Рабочая программа ОДНКНР 5 класс ФГОС 3 поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее —
ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой
России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,

общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры
и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть
реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре,
религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные
оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее
одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое
культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2.
Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его
причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема
8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как
духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что
такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между
людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов
России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема
30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе
к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных
норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
(учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству
страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками
других народов России;

— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России,
важность его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историкокультурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их
массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они
связаны.
Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать
взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать
ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их
культурных особенностях;

— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных
ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта
и
отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего
времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями
её
существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
— осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать,
что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах
семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовнонравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь
представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и
примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на
основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; — уметь
обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте
культуры и творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;—
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды
и
уметь выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать
о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с
опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами
жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории
и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать
об
особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства
музыкального
языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;

— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа
на примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной
этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование раз- Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/п делов и тем провсего контрольн практичес изучения
граммы
ые работы кие работы
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1. 1. Зачем изучать
курс«Основы духовнонравственной
культурынародов
России»?

Виды, формы Электронные (цифровые) образовательные
контроля
ресурсы

1

0

0

1 неделя формировать представление об
Устный опрос; Урок «Введение в «Основы духовнонравственной культуры
особенностях курса «Основы духовнародов России» (МЭШ)
но-нравственной культуры народов
России»;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
слушать и понимать объяснения
mplates/2320891?menuReferrer=catalogue
учителя по теме урока;
вести самостоятельную работу с
учебником;

1.2. 2. Наш дом — Рос- 1
сия

0

0

2 неделя слушать и понимать объяснения
Устный опрос; Видео «Народы России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
учителя по теме урока; Выполнять
jects/10759242?menuReferrer=catalogue
задания на понимание и
разграничение понятий по курсу;
Урок «Гражданин России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/2427856?menuReferrer=catalogue
Видео «Гимн России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/9862512?menuReferrer=catalogue
Видео «Моя страна. Моя Родина. Моя Россия»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/9580240?menuReferrer=catalogue

1.3. 3. Язык и история 1

0

0

3 неделя формировать представления о язы- Самооценка с
ке как носителе духовноиспользованравственных смыслов культуры; нием
понимать особенности коммуника«Оценочного
тивной роли языка;
слушать и анализировать выступ- листа»;
ления одноклассников, отбирать и
сравнивать учебный материал по
нескольким источникам;

Видео «Традиции народов России» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/9263032?menuReferrer=catalogue
Текст «Давным-давно люди на нашей планете
говорили на одном языке» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
jects/1774274?menuReferrer=catalogue

1.4. 4. Русский язык — 1
язык общения и
язык
возможностей

0,5

0

4 неделя формировать представление о рус- Устный опрос; Урок «В начале было слово» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ском языке как языке межнациоjects/9841647?menuReferrer=catalogue
нального общения;
Видео «Русский язык – государственный»
слушать объяснения учителя, ста(МЭШ)
раясь выделить главное;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
объяснять наблюдаемые в практиjects/7123715?menuReferrer=catalogue
ке изучения языка явления;

1.5. 5. Истоки родной 1
культуры

0

0

5 неделя формировать представление о том, Тестирование Видео «Культура: понятие, формы и виды»
(МЭШ)
что такое культура, об общих черhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
тах в культуре разных народов;
jects/10569504?menuReferrer=catalogue
слушать и понимать объяснения
Интерактивные задания «Российская культуучителя по теме урока; выполнять
ра» (МЭШ)
задания на понимание и
https://uchebnik.mos.ru/material/common/Fizikon
разграничение понятий по теме;
Module/17298?menuReferrer=catalogue

1.6. 6. Материальная
культура

0

0

6 неделя формировать представление о тра- Устный опрос; Видео «Культура: понятие, формы и виды «
(МЭШ)
диционных укладах жизни разных
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
народов; слушать и анализировать
jects/10569504?menuReferrer=catalogue
выступления
одноклассников; работать с учебником, анализировать
проблемные ситуации;

