Рабочая программа по музыке 5-8 классы ФГОС 3 поколения

1.Пояснительная записка:

- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской
Федерации «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки образования
РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с требованиями Основной образовательной программы основного общего
образования, утвержденной приказом директора от
№
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Музыка» является УМК (Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2015;
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка.
6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.,
«Просвещение», 2016.; Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. 7 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. М., «Просвещение», 2017; Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская., И.Э Кашекова. Музыка. 8 класс. Учебник
для общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2017; Г..П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Место предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Музыка» обязательной частью учебного плана предусмотрен 1 час в неделю,
35 часов в год, в 5-8 классах - 140 часов в год.
Цели, задачи (в соответствии с ФГОС)
Изучение музыки в средней школе направлено на достижение следующих целей:
-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира,
классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного
отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и
творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств
и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и
жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с
применением информационно-коммуникационных технологий).
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное
и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав
предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной
культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,
самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления,
фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность
(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие
творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино,
литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого
интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному
наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как
живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями
музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
3. Содержание учебного предмета, курса
Программа для 5 класса состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное
искусство».
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (16 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие
жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности
программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых
получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах
которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания,
рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы
искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка
русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого
из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и
вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный
театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм
музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и
специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (19 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех
искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с
такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного
искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее
зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем
воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и
приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события,

картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки
разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в
музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и
изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении
музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в
музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи.
Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования
и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Программа для 6 класса состоит из двух разделов: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»,
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
Тема года: “Удивительный мир музыкальных образов”
Тема 1 полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Лирические, драматические, героические образы. Ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического
текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов.
Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и
гомофония.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Тема 2 полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий
человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных
образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и
построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких
музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия,
музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и
изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Не программная музыка и ее жанры:
инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет,
концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Программа для 7 класса состоит из двух разделов: «Особенности драматургии сценической музыки»,
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Тема года: «Классика и современность. Особенности музыкальной драматургии»
Тема 1 полугодия : «Особенности драматургии сценической музыки»(16)

Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия –
Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным
искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера:
увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в
драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания
музыкальных образов.
Тема 2 полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»(19 )
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно –
симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития
музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого,
воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации.
Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных
форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров,
но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики
инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его
частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу
сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций,
тем, эпизодов.
Программа для 8 класса состоит их двух разделов:
I раздел: Жанровое разнообразие музыки (16ч)

№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Основные виды музыкального искусства
Взаимодействие песенности, танцевальности,
маршевости
Песня, как самый демократический жанр музыкального
искусства.
Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской
музыке разных эпох
Кристаллизация интонаций песни
Танец и его значение в жизни человека
Интонации и ритмы марша, потупи, движения как
символы определенных жизненных ситуаций

Кол-во часов
2
2
2
2
3
3
2

II раздел: Музыкальный стиль—камертон эпохи.(18ч)

№ п\п
8
19
10
11
12

Тема
Основные стилистические течения и направления в
музыкальном искусстве прошлого и настоящего
Исполнительский стиль
Творчество отдельных композиторов
Направления современной популярной музыки
Обобщающий урок

Кол-во часов
4
3
3
7
1

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечить учащимся
возможность:
иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях
музыкального языка и муз. драматургии;
определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных
средств музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые
их произведения;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее,
средствах её воплощения, итонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свой отношение к
тем или иным музыкальным явлениям;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических
произведений;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования,
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень
знаний, умений и навыков.

4. Тематическое планирование 5 класс

№
ур
ока

Тема
урока

Ко
лич
ест
во
час
ов
3

Элементы содержания

По
план
у

По
факт
у

Примеча
ние

4
Раздел « Музыка и литература» (16 часов)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы
музыкального искусства как ее важнейшие закономерности,
открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и
литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было
литературы? Что стало бы с литературой, если бы не
было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс.
Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие
искусства. Значение слов в песне. Вокализ.
Сходство выразительных средств живописи и музыки.
Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки
. Интонация как носитель смысла в музыке.

5

6

7

1

2

1

Что
роднит
музыку с
литерату
рой.

1

2-3

Вокальна
я музыка.
Вся
Россия
просится
в песню.
Здесь
мало
услышат
ь, здесь
вслушат
ься
нужно.

2

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной
общности и различий. Богатство музыкальных образов
(лирические). Народные истоки русской профессиональной
музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение
культуры своего народа. Представление о песне как истоке
и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их
интонационной общности и различий. Богатство
музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный
спутник человека. Народное музыкальное творчество.
Сущность и особенности устного народного музыкального
творчества как части общей культуры народа, как способа
самовыражения человека. Основные жанры русской
народной музыки (наиболее распространенные
разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины,
лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной
песни. Календарные песни. Разнохарактерные песенные
жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные,
хвалебные, шуточные, сатирические, игровые,
хороводные, лирические песни. Песни – заклички.
Взаимосвязь музыкальных, литературных
и художественных образов. Развитие жанров камерной
вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального
произведения для голоса с инструментом, в котором
раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и
природе. Возможность возрождения песни в новом жанре –
романс.

