ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее —
ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры
и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре,
религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные
оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее
одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2.
Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его
причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема
8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как
духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что
такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между
людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов
России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема
30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе
к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных
норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
(учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству
страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками
других народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России,
важность его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историкокультурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их
массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они
связаны.
Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать
взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать
ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их
культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта
и
отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего
времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями
её
существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
— осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать,
что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах
семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и
примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на
основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; — уметь
обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте
культуры и творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;—
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды
и
уметь выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать
о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с
опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами
жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории
и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать
об
особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства
музыкального
языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа
на примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной
этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование раз- Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п делов и тем провсего контрольн практичес изучения
граммы
ые работы кие работы
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1. 1. Зачем изучать
курс«Основы духовнонравственной
культурынародов
России»?
Виды, формы Электронные (цифровые) образовательные
контроля
ресурсы
1
0
0
1 неделя формировать представление об
Устный опрос; Урок «Введение в «Основы духовнонравственной культуры
особенностях курса «Основы духовнародов России» (МЭШ)
но-нравственной культуры народов
России»;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
слушать и понимать объяснения
mplates/2320891?menuReferrer=catalogue
учителя по теме урока;
вести самостоятельную работу с
учебником;
1.2. 2. Наш дом — Рос- 1
сия
0
0
2 неделя слушать и понимать объяснения
Устный опрос; Видео «Народы России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
учителя по теме урока; Выполнять
jects/10759242?menuReferrer=catalogue
задания на понимание и
разграничение понятий по курсу;
Урок «Гражданин России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/2427856?menuReferrer=catalogue
Видео «Гимн России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/9862512?menuReferrer=catalogue
Видео «Моя страна. Моя Родина. Моя Россия»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/9580240?menuReferrer=catalogue
1.3. 3. Язык и история 1
0
0
3 неделя формировать представления о язы- Самооценка с
ке как носителе духовноиспользованравственных смыслов культуры; нием
понимать особенности коммуника«Оценочного
тивной роли языка;
слушать и анализировать выступ- листа»;
ления одноклассников, отбирать и
сравнивать учебный материал по
нескольким источникам;
Видео «Традиции народов России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/9263032?menuReferrer=catalogue
Текст «Давным-давно люди на нашей планете
говорили на одном языке» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/1774274?menuReferrer=catalogue
1.4. 4. Русский язык — 1
язык общения и
язык
возможностей
0,5
0
4 неделя формировать представление о рус- Устный опрос; Урок «В начале было слово» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ском языке как языке межнациоjects/9841647?menuReferrer=catalogue
нального общения;
Видео «Русский язык – государственный»
слушать объяснения учителя, ста(МЭШ)
раясь выделить главное;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
объяснять наблюдаемые в практиjects/7123715?menuReferrer=catalogue
ке изучения языка явления;
1.5. 5. Истоки родной 1
культуры
0
0
5 неделя формировать представление о том, Тестирование Видео «Культура: понятие, формы и виды»
(МЭШ)
что такое культура, об общих черhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
тах в культуре разных народов;
jects/10569504?menuReferrer=catalogue
слушать и понимать объяснения
Интерактивные задания «Российская культуучителя по теме урока; выполнять
ра» (МЭШ)
задания на понимание и
https://uchebnik.mos.ru/material/common/Fizikon
разграничение понятий по теме;
Module/17298?menuReferrer=catalogue
1.6. 6. Материальная
культура
0
0
6 неделя формировать представление о тра- Устный опрос; Видео «Культура: понятие, формы и виды «
(МЭШ)
диционных укладах жизни разных
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
народов; слушать и анализировать
jects/10569504?menuReferrer=catalogue
выступления
одноклассников; работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации;
1
