Россия- мои горизонты

СОДЕРЖАНИЕ:
• Пояснительная записка………………………………………………………………………3
• Цели и задачи курса «Россия – мои горизонты»…………………………………………...3
• Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане общеобразовательной
программы……………………………………………………………………………………..4
•Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с программой воспитания…4
•Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности…………5
•Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности……………………5
•Содержание курса по профориентации……………………………………………………13
• Календарно-тематическое планирование по программе курса (34 занятия)…………….27

2

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее —
Программа) составлена на основе программы «Билет в будущее» и требований к

результатам реализации образовательной программы основного общего образования,
установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (далее — ФГОС ООО), утвержденным Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, нормами Федерального закона
от 31.07.2020 № 304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (внесенными в
федеральное законодательство во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от
23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года), с учетом примерной основной
образовательной программы основного общего образования и примерной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций, Распоряжения
Минпросвещения России от 08.09.2021 № АБ-33/05вн «Об утверждении методических
рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка», вместе с Методическими рекомендациями по реализации
проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью
реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского
проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной
организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной
деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей
средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 6-11 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти
к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления
получения профессионального образования. Мероприятия программы построены на
основе
системной
модели
содействия
самоопределению
обучающихся
общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего,
информационно-обучающего,
практико-ориентированного
и
диагностико-консультативного
подходов
к
формированию
готовности
к
профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного
процесса
Цели и задачи курса «Россия — мои горизонты»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее –
ГПС) обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
• построение системы содействия профессиональному самоопределению
обучающихся
общеобразовательных организаций,
основанной
на
сочетании
мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего,
практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и
вовлечению всех участников образовательного процесса;
• выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к
3

профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который
продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
• формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности,
интересов, способностей, доступных им возможностей;
• информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ)
посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
• формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта,
активного
освоения
ресурсов
территориальной
среды
профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
• формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное
самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к
труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному
самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для
осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно
рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым,
эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный
процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из
важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в
целом.
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при
переходе обучающихся 6-11 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе
из класса в класс). Программа может быть реализована в работе со школьниками 6-9
классов основного общего образования и 10-11 классов среднего общего образования.
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство,
решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога. Занятия
проводятся 1 раза в неделю в течение учебного года по четвергам.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с программой
воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания;
4

• в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» программы воспитания;
• в возможности проведения единых и общих тематических занятий в разновозрастных
группах, организованных для профориентационной деятельности школьников,
воспитательное значение которых отмечается в программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
«Россия - мои горизонты»
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной
ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную
деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в
первую очередь является личностное развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и
интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия содержанием ценностно-значимым для
обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса может быть
такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая
притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.п.);
проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Важной
особенностью занятий, повышающей их развивающий потенциал, является их
интерактивность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия –
мои горизонты»

Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;



готовность к разнообразной совместной деятельности;



выстраивание доброжелательных отношений с участниками
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

реализации

В сфере патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;



ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с
5

которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий
на предприятиях своего региона.

В сфере духовно-нравственного воспитания:


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;



готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;



осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в
ситуации подготовки к выбору будущей профессии.

В сфере эстетического воспитания:


осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;



стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;



стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;



ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;



способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;



умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;



сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.

В сфере трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;

6



интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта;



осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;



готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

В сфере экологического воспитания:


повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления
с профессиями сферы «человек-природа»;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;



осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.

В сфере понимания ценности научного познания:


ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;



овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной
сфере;



овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе
изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональному признаку;



способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных
сферах деятельности;

7



навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе
профессиональное;



умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;



умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;



способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

Метапредметные результаты

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:


выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;



использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;



аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
работы с интернет-источниками;



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;



выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим
обучением;



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников программы.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

8



воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения в рамках занятий, включённых в программу;



выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;



понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в
будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в
занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения друг с другом;



сопоставлять свои суждения с суждениями
обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения
заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности,
коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;



уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;



участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и др.);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других участников.

других

участников

диалога,

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:


выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);



делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе
профессионального самоопределения;



владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь
находить позитивное в любой ситуации;



уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;



различать, называть и управлять собственными эмоциями;

9



уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к ним.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе профориентационной деятельности школьников.

Русский язык:


формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной
литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;



участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации;



обсуждение и
деятельности;



извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование
ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой,
в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;



создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения
текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная
законченность;



последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели
текста, типа речи);



правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.

чёткая

формулировка

цели,

плана

совместной

групповой

Литература:


овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения
учебной задачи;



применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный
язык:



овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;



приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в
Интернете;

10



использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.

Информатика:


овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для
решения учебных и практических задач;



умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;



сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.

География:


освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населенного пункта;



умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными
и экономическими явлениями и процессами;



умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;



сформированность мотивации к продолжению изучения
профильного предмета на уровне среднего общего образования.

географии

как

Физика:


умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения
в окружающей среде;



понимание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;



расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных
с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях
физической науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область
знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности;



сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного
предмета на уровне среднего общего образования.