2-3
н.

4-5

Фолькло
рв
музыке
русских
композит
оров

2

Сущность и особенности устного народного музыкального
творчества как части общей культуры народа, как способа
самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Особенности русской
народной музыкальной культуры. Основные жанры русской
народной музыки.
Знакомство с произведениями программной
инструментальной музыки: симфонической сюитой и

4-5
н.

1
неде
ля

симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения,
созданные на основе различных литературных источников
(русских народных сказаний, сказок разных народов и
др.) Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как части общей культуры
народа, как способа самовыражения человека. Народное
творчество как художественная самоценность. Особенности
русской народной музыкальной культуры.
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору
других народов. Общность и интонационное своеобразие
музыкального фольклора народов России и других народов
мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Жанры
инструме
нтальной
и
вокально
й
музыки.

1

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной
музыки. Наиболее значимые стилевые особенности
классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и
инструментальной музыки, не связанной с какой-либо
литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола
как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной
баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности
песни без слов и романса – инструментальной и вокальной
баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в
появлении новых музыкальных жанров и произведений.
Превращение песен в симфонические мелодии.

6 н.

7

Вторая
жизнь
песни.

1

Народные истоки русской профессиональной музыке.
Способы обращения композиторов к народной музыке:
цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании
народной песни; о народных истоках профессиональной
музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные
интерпретации классической музыки. Смысл высказывания
М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники
только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление
понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

7 н.

8

Всю
жизнь
несу
Родину в
душе…

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее
значимые стилевые особенности русской классической
музыкальной школы, развитие традиций русской
классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление
контраста как основной прием развития произведения в
целом. Определение средств музыкальной выразительности.
Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в
жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов,
а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа
родной страны, судьба человека… Вдохновение
композиторов, поэтов, писателей, их размышления о
смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной
красоте человека и талантливых людях, которыми может
по праву гордиться Отечество.
Осознать значимость музыкального искусства для творчества
поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве
западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.

8 н.

910

Писатели
и поэты о
музыке и
музыкант
ах.

2

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности
трактовки драматической и лирической сфер на примере
образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия,
этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства
для творчества поэтов и писателей, расширение

9-10
н.

6

представлений о творчестве западноевропейских
композиторов – Ф.Шопен.
Сравнительная характеристика особенностей восприятия
мира композиторами классиками и романтиками.
( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства
для творчества поэтов и писателей, расширение
представлений о творчестве западноевропейских
композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием.
Произведения В.Моцарта открывают бесконечное
многообразие чувств, полны многогранных реальных
характеров.
1112

Первое
путешест
вие в
музыкаль
ный
театр.

2

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской
профессиональной музыки. Обращение композиторов к
родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе
литературного произведения как источника либретто оперы.
Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм
внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль),
а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

1112 н.

13

Второе
путешест
вие в
музыкаль
ный
театр

1

Развитие жанра – балет. Формирование русской
классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта
учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его
происхождением, с либретто балетного спектакля, основой
которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших
отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство
синтетическое. В нем воедино переплетены различные
виды искусства: литература, инструментальносимфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты,
кордебалет- массовые сцены), драматическое и
изобразительное искусство (театральное действие,
костюмы, декорации).

13 н.

14

. Музыка
в театре,
в кино,
на
телевиде
нии.

1

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль
музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в
синтетических видах искусства: в театре, кино, на
телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений
киноискусства, которое существует на основе синтеза
литературы, театра, изобразительного искусства и музыки.
Киномузыка – одно из важнейших средств создания
экранного образа реального события, которое специально
инсценируется или воссоздается средствами
мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая
смена действия в кино, короткое дыхание
кинематографических фраз, свободное владение
пространством и временем получили отражение и в
музыке к фильмам.

14 н.

15

Третье
путешест
вие в
музыкаль
ный
театр.

1

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки»,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства. Знакомство с
жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом
“Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого
лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла
близки оперным номерам. Как и в опере, здесь
сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все

15 н.

действующие лица, исполняя вокальные номера,
постоянно находятся в движении.
16

Мир
композит
ора.

1

Обобщение изученного по разделу: “Музыка и литература,”
игра –тест, исполнение разученных песен
Раздел 2 «Музыка и изобразительное искусство»(19 ч.)
Выразительность и изобразительность музыкальной
интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении
зрительные (живописные) образы. Специфика средств
художественной выразительности живописи. Отражение
одного и того же сюжета в музыке и живописи

16 н.