1.7. 7. Духовная куль- 1
тура
0
0
1.8. 8. Культура и религия
1
0
0
1.9. 9. Культура и
образование
1
0,5
0
9 неделя понимать смысл понятия «образо- Контрольная Урок «Образование» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
вание», уметь объяснять важность работа;
mplates/246175?menuReferrer=catalogue
и необходимость
образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;
0
0,5
10 неделя отбирать материал по нескольким Устный опрос; Текст «Россия – одно из крупнейших многоисточникам, готовить доклады, ра- Практическая национальных государств в мире» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ботать с научно-популярной лите- работа;
jects/1763047?menuReferrer=catalogue
ратурой;
слушать выступления одноклассников;
1.10. 10. Многообразие 1
культур России
(практическое
занятие)
7неделя формировать представление о ду- Тестирование Урок «Культура» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ховной культуре разных народов; ;
jects/7523454?menuReferrer=catalogue
понимать взаимосвязь между проУрок «Искусство как элемент духовной кульявлениями материальной и духовтуры» (МЭШ)
ной культуры; выполнять задания
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
на понимание и
jects/7469423?menuReferrer=catalogue
Тест «Духовная культура» (МЭШ)
разграничение понятий по теме;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
учиться работать с текстом и зри
jects/7246515?menuReferrer=catalogue
тельным рядом учебника;
8 неделя формировать представление о по- Устный опрос; Видео «Звон колоколов» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
нятии«религия», понимать и уметь
jects/10432372?menuReferrer=catalogue
объяснять, в чём заключается связь
Урок «Ислам в современной России» (МЭШ)
культуры и религии; слушать объhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
яснения учителя, работать с научjects/7623330?menuReferrer=catalogue
но-популярной литературой по теме;
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1. 11. Семья — хра- 1
нитель духовных
ценностей
0
0
11 неде- понимать, что такое семья, формироля
вать представление о взаимосвязях
между типом
культуры и особенностями семейного
уклада у разных народов;
понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи;
2.2. 12. Родина начинается с семьи
0
0
12 неде- понимать и объяснять, как и почему Устный опрос; Видео «Истоки в жизни каждого человека»
ля
история каждой семьи тесно связана с
(МЭШ)
историей страны, народа;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi
слушать объяснения учителя, разграc_objects/9896483?menuReferrer=catalogue
ничивать понятия по теме, систематиУрок «Семья – хранитель духовных ценнозировать учебный материал;
стей. Часть 1. Роль семьи в жизни человека» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5klass/spisok-urokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey-chast-1-rol-semi-vzhizni-cheloveka
1
Самооценка с Урок «Семья» (МЭШ)
использовани https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/1082143?menuReferrer=catalogue
ниВидео «Семейное счастье. Притча» (МЭШ)
ем«Оценочног
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
о
jects/9404283?menuReferrer=catalogue
листа»;
Урок «Какие бывают семьи» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5klass/semya/kakie-byvayut-semi
2.3. 13. Традиции се- 1
мейного воспитания в России
0
0
13 неде- понимать и объяснять, что такое тра- Тестирование Урок «Дом и семья в православии» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ля
диция, уметь рассказывать о традици- ;
jects/7624335?menuReferrer=catalogue
ях своей семьи, семейных традициях
Урок «Дом и семья в исламе» (МЭШ)
своего народа и других народов Росhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
сии; уметь объяснять и разграничиjects/10789384?menuReferrer=catalogue
вать основные
Урок «Христианская семья и её ценности.
Портрет мамы» (МЭШ)
понятия по теме; просматривать и
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
анализировать учебные фильмы, раmplates/1093354?menuReferrer=catalogue
ботать с раздаточным материалом;
Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 2. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме»
(Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyhtsennostey-chast-2-semeynye-tsennosti-vpravoslavii-buddizme-islame-iudaizme
2.4. 14. Образ семьи в 1
культуре народов
России
0
0
14 неде- знать основные фольклорные сюжеты Тестирование Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 3. Отражение ценностей семьи в
ля
о семье, семейных ценностях;
;
фольклоре русского народа» (Internetурок)
знать и понимать моральноhttps://interneturok.ru/lesson/odnknr/5нравственное значение семьи;
klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyhработать с научно-популярной литеtsennostey-chast-3-otrazhenie-tsennostey-semi-vратурой, просматривать и анализироfolklore-russkogo-naroda
Тест «Пословицы о семье» (МЭШ)
вать учебные фильмы, систематизиhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ровать учебный материал;
jects/2177051?menuReferrer=catalogue
Интерактивное задание «Сказочные семьи»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/app/289457?me
nuReferrer=catalogue
Интерактивное задание «Загадки о семье»
https://uchebnik.mos.ru/material/app/126006?men
uReferrer=catalogue
2.5. 15. Труд в истории 1
семьи
0
0
15 неде- понимать, что такое «семейный труд», Письменныйк Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 4. Семья – первый трудовой колля
сознавать и характеризовать важного онтроль;
лектив» (Internetурок)
общего семейного труда для укреплеhttps://interneturok.ru/lesson/odnknr/5ния целостности семьи;
klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyhслушать объяснения учителя, самоtsennostey-chast-4-semya-pervyy-trudovoyстоятельно работать с учебником; саkollektiv
Урок «Труд – основа жизни» (РЭШ)
мостоятельно выполнять задания по
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/start/2555
теме;
01/
Текст «Домострой»
(МЭШ)https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/5230207?menuReferrer=catalogue
Урок «Семейное хозяйство» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5klass/semya/semeynoe-hozyaystvo
2.6. 16. Семья в совре- 1
менном мире
(практическое
занятие)
0
0,5
16 неде- понимать, почему важно изучать и