1

1.7. 7. Духовная куль- 1
тура

0

0

1.8. 8. Культура и религия

1

0

0

1.9. 9. Культура и
образование

1

0,5

0

9 неделя понимать смысл понятия «образо- Контрольная Урок «Образование» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
вание», уметь объяснять важность работа;
mplates/246175?menuReferrer=catalogue
и необходимость
образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;

0

0,5

10 неделя отбирать материал по нескольким Устный опрос; Текст «Россия – одно из крупнейших многоисточникам, готовить доклады, ра- Практическая национальных государств в мире» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ботать с научно-популярной лите- работа;
jects/1763047?menuReferrer=catalogue
ратурой;
слушать выступления одноклассников;

1.10. 10. Многообразие 1
культур России
(практическое
занятие)

7неделя формировать представление о ду- Тестирование Урок «Культура» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ховной культуре разных народов; ;
jects/7523454?menuReferrer=catalogue
понимать взаимосвязь между проУрок «Искусство как элемент духовной кульявлениями материальной и духовтуры» (МЭШ)
ной культуры; выполнять задания
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
на понимание и
jects/7469423?menuReferrer=catalogue
Тест «Духовная культура» (МЭШ)
разграничение понятий по теме;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
учиться работать с текстом и зри
jects/7246515?menuReferrer=catalogue
тельным рядом учебника;
8 неделя формировать представление о по- Устный опрос; Видео «Звон колоколов» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
нятии«религия», понимать и уметь
jects/10432372?menuReferrer=catalogue
объяснять, в чём заключается связь
Урок «Ислам в современной России» (МЭШ)
культуры и религии; слушать объhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
яснения учителя, работать с научjects/7623330?menuReferrer=catalogue
но-популярной литературой по теме;

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

2.1. 11. Семья — хра- 1
нитель духовных
ценностей

0

0

11 неде- понимать, что такое семья, формироля
вать представление о взаимосвязях
между типом
культуры и особенностями семейного
уклада у разных народов;
понимать значение термина «поколение»; слушать объяснения учителя,
решать проблемные задачи;

2.2. 12. Родина начинается с семьи

0

0

12 неде- понимать и объяснять, как и почему Устный опрос; Видео «Истоки в жизни каждого человека»
ля
история каждой семьи тесно связана с
(МЭШ)
историей страны, народа;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi
слушать объяснения учителя, разграc_objects/9896483?menuReferrer=catalogue
ничивать понятия по теме, систематиУрок «Семья – хранитель духовных ценнозировать учебный материал;
стей. Часть 1. Роль семьи в жизни человека» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5klass/spisok-urokov/semya-hranitelduhovnyh-tsennostey-chast-1-rol-semi-vzhizni-cheloveka

1

Самооценка с Урок «Семья» (МЭШ)
использовани https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/1082143?menuReferrer=catalogue
ниВидео «Семейное счастье. Притча» (МЭШ)
ем«Оценочног
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
о
jects/9404283?menuReferrer=catalogue
листа»;
Урок «Какие бывают семьи» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5klass/semya/kakie-byvayut-semi

2.3. 13. Традиции се- 1
мейного воспитания в России

0

0

13 неде- понимать и объяснять, что такое тра- Тестирование Урок «Дом и семья в православии» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ля
диция, уметь рассказывать о традици- ;
jects/7624335?menuReferrer=catalogue
ях своей семьи, семейных традициях
Урок «Дом и семья в исламе» (МЭШ)
своего народа и других народов Росhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
сии; уметь объяснять и разграничиjects/10789384?menuReferrer=catalogue
вать основные
Урок «Христианская семья и её ценности.
Портрет мамы» (МЭШ)
понятия по теме; просматривать и
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
анализировать учебные фильмы, раmplates/1093354?menuReferrer=catalogue
ботать с раздаточным материалом;
Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 2. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме»
(Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/odnknr/5klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyhtsennostey-chast-2-semeynye-tsennosti-vpravoslavii-buddizme-islame-iudaizme

