Рабочая программа по химии (ФОП)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии на уровне общего общего образования объединяет на основе
свободы к результатам освоения основной образовательной программы общего общего
образования, представленной в ФГОС ООО, а также на основе федеральной программы
рабочего образования и с учѐтом исследования преподавания образовательного предмета
«Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по химии регулирует распределение расходов, общую стратегическое
обучение, воспитание и развитие профессионального образования, обязательное
предметное содержание, предусматривает его расходы по классам и структурирование по
разделам и темам программ по химии, определяет количественные и качественные
характеристики содержания, рекомендуемую последовательность изучения химия с
учѐтом межпредметных и внутри предметных связей, логика учебного процесса, возраст
индивидуально обучающихся, определяет возможности предмета для реализации к
результатам освоения основной образовательной программы на уровне общего
образования, также обеспечен к результатам обучения химии на уровне изучения целей
предмета и основных видов обучения -познавательной деятельности обучающегося по
освоению образовательного учреждения.
развитие фундаментальной экономики для формирования мировоззрения обучающегося,
его представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формирующиеся
представления о взаимопревращении энергии и об эволюции в природе, о путях решения
природных проблем экологической безопасности – сырьевой, природной, природной и
экологической безопасности, проблем здоровья
Изучение химии:
частота реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности,
ее общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся,
навыков самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и научных
исследований, связанных с повседневной жизнью, так и в профессиональной
деятельности;
знакомится со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда
на
единство
природы
и
человека,
является
ответственным
этапом
в естественно-научной грамотности обучающихся;
особое формирование ценностного отношения естественно-научным знанием, к природе,
к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся.
Данные направления в обучении химии требуют специфического содержания учебного
предмета, который является педагогически улучшенным отражением основных наук
химии на уровне потребностей ее развития.
Курс химии на уровне общего общего образования, ориентированный на освоение
обучающихся систем первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и
некоторых особенно важных понятий органической химии.
Структура содержания по химии сформирована на основе системного владения ее
охватом. Содержание состоит из системы понятий о химическом элементе и включений и

систем понятий о химических реакциях. Обе эти системы структурно организованы по
последовательному развитию знаний на основе теоретических представлений разного
уровня:
– атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания;
– Периодического закона Д. И. Менделеева как обычная химия;
– учения о строении атомов и химической связи;
– представлений об электролитической диссоциации в растворах.
Теоретические исследования на основе применения эмпирических доходов и
возникновения фактов, развивающиеся последовательно от одного уровня к другому,
выполняющие функции, объясняющие и прогнозирующие свойства, структуру и
возможности практического выявления и возникновения изучаемых случаев.
Освоение программ по изменению химии формирования представлений о химическом
изменении научной картины мира в логике ее системной природы, ценностного
отношения к научному знанию и методу познания в науке. Изучение химии происходит с
привлечением знаний из ранее изученных предметов: «Окружающий мир», «Биология. 5–
7 классы» и «Физика. 7 класс».
При изучении химии возникает образование химических основ как области современного
естествознания, практической деятельности человека и одного из компонентов мировой
культуры. Целью является целенаправленная деятельность, связанная с распространением
системы распространения знаний среди населения — понятий, понятий, естественно и
теоретических обследований, распространением обобщенного мировоззренческого
характера, языка науки, в приобщении к распространенности методов познания при
изучении заболеваемости и заболеваемости, в развитии познавательных привычек и их
применении. в учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности,
освоении правил безопасного обращения с заболеваемостью в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне общего образования важное значение приобретаются
такие цели, как:
– формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
объединению, самостоятельному принятию решений, способной принять к быстрому
изменению условий жизни;
– направленность обучения на системное приобщение обучающихся к самостоятельной
познавательной деятельности, методу познания, формированию мотивации и развитию
способностей к химии;
– обеспечение условий, развитие навыков приобретения навыков, опыт разнообразной
деятельности, познания и самопознания, назначения (ключевых компетенций),
универсальное значение для различных видов деятельности;
– формирование общей функциональной и естественно-научной грамотности, в том числе
умение объяснять и истолковывать явления окружающего мира, используя знания и опыт,
реализуемые при изучении химии, применение их при решении проблем в повседневной
жизни и трудовой деятельности;
– формирование у обучающихся гуманистических отношений, изучение ценностей
образования для выработки экологически устойчивого трудового поведения в быту и в

целях осуществления деятельности в интересах своего здоровья и окружающей
природной среды;
– развитие мотивации к обучению, способности к самоконтролю и самовоспитанию на
основе зависимости общечеловеческих потребностей, развитие к осознанному выбору
профиля и направленности обучения.
Общее число часов, отведенных для изучения химии на уровне общего общего
образования, составляет 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системах наук. Тела и
вещества. Физические свойства. Агрегатное состояние отравления. Понятие о методах
познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы выбора смеси.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и
сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства
состава. Относительная
атомная
масса. Относительная
молекулярно-массовая
масса. Массовая доля химических элементов в смеси.
Количество вещества. Мол. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и множества
структурных единиц вещества. Расчѐты по формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химические явления и ее признаки. Закон о собрании
населения. Химические уравнения. Классификация пищевых продуктов (соединения,
разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент :
исследование и описание физических свойств образцов неорганических заболеваний,
наблюдение за физическими явлениями (плавление воска, таяние льда, растирание сахара
в ступке, кипение и накопление воды) и химическое (горение свечи, прокаливание медной
проволоки, взаимодействие мела с кислотой) структуры, наблюдение и описание
признаков протекания пищевых волокон (разложение сахара, взаимодействие серной
кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди ( II ) при нагревании,
взаимодействие железа с раствором соли меди ( II), исследование высокой оценки
магнитной смеси: с помощью, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография,
проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов опыта,
иллюстрирующего закон сбора массы, создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических объединений
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции
горения). Оксиды. Применение окси. Способы получения кислорода в лаборатории и

промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация
кислорода.
Тепловой эффект, химическая реакция, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермическая реакция. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, обнаружение
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение в природе, физические и химические
свойства, применение, получение. Кислоты и соли.
Молярный газовый газ. Расчеты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость включений в воду. Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни
человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природной вод. Охрана и очистка
природных вод.
Классификация
неорганических
соединений. Оксиды. Классификация
оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура
оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация
оснований:
щѐлочи
основания. Номенклатура
оснований. Физические
и
оснований. Получение оснований.

и
нерастворимые
химические
свойства

Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислоты. Физические и химические
свойства кислоты. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислоты.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент :
качественное определение содержания кислорода в спектре, получение, сбор,
распознавание и определение свойств кислорода, наблюдение обнаружения обнаружения
с кислородом и появление и появление условий горения (пожара), ознакомление с
образцами оксидов и описание их свойств, обнаружение, сбор, обнаружение и выявление
признаков (горение), взаимодействие с оксидом меди ( II) (возможность использования
видеоматериалов), наблюдение наблюдения за обнаружением 1 моль, исследование
особенностей растворения с определением растворимости, приготовление растворов с
необходимой долей растворенного вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием
и
кальцием)
(возможность
использования
видеоматериалов),
исследование
неорганических соединений различные классы, наблюдение за изменениями окраски
индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди ( II ) с
раствором серной кислоты, кислотами с металлами, чувствительность нейтрализации,
получение нерастворимых оснований, удаление одного металла из растворов соли,
решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических
соединений».
Периодический
закон
и
Периодическая
система
химических
элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции

Первые источники взрыва химических элементов. Понятие о группах сходных элементов
(щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые
являются амфотерными оксидами и гидроксидами.
Периодический
закон. Периодическая
система
химических
элементов
Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номера периода и элемента группы.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы
Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по расположению в
Периодической системе его Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и
неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодических явлений и Периодической системы химических элементов для
развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учѐный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность
химических элементов. Ионная связь.
Повышенное окисление. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления
и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент :
изучение выявления металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с
растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классах осуществлялась за
счет использования естественно-научных понятий, так и понятий-системных для
естественно-научного цикла.
Общие естественнонаучные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, сложный заряд, вещество, тело, объем, агрегатное состояние
вещества, газ, физическая величина, единица измерения, космос, планета, звѐзды, Солнце .
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, полезные ископаемые, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая наука

Периодический
закон. Периодическая
система
химических
элементов
Д. И. Менделеева. Строение
атомов. Закономерности
в
использовании
свойств
химических элементов первых простых периодов, калия, калия и их соединений в
соответствии с положением элементов в Периодической структуре и строении их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решѐток, свойства
свойств веществ от типа кристаллической решѐтки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических включений. Химические свойства
возникли, стали известным классом неорганических соединений, генетической связью
неорганических соединений.
Классификация химических реакций по выявлению (по возникновению и составу реакций
по выявлению, по тепловому эффекту, по выявлению степени окисления химических
элементов, по обратимости, по выявлению катализатора). Экзо- и эндотермические
реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратных и необратимых
исследованиях. Понятие о гомогенных и гетерогенных явлениях. Понятие о
катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и химический состав.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составляющие окислительно-восстановительные реакции с
использованием электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации населения с многочисленными химическими
связями. Повышенная социодистрофия. Сильные и важные электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания испытаний ионного взаимодействия,
полные и сокращѐнные ионные уравнения испытаний. Свойства кислот, оснований и
солей в легком представлении об электролитической диссоциации. Качественные реакции
на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами кристаллических решѐток неорганических выделений –
металлов и неметаллов (графита и дисперсии), комплексное поглощение (хлорида натрия),
исследование зависимости скорости химического воздействия от воздействия различных
воздействий, исследование электропроводности растворов токсичности, процесса
диссоциации кислот, щелочей и солей (возможность использования видео опыты
проведения материалов, иллюстрирующие признаки протекания реакции ионного обмена
(образование осадки, выделения газа, образования воды), опыты, иллюстрирующие
примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения), распознавание неорганических явлений с помощью обнаружения на ионы,
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени
окисления. Строение и физические свойства соединений – галогенов. Химические
свойства
хлора
(взаимодействие
с
металлами,
неметаллами,
щелочами). Хлорводород. Соляная
кислота,
химические
свойства,
получение,