17.

Что
роднит
музыку с
изобрази
тельным
искусств
ом.

1

1819

Небесное
и земное
в звуках
и
красках.

2

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле.
Духовные образы древнерусского и западноевропейского
искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской
любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ
Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

1819 н.

20.

Звать
через
прошлое
к
настояще
му.

1

20 н.

2122.

Музыкал
ьная
живопись
и
живопис
ная
музыка.

2

Выразительность и изобразительность музыкальной
интонации. Богатство музыкальных образов (героические,
эпические) и особенности их драматургического развития
(контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.
Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма.
Выразительность. Изобразительность. Сопоставить
произведения живописи и музыки. Музыка изображает
душевный мир, переживания своих героев.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.
Сопоставление героико-эпических образов музыки с
образами изобразительного искусства. Песня-плач.
Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Общее и особенное в русском и западноевропейском
искусстве в различных исторических эпох, стилевых
направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные
краски» в произведениях композиторов – романтиков.
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления
через выявление общности музыки и живописи в образном
выражении состояний души человека, изображении картин
природы. Музыкальные образы произведений, созвучные
музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений
русского и зарубежного композитора (вокальные и
инструментальные) и общность отражения жизни в русской
музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение
произведений искусства, созданных в жанре пейзажа
Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет,
линия, характер движения кисти) выражает тончайшие
изменения настроений, состояний человеческой души.
Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки
музыки - на примере произведений отечественных
композиторов. Колокольность – важный элемент
национального мировосприятия. Красота звучания колокола,
символизирующего соборность сознания русского человека.

23 н.

23.

Колоколь
ность в
музыке и
изобрази
тельном

1

17 н.

2122 н.

искусств
е.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух
своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым
духовным ценностям, которым стремились следовать многие
поколениям русских людей.

Портрет
в музыке
и
изобрази
тельном
искусств
е.
Волшебн
ая
палочка
дирижера
.

1

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность
и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры,
музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое
родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых
входят и музыкальные шедевры.

24 н.

1

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки.
Роль групп инструментов симфонического оркестра.
Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра.
Дирижер.

25 н.

26.

Образы
борьбы и
победы в
искусств
е.

1

Особенности трактовки драматической музыки на примере
образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой
музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена.
Творческий процесс сочинения музыки композитором,
особенности её симфонического развития.

26 н.

27.

Застывш
ая
музыка.

1

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством. Выразительные возможности
различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в
живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры,
музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и
русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические
храмы и органная музыка.

27 н.

28.

Полифон
ия в
музыке и
живопис
и.

1

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее
душу человека. Знакомство с творчеством композитора на
примере жанра – фуга. Выразительные возможности
различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная
музыка). Общность языка художественных произведений в
музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка.
Полифония. Фуга.

28 н.

29.

Музыка
на
мольберт
е

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия.
Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного
искусства и литературы на примере творчества литовского
художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка
и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание,
символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин.
Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма.
Триптих. Соната. Allegro, Andante.

29 н.

30.

Импресс
ионизм в
музыке и
живопис
и.

1

Стилевое многообразие музыки 20 столетия.
Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений
русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и
настоящего всегда раскрывает перед слушателями,
читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии.
Главное стремиться понять образы различных искусств, не
переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

30 н.

24.

25.

31.

О
подвигах,
о
доблести,
о славе...

1

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство
музыкальных образов –драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе
освоения произведений различных видов искусства,
раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр –
Реквием.

31 н.

32.

В каждой
мимолет
ности
вижу я
миры...

1

Богатство музыкальных образов и особенности их
драматургического развития в камерном –
инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М.
Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с
выставки». Сопоставление музыкальных и художественных
образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства.
Интермедия

32 н.

33.

Мир
композит
ора.
С веком
наравне.

1

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии
произведений русских и зарубежных композиторов.

33 н.

1

Обобщение представлений о взаимодействии
изобразительного искусства и музыки.

34 н.

Обобща
ющий
урок
учебного
года

1

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений,
знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

35 н.

34.