Обществознание:


освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового
11

социального института; характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые
нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в
экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);


умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных
сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных
функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм;



умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы,
относящиеся к различным сферам общественной жизни, их существенные
признаки, элементы и основные функции;



овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (далее – СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности
при работе в Интернете;



приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом.

Биология:


владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её
достоверности;



умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;



интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной
деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского
хозяйства, пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.

Изобразительное искусство:


сформированность системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения
12

изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о
выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и
архитекторах.

Основы безопасности жизнедеятельности:


сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения;



овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации,
при воздействии рисков культурной среды).

Содержание курса по профориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны.
Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование
представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и
здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и
добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и
образование;
безопасность;
креативные
технологии;
сервис
и
торговля;
предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)
В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе:
‒ «ХОЧУ» – ваши интересы;
‒ «МОГУ» – ваши способности;
‒ «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного
представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности, например, как
различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных
профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся
может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим.
Поиск дополнительных занятий и увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с
различными профессиональными средами и профессиями через проектную деятельность.
Информирование обучающихся о разнообразии сред и современных профессий:
формирование представлений о взаимосвязи деятельности различных специалистов при
достижении общего результата, решение проектных заданий с профориентационным
13

компонентом, работа в школьных проектных командах для поиска и презентации
проектных решений. Обучающимся предстоит предложить проектные решения по
тематическим направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать
проблему для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду
профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального
развития,
возможностями
прогнозирования
результатов
профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные направления, варианты получения профессионального образования
(уровни образования). Актуализация процессов профессионального самоопределения.
Информирование школьников о видах профессионального образования (высшее
образование / среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в
соотнесении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной
деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о возможных
профессиональных направлениях для учащихся. Повышение познавательного интереса к
философии выбора и построению своей персональной карьерной траектории развития.
В 10 классе: в ходе занятия обучающиеся получают информацию по следующим
направлениям профессиональной деятельности:
‒ естественно-научное направление;
‒ инженерно-техническое направление;
‒ информационно-технологическое направление;
‒ оборонно-спортивное направление;
‒ производственно-технологическое направление;
‒ социально-гуманитарное направление;
‒ финансово-экономическое направление;
‒ творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания
школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема
разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях.
Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении
персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности
обучающихся в вопросы самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных
траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации:
организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального
карьерного пути.

14

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в
будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мой профиль» – диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать
профиль обучения и направления развития. Методика предусматривает 3 версии: для 6-7,
8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15
минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным
результатам (в индивидуальном или групповом формате).

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения).
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/
(для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем
профориентационной помощи и сформировать 7 дальнейшую индивидуальную
траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных
склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся получает
рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее»
(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 10- 11
классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15 минут. По
итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным результатам
(в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с
помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в
будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»
(дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии
поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и
понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и
возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для подготовки к
будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное
образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования,
который требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности
обучения, результатах образования в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора
профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль обучения,
учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки, которые делают
школьники при подборе профессионального образования.
15

Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году
педагога и наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность)
(1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно
внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со временем
результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом
рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество –
безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность.

Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения).
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена на
оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня
готовности к профессиональному самоопределению. Версия 6-7 классов включает только
16

диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не включает
диагностику ценностных ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение
консультации по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате).
Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации
(доступной
участникам
проекта
«Билет
в
будущее»
на
интернетплатформе https://bvbinfo.ru/).

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
промышленной и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития промышленности, направленное на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда
в области промышленности и смежных отраслей.

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным технологиям и
др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с
профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития
цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о профессиях и современном рынке труда в области цифровой
экономики и смежных отраслей.
17

Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания. ‒ Завершающий этап (закрепление полученных
знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения активно
внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со временем
результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и мировом
рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество –
безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.

Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и
сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов),
рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9
классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной нозологии.
Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для
предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой,
непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видеосопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно
дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности»
18

(проводится по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает
точность и полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных
занятий или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать
стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности
допускается использование мобильных устройств.

Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю
достижения страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт,
строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой
деятельности. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития
инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
инженерной деятельности и смежных отраслей.

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. 28 Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела
(инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная
безопасность»
(федеральная
государственная,
военная
и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами профессий,
имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и ограничениях работы в
госструктурах, в частности, об особенностях военной службы: наличие рисков для жизни
и здоровья, льгот при поступлении в учебные заведения, возможностей предоставления
служебного жилья и др.
19

В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных
органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием
«правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося различные
ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и
ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях работы в
правоохранительных органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных
органах, которые ответственны за реализацию этих функций; обучающиеся узнают об
основных рабочих задачах гражданских государственных служащих в различных органах
государственного управления, узнают о релевантном образовании для управленческих
позиций в госструктурах и особенностях трудоустройства в органы государственного
управления; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в
государственных структурах.

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
управления и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и др.) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности,
в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя
страна» (1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие
проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся, осмысление значимости
собственных усилий для достижения успеха, совершенствование субъектной позиции,
развитие социально-психологических качеств личности.

Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный комплекс)
(1 час)
20

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского
хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами
в области сельского хозяйства и смежных технологий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития АПК, направленного на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда
в области экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.

Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области современной
медицины и смежных технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда
в области медицины и смежных отраслей.

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
21

будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
социально-экономического развития. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития социальной сферы, направленной на решение важнейших задач
развития общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда
в области социальной сферы и смежных отраслей.

Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо
общества» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных
мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов
и интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и творческих
индустрий. Повышение информированности о достижениях и перспективах развития
22

креативного сектора экономики, направленных на решение важнейших задач развития
общества и страны. Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда
в данной области и смежных отраслей.

Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям
на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: ‒ Знакомство с
профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,
которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии
рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.

Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,
которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии
рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.

Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1
час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью
с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного
сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам
профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев сериала,
мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая серия
23

знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело,
различные производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру
и обсуждению 1-4 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели»,
владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по
тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские
авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульно-постовой службы
полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей
компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова»,
нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКСприродоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»).
4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель
Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ «Курчатовский
институт»).

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1
час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью
с реальными представителями профессий – героями первого профориентационного
сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей труда и
успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия знакомит с
представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное дело, различные
производства, наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и
обсуждению 5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины,
реабилитолог.
6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной
основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».

больницы,

7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев
Армс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий
машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический ординатор.

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным пробам: решение онлайн-проб (моделирующая профессиональная
проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых интерактивных
технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение обучающихся в практикоориентированную среду и знакомство с решением профессиональных задач специалистов
из различных профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в сфере
24

инженерного дела (инженерии), в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее») (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями
экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью цифровых
интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе проекта «Билет в
будущее»: https://bvbinfo.ru/). Формирование представлений о компетенциях и
особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной
деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1
час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
25

Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
‒ Знакомство с профессией и профессиональной областью.
‒ Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
‒ Практическое выполнение задания.
‒ Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового артефакта).

Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по
профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики,
профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в
приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в
будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения.

26

Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год

№

1

Дата

Классы - участники Профминимума (не
зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

Кол-во
Классы - участники Профминимума
(зарегистрированные в проекте «Билет в будущее») часов

7 сентября Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ —
2023 г.
счастье в труде)

1

2

14
сентября
2023 г.

Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее» (введение в профориентацию)

1

3

21
сентября
2023 г.

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1
«Мой профиль» и разбор результатов

1

4

28
сентября
2023 г.

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование, уровни
профессионального образования, стратегии поступления)

5

Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующая
5 октября
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году
2023 г.
педагога и наставника)

1

6

Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в
12 октября деле» (часть 1) (на выбор: ипортозамещение,
2023 г.
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная
промышленность)

1

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои
профсреды» и разбор результатов

Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои
ориентиры» и разбор результатов

1

27

№

Дата

Классы - участники Профминимума (не
зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

Классы - участники Профминимума
(зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

Кол-во
часов

7

19 октября Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере
2023 г.
промышленности и производства» (тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)

1

8

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая
26 октября
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по
2023 г.
аддитивным технологиям и др.)

1

9

2 ноября
2023 г

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых
технологий» (информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

1

10

9 ноября
2023 г.

Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
программист, робототехник и др.)

1

11

Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в
16 ноября
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои
деле» (часть 2) (на выбор: медицина, реабилитация,
2023 г
таланты» и разбор результатов
генетика)

1

12

23 ноября Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области
2023 г.
инженерного дела» (машиностроение, транспорт, строительство)

1

13

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн30 ноября
проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор,
2023 г.
электромонтер и др.)

1

14

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»
7 декабря
(федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии в
2023 г.
этих службах)

1

28

№

Дата

Классы - участники Профминимума (не
зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

Классы - участники Профминимума
(зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

Кол-во
часов

15

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности»
14 декабря
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:
2023 г.
специалист по кибербезопасности, юрист и др.)

1

16

21 декабря
Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»
2023 г.

1

17

11 января Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного
2024 г.
комплекса страны» (агропромышленный комплекс)

1

18

18 января Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн2024 г.
проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.)

1

19

25 января Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и
2024 г.
здравоохранения» (сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

1

20

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн1 февраля
проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог
2024 г.
и др.)

1

21

8 февраля Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» (сфера
2024 г.
социального развития, туризма и гостеприимства)

1

22

Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества» (моделирующая онлайн15 февраля
проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджер по туризму,
2024 г.
организатор благотворительных мероприятий и др.)

1

23

22 февраля Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии» (сфера культуры
2024 г.
и искусства)

1

29

№

24

Дата

Классы - участники Профминимума (не
зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

Классы - участники Профминимума
(зарегистрированные в проекте «Билет в
будущее»)

29 февраля Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию» (моделирующая онлайн-проба на
2024 г.
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.)

Кол-во
часов

1

25

7 марта
2024 г.

Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1) (учитель, актер, эколог)

1

26

14 марта
2024 г.

Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2) (пожарный, ветеринар, повар)

1

27

21 марта
2024 г.

Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)

1

28

28 марта
2024 г.

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)

1

29

4 апреля
2024 г.

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

30

11 апреля Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере» моделирующая онлайн2024 г.
проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

31

18 апреля Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая
2024 г.
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

32

25 апреля Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины» (моделирующая онлайн2024 г.
проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

33

2 мая 2024 Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайнг.
проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

34

16 мая
2024 г.

Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»

1

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».