применение. Действие хлора и хлорводорода на организм человека. Важнейшие хлориды
и их нахождение в природе.
Общая
характеристика
элементов VI А-группы. Особенности
строения
атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства человека – кислород и
серы. Аллотропные
модификации
кислорода
и
серы. Химические
свойства
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства
(общие представители класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в
основе промышленного восстановления серной кислоты. Применение серной
кислоты. Соли серной кислоты, качественная оценка сульфат-иона. Нахождение серий и
ее соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями
серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоемов), предотвращение его
предотвращения.
Общая
характеристика
элементов V А-группы. Особенности
строения
атомов,
характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и
химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства,
применение. Качественная оценка ионов аммония. Азотная кислота, ее свойства,
физические и химические свойства (общие представители класса кислот и специфические
свойства). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почва и водоѐмы). Фосфор, аллотропные модификации
фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора ( V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, свойства. Использование фосфатов в качестве
минеральных удобрений.
Общая
характеристика
элементов IV А-группы. Особенности
строения
атомов,
характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в
природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот в природе. Оксиды
возникают, их физические и химические свойства, действие на живые организмы,
возникают и применяются. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода
( IV ), вероятно, вызывают глобальное потепление климата, влияние на
молодежь. Угольная кислота и ее соли, их физические и химические свойства, получение
и применение. Качественное явление на карбонат-ионы. Использование карбонатов в
быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия о потреблении веществ как о соединениях (метан, этан, этилен,
ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов
(уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки (бензин), их роль в быту и
промышленности. Понятие о биологических веществах: жиры, белки, углеводы – и их
роль в жизни человека. Материнское единство управления и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения
кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния ( IV ) и кремниевой
кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:

изучение образцов неорганических образований, свойств соляной кислоты, проведение
обнаружения хлорид-ионов и наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие
физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможность
использования видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов),
ознакомление с образцами серы и ее соединениями (возможность использования
видеоматериалов), наблюдение за процессом обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты, изучение свойств разбавленной серной кислоты,
качественное проведение реакции на сульфат-ион и наблюдение за признаками ее
протекания, ознакомлением с присутствием содержания азота, фосфора и их
потреблением (возможность использования видеоматериалов), отбор азотных и
фосфорных загрязнений, получение, сбор, распознавание и определение свойств
аммиака,проведение обнаружения обнаружения аммония и фосфат-иона и выявление
признаков их протекания, взаимодействие концентрации азотной кислоты с медью
(возможность использования видеоматериалов), изучение моделей кристаллических
решѐток выброса, графита, фуллерена, ознакомление с присутствием следов поглощения
активированным углем и определением противогаза, получение, сбор, распознавание и
определение свойств углекислого газа, проведение обнаружения обнаружения карбонатов
и силикат-ионов и определение признаков их протекания, ознакомление с продукцией
силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения».исследование моделей кристаллических решѐток алмаза,
графита, фуллерена, ознакомление с поглощением растворов активированного угля и
определение противогаза, получение, сбор, распознавание и исследование свойств
углекислого газа, обнаружение обнаружения карбонатов и силикат-ионов и выявление
признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности,
решением экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения».исследование моделей кристаллических решѐток алмаза, графита, фуллерена,
ознакомление с поглощением растворов активированного угля и определение
противогаза, получение, сбор, распознавание и исследование свойств углекислого газа,
обнаружение обнаружения карбонатов и силикат-ионов и выявление признаков их
протекания, ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решением
экспериментальных
задач
по
теме
«Важнейшие
неметаллы
и
их
соединения».ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение
экспериментальных
задач
по
теме
«Важнейшие
неметаллы
и
их
соединения».ознакомление с продукцией силикатной промышленности, решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлы на основе их положений в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строение
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решѐтка. Электрохимический ряд металлов. Физические и химические свойства
металлов. Общие сведения о приеме металлов. Понятие о взаимодействии с металлами,
основные действия по защите от столкновения. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий,
бронза) и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической смеси химических элементов
Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические
свойства (присутствие натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и
калия. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы магний и кальций: Периодической смеси химических
элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и
химические свойства магния и состава. Важнейшие соединения кальция (оксид,
гидроксид, соли). Жѐсткость воды и еѐ потребление.
Алюминий:
положение
в
Периодической
системе
химических
элементов
Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические
свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,
строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа ( II ) и железа ( III ), их состав, свойства и
продукты.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их доступность, получение информации о
металлах (возможность использования видеоматериалов), особенности взаимодействия
оксида натрия и натрия с водой (возможность использования видеоматериалов),
исследование свойств жесткой воды, процесс горения железа в кислороде (возможность
использования видеоматериалов) , признаки протекания наблюдений за ионами: магния,
веса, алюминия, цинка, железа ( II ) и железа ( III ), меди ( II ), наблюдение и описание
процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и калия (возможность
использования видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида
алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное потребление вредных
веществ в быту. Первая помощь при европейских ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельно допустимая концентрация
загрязнения, далее – ПДК). Роль химии в экологических проблемах.
Химический эксперимент:
изучение материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классах осуществлялась за
счет использования естественно-научных понятий, так и понятий-системных для
естественно-научного цикла.
Общие естественнонаучные понятия: научный факт, обоснование, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики,
фотоэлемент, вещество, тело, объем, агрегатное состояние вещества, газ, раствор,
растворимость, кристаллическая решѐтка, сплавы, физические величины, единицы
измерения, космическое пространство, планета, звѐзды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, полезные ископаемые, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программ общего образования достигаются в ходе
обучения химии в едином учебном процессе и воспитательной деятельности в
соответствии с требованиями социокультурных и духовно-нравственных качеств,
принятыми в обществе и нормами поведения и в соответствии с процессами
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на ее основе, в
том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному наследию, понимания и научного
наследования, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об исследованиях мира и
общества;
2) постоянное воспитание:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении образовательных, познавательных задач, выполнении
будущих экспериментов, развитии научных проектов, стремлении к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, оценки собственного поведения и
поступков своих товарищей с позиции моральных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческим представлениям о явлениях
высокой степени развития науки и составляющих
картины мира, представлениях об основных
взаимосвязей человека с природной средой, о
местностей;