35

6 класс

№
ур
ока

1
1

2

3-4

5

6

7

8

9

Тема урока

Коли
чест
во

Элементы содержания

По
план
у

По
факт
у

часо
в
2
3
4
5
6
Раздел « «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Удивительный
1
Богатство музыкальных образов (лирические);
1
мир музыкальных
особенности их драматургического развития в
неде
образов.
вокальной музыке и инструментальной музыке.
ля
Определение музыкального образа. Специфика
вокальной и инструментальной музыки. Лирические
образы русских романсов и песен. Многообразный
мир эмоциональных чувств в лирическом романсе.
Единство музыкальной и поэтической речи в романсе
.музыкальной и поэтической речи в романсе
Старинный
1
Образы романсов и песен русских композиторов.
2 н.
русский романс.
Старинный русский романс. Богатство музыкальных
Песня-романс.
образов (лирические); особенности их
Мир чарующих
драматургического развития в вокальной музыке.
звуков.
Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр
песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная
обработка романса.
Два
1
Отечественная музыкальная культура 19 века:
3музыкальных
формирование русской классической школы - М.И.
4н.
посвящения.
Глинка. Исполнение музыки как искусство
Портрет в
интерпретации. Музыкальный портрет. Единство
музыке и
содержания и формы. Приемы развития музыкального
живописи
образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение
исполнительских трактовок
Уноси мое
1
Отечественная музыкальная культура 19 века:
5 н.
сердце в
формирование русской классической школы –
звенящую даль
С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов
С.В.Рахманинова. Мелодические особенности
музыкального языка С.В.Рахманинова.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальный
1
Народное музыкальное творчество. Основные жанры
6 н.
образ и
русской народной музыки (обрядовые песни).
мастерство
Народные истоки русской профессиональной музыки.
исполнителя.
Лирические образы свадебных обрядовых песен.
Картинная
Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх
галерея.
русских композиторов (на примере одной из опер по
выбору учителя).
Песня в
1
Народное музыкальное творчество. Основные жанры
7 н.
свадебном
русской народной музыки (обрядовые песни).
обряде. Сцены
Народные истоки русской профессиональной музыки.
свадьбы в
Лирические образы свадебных обрядовых песен.
операх русских
Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх
композиторов
русских композиторов (на примере одной из опер по
выбору учителя).
Образы песен
1
Творчество выдающихся композиторов прошлого.
8 н.
зарубежных
Знакомство с творчеством выдающихся русских и
композиторов.
зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным
Искусство
искусством прекрасного пения бельканто.
прекрасного
Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие
пения
музыкального образа от интонации до сюжетной
сцены
«Старинной
1
Романтизм в западноевропейской музыке.
9 н.
песни мир»
Взаимосвязь музыки и речи на основе их
Песни Франца
интонационной общности и различий. Богатство
Шуберта
музыкальных образов. Драматические образы баллады

Примеча
ние

7

Баллада «Лесной
царь».

10

Народное
искусство
Древней Руси.
Русская
духовная
музыка.
Духовный
концерт.

1

11

«Фрески Софии
Киевской»

1

12

«Перезвоны.
Молитва»

1

13

«Небесное и
земное в музыке
Баха.
Полифония.
Фуга. Хорал»

1

1415

«Образы скорби
и
печали.«Фортун
а правит
миром».

2

16

«Песни
вагантов.
Авторская песня
сегодня. Песни
Булата
Окуджавы.

1

17

Спиричуэлс и
блюз.. Джаз –
музыка легкая
или серьезная?»

2

«Лесной царь». Единство выразительного и
изобразительного в создании драматически
напряженного образа. Сквозное развитие баллады.
Артистизм и мастерство исполнителя
Образная природа и особенности русской духовной
музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как
музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального
фольклора.
Духовная и светская музыкальная культура России во
второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка
русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки.
Основные жанры религиозно-духовной культуры –
Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа
русской духовной музыки. Жанр хорового концерта.
Полифоническое изложение материала
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия:
развитие традиций русской классической
музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в
современной музыке. Особенности современной
трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским
народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы
в музыке отечественных композиторов.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия:
развитие традиций русской классической
музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с
русским народным музыкальным творчеством. Жанр
молитвы в музыке отечественных композиторов.
Особенности западноевропейской музыки эпохи
Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое
искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка
И.С.Баха. Выразительные возможности органа.
Особенности развития музыки в полифонии.
Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга,
прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки
И.С.Баха.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф),
особенности трактовки драматической и лирической
сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки. Образы скорби и печали в
духовной музыке. Закрепление вокальноинструментальных жанров кантаты и реквиема.
Полифонический и гомофонный тип изложения
музыкального материала. Контраст музыкальных
образов.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная»
музыка. Взаимопроникновения «легкой» и
«серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного
музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и
особенности авторской песни. Исполнители авторской
песни – барды. Выдающиеся отечественные
исполнители авторской песни. История становления
авторской песни. Жанр сатирической песни
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная»
музыка. Взаимопроникновения «легкой» и
«серьезной» музыки, особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного
музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки.

10 н.

11 н.

12 н.

13 н.

1415 н.

16 н.

17 н.

Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз).
Импровизационность джазовой музыки. Джазовые
обработки.
Раздел 2 «Мир образов камерной и симфонической музыки»(9 ч. )
1
Особенности трактовки драматической и лирической
18н.
сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь –
единая основа художественных образов любого вида
искусства. Своеобразие и специфика художественных
образов камерной и симфонической музыки.
Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена.
Закрепление жанра ноктюрна. Романтизм в
западноевропейской музыке. Развитие жанров светской
музыки: камерная инструментальная. Переплетение
эпических, лирических и драматических образов.
Сходство и различие как основной принцип развития и
построения музыки. Контраст как основной принцип
развития в музыке. Разнообразие жанров камерной
музыки. Особенности жанра инструментальной
баллады.
2
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие
19 н.
жанров светской музыки: камерная инструментальная –
инструментальная баллада.Сравнительная
характеристика особенностей восприятия мира
композиторами. Особенности жанра инструментальной
баллады. Переплетение эпических, лирических и
драматических образов. Сходство и различие как
основной принцип развития и построения музыки.
Контраст как основной принцип развития в балладе.
Расширение представлений о жанре ноктюрна.
Особенности претворения образа-пейзажа
1
Особенности западноевропейской музыки эпохи
20 н.
Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством. Новый круг образов,
отражающих чувства и настроения человека, его жизнь
в многообразных проявления Зарождение и развитие
жанра инструментального концерта. Разновидности и
структура концерта. Инструментальный концерт эпохи
барокко. Программная музыка. Выразительность и
изобразительность музыки. Образ-пейзаж
1
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ21 н.
пейзаж. Приемы развития современной музыки.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Контраст образных сфер. Моделирование ситуации
восприятия не программного произведения.
Выразительные возможности электромузыкального
инструмента

18.

«Могучее
царство
Шопена.
Вдали от
Родины.
Инструмента
льная баллада

19

«Ночной
пейзаж.
Ноктюрн»

20.

«Инструмент
альный
концерт.
Времена года.
Итальянский
концерт»

21.
.

«Космически
й пейзаж»»
Быть может
вся природа –
мозаика
цветов?»

2223.

«Метель».
Музыкальные
иллюстрации
к повести
А.С.Пушкина
.

3

24.

«В печали
весел, а в
веселье
печален»

1

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие
традиций русской классической музыкальной школы.
Творчество выдающихся композиторов прошлого и
современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в
музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического
оркестра в раскрытии образов литературного
произведения. Стилистические особенности
музыкального языка Г.Свиридова. Особенности
развития музыкального образа в программной музыке.
Особенности трактовки драматической и лирической
сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки. Особенности жанров
симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические
особенности музыкального языка В.Моцарта и

2223 н.

24 н.

«Связь
времен»

25.

«Программна
я увертюра.
Увертюра
«Эгмонт»

1

26.

«Увертюра –
фантазия
«Ромео и
Джульетта»

1

2728

«Балет
«Ромео и
Джульетта»

2

29.

Мюзикл
«Ветсайдская
история»

1

3031.

«Опера
«Орфей и
Эвридика».
Рок-опера
«Орфей и Ж
Эвридика»

2

32.

«Ромео и
Джульетта» в
кино 20 века

1

П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные
принципы музыкального развития, построения
музыкальной формы. Различные виды контраста.
Контраст как сопоставление внутренне противоречивых
состояний. Интерпретация и обработка классической
музыки.
Особенности трактовки драматической и лирической
сфер музыки на примере образцов камерной
инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в
западноевропейской музыке. Жанр программной
увертюры. Воплощение литературного сюжета в
программной музыке. Закрепление строения сонатной
формы. Контраст как конфликтное столкновение
противоборству.
Богатство музыкальных образов и особенности их
драматургического развития (контраст, конфликт) в
вокальной, вокально-инструментальной, камерноинструментальной, симфонической и театральной
музыке. Взаимосвязь музыки и литературы.
Воплощение литературного сюжета в программной
музыке. Закрепление строения сонатной формы.
Контраст как конфликтное столкновение
противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и
зла, любви и вражды.
Раздел 3 «Мир музыкального театра»(5)
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства: мюзикл, рокопера. Интерпретация литературного произведения в
различных музыкально-театральных жанрах: опере,
балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое
взаимодействие слова, музыки, сценического действия,
хореографии и т.д. Метод острых контрастных
сопоставлений как один из сильнейших
драматургических приемов Современная трактовка
классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,
киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое
единство слова, музыки, сценического действия,
изобразительного искусства, хореографии, а также
легкой и серьезной музыки.
Современная трактовка классических сюжетов и
образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова,
музыки, сценического действия, изобразительного
искусства, хореографии, а также легкой и серьезной
музыки.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова,
музыки, сценического действия, изобразительного
искусства, хореографии, а также легкой и серьезной
музыки.
Современная трактовка классических сюжетов и
образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Раздел 4 «Образы киномузыки»(2)
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства. Творчество
отечественных композиторов-песенников - И.О.
Дунаевский. Современная трактовка классических
сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова,
музыки, сценического действия, изобразительного
искусства, хореографии, а также легкой и серьезной

25 н.

26 н.

27 28 н.

29 н.

3031 н.

32 н.

33

«Музыка в
отечественно
м кино»

1

34.