Практическая Урок «Семья и семейные отношения» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/start/2556
ля
хранить историю своей семьи, переда- работа;
25/
вать её следующим поколениям; готоУрок «Наша дружная семья. Проектное задавить доклад, сообщение; создавать
ние «Родословная» (РЭШ)
семейное древо; отбирать и сравниhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/1573
вать материал из
30/
нескольких источников;
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1. 17. Личность — 1
0
0
17 не- знать, что такое гуманизм, понимать, Устный опрос; Урок «Человек и человечность» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/6общество — кульделя
что делает человека человеком и каklass/dobrodeteli/chelovek-i-chelovechnost
тура
кие проявления людей можно назвать
Видео «Гуманизм» (МЭШ)
гуманными; работать с научноhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
популярной литературой, уметь разjects/6050149?menuReferrer=catalogue
граничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи);
3.2. 18. Духовный мир 1
человека. Человек
—творец культуры
0
0
18 неделя
3.3. 19. Личность и
духовнонравственные
ценности
0
0
19 неделя
1
понимать и объяснять значение слова
«человек» в контексте духовно- нравственной культуры;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и
разграничивать основные понятия по
теме;
Самооценка с Урок «Труд и творчество» (МЭШ)
использовани https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/6819?menuReferrer=catalogue
ниВидео «Творчество» (МЭШ)
ем«Оценочног
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
о
bjects/7123711?menuReferrer=catalogue
листа»;
Урок «Патриотизм» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5klass/rodina/patriotizm
понимать и объяснять, что такое мо- Тестирование Видео «Притча "Мальчик и морские звёзды"»
(МЭШ)
раль и нравственность, любовь к
;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
близким; показывать на примерах
bjects/10608418?menuReferrer=catalogue
важность таких ценностей как взаиУрок «Порядочность» (МЭШ)
мопомощь, сострадание,
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
милосердие, любовь, дружба и др.;
mplates/2571704?menuReferrer=catalogue
Видео «"Я твоя совесть"» (МЭШ)
разграничивать и определять основhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ные понятия, решать текстовые задаjects/10321699?menuReferrer=catalogue
чи, работать с учебником;
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1. 20. Историческая 1
память как духовнонравственная
ценность
0
0
20 неделя
объяснять смысл термина «история», Устный опрос; Видео «Память и мудрость Отечества»
понимать важность изучения истории;
(МЭШ)
понимать и объяснять, что такое исhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
торическая память, как история кажic_objects/9896512?menuReferrer=catalogue
дой семьи связана с историей страны;
Видео «Всё живое имеет свои истоки»
работать с учебником, выделять и оп(МЭШ)
ределять основные понятия, слушать
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
и анализировать выступления одноic_objects/9880862?menuReferrer=catalogue
классников;
Видео «Откуда есть пошла земля русская»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/9840859?menuReferrer=catalogue
4.2. 21. Литература
1
как язык культуры
0
0
21 неделя
4.3. 22. Взаимовлияние культур
0
0
22 неделя
0,5
0
23 неделя
1
4.4. 23. Духовно1
нравственные
ценности российского народа
Понимать особенности литературы, Устный опрос; Урок «Значение художественной литераеё отличия от других видов художетуры в жизни
ственного творчества.Объяснять
человека» (МЭШ)
средства выражения духовного мира
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesso
человека, его морали и нравственноn_templates/1149205?menuReferrer=catalog
сти в произведениях литератуue
ры.Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники
иметь представление о значении тер- Устный опрос; Урок «К Дням исторического и культурного
наследия» (МЭШ)
минов«взаимодействие культур»,
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
«культурный обмен»; понимать и объmplates/341245?menuReferrer=catalogue
яснять важность сохранения
культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам;
уметь объяснять значение основных Письменныйк Видео «От героев былых времен» (МЭШ)
понятий, отражающих духовноонтроль;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
нравственные ценности; осознавать
ic_objects/9417933?menuReferrer=catalogue
их и защищать в качестве базовых обВидео «Письмо из 45-го» (МЭШ)
щегражданских ценностей российскоhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
го общества;
ic_objects/9417847?menuReferrer=catalogue
слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);
Видео «Дмитрий Донской» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/10020148?menuReferrer=catalogu
e
4.5. 24. Регионы Рос- 1
сии: культурное
многообразие
0
0
24 неделя
понимать принципы федеративного Тестирование Урок «Путешествие по России» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4593/start/1603
устройства России, объяснять понятие ;
11/
«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей
малой родины;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;
4.6. 25-26. Праздники 2
в культуре народов России
0
0
25-26 понимать и объяснять, что такое «нанеделя родный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей
семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника;
работать с учебником, просматривать
и анализировать учебные фильмы;
Самооценка с Видео «Быт и праздники русского народа»
использовани (МЭШ)
ниhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ем«Оценочног ic_objects/10592491?menuReferrer=catalogu
о
e
листа»;
Видео «Сабантуй. Праздник плуга» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/9935297?menuReferrer=catalogue
Видео «Сагаалган. Праздник Белого месяца» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/10612464?menuReferrer=catalogu
e
Урок «Народный праздник. Масленица»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesso
n_templates/3264?menuReferrer=catalogue
4.7. 27. Памятники в 1
культуре народов
России
0
0
27 неделя
устанавливать связь между историей Устный опрос; Видео «Крестьянские хоромы. По книге Е.
