Рабочая программа по музыке 5-8 класс (ФОП)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учѐтом
распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной
программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщѐнности, с другой — глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождѐнных в предыдущие века и отражѐнных в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свѐрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребѐнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребѐнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учѐтом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определѐнного раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребѐнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики еѐ воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приѐмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;

аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерѐдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 6 «Русская классическая музыка»;
модуль № 7 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 8 «Жанры музыкального искусства».
Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаѐтся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 5 – 8 классе составляет 33 (не менее
1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор
учителя).
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трѐхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез
западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества
М.И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и
др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека —
судьба человечества (на примере творчества Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм
иромантизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи
Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение).
Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина
и др.).
Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).
Программная музыка.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ »

Музыка цифрового мира
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный
выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
Осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры
народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других
народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в
музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:

Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определѐнному признаку;
1.

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа еѐ проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
1. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания;

выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
2. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать
причины
успеха/неудач
учебной
деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. Д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном

общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включѐнного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трѐх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей

(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,
входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,
озвучивание картин, кинофрагментов и т. П.) или подбирать ассоциативные пары произведений из
разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах еѐ воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№
п/п

Наим
Ко
Основные виды деятельности обучающихся с учетом
направлений рабочей программы воспитания
енова
лич
ние
ест
разде
во
лов и
час
тем
ов
прогр
аммы
Модуль 1. Музыка моего края
1.1.
1
Фолькле
Сущность и особенности устного народного музыкального
рв
творчества как части общей культуры народа, как способа
музыке
самовыражения человека. Народное творчество как
русских
художественная самоценность. Особенности русской
компози
народной музыкальной культуры. Основные жанры
торов
русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной
инструментальной музыки: симфонической сюитой и
симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения,
созданные на основе различных литературных источников
(русских народных сказаний, сказок разных народов и
др.) Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как части общей культуры
народа, как способа самовыражения человека. Народное
творчество как художественная самоценность. Особенности
русской народной музыкальной культуры.
Обращение композиторов к родному фольклору и к
фольклорудругих народов. Общность и интонационное
своеобразие
музыкального фольклора народов России и других народов
мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
1.2.
1
Всю
Стилевое многообразие музыки 20 столетия.
жизнь
Наиболеезначимые стилевые особенности русской
несу
классическоймузыкальной школы, развитие традиций
Родину
русской
вдуше…
классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление
контраста как основной прием развития произведения в
целом. Определение средств музыкальной выразительности.
Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в
жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов,
а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа
родной страны, судьба человека… Вдохновение
композиторов, поэтов, писателей, их размышления о
смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной
красоте человека и талантливых людях, которыми может
по праву гордиться Отечество.
Осознать значимость музыкального искусства для творчества
поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве
западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.
2
Итого по
модулю

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 2. Народное музыкальное творчество России
2.1.

Портрет в
музыкеи

1

Интонация как носитель смысла в музыке.
Выразительностьи изобразительность музыкальной

РЭШ

изобрази
тельном
искусстве.

2.2

2.3.

2.4.

Вторая
жизнь
песни.

Вокальная
музыка.Вся
Россия
проситсяв
песню.
Здесь мало
услышать,
здесь
вслушат
ься нужно.

Колоколь
ность в
музыке и
изобрази
тельном
искусстве

Итого по
модулю

1

2

1

5

интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств:
архитектуры,музыки, изобразительного искусства.
Великое прошлое
родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых
входят и музыкальные шедевры.
Народные истоки русской профессиональной музыке.
Способы обращения композиторов к народной
музыке:цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании
народной песни; о народных истоках профессиональной
музыки: симфония, концерт, опера, кантата.
Современные
интерпретации классической музыки. Смысл высказывания
М.И. Глинки: ―Создает музыку народ, а мы, художники
только ее аранжируем‖. Раскрытие терминов и осмысление
понятий: интерпретация, обработка, трактовка.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной
общности и различий. Богатство музыкальных образов
(лирические). Народные истоки русской
профессиональноймузыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение
культуры своего народа. Представление о песне как истоке
и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе
ихинтонационной общности и различий. Богатство
музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный
спутник человека. Народное музыкальное творчество.
Сущность и особенности устного народного музыкального
творчества как части общей культуры народа, как
способасамовыражения человека. Основные жанры
русской народной музыки (наиболее распространенные
разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины,
лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной
песни. Календарные песни. Разнохарактерные песенные
жанры: трудовые, обрядовые, величальные,
торжественные,хвалебные, шуточные, сатирические,
игровые, хороводные, лирические песни. Песни –
заклички.
Взаимосвязь музыкальных, литературных
и художественных образов. Развитие жанров камерной
вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального
произведения для голоса с инструментом, в
котором
раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и
природе. Возможность возрождения песни в новом жанре
–романс.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные
истокимузыки - на примере произведений отечественных
композиторов. Колокольность – важный элемент
национального мировосприятия. Красота звучания
колокола,символизирующего соборность сознания
русского человека. Каждый композитор отражает в
своих произведениях духсвоего народа, своего времени,
обращаясь к незыблемым
духовным ценностям, которым стремились следовать
многиепоколениям русских людей.