Обобщающий
урок концерт
Резерв

1

35

музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра
«Угадай мелодию». Тестирование по темам года
Творчество отечественных композиторов-песенников И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических
сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Взаимопроникновение и смысловое единство слова,
музыки, сценического действия, изобразительного
искусства, хореографии, а также легкой и серьезной
музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра
«Угадай мелодию». Тестирование по темам года
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай
мелодию». Тестирование по темам года

33 н.

34 н.
35 н.

1

7 класс

№
ур
ока

Тема урока

1

2

Коли
чест
во
часо
в
3

Элементы содержания

По
план
у

По
факт
у

Примеча
ние

4

5

6

7

Раздел 1 «Особенности драматургии сценической музыки»(16)

1.

Классика и
современност
ь.

1

Значение слова «классика». Понятие «классическая
музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей.
Интерпретация и обработка классической музыки
прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до
нас
великие
мыслители-художники
прошлого.
Произведения искусства всегда передают отношение
автора к жизни.

1 н.

Вводный урок. Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что
встреча
с
выдающимися
музыкальными
произведениями является прикосновением к духовному
опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр»,
«классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный,
индивидуальный).
2-3

В
музыкальном
театре. Опера
Опера
М.Глинки
«Иван
Сусанин».
Новая эпоха в
русском
музыкальном
искусстве.

1

Расширение и углубление знаний учащихся об
оперном спектакле, понимание его драматургии на
основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и
событий, переданных интонационным языком музыки.
Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез
искусств в опере. Глинка – первый русский композитор
мирового значения, симфонически - образный тип
музыки, идейность оперы: народ – единая великая
личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

2-3
н.

4-5

А.П.Бородин
«Князь
Игорь»
Русская
эпическая
опера.

1

Обобщение представлений учащихся о жанре
эпической
оперы,
усвоение
принципов
драматургического развития на основе знакомства с
музыкальными характеристиками её героев (сольными
и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с
героическими образами русской истории.

3-4
н.

6

В
музыкальном
театре. Балет.

1

Актуализировать знания учащихся о балете на
знакомом им музыкальном материале, раскрыть
особенности драматургического развития образов на
основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной
драматургии в балете: классические и характерные
танцы, действенные эпизоды, хореографические
ансамбли. Основа драматургического развития в балете
- идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное
прочтение
произведения
древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в
жанре балета; анализ основных образов балета
Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер
балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

6 н.

1

Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая

7-8

«Балет
Б.Тищенко
«Ярославна»

8.

«В

музыкальном
театре.
Дж. Гершвин
«Порги и
Бесс».

американская национальная опера. Развитие традиций
оперного спектакля .
Расширение представлений учащихся об оперном
искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина
(США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия);
выявление особенностей драматургии классической
оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий
жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,
симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный
анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина
«Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две
народные драмы).

н.

910

Опера Ж.Бизе
«Кармен».
Самая
популярная
опера в мире.

1

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель
которой - выражение сложных эмоциональных
состояний, коллизий, событий. Образы главных героев,
роль народных сцен.

9-10
н.

11

Р.Щедрин
«Карменсюита».
Новое
прочтение
оперы Бизе»

1

Раскрыть особенности музыкальной драматургии
балета Р.Щедрина как симфонического способа
прочтения литературного сюжета на основе музыки
Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,
затронутой в музыке темы любви и свободы.
Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить
трансформацию тем главных героев в балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема типов
музыкальной драматургии.

11 н.

12

Сюжеты и
образы
духовной
музыки.
Высокая
месса.
«Всенощное
бдение».
Музыкальное
зодчество
России.
Рок-опера
«Иисус
Христоссуперзвезда».
Вечные темы

1

Актуализировать музыкальный опыт учащихся,
связанный с образами духовной музыки, познакомить с
вокально-драматическим творчеством русских и
зарубежных композиторов ( на примере «Высокой
мессы»
И.-С.Баха
и
«Всенощного
бдения»
С.В.Рахманинова.
Понимание
того,
насколько
интерпретации современных исполнителей отвечают
замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём –
недостатки в воплощении музыкального образа.

11 н.

1

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре
оперы; драматургия развития и музыкальный язык
основных
образов
рок-оперы.
Приёмы
драматургического развития в опере (повтор, контраст,
вариационность).Средства драматургического развития
музыкальных образов.

13 н.

Музыка к
драматическо
му спектаклю
«Ромео и
Джульетта».
Музыкальные
зарисовки для
большого
симфоническ
ого оркестра
«Гогольсюита». Из
музыки к

1

Изучение особенностей музыки к драматическим
спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных
впечатлений учащихся о роли в сценическом действии;
выявление контрастности образных сфер театральной
музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности
музыкальных характеристик главных героев спектакля
или его сюжетных линий.

14 н.

1

Изучение особенностей музыки к драматическим
спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных
впечатлений учащихся о роли в сценическом действии;

15 н.

13

14

15

спектаклю
«Ревизская
сказка»

16.

