Интерактивныепособия1С-урок-Библиотекаинтерактивныхматериалов ВигасинА.А.,ГодерГ.И.,СвенцицкаяИ.С.;подредакциейИскендероваА.А.Всеобщаяистория.ИсторияДре внегомира.5кл. Издательство«Просвещение»;