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Модуль 3. «Музыка народов мира»
3.1.

Богатство и
многообразие
музыки
разных
народов мира

4

Учить понимать особенности музыкального языка разных стран
и народов. Вызывать яркий эмоциональный отклик на
слушаемые произведения. Развивать вокально-певческие
навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление и
анализировать музыкальные произведения. Воспитывать через
музыку разных стран и народов дружелюбные отношения
между людьми независимо от их национальности. Изучаемые
произведения Джордж Гершвин, Колыбельная из оперы порги и
Бесс, слушание Болгарская народная песня «Посадил полынья».
Музыка В. Мурадели, слова С. Островского «Мы будем петь о
мире» -исполнение песни. Музыка Б.Савельева, слова
Л.Жигалкиной и А.Хайта «Большой хоровод» - исполнение
песни. Чешская народная песня Польна слушание (разучивание
1 куплета для разминки.

РЭШ

Итого по
4
модулю
Модуль 4. «Европейская классическая музыка»
4.1.

Волшебная
палочка
дирижера
.

1

4.2.

Образы
борьбы и
победы в
искусстве.

1

4.3.

Полифония
в
музыке и
живописи.

1

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки.
Роль групп инструментов симфонического оркестра.
Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра.
Дирижер.
Особенности трактовки драматической музыки на примере
образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой
музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена.
Творческий процесс сочинения музыки композитором,
особенности еѐ симфонического развития.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее
душу человека. Знакомство с творчеством композитора на
примере жанра – фуга. Выразительные возможности
различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная
музыка). Общность языка художественных произведений в
музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка.
Полифония. Фуга.
Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии
произведений русских и зарубежных композиторов.

РЭШ

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле.
Духовные образы древнерусского и западноевропейского
искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской
любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ
Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Общее и особенное в русском и западноевропейском
искусстве в различных исторических эпох, стилевых
направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные
краски» в произведениях композиторов – романтиков.
Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления
через выявление общности музыки и живописи в образном
выражении состояний души человека, изображении картин
природы. Музыкальные образы произведений, созвучные
музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений

РЭШ

Мир
1
композит
ора.
Итого по
4
модулю
Модуль 5. «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
4.4.

5.1.

Небесное и
земное в
звуках и
красках.

1

5.2.

Музыкальнь
я живописьи
живописная
музыка.

1

РЭШ

РЭШ

РЭШ

5.3.

Застывшая
музыка.

1

русского и зарубежного композитора (вокальные и
инструментальные) и общность отражения жизни в русской
музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение
произведений искусства, созданных в жанре пейзажа
Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет,
линия, характер движения кисти) выражает тончайшие
изменения настроений, состояний человеческой души.
Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством. Выразительные возможности
различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в
живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры,
музыки, изобразительного искусства. Православные
храмы ирусская духовная музыка. Хор, а капелла.
Католические храмы и органная музыка.

Итого по
3
модулю
Модуль 6. «Русская классическая музыка»
6.1.

Жанры
инструме
нтальнойи
вокальной
музыки.

2

6.2.

Музыкана
мольберте

1

6.3.

Импресс
ионизм в
музыке и
живописи.

1

6.4.

О
подвигах,о
доблести,о
славе...

1

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной
музыки. Наиболее значимые стилевые особенности
классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и
инструментальной музыки, не связанной с какой-либо
литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола
как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной
баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности
песни без слов и романса – инструментальной и вокальной
баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в
появлении новых музыкальных жанров и произведений.
Превращение песен в симфонические мелодии.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия.
Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного
искусства и литературы на примере творчества литовского
художника - композитора М.Чюрлѐниса. Живописная музыкаи
музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание,
символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин.
Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма.
Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия.
Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений
русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и
настоящего всегда раскрывает перед слушателями,
читателями, зрителями жизнь во всѐм еѐ
многообразии. Главное стремиться понять
образы различных искусств, непереставая
удивляться чудесам, которые они открывают.
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство
музыкальных образов – драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе
освоения произведений различных видов искусства,
раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр –
Реквием.

Итого по
5
модулю
Модуль 7. «Связь музыки с другими видами искусства»
7.1.

Писателии
поэты о
музыке и
музыкантах.

1

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности
трактовки драматической и лирической сфер на примере
образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия,
этюд.