Заручевской
памятника и историей края;
"Крестьянские
хоромы"» (МЭШ)
характеризовать памятники истории и
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
культуры; понимать нравственный и
bjects/10076165?menuReferrer=catalogue
научный смысл краеведческой рабоВидео «Московский Кремль» (МЭШ)
ты; слушать объяснения учителя, раhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
bjects/9975691?menuReferrer=catalogue
ботать с научно-популярной литераВидео
«Кижи. Чудеса России» (МЭШ)
турой, просматривать и
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
анализировать учебные фильмы;
bjects/7581709?menuReferrer=catalogue
Видео «Музеи Московского Кремля» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
bjects/9286535?menuReferrer=catalogue
Урок «Архитектура и декор русской избы»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/2573270?menuReferrer=catalogue
4.8. 28. Музыкальная 1
культура народов
России
0
0
28 неделя
понимать особенности музыки как
Устный опрос; Видео «"Музыка духа". Русская духовная музыка» (МЭШ)
вида искусства; знать и называть осhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
новные темы музыкального творчестbjects/10392804?menuReferrer=catalogue
ва народов России, понимать, как исУрок «Разнообразие русских народных музытория народа отражается в его музыкальных инструментов (духовые, струнные,
ке; слушать объяснения учителя, раударно-шумовые) (МЭШ)
ботать с научно-популярной литераhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
турой, просматривать и
mplates/1731351?menuReferrer=catalogue
анализировать учебные фильмы;
4.9. 29. Изобразитель- 1
ное искусство народов России
0,5
0
29 неделя
понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства
народов России; слушать объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;
понимать, что такое национальная
литература; объяснять и показывать
на примерах, как произведения
фольклора отражают историю народа,
его духовно-нравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из
нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;
Устный опрос; Видео «Хохлома как русский народный
Тестирование промысел» (МЭШ)
;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/9947901?menuReferrer=catalogue
Видео «Деревенская жизнь. Истоки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/8358122?menuReferrer=catalogue
4.10. 30. Фольклор и
1
литература народов России
0
0
30 неделя
Устный опрос; Урок «Фольклор и литература» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
bjects/8936569?menuReferrer=catalogue
Урок «Малые жанры фольклора –
пословицы, поговорки, скороговорки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/858466?menuReferrer=catalogue
4.11. 31-32. Бытовые 2
традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)
0
1
31-32 отбирать и сравнивать учебный мате- Практическая Урок «Предметы народного быта» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
неделя риал по нескольким источникам, ре- работа;
mplates/2615619?menuReferrer=catalogue
шать текстовые
Урок «Культура и быт народов России»
задачи, слушать и анализировать вы(МЭШ)
ступления одноклассников, работать с
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
научно-популярной литературой;
mplates/1666027?menuReferrer=catalogue
4.12. 33. Культурная
2
карта
России (практическое занятие)
4.13. 34. Единство
страны —
залог будущего
России
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
1
0
0
2
3
33 неделя
34 неделя
отбирать и сравнивать несколько ис- Практическая Урок «Народные промыслы твоего края»
точников, решать текстовые задачи, работа;
(Internetурок)
слушать и анализировать выступлеhttps://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4ния одноклассников, работать с научklass/rodnoy-kray-chast-bolshoyно-популярной литературой;
strany/narodnye-promysly-tvoego-kraya
Урок «Золотое кольцо России»
(Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3klass/nasha-strana-rossiya/zolotoe-koltsorossii
понимать и объяснять значение обУстный опрос; Видео «Как не любить мне эту землю»
(МЭШ)
щих элементов и черт в культуре разhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
ных народов России для обоснования
bjects/9341107?menuReferrer=catalogue
её культурного, экономического единВидео «Что значит быть патриотом» (МЭШ)
ства;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
слушать объяснения учителя, систеjects/7123716?menuReferrer=catalogue
матизировать учебный материал;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов
России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://nsportal.ru/shkola/regionalnyykomponent/library/2020/12/16/material-dlya-urokov-poodnknrhttps://kinouroki.org/
https://infourok.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchebnik.mos.ru/
https://resh.edu.ru/
https://homeschool.interneturok.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук
Колонки
Проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Карта России
Цветные карандаши
Альбом
Цветная бумага