и химических реакциях, широкой
основу для понимания сути научной
ограничениях развития природы,
динамике химии в познании этих

познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химическому
анализу, необходимые для выявления чувствительных процессов и явлений,
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;

интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в будущем;
4) формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимость определения правил
безопасности при возникновении химических заболеваний в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интересующемуся практическим профессией и трудолюбием, уважением к труду и
результатами трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанным выбором индивидуальной траектории продолжения
образования с учѐтом личностных интересов и способностей к химии, особой
заинтересованности и внимательности, успешности профессиональная деятельность и
развитие привычных, восприимчивых к профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологическое отношение к природе как источнику жизни на Земле, основанное на еѐ
привязанности, понимание ценностей здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к естественному состоянию здоровья и психическому здоровью,
и жизнь людей;
способности применять знания, известные исследования в области химии, для решения
задач, которые встречаются с природными явлениями, для встречающихся в природе
экологических проблем, осознания широкого характера, экологических проблем и путей
их решения с помощью методов исследования химии, экологического мышления,
практика.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В имеющихся метапредметных результатах выявлены значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, факт, система, процесс,
эксперимент и др.), о целостной научной картине мира, и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые предполагают
формирование возможности для самостоятельного планирования и осуществления
учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые эффекты действия:
часто используют приемы логического мышления при освоении знаний: раскрывают
смыслы широкого понимания (выделяют их характерные признаки, проявляют
взаимосвязь с другими), используют понятия для объяснения редких фактов и
приобретают, обнаруживают и обнаруживают выявление случаев отравления и инфекций,
встречающихся причинно- следственные связи между объектами изучение, построение
случая рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать и встречать;

умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии , с учѐтом этих моделей представлений выявляют и обнаруживают
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – отравление и токсичность,
выявляют общие проявления, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых
процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по правильности выдвигаемых суждений;
приобретение опыта по планированию, определение и достижение научных
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщение и изъятие по результатам проведѐнного опыта,
исследование, составление отчѐта о проделанной работе.
Работа с информацией:
выбирать, анализировать и интерпретировать информацию о различных видах и формах
представлений, распространяющуюся из разных источников (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета),
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
данных, потребляемых для осуществления деятельности и познавательных задач
определенного типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурным использованием различных
поисковых систем, самостоятельно выбирая оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, развития сельского хозяйства и
транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативно-универсальные лечебные действия:
обычно задавать вопросы (в ходе диалога и (или) обсуждения) по существующей
обсуждаемой теме, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
результаты исследования результатов познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств,
учебного проекта);
учебное сотрудничество со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности по решению проблем на основе учѐта крупных интересов
и согласований поставок (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы»,
координация действий действий, определение решения по оценке качества выполненной
работы и других).
Регулятивно-универсальные лечебные действия:

умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, изучать,
контролировать и при необходимости корректировать деятельность, выбирая наиболее
целесообразные решения своих образовательных и познавательных задач, самостоятельно
составлять или корректировать предлагаемый алгоритм действий при выполнении
заданий с учѐтом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и
наблюдениях , оценка полученного результата ожидаемой цели, умение использовать и
анализировать контексты, предполагаемые в ожидаемых заданиях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В содержательных результатах по освоению обязательного содержания, установленного
данной федеральной стратегией, выделяются: освоение обучающих навыков научных
знаний, опыт и действия, специальные для предметной области «Химия», виды
деятельности по получению новых знаний, его усвоение, преобразование и применение в
различных областях. новые науки и науки.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,
простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность,
относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная
масса, массовая доля химического элемента в смеси, молярный состав, оксид, кислота,
основа, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения,
реакции реакции, экзо- и эндотермические реакции, реакции, атомная орбиталь, радиус
атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион,
катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных международных понятий и применять эти понятия
при раскрытии и их превращениях;
использовать химическую
присоединения реакции;