РЭШ

Осознание учащимися значимости музыкального искусствадля
творчества поэтов и писателей, расширение представлений о
творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен.
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира
композиторами классиками и романтиками.
( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для
творчества поэтов и писателей, расширение представлений о
творчестве западноевропейских
композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием.
Произведения В.Моцарта открывают бесконечное
многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
7.2.

Музыкав
театре,в кино,
на телевиде
нии.

1

7.3.

Что роднит
музыку с
изобрази
тельным
искусством.

1

7.4.

Звать
через
прошлое к
настоящему.

1

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль
музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в
синтетических видах искусства: в театре, кино, на
телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений
киноискусства, которое существует на основе синтеза
литературы, театра, изобразительного искусства и музыки.
Киномузыка – одно из важнейших средств создания
экранного образа реального события, которое специально
инсценируется или воссоздается средствами
мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая
смена действия в кино, короткое дыхание
кинематографических фраз, свободное владение
пространством и временем получили отражение и вмузыке
к фильмам.
Выразительность и изобразительность музыкальной
интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении
зрительные (живописные) образы. Специфика средств
художественной выразительности живописи. Отражение
одного и того же сюжета в музыке и живописи
Выразительность и изобразительность музыкальной
интонации. Богатство музыкальных образов (героические,
эпические) и особенности их драматургического развития
(контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.
Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма.
Выразительность. Изобразительность. Сопоставить
произведения живописи и музыки. Музыка изображает
душевный мир, переживания своих героев.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.
Сопоставление героико-эпических образов музыки с
образами изобразительного искусства. Песня-плач.
Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Итого
4
по
модулю
Модуль 8. «Жанры музыкального искусства»
8.1.

Первое
путешествие
в
музыкальный
театр.

1

8.2.

Второе
путешествие
в

1

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской
профессиональной музыки. Обращение композиторов к
родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе
литературного произведения как источника либретто оперы.
Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм
внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль),
а также исполнители (певцы, дирижѐр, оркестр).
Развитие жанра – балет. Формирование русской
классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта

музыкаль
ный театр

8.3.

Третье
путешес
твие в
музыкаль
ный театр.

1

учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его
происхождением, с либретто балетного спектакля, основой
которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших
отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство
синтетическое. В нем воедино переплетены различныевиды
искусства: литература, инструментальносимфоническая музыка, хореография, (танцорысолисты,кордебалет- массовые сцены), драматическое и
изобразительное искусство (театральное действие,
костюмы, декорации).
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки»,
особенности их взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства. Знакомство с жанром
мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом
―Кошки‖ Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат
стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла
близки оперным номерам. Как и в опере, здесь
сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все
действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно
находятся в движении.

Итого по
3
модулю
Модуль 9. «Современная музыка: основные жанры и направления»
9.1.

Что роднит
музыку с
литературой.

2

9.2.

В каждой
мимолетнос
ти вижу я
миры...

2

Итого по
модулю
Общее
количество
часов по
программе

4
33

Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы
музыкального искусства как ее важнейшие закономерности,
открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и
литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было
литературы? Что стало бы с литературой, если бы небыло
музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс.
Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие
искусства. Значение слов в песне. Вокализ.
Сходство выразительных средств живописи и музыки.
Интонационно – образная, жанровая, стилевая основы музыки.
Интонация как носитель смысла в музыке.
Богатство музыкальных образов и особенности их
драматургического развития в камерном –
инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М.
Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с
выставки». Сопоставление музыкальных и художественных
образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства.
Интермедия

6 КЛАСС

№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол Основные виды деятельности обучающихся сучетом
ичес направлений рабочей программы воспитания
тво
часо
в

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Календарный
фольклор

Итого по модулю

2

Знакомство с символикой календарных обрядов,
поиск информации о соответствующих
фольклорных традициях;
Разучивание и исполнение народных
песен, танцев; Реконструкция
фольклорного обряда или его фрагмента.
Участие в народном гулянии, празднике на
улицах своего города, посѐлка;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности.;

2

Модуль 2. Народное музыкальное творчество России

РЭШ

2.1. Фольклорные
жанры

2

Знакомство со звучанием фольклора разных
регионов России в аудио- и видеозаписи.
Аутентичная манера исполнения. Выявление
характерных интонаций и ритмов в звучании
традиционной музыки разных народов;
Выявление общего и особенного при сравнении
танцевальных, лирических и эпических песенных
образцов фольклораразных народов России;
Разучивание и исполнение народных песен,
танцев, эпических сказаний. Двигательная,
ритмическая, интонационная импровизация в
характере изученных народных танцев и песен.;
Исследовательские проекты, посвящѐнные
музыке разных народов России.
Музыкальный фестиваль «Народы
России»;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;

РЭШ

Итого по модулю

2

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1. Музыка —
древнейший
язык
человечества

Итого по модулю

3

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с
экспозицией музыкальных артефактов древности,
последующий пересказполученной информации;
Квесты, викторины, интеллектуальные игры.
Исследовательские проекты в рамках тематики
«Мифы Древней Греции в
музыкальном искусстве XVII—XX веков»;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;