2.4. 14. Образ семьи в 1
культуре народов
России

0

0

14 неде- знать основные фольклорные сюжеты Тестирование Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 3. Отражение ценностей семьи в
ля
о семье, семейных ценностях;
;
фольклоре русского народа» (Internetурок)
знать и понимать моральноhttps://interneturok.ru/lesson/odnknr/5нравственное значение семьи;
klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyhработать с научно-популярной литеtsennostey-chast-3-otrazhenie-tsennostey-semi-vратурой, просматривать и анализироfolklore-russkogo-naroda
Тест «Пословицы о семье» (МЭШ)
вать учебные фильмы, систематизиhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ровать учебный материал;
jects/2177051?menuReferrer=catalogue
Интерактивное задание «Сказочные семьи»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material/app/289457?me
nuReferrer=catalogue
Интерактивное задание «Загадки о семье»
https://uchebnik.mos.ru/material/app/126006?men
uReferrer=catalogue

2.5. 15. Труд в истории 1
семьи

0

0

15 неде- понимать, что такое «семейный труд», Письменныйк Урок «Семья – хранитель духовных ценностей. Часть 4. Семья – первый трудовой колля
сознавать и характеризовать важного онтроль;
лектив» (Internetурок)
общего семейного труда для укреплеhttps://interneturok.ru/lesson/odnknr/5ния целостности семьи;
klass/spisok-urokov/semya-hranitel-duhovnyhслушать объяснения учителя, самоtsennostey-chast-4-semya-pervyy-trudovoyстоятельно работать с учебником; саkollektiv
Урок «Труд – основа жизни» (РЭШ)
мостоятельно выполнять задания по
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7118/start/2555
теме;
01/
Текст «Домострой»
(МЭШ)https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/5230207?menuReferrer=catalogue
Урок «Семейное хозяйство» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5klass/semya/semeynoe-hozyaystvo

2.6. 16. Семья в совре- 1
менном мире
(практическое
занятие)

0

0,5

16 неде- понимать, почему важно изучать и
Практическая Урок «Семья и семейные отношения» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7122/start/2556
ля
хранить историю своей семьи, переда- работа;
25/
вать её следующим поколениям; готоУрок «Наша дружная семья. Проектное задавить доклад, сообщение; создавать
ние «Родословная» (РЭШ)
семейное древо; отбирать и сравниhttps://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/1573
вать материал из
30/
нескольких источников;

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1. 17. Личность — 1
0
0
17 не- знать, что такое гуманизм, понимать, Устный опрос; Урок «Человек и человечность» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/6общество — кульделя
что делает человека человеком и каklass/dobrodeteli/chelovek-i-chelovechnost
тура
кие проявления людей можно назвать
Видео «Гуманизм» (МЭШ)
гуманными; работать с научноhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
популярной литературой, уметь разjects/6050149?menuReferrer=catalogue
граничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи);

3.2. 18. Духовный мир 1
человека. Человек
—творец культуры

0

0

18 неделя

3.3. 19. Личность и
духовнонравственные
ценности

0

0

19 неделя

1

понимать и объяснять значение слова
«человек» в контексте духовно- нравственной культуры;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и
разграничивать основные понятия по
теме;

Самооценка с Урок «Труд и творчество» (МЭШ)
использовани https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/6819?menuReferrer=catalogue
ниВидео «Творчество» (МЭШ)
ем«Оценочног
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
о
bjects/7123711?menuReferrer=catalogue
листа»;
Урок «Патриотизм» (Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/5klass/rodina/patriotizm
понимать и объяснять, что такое мо- Тестирование Видео «Притча "Мальчик и морские звёзды"»
(МЭШ)
раль и нравственность, любовь к
;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
близким; показывать на примерах
bjects/10608418?menuReferrer=catalogue
важность таких ценностей как взаиУрок «Порядочность» (МЭШ)
мопомощь, сострадание,
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
милосердие, любовь, дружба и др.;
mplates/2571704?menuReferrer=catalogue
Видео «"Я твоя совесть"» (МЭШ)
разграничивать и определять основhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
ные понятия, решать текстовые задаjects/10321699?menuReferrer=catalogue
чи, работать с учебником;