символику

для

составления

формулы

включения

и

определение валентности атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления
элементов в бинарных соединениях, выяснение степени тяжести к классу соединений по
формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: кругозорное понимание
периодической зависимости свойств химических элементов от их положений в
Периодической системе, следует собрание собрания, постоянства состава, атомномолекулярного учения, закономерности Авогадро;
описывать и излагать характер табличной структуры Периодической системы химических
элементов: наиболее важные понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, имеющиеся в
таблице «Периодическая система химических элементов Д». . И. Делеева» с характерными
свойствами атомов химических элементов (состав Менделеева и заряд ядра, общее число
электронов и их взаимодействие по атомным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции
(по составу и составу частиц в реакции воздействия, по тепловому эффекту);

характеризовать (описывать) общие химические свойства свойств различных классов;
прогнозировать свойства зависимости от качественного состава, возможности протекания
химических зарядов в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массу, массовую долю химического
элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить
расчеты по сравнению химических реакций;
применение основной практической мысли деятельности – анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей –
для изучения свойств строения и структуры, естественно-научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование (реальный и мыслительный) ;
следовать правилам использования химических веществ по суду и лабораторным
исследованиям, а также правилам лечения заболеваний в соответствии с международными
стандартами по выполнению лабораторных опытов по получению и сбору газообразных
выделений (водорода и кислорода), приготовлению растворов с необходимыми дозами
растворенного вещества, планировать и проводить исследования химических веществ. по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и другие)
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический атом, молекула, ион,
катион,
анион,
простое
вещество,
сложное
вещество,
валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
воздействие реакции, моль, молярный объем, растворение, электролиты , неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакция ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решѐтка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных международных понятий и применять эти понятия
при раскрытии и их превращениях;
использовать химическую
присоединения реакции;

символику

для

составления

формулы

включения

и

определение валентности и степени окисления химических элементов в соединениях,
выявление степени концентрации химических соединений в неорганических соединениях,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), характер среды в водных
растворах неорганических соединений, тип кристаллической решѐтки выбора веществ;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. и его понимание: описывать и
характеризовать табличную форму Менструальной формы Периодической структуры
химических элементов: преобладать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, имеющиеся в
периодической составление атомов с четкими формулировками состава атомов
химических элементов (состав и заряд ядер, общее число электронов и их воздействие на

атомы), объяснение общих случаев применения в свойствах элементов и их соединений в
малых периодах и основных подгруппах с учѐтом структур их;
классифицируют химические элементы, неорганические вещества, химические реакции
(по действию и составу частиц в реакции образования, по тепловому эффекту, по степени
окисления химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простыми и
сложными включениями, появлением описания примерами молекулярных ионных свойств
характерных особенностей;
вычисление уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полных
и кратких уравнений реакции ионного взаимодействия, уравнений устойчивости,
возможных проявлений генетической связи между возникновением различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
прогнозировать свойства воздействия в зависимости от их строения, возможности
протекания химических зарядов в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массу, массовую долю химического
элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить
расчеты по сравнению химических реакций;
соблюдать правила потребления химических веществ и газовых соединений (аммиака и
углекислого газа);
проводить реакции, возникающие при качественном составе различных проявлений:
распознавать опытным путем хлорид-, бромид-, йодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония ионы и исследовать металлы,
присутствующие в водных растворах неорганических включений ;
применение основной оперативной мысли деятельности – анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей – для изучения
свойств образования и формулировки, естественно-научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мыслительный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№
п/п

Название разделов и тем программы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1.1 Химия — важная область естественнознания и
практической деятельности человека
1,2 Вещества и химические реакции

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

5
15

2
1

Итого по разделу
20
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических объединений
2.1 Воздух. Кислород. Понятие об оксидах
6
2.2 Водород. Понятие о кислотах и солях

8

2.3 Вода. Растворы. Понятие об основаниях

5

1

1

2,4 Основные классы неорганических соединений

11

1

1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41937c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

Итого по разделу
30
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции
3.1 Периодический закон и Периодическая система
7
Библиотека ЦОК
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
https://m.edsoo.ru/7f41837c
3.2 Химическая связь. Окислительно-восстановительные
8
1
Библиотека ЦОК
реакции
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Итого по разделу
15
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

№
п/п

Название разделов и тем программы
Всего

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

9 КЛАСС
№
п/п

Название разделов и тем программы

Раздел 1. Вещество и химическая реакция
1.1 Повторение и углубление знаний основных разделов
курса 8 класса
1,2 Основные уровни пищевой ценности
Электролитическая диссоциация. Химические реакции в
растворах
Итого по разделу
1,3

Раздел 2. Неметаллы и их соединения
2.1 Общая характеристика химических элементов VIIАгруппы. Галогены
2.2 Общая характеристика химических элементов VIАгруппы. Сера и ее соединения
2.3 Общая характеристика химических элементов ВАгруппы. Азот, фосфор и их соединения

Всего

5

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
4

5

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

1

4
8

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

17
4

1

6
7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

№
п/п

Название разделов и тем программы
Всего

Общая характеристика химических элементов IVAгруппы. Углерод и кремний и их соединения
Итого по разделу