РЭШ

3

Модуль 4. Европейская классическая музыка
4.1. Музыкальный
образ

6

Знакомство с произведениями
композиторов — венских классиков,
композиторов-романтиков, сравнение
образов их произведений.
Сопереживание музыкальному образу,
идентификация с лирическим героем
произведения;
Узнавание на слух мелодий, интонаций,
ритмов, элементов музыкального языка
изучаемых классических произведений,
умение напеть их наиболее яркие темы,
ритмо-интонации.;
Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения, сочинѐнного
композитором-классиком, художественная
интерпретация его музыкального образа;
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений;
Сочинение музыки, импровизация; литературное,
художественное творчество,созвучное кругу
образов изучаемого
композитора.

РЭШ

Составление сравнительной таблицы стилей
классицизм и романтизм (только на примере
музыки, либо в музыке и живописи, в
музыке и литературе и т. д.); готовность
придерживаться принциповвзаимопомощи
и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;

Итого по модулю

6

Модуль 5. Образы русской и европейской духовной музыки
5.1. Развитие
церковной
музыки

Итого по модулю

3

Знакомство с историей возникновения нотной
РЭШ
записи. Сравнение нотаций религиозной
музыки разных традиций (григорианский
хорал, знаменный распев,современные ноты);
Знакомство с образцами (фрагментами)
средневековых церковных распевов
(одноголосие);
Слушание духовной музыки.
Определение на слух; состава
исполнителей; принадлежности к
русской или
западноевропейской религиозной традиции; Работа
с интерактивной картой, лентой времени с
указанием географических и исторических
особенностей распространения различных явлений,
стилей, жанров, связанныхс развитием религиозной
музыки;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности;

3

Модуль 6. Русская классическая музыка
6.1. Золотой век
русской
культуры

7

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX
века, анализ художественного содержания,
выразительных средств; Разучивание,
исполнение не менее одного
вокального произведения лирического

РЭШ

характера, сочинѐнного русским
композитором - классиком;
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений;
Просмотр художественных фильмов,
телепередач, посвящѐнных русской
культуре XIX века;
Создание любительского фильма,
радиопередачи, театрализованной
музыкально-литературной композиции на
основе музыки и литературы XIX века;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.;

Итого по модулю

7

Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства
7.1. Музыка и
литература

Итого по модулю

6

Знакомство с образцами вокальной и
инструментальной музыки.; Импровизация,
сочинение мелодий на основе стихотворных
строк, сравнение своих вариантов с мелодиями,
сочинѐнными композиторами (метод
«Сочинение сочинѐнного»);
Сочинение рассказа, стихотворения под
впечатлением от восприятия
инструментального музыкального
произведения;
Рисование образов программной музыки;
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных произведений;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;

РЭШ

6

Модуль 8. Жанры музыкального искусства
8.1. Циклические

2

Знакомство с циклом миниатюр.

РЭШ

Определение принципа, основного
художественного замысла цикла; Знакомство
со строением сонатной формы. Определение на
слух основных партий-темв одной из
классических сонат; Посещение концерта (в
том числе виртуального). Предварительное
изучениеинформации о произведениях
концерта
(сколько в них частей, как они называются,когда
могут звучать аплодисменты).
Последующее составление рецензии наконцерт;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;

формы и жанры

Итого по модулю

2

Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления
9.1. Музыка цифрового
мира

2

Итого по модулю

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

Поиск информации о способах сохранения и
передачи музыки прежде и сейчас; Просмотр
музыкального клипа популярного исполнителя.
Анализ его художественного образа, стиля,
выразительных средств; Разучивание и
исполнение популярной современной песни;
готовность придерживаться принципов
взаимопомощи итворческого
сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности;
восприимчивость к различным видам искусства;
музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;

РЭШ

7 КЛАСС

№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол Основные виды деятельности обучающихся сучетом
ичес направлений рабочей программы воспитания
тво
часо
в

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Режевские
таланты

4

Воспитание любви к малой Родине; формирование
уважения к искусству предков; привитие интереса к
культуре и традициям народа Режа; знакомство с
творчеством Режевских музыкантов.

РЭШ

Методы и приемы: рассказ учителя с использованием
средств визуальной и слуховой наглядности
(рассматривание слайдов, слушание музыки); анализ
музыкальных произведений; хоровое пение.
Итого по модулю

2

Модуль 2. Народное музыкальное творчество России
2.1.

2.2

Музыкальная
драматургияразвитие
музыки.

1

Актуализировать жизненно-музыкальный
опытучащихся по осмыслению восприятия
музыкальной
драматургии знакомой им музыки; закрепить
понимание таких приѐмов развития, как
повтор,варьирование, разработка, секвенция,
имитация.
Обобщить и систематизировать
представленияучащихся об особенностях
драматургии произведений разных жанров духовной
и светской музыки.