17.

выявление контрастности образных сфер театральной
музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности
музыкальных характеристик главных героев спектакля
или его сюжетных линий.
Закрепление пройденного материала

Обобщающий
1
16 н.
урок 1
полугодия
Раздел 2 «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»(19)
Музыкальная
1
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт
17 н.
драматургияучащихся по осмыслению восприятия музыкальной
развитие
драматургии знакомой им музыки; закрепить
музыки.
понимание таких приёмов развития, как повтор,
варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления
учащихся об особенностях драматургии произведений
разных жанров духовной и светской музыки.

18.

Два
направления
музыкальной
культуры.
Духовная
музыка.
Светская
музыка.

1

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт
учащихся по осмыслению восприятия музыкальной
драматургии знакомой им музыки; закрепить
понимание таких приёмов развития, как повтор,
варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления
учащихся об особенностях драматургии произведений
разных жанров духовной и светской музыки.

18 н.

19.

Камерноинструментал
ьная музыка.
Этюд.
Транскрипци
я.

1

Особенности развития музыки в камерных
жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма);
знакомство с мастерством знаменитых пианистов
Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить
изменения в драматургической концепции сочинения
на основе сравнительного анализа оригинала и
транскрипции; осмысление черт музыки эпохи
романтизма.

19 н.

20.

Циклические
формы
инструментал
ьной музыки.
«Кончерто
гроссо»
А.Шнитке.
«Сюита в
старинном
стиле».
Соната.
Соната №8
«Патетическа
я» Л.
Бетховена

1

Особенности формы инструментального
концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля
композиторов; «полистилистика».

20 н.

1

Углубленное знакомство с музыкальным жанром
«соната»;особенности сонатной формы: экспозиция,
разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих
композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта,
С.С.Прокофьева.

2122 н.

1

Знакомство с шедеврами зарубежной классической
симфонической музыки, понимание формы «сонатное
аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных
образов; расширение представлений учащихся об

2324 н.

2122

2324

Соната № 2
С.Прокофьева
. Соната № 11
В.А.Моцарта
Симфоническ
ая музыка.
Симфония №
103 («С
тремоло

25

26

литавр») Й.
Гайдна.
Симфония №
40
В.А.Моцарта
Симфония №
1
«Классическа
я»
С.Прокофьева
Симфония
№5
Л.Бетховена

ассоциативно-образных связях музыки с другими
видами искусства.

1

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба
композитора через призму музыкального произведения.
Черты стиля, особенности симфонизма композиторов
направления «неоклассицизма»

25 н.

1

Знакомство с шедеврами зарубежной классической
симфонической музыки, понимание формы «сонатное
аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных
образов;
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба
композитора через призму музыкального произведения.
Черты стиля, особенности романтического симфонизма
композиторов.

26 н.

1

Знакомство с шедеврами русской симфонической
музыки, расширение представлений учащихся об
ассоциативно-образных связях музыки с другими
видами искусства.

2829 н.

1

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба
композитора через призму музыкального произведения.
Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.
Ощутить современность художественных
произведений, посвящённых судьбоносным событиям
истории страны понять способы создания
художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных
тем и частей симфонии
Закрепление представлений учащихся о стиле
«импрессионизма»; актуализировать музыкальнослуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ
приёмов драматургического развития в симфонической
картине «Празднества», сравнить музыкальный язык
«Празднеств» с другими сочинениями на тему
праздника.

30 н.

Симфония
№8
«Неоконченн
ая «
Ф.Шуберта
Симфония
№1
В.Калиннико
ва,
Симфония
№5
П.И.Чайковск
ого
Симфония №
7
«Ленинградск
ая»
Д.Д.Шостако
вича

1

31

Симфоническ
ая картина
«Праздненств
а»
К.Дебюсси

1

32

Инструмента
льный
концерт
Концерт для
скрипки с
оркестром
А.Хачатуряна

1

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и
хоровые), определить их образный строй; дать
информацию об истории создания жанра концерта;
определить содержание, эмоциональный строй и
национальный колорит «Концерта для скрипки и
фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и
оркестра, особенности развития образов.

32 н.

33

«Рапсодия в
стиле
блюз»Дж.
Гершвина
Музыка
народов мира.
Популярные
хиты из
мюзиклов и

1

Закрепить представления о жанре рапсодии,
симфоджазе, приёмах драматургического развития на
примере сочинения Дж.Гершвина.

33 н.

1

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт
учащихся на основе восприятия и исполнения
обработок мелодий разных народов мира; обобщить
представления учащихся о выразительных
возможностях фольклора в современной музыкальной

34 н.

27

2829

30

34

27 н.

31 н.

рок-опер

35.

Итоговый
урок 2
полугодия

8 класс:

культуре; познакомить их с известными исполнителями
музыки народной традиции. Презентации
исследовательских проектов учащихся. Обобщение
фактических знаний учащихся, применение и
приобретение новых знаний путём самообразования.
1

Закрепление пройденного материала

35 н.