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1. 20. Историческая 1
память как духовнонравственная
ценность

0

0

20 неделя

объяснять смысл термина «история», Устный опрос; Видео «Память и мудрость Отечества»
понимать важность изучения истории;
(МЭШ)
понимать и объяснять, что такое исhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
торическая память, как история кажic_objects/9896512?menuReferrer=catalogue
дой семьи связана с историей страны;
Видео «Всё живое имеет свои истоки»
работать с учебником, выделять и оп(МЭШ)
ределять основные понятия, слушать
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
и анализировать выступления одноic_objects/9880862?menuReferrer=catalogue
классников;
Видео «Откуда есть пошла земля русская»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/9840859?menuReferrer=catalogue

4.2. 21. Литература
1
как язык культуры

0

0

21 неделя

4.3. 22. Взаимовлияние культур

0

0

22 неделя

0,5

0

23 неделя

1

4.4. 23. Духовно1
нравственные
ценности российского народа

Понимать особенности литературы, Устный опрос; Урок «Значение художественной литераеё отличия от других видов художетуры в жизни
ственного творчества.Объяснять
человека» (МЭШ)
средства выражения духовного мира
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesso
человека, его морали и нравственноn_templates/1149205?menuReferrer=catalog
сти в произведениях литератуue
ры.Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники
иметь представление о значении тер- Устный опрос; Урок «К Дням исторического и культурного
наследия» (МЭШ)
минов«взаимодействие культур»,
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
«культурный обмен»; понимать и объmplates/341245?menuReferrer=catalogue
яснять важность сохранения
культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам;
уметь объяснять значение основных Письменныйк Видео «От героев былых времен» (МЭШ)
понятий, отражающих духовноонтроль;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
нравственные ценности; осознавать
ic_objects/9417933?menuReferrer=catalogue
их и защищать в качестве базовых обВидео «Письмо из 45-го» (МЭШ)
щегражданских ценностей российскоhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
го общества;
ic_objects/9417847?menuReferrer=catalogue
слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);
Видео «Дмитрий Донской» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/10020148?menuReferrer=catalogu
e

4.5. 24. Регионы Рос- 1
сии: культурное
многообразие

0

0

24 неделя

понимать принципы федеративного Тестирование Урок «Путешествие по России» (РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4593/start/1603
устройства России, объяснять понятие ;
11/
«полиэтничность»; понимать ценность многообразия культурных укладов народов России; уметь рассказывать о культурном своеобразии своей
малой родины;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;

4.6. 25-26. Праздники 2
в культуре народов России

0

0

25-26 понимать и объяснять, что такое «нанеделя родный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных
традициях разных народов и своей
семьи; понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника;
работать с учебником, просматривать
и анализировать учебные фильмы;

Самооценка с Видео «Быт и праздники русского народа»
использовани (МЭШ)
ниhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ем«Оценочног ic_objects/10592491?menuReferrer=catalogu
о
e
листа»;
Видео «Сабантуй. Праздник плуга» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/9935297?menuReferrer=catalogue
Видео «Сагаалган. Праздник Белого месяца» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/10612464?menuReferrer=catalogu
e
Урок «Народный праздник. Масленица»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesso
n_templates/3264?menuReferrer=catalogue

4.7. 27. Памятники в 1
культуре народов
России

0

0

27 неделя

устанавливать связь между историей Устный опрос; Видео «Крестьянские хоромы. По книге Е.
Заручевской
памятника и историей края;
"Крестьянские
хоромы"» (МЭШ)
характеризовать памятники истории и
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
культуры; понимать нравственный и
bjects/10076165?menuReferrer=catalogue
научный смысл краеведческой рабоВидео «Московский Кремль» (МЭШ)
ты; слушать объяснения учителя, раhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
bjects/9975691?menuReferrer=catalogue
ботать с научно-популярной литераВидео
«Кижи. Чудеса России» (МЭШ)
турой, просматривать и
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
анализировать учебные фильмы;
bjects/7581709?menuReferrer=catalogue
Видео «Музеи Московского Кремля» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
bjects/9286535?menuReferrer=catalogue
Урок «Архитектура и декор русской избы»
(МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/2573270?menuReferrer=catalogue