РЭШ

Инструментальный
концерт
Концерт для скрипки
с оркестром
А.Хачатуряна

1

Вспомнить знакомые концерты (инструментальные
и хоровые), определить их образный строй; дать
информацию об истории создания жанра концерта;
определить содержание, эмоциональный строй и
национальный колорит «Концерта для скрипки и
фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и
оркестра, особенности развития образов.

РЭШ

Итого по модулю

2

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.

Музыка народов
мира.Популярные
хиты из
мюзиклов и рок-опер

3

Итого по модулю

1

Систематизировать жизненно-музыкальный РЭШ
опытучащихся на основе восприятия и исполнения
обработок мелодий разных народов мира; обобщить
представления учащихся о выразительных
возможностях фольклора в современной музыкальной
культуре; познакомить их с известными
исполнителямимузыки народной традиции.
Презентации
исследовательских проектов учащихся. Обобщение
фактических знаний учащихся, применение и
приобретение новых знаний путѐм самообразования.

Модуль 4. Европейская классическая музыка
4.1.

4.2

4.3

4.4

Рок-опера
«Иисус
Христоссуперзвезда».Вечные
темы

«Гоголь - сюита».
Из
музыки к спектаклю
«Ревизскаясказка»

Соната. Соната №8
«Патетическая» Л.
Бетховена
Соната № 2
С.Прокофьева
. Соната № 11
В.А.Моцарта
Симфоническая
музыка. Симфония
№103 («С
тремололитавр») Й.
Гайдна.
Симфония №40
В.А.Моцарта
Итого по модулю

1

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в
жанре оперы; драматургия развития и музыкальный
язык основных образов
рок-оперы. Приѐмы
драматургического развития в опере (повтор,
контраст, вариационность).Средства
драматургического развития музыкальных образов.

РЭШ

1

Изучение особенностей музыки к драматическим
спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных
впечатлений учащихся о роли в сценическом
действии; выявление контрастности образных
сфер театральноймузыки; закрепление знаний о
взаимодействии
музыки и литературы; понимание
выразительности музыкальных характеристик
главных героев спектакля
или его сюжетных линий.
Углубленное знакомство с музыкальным жанром
«соната»;особенности сонатной формы: экспозиция,
разработка, реприза, кода. Соната в творчестве
великихкомпозиторов: Л.ван Бетховена,
В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

РЭШ

1

1

4

Знакомство с шедеврами зарубежной классической
симфонической музыки, понимание формы
«сонатноеаллегро»
на основе драматургического развития музыкальных
образов; расширение представлений учащихся об
ассоциативно-образных связях музыки с другими
видами искусства.

Модуль 5. Образы русской и европейской духовной музыки
5.1.

Сюжеты иобразы
духовной
музыки.
Высокаямесса.
«Всенощноебдение».
Музыкальное
зодчество России.

1

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, РЭШ
связанный
с
образами
духовной
музыки,
познакомить с вокально-драматическим творчеством
русских и зарубежных композиторов (на примере
«Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения»
С.В.Рахманинова). Понимание того, насколько
интерпретации современных исполнителей отвечают
замыслам авторов, в чѐм их достоинство, а в чѐм –
недостатки в воплощении музыкального образа.

5.2

Музыка к
драматическому
спектаклю
«Ромео и
Джульетта».
Музыкальные
зарисовки для
большого
симфонического
оркестра

1

Изучение особенностей музыки к драматическим
спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных
впечатлений учащихся о роли в сценическом
действии;выявление контрастности образных сфер
театральной музыки; закрепление знаний о
взаимодействии музыки и литературы; понимание
выразительности музыкальных характеристик
главных героев спектакля или его сюжетных
линий.

РЭШ

5.3

Два направления
музыкальной
культуры.
Духовнаямузыка.
Светская музыка.

1

РЭШ

5.4

Камерно инструментальная
музыка.
Этюд.
Транскрипция.

1

Актуализировать жизненно-музыкальный
опытучащихся по осмыслению восприятия
музыкальной
драматургии знакомой им музыки; закрепить
понимание таких приѐмов развития, как
повтор,варьирование, разработка, секвенция,
имитация.
Обобщить и систематизировать
представленияучащихся об особенностях
драматургии произведений разных жанров духовной
и светской музыки.
Особенности развития музыки в
камерныхжанрах (на примере этюдов эпохи
романтизма); знакомство с мастерством
знаменитых пианистовЕвропы – Ф.Листа и Ф.
Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация»
.выявитьизменения в драматургической
концепции сочиненияна основе сравнительного
анализа оригинала и транскрипции; осмысление
черт музыки эпохи романтизма.

Итого по модулю

4

Модуль 6. Русская классическая музыка
6.1.

Классика и
современность.