№
п/п

№

Тема урока

Кол-во
часов
тема I полугодия:

16

«КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ»
1.

1.

Классика в нашей жизни.

1

2.

2.

В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы.

1

3.

3.

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская эпическая опера.

1

4.

4.

В музыкальном театре. Балет.

1

5.

5.

Балет Тищенко «Ярославна»

1

6.

6.

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

1

7.

7.

Рок-опера «Преступление и наказание».

1

8.

8.

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

9.

9.

Музыка к драматическому спектаклю.

1

10.

10.

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ.

1

11.

11.

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке.

1

12.

12.

Музыка в кино. Музыка немого кино.

1

13.

13.

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

1

14.

14.

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

1

15.

15.

Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта.

1

16

16

Обобщающий урок

1
тема II полугодия:

19

«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ»
17

1.

Музыканты – извечные маги.

1

18.

2.

И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…»

1

19.

3.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1

20

4.

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

1

21.

5.

Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе.

1

22.

6.

Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе.

1

23.

7.

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

1

24.

8.

Современный музыкальный театр.

1

25.

9.

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось».

1

26.

10.

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

1

27.

11.

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

1

28.

12.

Классика в современной обработке.

1

29.

13.

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

1

30.

14.

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

1

31.

15.

Музыка в храмовом синтезе искусств.

1

32.

16.

Галерея религиозных образов.

1

33.

17.

Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…»

1

34

18

Музыкальное завещание потомкам.

1

35

19

Исследовательский проект. Защита.

1

5.Критерии оценивания по предмету
Музыка
Критерии оценивания устного ответа
«5»
- обучающийся знает, понимает и владеет учебным материалом;
- дает правильный и полный ответ;
- ответ самостоятельный.
«4»
- обучающийся знает и понимает учебный материал;
- ответ в целом грамотный, но неполный;
- терминология и понятия используются правильно.
«3»
- обучающийся недостаточно владеет учебным материалом;
- допускает фактические ошибки;
- ответ неполный, ограничивается заученными примерами;
- значение терминов используется не всегда верно;
- поставленные задачи выполнены частично.
«2»
- основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.
1
Анализ-интерпретация музыкального произведения.
О сновные критерии:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) развернутость суждений о музыке;
5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания.
2 Хоровое пение.
Основные критерии:
1) знание мелодии и слов песни;
2) чистота интонирования и ритмическая точность исполнения;
3) качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера
звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная
ясность;
4) единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении.
Инструментальное музицирование и импровизация.
Основные критерии:
1) точное и уверенное воспроизведение ритма музыкального произведения;
2) свободная ориентация в ритмической партитуре;
3) самостоятельное составление ритмического аккомпанемента
4 Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения.
Основные критерии:
1) точное воспроизведение ритма;
2) синхронность движений;
3) соответствие движений образному содержанию музыкального произведения
6
Основы музыкальной грамоты
Основные критерии:
1) правильность ответа;

2) полнота ответа;
3) точность формулировок и использование специальной терминологии;
4) степень самостоятельности ученика при выполнении задания
.

Ресурсы:
Программно-нормативное обеспечение:
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
2. Примерная программа по музыке. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской :. – М.: Просвещение,
2016.
3. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской :
учебное пособие для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е изд.,
дораб. — М. : Просвещение, 2017.

Учебники, реализующие рабочую программу:
1.«Музыка» 5 класс. Авторский коллектив Сергеевой Г.П., Критской Е.Д , издательство
« Просвещение», 2015.
2. .«Музыка» 6 класс. Авторский коллектив Сергеевой Г.П., Критской Е.Д , издательство
« Просвещение», 2016.
3.«Музыка» 7 класс. Авторский коллектив Сергеевой Г.П., Критской Е.Д , издательство
« Просвещение», 2017.
4..«Музыка» 8 класс. Авторский коллектив Сергеевой Г.П., Критской Е.Д издательство « Просвещение»
2018;

Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер.
3.Экран.
4. Магнитофон
Учебно-практическое оборудование:

1. Синтезатор
2. Фортепиано
Ресурсы Интернет
1. Музыка | Электронные образовательные ресурсы
2. https://www.mariinsky.ru/kids/playbill - Мариинский – детям: видео, билеты, конкурсы….

3. Партитуры - Каталог файлов - MnogoNot - нотные партитуры
4. Культура - Информационный портал
5. http://www.school.edu.ru/ - Федеральный Российский образовательный портал
6. http://catalog.prosv.ru/item/15330 - сайт издательство « Просвещение» (ссылка на рабочие программы)
7. Министерство образования и науки Российской Федерации - документы
8.
 Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру: http://www.proshkolu.ru/ Электронная версия газеты «Искусство»
(приложение к газете «Первое сентября»): http://1september.ru/
 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru/ Много разных материалов
(включая презентации) по истории и другим предметам.
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».