Рабочая программа Функциональная грамотность 1-4 класс

Рабочая программа
по функциональной грамотности
(1 -4 класс)

Составитель: Беляева И.В

г. Реж, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на
реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Курс «Функциональная грамотность» изучается во 1- 4классах в рамках части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений 1 час в неделю. Общий объем учебных часов за три
года обучения составляет 135 часов (1 класс – 33 часа, 2,3,4 класс – по 34 часа).
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное
обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Но в жизни
ребѐнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и
умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку,
уметь творить и сотрудничать и т.д. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают
проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий
ребѐнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всѐ говорит о том, что у
ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое
мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребѐнка
внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные
признаки предметов, развивать познавательную активность.
Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. С
помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и
точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на
них.
Поэтому в 1 класс основная задача обучения: научить учиться, т.е.
 развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов первоклассников с целью
улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня
обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий;
 формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение
существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
 формирование и развитие логического мышления;
 развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объѐма, переключение и т.д.);
 развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
 развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
 развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
 развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец,
умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение
учитывать в своей работе заданную систему требований);
 развитие речи и словарного запаса учащихся;
 развитие быстроты реакции.
Воспитательный потенциал курса:

формирование положительной мотивации к учению.

формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребѐнка к себе и своим
качествам;

формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного
развития младших школьников.
Реализация программы «Функциональная грамотность» рассчитана на четыре года, т.е. познавательные
процессы ребѐнка развиваются на всѐм протяжении обучения его в начальной школе.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный
читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения,

приѐмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в
конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую
грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность и как
базовая основа для формирования всех видов грамотности в 1 классе включается блок «Учись учиться».
Цель курса: формирование функциональной грамотности младших школьников.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
Читательская грамотность:
– формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом; совершенствовать
культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и
искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание
быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
В 3 классе в программу включены модули «Читательская грамотность»,
грамотность», «Естественно - научная грамотность.

«Математическая

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в
мире, в котором он живѐт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены
средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 развитие экономического образа мышления;
 воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.

1 четверть - модуль «Читательская грамотность».
2 четверть - модуль «Математическая грамотность».
3 четверть - модуль «Естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «Финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 3 - 4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и
электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и
др.).
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
1 класс
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
 овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
 учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
 строить речевое высказывание в устной форме
 концентрировать, переключать своѐ внимание
Познавательные УУД:
 уметь логически рассуждать, пользуясь приѐмами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации
 выделять существенные признаки и закономерности предметов
 развить вербально-логическое мышление
 учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
 улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень
внимания и ассоциативной памяти
Коммуникативные УУД:
 учиться работать в паре и в группе
 выполнять различные роли
 слушать и понимать речь других ребят
 осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
 о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
 правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
 анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в
достижении цели
 налаживать контакт с людьми;
 правильно взаимодействовать с партнерами
 выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и
игровой деятельности.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» во 2-4 классах
является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых,
уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесѐнное или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своѐ высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),
извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность
выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – ,
видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного
общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
– знать основные приѐмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,
записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приѐмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио,
видео ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать
уместные, эффективные речевые средства
3-4 класс
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Находит и
извлекает
информацию из
различных текстов

Математическая
грамотность
Находит и извлекает
математическую
информацию в
различном контексте

Естественнонаучная
грамотность
Находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из различных
текстов

Финансовая
грамотность
Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

Личностные результаты
Читательская
грамотность
Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к

Математическая
грамотность
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих

Естественнонаучная
грамотность
Объясняет
гражданскую позицию
в конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучных
знаний с позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

прочитанному
формулирует
собственную

ценностей

Содержание курса.
1 класс
Курс «Учись учиться» представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера,
воздействующих непосредственно на психические качества ребѐнка: память, внимание, наблюдательность,
быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая
благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию,
учитель получает возможность выяснить в какой мере ребѐнок нуждается в тренировке памяти, внимания,
мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих
заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в
конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется
другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Курс включает в себя следующие направления:
— формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение
существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и
т.д.);
—
развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие
смысловой памяти);
— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
— формирование учебной мотивации;
— развитие личностной сферы.
-Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру».
- Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».
- Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».
-Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».
-Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».
- Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
- Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счѐта.
«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие внимания.
«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».
- Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.
2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка
любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи,
разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки»,
«лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий
читатель много читает. Лента времени для учѐта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты
писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всѐ, что
задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоѐ представление
о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников.
Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста.
Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на
прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов
(шагов) при чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая
фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над
проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.
Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта.
Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (12 ч)
Структура книги. Знакомство с основными элементами книги.Отзыв о прочитанной книге. Сопоставление
содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную
мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять еѐ. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в
природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Сезонные явления нашей местности. Как уменьшить влияние опасных явлений
погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений и животных. Почему надо беречь и
охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные.
Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Перелетные,
зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие
родного края. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные
растения. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на
природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в
природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Свердловской области. Охранять природу - значит
охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их
средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация
экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приѐмы устного счѐта. Виды цифр.
Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами
(циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов
«за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое

математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в
10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи,
выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями
«все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и
функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Работа с таблицами, диаграммами, поиск
информации для решения задач. Выполнение центральной симметрии.
4 класс
Модуль « Основы читательской грамотности». ( 9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в
художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и
один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на
вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание
рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации.
Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать
достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать
собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их
свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность
планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 8 ч)
Раздел1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление
модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности». ( 9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своѐ дело».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

Дата Виды деятельности
/
Практ/ неде
работы ля

всег
о

Контр/
работы

Знакомство
с
содержанием
курса.
Пространственноориентированные
задания. Рисование по
точкам.

1

0

Воспроизведение
повторяющегося
узора.
Мозаика.
Разгадывание загадок.

1

3.

Графические
диктанты.
Игра
«Продолжи
узор».
Рисование по точкам.

1

0

1

4.

Графические диктанты.
Рисование
по
клеточкам.
Разгадывание загадок.

1

0

5.

Подбор
слов
по
аналогии.
Игра

1

0

1.

2.

0

0,5

1
неде
ля

Определять способы использование
инструментов для выполнения
заданий.
Моделировать разнообразные
расположения объектов.

Виды, Электронные (цифровые)
формы образовательные ресурсы
контро
ля
устный
опрос

https://logiclike.com/2.0/cabinet/w
elcome-wiki/2
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2011/12/08/risuem-potochkam

Классифицировать задания по мере устный
усложнения.
опрос
«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

https://kidssmart.ru/exercises/groups/1-class

3

Анализировать свои действия при
устный
выполнении заданий. Сравнивать
опрос
типы заданий.
«Найди
слово
в
слове»,
«Шифровальщик»,
«Повтори
фигуру».

https://iqsha.ru/uprazhneniya/1klass

1

4

Анализировать свои действия при
устный
выполнении заданий. Сравнивать
опрос
типы заданий.
«Найди
слово
в
слове»,
«Шифровальщик»,
«Повтори
фигуру».

http://ot2do6.ru/grafo/kletka/

0,5

5

1

2

Классифицировать (объекты и
группы) по заданному правилу

устный

https://nukadeti.ru/zagadki/dlya-1klassa

https://childdevelop.info/workshee

«Исключи
лишнее».
Решение логических
задач.

«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

опрос

ts/
https://kladraz.ru/blogs/svetlanaaleksandrovna-chernousova/igrys-bukvami-i-slovami-dljauchaschihsja-1-klasa.html

6.

Рисование фигуры по
клеточкам
по
приведѐнному
образцу. Продолжение
закономерности.

1

0

1

6

Находить закономерность, находить
заданный объект

устный
опрос

http://ot2do6.ru/grafo/kletka/

7.

Графические диктанты.
Игра
«Дорисуй
девятое».

1

0

1

7

Находить общее название, заданный
объект, распределять работу в
группе

устный
опрос

https://razvitievospitanie.ru/intellect/graficheskij
_diktant_po_kletochkam_dlya_1_
klassa.html

8.

Продолжение
логического ряда. Игра
«Восстанови порядок».
Рисование по точкам.

1

0

0,5

8

Классифицировать (объекты и
группы) по правилу, оценивать
выполненную работу
«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

устный
опрос

https://logiclike.com/podgotovkak-shkole/razvivayushchie-igry
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2011/12/08/risuem-potochkam

9.

Нахождение лишнего
слова.
Разгадывание
загадок.
Игра
«Дорисуй девятое».

1

0

0,5

9

Находить общее название, заданный устный
объект, использовать различные
опрос
приѐмы проверки выполнения задания

https://igroutka.ru/igry-navnimatelnost/
https://kladraz.ru/blogs/svetlanaaleksandrovna-chernousova/igrys-bukvami-i-slovami-dljauchaschihsja-1-klasa.html

10. Продолжение цепочки
слов.
Игры
«Внимательный

1

0

0,5

Находить закономерность , заданный
объект, оценивать результаты своей
работы

https://kladraz.ru/blogs/svetlanaaleksandrovna-chernousova/igrys-bukvami-i-slovami-dlja-

10

устный
опрос

художник»,
рисунок»

«Сложи

uchaschihsja-1-klasa.html

11. Графические диктанты.
Рисование по точкам.
Игра «Сложи квадрат».