25

Раздел 3. Металлы и их соединения
3.1 Общие свойства металлов

4

2,4

3.2

Важнейшие металлы и их соединения

8

16

Итого по разделу
Раздел 4. Химия и окружающая среда
4.1 Вещества и материалы в жизни человека

20

Итого по разделу
Резервное время

3
3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

1

1

2

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
4

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
Тема урока
п/п
1
2

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и
1
вещества
Понятие о методах познания в химии
1
Практическая работа № 1 «Правила работы в
больнице и приеме больных с лабораторными
проблемами»
Чистые вещества и смеси. Способы выбора смеси

1

Практическая работа № 2 «Разделение смеси (по
очистке поваренной соли)»
Атомы и молекулы

1

1

8

Химические элементы. Знаки (символы) химических
элементов
Простые и сложные вещества

9

Атомно-молекулярное учение

1

10

Закон постоянства состава. Химическая формула.
Валентность атомов химических элементов
Относительная атомная масса. Относительная
молекулярно-массовая масса

1

3

4
5
6
7

11

1

1

1

1

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2d50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d323c

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

12

Массовая доля химических элементов в смеси

13

Количество вещества. Мол. Молярная масса

1

14

1

15

Физические и химические явления. Химическое
явление
Признаки и условия протекания инфекции

16

Закон о собрании населения. Химические уравнения

1

17

Вычисление количества, массы вещества по
уравнению пищевых кислот
Классификация пищевых продуктов (соединения,
разложения, замещения, обмена)
М. В. Ломоносов — учѐный-энциклопедист.
Обобщение и систематизация знаний
Контрольная работа №1 по теме «Вещества и
химические реакции»
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород —
элемент и простое вещество. Озон
Физические и химические свойства кислорода
(реакции окисления, горения). Понятие об оксидах
Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Применение кислорода
Тепловой эффект химической реакции, выход на
термохимическое сравнение, экзо- и эндотермических

1

18
19
20
21
22
23
24

1

1
1
1
1
1
1
1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d350c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5230
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d37fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3a16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3b88
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3f34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d40c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4290
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d448e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4614
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d497a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4790

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

29

явлений
Топливо (нефть, уголь и метан). Загрязнение воздуха,
его предотвращение
Практическая работа № 3 по теме «Получение его и
сбор кислорода, изучение свойств»
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение
в природе
Физические и химические свойства почвы.
Применение
Понятие о кислотах и солях

30

Способы обнаружения в лаборатории

1

31

Практическая работа № 4 по теме «Получение его и
собирание объектов, изучение свойств»
Молярный газовый газ. Закон Авогадро

1

1

35

Вычисления количества вещества, количества
вещества газа по известному количеству вещества или
количества вещества
Вычисления газовых газов по уравнению реакции на
основе газовых отношений
Физические и химические свойства воды

36

Состав оснований. Понятие об индикаторах

1

25
26
27
28

32
33

34

1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d50d2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4f42
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d542e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d55a0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d587a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d59e2

№
п/п
37
38

39
40

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные 1
растворы. Массовая доля вещества в растворе
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление
1
1
растворов с необходимой массой долей растворѐнного
вещества»
Контрольная работа №2 по теме «Кислород. Водород.
1
1
Вода»
Оксиды: состав, классификация, номенклатура
1
1

42

Получение и химические свойства кислот, основных и
амфотерных оксидов
Основания: состав, классификация, номенклатура

43

Получение и химические свойства оснований

1

44

Кислоты: состав, классификация, номенклатура

1

45

Получение и химические свойства кислот

1

46

Соли (средние): номенклатура, получение,
химические свойства
Практическая работа № 6. Решение
экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений»
Генетическая связь между классами неорганических
соединений

1

41

47

48

1

1

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5b40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5eba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d6342
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9b7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9a50

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

49

Обобщение и систематизация знаний

50

1

53

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы
неорганических соединений"
Первые источники взрыва химических элементов.
Понятие о множестве сходных элементов
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Периоды, группы, подгруппы

54

Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы

1

55

1

59

Строение электронных оболочек атомов элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева
Характеристика химического элемента по
расположению в Периодической системе его Д. И.
Менделеева
Значение Периодического закона для науки и
развития. Д. И. Менделеев — учѐный, педагог и
гражданин
Электроотрицательность атомов химических
элементов
Ионная химическая связь

60

Ковалентная полярная химическая связь

1

51
52

56

57

58

1
1
1

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9e1a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9ffa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada342
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada6bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada824

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada96e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adac34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8

1

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

61

Ковалентная неполярная химическая связь

62

Повышенное окисление

1

63

Окислительно-восстановительные реакции

1

64

Окислители и восстановители

1

65

1

66

Контрольная работа №4 по теме «Строительство
атома. Химическая связь»
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

67

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

1

68

Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9 КЛАСС
№

Тема урока

Дата
изучения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adae28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb486
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d61c6

1

1

68

4

Количество часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

4

Дата

Электронные цифровые

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Периодический закон. Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева
Закономерности использования свойств химических
элементов первых трех периодов
Классификация и номенклатура неорганических
включений
Виды химических связей и типы кристаллических
решѐток
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и
углубление знаний разделов основных курсов 8 класса»
Классификация инфекции по выявлению
Понятие о скорости химической реакции. Понятие о
гомогенных и гетерогенных явлениях
Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие
на скорость химической реакции и химический состав
Окислительно-восстановительные реакции