4.8. 28. Музыкальная 1
культура народов
России

0

0

28 неделя

понимать особенности музыки как
Устный опрос; Видео «"Музыка духа". Русская духовная музыка» (МЭШ)
вида искусства; знать и называть осhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
новные темы музыкального творчестbjects/10392804?menuReferrer=catalogue
ва народов России, понимать, как исУрок «Разнообразие русских народных музытория народа отражается в его музыкальных инструментов (духовые, струнные,
ке; слушать объяснения учителя, раударно-шумовые) (МЭШ)
ботать с научно-популярной литераhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
турой, просматривать и
mplates/1731351?menuReferrer=catalogue
анализировать учебные фильмы;

4.9. 29. Изобразитель- 1
ное искусство народов России

0,5

0

29 неделя

понимать и объяснять особенности
изобразительного искусства как вида
художественного творчества;
понимать и обосновывать важность
искусства как формы трансляции
культурных ценностей; знать и называть основные темы искусства
народов России; слушать объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;
понимать, что такое национальная
литература; объяснять и показывать
на примерах, как произведения
фольклора отражают историю народа,
его духовно-нравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из
нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;

Устный опрос; Видео «Хохлома как русский народный
Тестирование промысел» (МЭШ)
;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/9947901?menuReferrer=catalogue
Видео «Деревенская жизнь. Истоки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atom
ic_objects/8358122?menuReferrer=catalogue

4.10. 30. Фольклор и
1
литература народов России

0

0

30 неделя

Устный опрос; Урок «Фольклор и литература» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
bjects/8936569?menuReferrer=catalogue
Урок «Малые жанры фольклора –
пословицы, поговорки, скороговорки» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
mplates/858466?menuReferrer=catalogue

4.11. 31-32. Бытовые 2
традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

0

1

31-32 отбирать и сравнивать учебный мате- Практическая Урок «Предметы народного быта» (МЭШ)
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
неделя риал по нескольким источникам, ре- работа;
mplates/2615619?menuReferrer=catalogue
шать текстовые
Урок «Культура и быт народов России»
задачи, слушать и анализировать вы(МЭШ)
ступления одноклассников, работать с
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_te
научно-популярной литературой;
mplates/1666027?menuReferrer=catalogue

4.12. 33. Культурная
2
карта
России (практическое занятие)

4.13. 34. Единство
страны —
залог будущего
России

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0

1

0

0

2

3

33 неделя

34 неделя

отбирать и сравнивать несколько ис- Практическая Урок «Народные промыслы твоего края»
точников, решать текстовые задачи, работа;
(Internetурок)
слушать и анализировать выступлеhttps://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4ния одноклассников, работать с научklass/rodnoy-kray-chast-bolshoyно-популярной литературой;
strany/narodnye-promysly-tvoego-kraya
Урок «Золотое кольцо России»
(Internetурок)
https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3klass/nasha-strana-rossiya/zolotoe-koltsorossii
понимать и объяснять значение обУстный опрос; Видео «Как не любить мне эту землю»
(МЭШ)
щих элементов и черт в культуре разhttps://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_o
ных народов России для обоснования
bjects/9341107?menuReferrer=catalogue
её культурного, экономического единВидео «Что значит быть патриотом» (МЭШ)
ства;
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_ob
слушать объяснения учителя, систеjects/7123716?menuReferrer=catalogue
матизировать учебный материал;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов
России, 5 класс. Общество с ограниченной ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»;
Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://nsportal.ru/shkola/regionalnyykomponent/library/2020/12/16/material-dlya-urokov-poodnknrhttps://kinouroki.org/
https://infourok.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchebnik.mos.ru/
https://resh.edu.ru/
https://homeschool.interneturok.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук
Колонки
Проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Карта России
Цветные карандаши
Альбом
Цветная бумага


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».