1

0

1

11

Устанавливать связи между
понятиями, работать в группах,
выбирать способы выполнения
заданий

устный
опрос

https://razvitievospitanie.ru/intellect/graficheskij
_diktant_po_kletochkam_dlya_1_
klassa.html

12. Подбор
общего
названия для группы
предметов.
Игра
«Шифровальщик».

1

0

0,5

12

Находить общее название, заданный
объект, работать в паре, распределять
роли

устный
опрос

https://kladraz.ru/blogs/svetlanaaleksandrovna-chernousova/igrys-bukvami-i-slovami-dljauchaschihsja-1-klasa.html

13. Подбор антонимов и
синонимов. Рисование
по точкам.

1

0

0,5

13

Устанавливать связи между
понятиями, Работать в паре,
оценивать правильность
высказывания товарища

устный
опрос

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2011/12/08/risuem-potochkam

14. Разгадывание загадок.
Рисование
по
клеточкам
подобной
фигуры. Мозаика.

1

0

0,5

14

Устанавливать связи между
понятиями, применять знания и
способы действий в изменѐнных
условиях

устный
опрос

https://logiclike.com/podgotovkak-shkole/razvivayushchie-igry
https://nukadeti.ru/zagadki/dlya-1klassa

15. Разгадывание ребусов.
Игры
«Шифровальщик», «Н
айди отличия».

1

0

0,5

15

Классифицировать объекты и группы
по правилу
«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

устный
опрос

https://pptcloud.ru/raznoe/pravilarazgadyvaniya-rebusov

16. Логические
задачи.
Рисование подобных
фигур на клетчатой
бумаге.

1

0

0,5

16

Находить общее название , заданный
объект, выбирать способы
выполнения заданий

устный
опрос

http://ot2do6.ru/grafo/kletka/
https://infourok.ru/logicheskie_zad
achi_dlya_1_klassa-308254.htm

17. Нахождение
закономерностей
в
узоре,
продолжение
узора.
Разгадывание
загадок.

1

0

0,5

17

Находить закономерность ,заданный
объект, использовать различные
приѐмы проверки выполнения
заданий
«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

устный
опрос

18. Нахождение слов в
таблице среди букв.
Логические
задачи.
Рисование по точкам.

1

0

0,5

18

Находить общее название, заданный
объект, пояснять ход выполнения
задания

устный
опрос

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2011/12/08/risuem-potochkam
https://infourok.ru/logicheskie_zad
achi_dlya_1_klassa-308254.htm

19. Нахождение
общего
названия для группы
предметов. Рисование
по клеткам подобной
фигуры.

1

0

0,5

19

Обобщать, анализировать,
сопоставлять понятия, составлять
план выполнения заданий

устный
опрос

http://ot2do6.ru/grafo/kletka/

20. Решение
логических
задач.
Разгадывание
ребусов. Мозаика.

1

0

0,5

20

Классифицировать объекты и группы
по правилу, осуществлять план своих
действий
«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

устный
опрос

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2018/01/07/uchimsyarazgadyvat-rebusy-1-klass
https://infourok.ru/logicheskie_zad
achi_dlya_1_klassa-308254.htm

21. Нахождение лишнего
слова.
Рисование
подобной
фигуры.
Игра «Найди отличия».

1

0

0,5

21

22. Нахождение
недостающей фигуры.

1

0

0,5

22

Находить общее название, заданный
объект, излагать и отстаивать своѐ
мнение

устный
опрос

Устанавливать связи между
устный
понятиями, работать в паре, Находить

https://kladraz.ru/blogs/svetlanaaleksandrovna-chernousova/igrys-bukvami-i-slovami-dljauchaschihsja-1-klasa.html
https://nukadeti.ru/zagadki/dlya-1klassa

Разгадывание загадок.
Игра «Сложи квадрат».

и исправлять неверные высказывания

опрос

23. Графические диктанты.
Игра
«Продолжи
узор».
Логические
задания со спичками.

1

0

1

23

Классифицировать предметы и слова,
анализировать свои действия
«Допиши по аналогии», «Раздели на
группы», «Нарисуй по точкам».

устный
опрос

https://detkisemya.ru/graficheskijdiktant-po-kletochkam-dlya-1klassahtml

24. Тренировка внимания.
Игра
«Что
изменилось?»
Раскрашивание
картинки
в
соответствии
с
заданием.

1

0

0,5

24

Применять навыки вычислений для
быстрого выполнения заданий,
выстраивать и обосновывать
стратегию успешного выполнения
заданий

устный
опрос

https://igroutka.ru/igry-navnimatelnost/

25. Игры
на
развитие
памяти.
Логические
задачи,
ребусы.
Рисование по точкам.

1

0

0,5

25

Исследовать ситуации, требующие
сравнения объектов

устный
опрос

26. Тренировка внимания.
Игра «Найди отличия».
Графические диктанты.