1

Значение слова «классика». Понятие «классическая РЭШ
музыка», классика жанра, стиль. Разновидности
стилей. Интерпретация и обработка классической
музыки прошлого. Классика это тот опыт, который
донесли до нас великие мыслители-художники
прошлого. Произведения искусства всегда передают
отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся; помочь им осознать,
что встреча с выдающимися музыкальными
произведениями
является
прикосновением
к
духовному опыту поколений. Понятия: «классика»,

«жанр», «классика жанра», «стиль»
национальный, индивидуальный).
Итого по модулю

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

(эпохи,

Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства
7.1.

Циклическиеформы
инструментальной
музыки.
«Кончерто
гроссо»
А.Шнитке.
«Сюита в
старинномстиле».

1

Итого по модулю

1

Особенности формы инструментального
концерта, кончерто гроссо; характерные черты
стилякомпозиторов; «полистилистика».

РЭШ

Модуль 8. Жанры музыкального искусства
8.1.

В музыкальномтеатре.
ОпераОпера
М.Глинки
«Иван Сусанин».
Новая эпоха в
русском
музыкальном
искусстве.

1

8.2

А.П.Бородин
«Князь Игорь»
Русская
эпическаяопера.

1

8.3

В
Музыкальном театре.
Балет.

1

«Балет Б.Тищенко
«Ярославна»

8.4

«В музыкальном
театре.
Дж. Гершвин
«Порги иБесс».

1

Расширение и углубление знаний учащихся об
оперном спектакле, понимание его драматургии на
основе взаимозависимости и взаимодействия
явлений исобытий, переданных интонационным
языком музыки. Формы музыкальной драматургии в
опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый
русский композитормирового значения,
симфонически - образный тип
музыки, идейность оперы: народ – единая
великая личность, сплочѐнная одним чувством,
одной волей.
Обобщение представлений учащихся о жанре
эпической
оперы,
усвоение принципов
драматургического развития на основе знакомства с
музыкальными характеристиками еѐ героев
(сольными и хоровыми). Продолжать знакомить
учащихся с героическими образами русской
истории.
Актуализировать знания учащихся о балете на
знакомом им музыкальном материале, раскрыть
особенности драматургического развития образов на
основе контраста, сопоставления. Формы
музыкальной драматургии в балете: классические и
характерные танцы, действенные эпизоды,
хореографические ансамбли. Основа
драматургического развития в балете
- идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения
древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»
в жанре балета; анализ основных образов балета
Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер
балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Мой народ - американцы. Порги и Бесс.
Первая американская национальная опера. Развитие
традиций оперного спектакля.
Расширение представлений учащихся об
оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л.
Уэббера (Англия); выявление особенностей
драматургии классической оперы и современной рок
-оперы. Закрепление понятий жанров джазовой
музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лѐгкая и
серьѐзная музыка. Сравнительныйанализ
музыкальных образов опер Дж.Гершвина
«Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две
народные драмы).

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

8.5

8.6

Опера Ж.Бизе
«Кармен». Самая
популярная опера в
мире.
Р.Щедрин
«Кармен- сюита».
Новое прочтение
оперы Бизе»

1

1

8.7

Симфония №1
«Классическая»
С.Прокофьева

1

8.8

Симфония
№5
Л.Бетховена

1

8.9

Симфония
№8
«Неоконченная»
Ф.Шуберта
Симфония
№1
В.Калинникова,
Симфония
№5
П.И.Чайковского
Симфония №7
«Ленинградская»
Д.Д.Шостаковича

1

Симфоническая
картина
«Праздненства»
К.Дебюсси

1

Итого по
модулю

12

8.10

8.11

8.12

1

1

Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель
которой - выражение сложных эмоциональных
состояний, коллизий, событий. Образы главных
героев, роль народных сцен.
Раскрыть особенности музыкальной драматургии
балета Р.Щедрина как симфонического способа
прочтения литературного сюжета на основе музыки
Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,
затронутой в музыке темы любви и свободы.
Сопоставление фрагментов оперы и балета,
проследитьтрансформацию тем главных героев в
балете.
Драматургическая кульминация балета, проблема
типов музыкальной драматургии.
Образы симфонии, идея; личность художника и
судьба композитора через призму музыкального
произведения.Черты стиля, особенности
симфонизма композиторов направления
«неоклассицизма»
Знакомство с шедеврами зарубежной классической
симфонической музыки, понимание формы
«сонатноеаллегро»
на основе драматургического развития музыкальных
образов;
Образы симфонии, идея; личность художника и
судьба композитора через призму музыкального
произведения.Черты стиля, особенности
романтического симфонизмакомпозиторов.
Знакомство с шедеврами русской
симфоническоймузыки, расширение
представлений учащихся об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами
искусства.