Всего Контрольные
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10 Теория электролитической диссоциации. Сильные и
важные электролиты
11 Ионные уравнения

1

12 Химические свойства кислот и оснований в легком
представлении об электролитической диссоциации
13 Химические свойства солей в свете представлений об
электролитической диссоциации
14 Понятие о гидролизе солей

1

1

1
1

Практические
работы

изучения

образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb59e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb6b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbac6

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc28c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcade
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add448
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add8b2
Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

15 Обобщение и систематизация знаний

1

16 Практическая работа № 1. «Решение экспериментальных
задач»
17 Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая
диссоциация. Химические реакции в растворах»
18 Общая характеристика галогенов. Химические свойства
природы хлора
19 Хлорводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение
20 Практическая работа № 2 по теме «Получение соляной
кислоты, изучение ее свойств»
21 Вычисления по уравнениям химических соединений,
если один из реагентов дан в избытке
22 Общая характеристика элементов ВИА-группы

1

23 Аллотропные модификации серии. Нахождение серий и
ее соединений в природе. Химические свойства серы
24 Сероводород, строение, физические и химические
свойства
25 Оксиды серы. Серная кислота, физические и химические
свойства, применение
26 Химические реакции, лежащие в основе промышленного
быстрого приема серной кислоты. Химическое
загрязнение окружающей среды

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/00add9d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addbfa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addec0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addfe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade104
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade348
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade488
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade802
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adea28
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec8a

№
п/п

Тема урока

27 Вычисление высокой доли выхода продуктов реакции

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

28 Общая характеристика элементов ВА-группы. Азот,
распространение в природе, физические и химические
свойства
29 Аммиак, его физические и химические свойства,
получение и применение
30 Практическая работа № 3 по теме «Получение аммиака,
изучение его свойств»
31 Азотная кислота, ее физические и химические свойства

1

32 Использование нитратов и солей аммония в качестве
минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды
33 Фосфор. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, свойства
34 Использование фосфатов в качестве минеральных
удобрений. Загрязнение природной среды фосфатами
35 Углерод, распространение в природе, физические и
химические свойства
36 Оксиды возникают, их физические и химические
свойства. Экологические проблемы, связанные с
оксидом катастрофы (IV)
37 Угольная кислота и ее соли

1

38 Практическая работа № 4 по теме "Получение

1

1
1

1

1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec8a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf518
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf68a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfc20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfd9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfebe

1
1
1
1

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae006c
Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

углекислого газа. Качественная оценка карбонат-иона"
39 Первоначальные понятия о потреблении веществ как о
соединениях
40 Кремний и его соединения

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
1

41 Практическая работа № 5. Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»
42 Контрольная работа №3 по теме «Важнейшие неметаллы
и их соединения»
43 Общая характеристика химических элементов —
металлов. Металлическая связь и металлическая
кристаллическая решѐтка. Физические свойства
металлов
44 Химические свойства металлов. Электрохимический ряд
металлов
45 Общие сведения о приеме металлов. Сплавы.
Вычисления по уравнениям химических соединений,
если один из реагентов содержит примеси
46 Понятие о выбросах металлов

1

47 Щелочные металлы

1

48 Оксиды и гидроксиды натрия и калия

1

49 Щелочноземельные металлы – кальций и магний

1

1
1

1
1

1

1
1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/00ae027e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae054e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae080a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0e18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae103e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1278
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

№
п/п

Тема урока

50 Важнейшие соединения кальция

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1

51 Обобщение и систематизация знаний
52 Жѐсткость воды и еѐ потребление

1
1

53 Практическая работа № 6 по теме "Жѐсткость воды и еѐ
методы охвата"
54 Алюминий

1

55 Амфотерные свойства оксида и гидроксида

1

56 Железо

1

57 Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

1

58 Обобщение и систематизация знаний
59 Практическая работа № 7. Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»
60 Вычисления по уравнениям химических соединений,
если один из реагентов дан в избытке или содержит
примеси. Вычисления высокой доли выхода реакции
продукта
61 Обобщение и систематизация знаний
62 Контрольная работа №4 по теме «Важнейшие металлы и
их соединения»
63 Вещества и материалы в повседневной жизни человека

1
1

1

1

1

1

1
1
1

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1ae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae35e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1750

1
Библиотека ЦОК

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

64 Химическое загрязнение окружающей среды

1

65 Роль химии в экологических проблемах

1

66 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

1

67 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

1

68 Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/00ae3f50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0d0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Химия. 8 класс/Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение» 2019;
Химия. 9 класс/Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение» 2019;
Ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
А.М.Радецкий,
Химия.
Дидактический
материал.
изд.Просвещение,2019г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8-9-классы - М.: Просвещение, 2018
2. Гара Н.Н. ХИМИЯ. Задачник с «помощником» . 8-9 классы - М.: Просвещение, 2018