1

0

0,5

26

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2015/01/08/igry-narazvitie-vnimaniya-v-1-klasse

Устанавливать правило по которому устный
выполняется задание, контролировать опрос
свои действия

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlya-kompleksov-detskiisad-nachalnayashkola/2011/12/08/risuem-potochkam
https://infourok.ru/logicheskie_zad
achi_dlya_1_klassa-308254.htm
https://igroutka.ru/igry-navnimatelnost/
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2015/01/08/igry-narazvitie-vnimaniya-v-1-klasse

27. Нахождение
слов
среди букв в таблице.
Игра
«Наоборот»
(слова-антонимы).

1

0

0,5

27

Анализировать свои действия при
устный
выполнении заданий, сравнивать типы опрос
заданий

https://kladraz.ru/blogs/svetlanaaleksandrovna-chernousova/igrys-bukvami-i-slovami-dlja-

Мозаика.

uchaschihsja-1-klasa.html

28. Игры
на
развитие
логического
мышления.
Игра
«Составь
слово».
Раскрашивание
картинки
в
соответствии
с
заданием.

1

0

0,5

28

Находить закономерность ,заданный
объект, составлять задания для
товарища

29. Игры на внимание:
«Что
изменилось?»,
«Шифровальщик».
Рисование
подобной
фигуры.

1

0

0,5

29

30. Разгадывание ребусов.
Логические задания со
спичками. Рисование
по точкам.

1

0

0,5

30

Устанавливать различные виды
отношений между понятиями,
сравнивать результаты действий,
делать выводы

устный
опрос

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2018/01/07/uchimsyarazgadyvat-rebusy-1-klass

31. Логические
задачи.
Игры
на
развитие
фонематического
слуха.
Графические
диктанты.

1

0

0,5

31

Соотносить результат проведѐнного
самоконтроля с целями,
поставленными на занятии

устный
опрос

http://ot2do6.ru/grafo/kletka/

32. Тренировка внимания:
нахождение чисел в
таблице. Игра «Что
изменилось?».
Рисование
подобной
фигуры.

1

0

0,5

32

устный
опрос

Составлять план работы ,определять и устный
описывать закономерности
опрос

https://infourok.ru/logicheskie_zad
achi_dlya_1_klassa-308254.htm

https://igroutka.ru/igry-navnimatelnost/
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2015/01/08/igry-narazvitie-vnimaniya-v-1-klasse

Выполнять задания творческого и
устный
поискового характера
опрос
«Продолжи ряд слов», «Соедини
половинки слов», «Нарисуй такую
же фигуру».

https://igroutka.ru/igry-navnimatelnost/
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2015/01/08/igry-na-

razvitie-vnimaniya-v-1-klasse
33. Игры на внимание и на
развитие логического
мышления.
Диагностика

1

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0,5

0,5

0,5

17

33. Применять свои знания при решении
теста

устный
опрос
тестиро
вание

https://igroutka.ru/igry-navnimatelnost/
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2015/01/08/igry-narazvitie-vnimaniya-v-1-klasse

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Е.Л. Агеева и др. «Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от3 до 6 лет»,
Москва «Просвещение», 1991
2. Л.А. Венгер и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1989
3. В.В. Волина «Праздник числа»,
Москва, «Знание», 1994
4. В.В. Волина «Учимся, играя», Москва, «Новая школа», 1994
5. С.И. Волкова «Тетрадь с математическими заданиями. 1 класс», Москва, «Просвещение»,
1994
6. А.З. Зак «600 игровых задач для развития логического мышления детей», Ярославль,
«Академия развития», 1998
7. М.А. Калугин «Развивающие игры для младших школьников», Ярославль, «Академия
развития», 1997
8. Н.И. Касабуцкий «Давайте поиграем», Москва, «Просвещение», 1991
9. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва ,
10. «Просвещение», 1990
11. Л.В. Мищенкова «Речь, логика, память, внимание, воображение», Ярославль ,
12. «Академия развития», 2009
13. Е.В. Сербина «Математика для малышей», Москва, «Просвещение», 1992
14. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, «Академия
развития», 2000
15. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учеба, и игра: русский язык», Ярославль «Академия
развития», 1998
16. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»,
Ярославль, «Академия развития», 1998
17. Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника», Ярославль,
«Академия развития», 1996
18. Л.В. Черемошкина «Развитии памяти детей», Ярославль, «Академия развития», 1997
19. Языканова Е.В., «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс»,
2013., Москва, Издательство «Экзамен»;

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://ru.wikipedia.or
g/ http://arch.rgdb.ru/
xmlui/ http://schoolcollection.edu.ru/
https://chudo-udo.info
Российская онлайн-платформа учи ру https://uchi.ru/
Издательства «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Школа России www.schoolrussia.ru)
ФедерацияИнтернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru
Российская версия международного проекта Сеть творческихучителей it-n.ru
Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Альбомы, простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, тетради в клетку

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Ноутбук, проектор, экран, картинки, карточки с буквами, словами, предметами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».