РЭШ

Образы симфонии, идея; личность художника и
судьбакомпозитора через призму музыкального
произведения.Черты стиля, особенности
симфонизма композиторов.
Ощутить современность художественных
произведений, посвящѐнных судьбоносным
событиям истории страны понять способы
создания художественного образа и драматургию
его развѐртывания в контрастном сопоставлении
отдельныхтем и частей симфонии
Закрепление представлений учащихся о стиле
«импрессионизма»; актуализировать музыкальнослуховые представления о музыке К.Дебюсси;
анализ приѐмов драматургического развития в
симфоническойкартине «Празднества», сравнить
музыкальный язык
«Празднеств» с другими сочинениями на
темупраздника.

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления
9.1.

Современная

2

музыка

Итого по модулю
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2
33

Изучить биографию современных музыкантов и их
творчество. Познакомить со стилями современной
музыки.

РЭШ

8 КЛАСС

№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол Основные виды деятельности обучающихся сучетом
ичес направлений рабочей программы воспитания
тво
часо
в

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1. Режевские
таланты

4

Воспитание любви к малой Родине; формирование
уважения к искусству предков; привитие интереса к
культуре и традициям народа Режа; знакомство с
творчеством Режевских музыкантов.

РЭШ

Методы и приемы: рассказ учителя с использованием
средств визуальной и слуховой наглядности
(рассматривание слайдов, слушание музыки); анализ
музыкальных произведений; хоровое пение.
Итого по модулю

2

Модуль 2. Народное музыкальное творчество России
2.1.

2.2

2.3

Портреты великих
исполнителей Елена
Образцова

1

Елена Образцова - советская российская
оперная певица (меццо-сопрано), выразительные
тембровые и регистровые возможности голоса, сила
воздействия на человека

Портреты великих
исполнителей. Майя
Плисецкая

1

Майя Плисецкая – великая русская балерина.
РЭШ
Обладательница выразительной пластики, создавшая
свой собственный стиль

Неизвестный
Свиридов цикл
«Песнопения и
молитвы». Свет
фресок Дионисия –
миру

1

Духовная музыка в творчестве Г. Свиридова,
биографические сведения, краткий обзор творчества.
«Фрески Диониссия» Р. Щедрин, замысел, форма,
контраст небесного и земного

Итого по модулю

3

РЭШ

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.

И снова в
музыкальном театре.
Опера «Порги и
Бесс» Дж. Гершвин

Итого по модулю

Дж. Гершвин – создатель американской
национальной классики ХХ века. Опера «Порги и
Бесс» - первая национальная американская опера

РЭШ

1

Модуль 4. Европейская классическая музыка
4.1.

4.2

Классика в нашей
жизни

Музыка Э. Грига к
драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт»
Итого по модулю

1

Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного
человека. Художественный образ – стиль – язык.
Роль музыки в формировании художественного и
научного мышления

РЭШ

1

Вечный сюжет искусства: странствие человека в
поисках счастья. Музыкальная характеристика
главных героев

РЭШ

2

Модуль 5. Образы русской и европейской духовной музыки
Воплощение образов трагедии Шекспира в музыке РЭШ
французского композитора XX века Ж. Пресгюрвика

5.1.

Мюзикл «Ромео и
Джульетта: от
ненависти до любви»

1

5.2

«Гоголь – сюита» из
музыки к спектаклю
«Ревизская сказка»

1

5.3

Развитие традиций
оперного спектакля

1

5.4

Опера «Кармен»
самая популярная
опера в мире. Образ
Кармен
Опера «Кармен»
самая популярная
опера в мире. Образ
Хозе и Эскамильо

1

Ж. Бизе – классик французской музыки.
Литературный источник, содержание оперы,
музыкальная характеристика Кармен

РЭШ

1

Музыкальная характеристика мужских образов в
опере: Хозе и Эскамильо, драматический накал
чувств в финале оперы

РЭШ

Музыка в храмовом
синтезе искусств

1

Духовная музыка России, развитие, жанры.
Взаимосвязь с литературой и живописью

РЭШ

Итого по модулю

6

5.5

5.6

«Гоголь – сюита» - ярчайший образец
симфонического театра. Музыкальная
характеристика главных героев
Особенности музыкального языка в опере
«Порги и Бесс», музыкальная характеристика
главных героев

РЭШ

РЭШ

Модуль 6. Русская классическая музыка
6.1.

Почему не стареет
классика?

Итого по модулю

2

2

Современные способы обработки
РЭШ
классической музыки
Можно ли музыку эпохи «Барокко» исполнять
на современных электроинструментах
Относительность стилевых границ в искусстве
Различие интерпретации и аранжировки одной
и той же мелодии
Взаимосвязь классических традиций и
современных музыкальных тенденций

Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства
7.1.