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Российская электронная школа. - https://resh.edu.ru/
2. Журнал «Химия и жизнь» - https://hij.ru/
3. Подборка литературы по химии - http://c-books.narod.ru/
4. Журнал " 1 сентября" - https://1sept.ru/
5. Инфоурок - https://iu.ru/video-lessons
6. Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный описанием
экспериментов. - http://www.periodictable.ru
7.http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
8.http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»
9.http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные эксперименты:
химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала
10.http://experiment.edu.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
11.http://www alhimik.ru Всероссийская олимпиада школьников по химии
12.http://chem.rusolymp.ru Органическая химия: электронный учебник для средней школы
13.http://www.chemistry.ssu.samara.ru Основы химии: электронный учебник
14.http://www hemi.nsu.ru Открытый колледж: Химия
15.http://www.chemistry.ru Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационный
образовательный проект

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Коллекции
1 Основные виды промышленного сырья.
2 Металлы
2 Алюминий
3.Стекло и изделия из стекла
4. Топливо
5.Пластмассы
6 Каучук и продукты его переработки
Модель
"Кристаллическая решетка" демонстрационная
- Углекислый газ
- Алмаз
- Графит
-Оксид кремния
Таблицы Начала химии (арт. 5-8671-018)
1 Химические знаки и атомные массы важнейших элементов
2 Распространѐнность химических элементов
3 Формы существования химических элементов
4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения
5 Структура изменения веществ
6 Способы разделения смесей
7 Химические знаки и формулы
8 Составление формул по валентности
9 Моль - единица количества вещества
10 Физические величины выражения порций вещества
11 Признаки и условия проведения химических реакций
12 Типы химических реакций
13 Воздух. Кислород. Горение
14 Строение пламени
15 Составление формул солей
16 Генетическая связь классов неорганических веществ
17 Водород
18 Химические реакции
Основы химических знаний(арт. 5-8707-006)
19 Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

20 Таблица растворимости веществ в воде
21 Правила поведения в кабинете химии
22 Знаки
23 Техника безопасности проведения опытов
24 Техника безопасности при работе с газами 8 - 9 классы ( арт. 5-8478-020)
25 Валентность
26 Относительная атомная и молекулярная массы
27 Строение атома. изотопы
28 Образование ковалентной и ионной химической связи
29 Электронные слои атомов элементов малых периодов
30 Окислительно-восстановительные реакции
31 Типы кристаллических решеток
32 Реакции обмена в водных растворах
33 Важнейшие кислоты и их соли
34 Классификация оксидов
35 Классификация оснований
36 Классификация кислот
37 Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ
38 Окраска индикаторов в различных средах
39 Электролитическая диссоциация
40 Зависимость скорости реакции от различных факторов
41 Типы химических реакций
42 Обратимые реакции
43 Воздух. Кислород. Горение
44 Степень окисления
Неорганическая химия(арт. 5-8701-009)
45 Номенклатура солей
46 Кристаллы
47 Химическая связь
48 Валентность
49 Модели атомов некоторых элементов
50 Бинарные соединения
51 Строение атома
52 Электронная орбиталь
53 Степень окисления
Растворы. Электролитическая диссоциация(арт. 5-8687-013)

54 Дисперсные системы
55 Свойства воды
56 Кривые растворимости веществ
57 Способы выражения количественного состава растворов
58 Электролиты гидратация ионов
59 Растворение веществ с ионной связью в воде
60 Растворение веществ с ковалентной полярной связью
61 Кислотно-основные реакции
62 Реакции ионного обмена
63 Гидролиз солей
64 Иониты
65 Среда водных растворов
Номенклатура 121 Бинарные соединения
66 Номенклатура солей
67 Номенклатура органических соединений
68 Предельные углеводороды
69 Непредельные углеводороды
70 Функциональные производные углеводородов Строение вещества
71 Строение атома
72 Электронная орбиталь
73 Модели атомов некоторых элементов
74 Кристаллы
75 Химическая связь
76 Валентность
77 Степень окисления

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Измерительные приборы
1. Весы ученические
2. Набор ареометров
Нагревательные приборы
3. Нагреватель для пробирок электрический
4. Баня лабораторная комбинированная (БЛК)
5. Плитка электрическая
6. Спиртовки 100 мл
7. Комплект посуды демонстрационный с принадлежностями

8. Набор по химии с резьбовыми соединениями
9. Прибор для получения и сбора газов (демонстрационный)
10. Набор для электролиза (демонстрационный)
11. Столик подъемный
12. Штатив лабораторный химический (ШЛХ)
13. Специализированные приборы и аппараты Аппарат Киппа
14. Прибор для получения галоидалканов
15. Прибор для иллюстрации закона сохранения газов
16. Прибор для определения состава воздуха
17. Лоток с посудой и принадлежностями для ученического эксперимента
18. Комплект пробирок (ПХ-14, ПХ-16)
19. Штатив для пробирок
20. Комплект стеклянных палочек .
21. Комплект стеклянных трубочек
22. Чашки выпаривательные
23. Ложки для сжигания веществ
24. Щипцы тигельные
25. Тигли
26. Пестик и ступка
27. Химические стаканы
28. Воронки стеклянные лабораторные
29. Измерительные цилиндры
30. Мензурки
31. Колба плоскодонная
32. Воронка делительная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».