7.2

7.3

Музыка к
драматическому
спектаклю. «Ромео и
Джульетта»
Музыкальные
зарисовки для
большого
симфонического
оркестра
Музыка в
кино.
Ты отправишься в
путь, чтобы зажечь
день... Музыка к
фильму «Властелин
колец»

1

Балет
«Кармен-сюита».
Новое прочтение
оперы Бизе. Образ
Кармен

1

Итого по модулю

1

Музыка к драматическому спектаклю.
Осмысление пройденных и новых
произведений с точки зрения их взаимодействия
с историей музыки, историей человеческой
мысли, с вечными проблемами жизни. Жанр –
музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра. Живописность
музыки, близость еѐ с изобразительным
искусством
Искусство кино – это целый мир.
Музыка к фильму «Властелин колец»,
воплощение фэнтезийных образов в музыке
канадского композитора к.XX –н. XXI века Г.Л.
Шора

РЭШ

Прочтение известного сюжета,
изложенного языком хореографии в жанре
сюиты. Особенности музыки Р.К. Щедрина.
История создания, строение балета, музыкальная
характеристика Кармен в балете

РЭШ

РЭШ

3

Модуль 8. Жанры музыкального искусства
8.1.

В музыкальном
театре. Опера. Опера
«Князь Игорь»

1

8.2

В музыкальном
театре. Опера «Князь
Игорь»
Русская
эпическая опера
В музыкальном
театре. Балет. Балет
«Ярославна».

1

8.4

В музыкальном
театре. Балет. Балет
«Ярославна».

1

8.5

В концертном зале.
Симфония: прошлое
и настоящее.
Симфония № 8
(«Неоконченная»)
Ф. Шуберта»
В концертном зале.
Симфония № 5 П. И.
Чайковского
В концертном зале.
Симфония № 1
(«Классическая») С.
Прокофьева
Балет «Карменсюита». Новое

1

8.3

8.6

8.7

8.8

1

1

1

1

Музыкальный жанр – опера. Опера «Князь
Игорь» А.П. Бородина. История создания.
Литературный источник. Эпический жанр оперы.
Ария князя Игоря
Музыкальная характеристика действующих лиц.
Образ русского и половецкого лагерей. Портрет
половцев. «Плач Ярославны»

РЭШ

Музыкальный жанр – балет. История развития.
Балет «Ярославна» - хореографические
размышления в 3 актах по мотивам «Слова о полку
Игореве» на музыку Бориса Ивановича Тищенко
Ярославна – образ русской женщины (матери, сестры,
жены, возлюбленной) — собирательный символ
Родины - как основа всей конструкции спектакля, а
все остальное возникало словно через еѐ мысли и
чувства
Музыкальный жанр – симфония, строение, и
характеристика частей симфонии. Симфония № 8
(«Неоконченная») Ф. Шуберта. Особенности цикла,
лирико-драматический характер музыки

РЭШ

Душевный мир человека – основная тема творчества
Чайковского и еѐ раскрытие в Симфонии № 5, общая
характеристика симфонии
Отличительные черты творчества С.С. Прокофьева.
Особенности жанра Симфонии № 1, общая
характеристика симфонии

РЭШ

Музыкальный портрет Хозе, особенности звучания
оркестра.

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

8.9

8.10

8.11

прочтение оперы
Бизе. Образ Хозе.
Образы «масок» и
Тореадора
Современный
музыкальный театр.
Великие мюзиклы
мира
В концертном зале.
Симфония № 7. Д.
Шостаковича
(«Ленинградская»)
В концертном зале.
Симфония № 7. Д.
Шостаковича
(«Ленинградская»).
Литературные
страницы
Итого по
модулю

Музыкальная характеристика Тореадора.
Воплощение образа «масок» в балете Р.К. Щедрина

1

1

1

11

Разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Роль
оркестра в современном музыкальном театре.
Музыкальный жанр ХХ века – мюзикл. Особенности
музыкального стиля. Известнейшие мюзиклы мира
Симфония № 7. Д. Шостакович, история
создания, идея, программа, масштаб,
композиция симфонии
Характеристика тем и их развитие, анализ
письма погибшего солдата в Великую
Отечественную войну «Письмо к Богу»

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Модуль 9. Современная музыка: основные жанры и направления
9.1.

«Человек есть тайна».
Рок-опера
«Преступление и
наказание»

1

Рок-опера «Преступление и наказание»
переосмысление романа с позиции нашего
современника, человека XXI века

РЭШ

9.2

Музыка - это
огромный мир,
окружающий
человека...

1

Обобщение музыкальных впечатлений. Работа с
музыкальным словарем. Конкурс «Знатоки музыки»

РЭШ

9.3

Музыканты - извечные
маги

1

Традиции и новаторство в музыке. Общечеловеческие
ценности и формы их передачи в музыке. Стиль
композиторов

Итого по модулю

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих
программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.
: Просвещение, 2017. — 127 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https :// wordart . com - онлайн-генератор облака слов.

Платформа izi.travel – бесплатный интернет-сервис для создания аудио-, видео- гидов https :// izi .
travel / ru / creat
3. Презентации, видеофрагменты
2.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер со звуковой картой
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеотека
Портреты композиторов
Шумовые музыкальные инструменты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Шумовые музыкальные инструменты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».