Рабочая программа по музыке 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной
программы воспитания, разработана с учетом учебной программы «Музыка 1-4 классы» авторов
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.., «Просвещение» 2019г.и методического пособия для
учителей «Урок музыки. Поурочные разработки 1-4 классы», Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,
Т.С.Шмагина- М.: Просвещение, 2017г.
Для реализации рабочей программы используется учебник «Музыка,1-4 классы» авторов
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина - М.: Просвещение, 2017г.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Кугесьский лицей» Чебоксарского района Чувашской
Республики на изучение музыки в 1 классе отводится 33 час(1 час в неделю, 33 учебные недели)., а во 2
- 4 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа по музыке начального общего образования составлена на основе «Требований к
результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых
по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом
актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области
«Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ,
форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной
деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных
жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как
доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных

представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной
культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является
личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств,
образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования.
Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного
строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;

модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся,
участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе
основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как
«Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной
культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной
деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к
освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к
достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей
школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания
для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,

сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем
алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских
навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина —
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;

переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении
поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ВАРИАНТ 1)
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, гимн родного края, гимн школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные,
струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;

различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального
образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и
называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Подходы к оценке достижения результатов
1.
Слушание музыки
ответ правильный,
но неполный, средства музыкальнойвыразительности раскрыты
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения,
средств музыкальной
выразительности с наводящими вопросами учителя.
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

самостоятельный.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов
строения музыкальной речи, музыкальных форм
Суждения о музыке односложны.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения
музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров,
средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров,
средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Высказанное суждение обосновано.
Узнавание музыкального произведения,
(музыкальная викторина – устная или письменная)
Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают
незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения
80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального
произведения, музыкального жанра
100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.
Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального
жанра
2.
Освоение и систематизация знаний о музыке
Знание музыкальной литературы
Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно,
только при помощи учителя
Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами
Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по
проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты
Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы
Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки
Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
3.
Исполнение вокального репертуара
Исполнение вокального номера
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не
вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;
- пение не выразительное.
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах
художественное исполнение вокального номера на концерте
Оценка «5» ставится:

не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

не менее 8 правильных ответов в тесте;

художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:

80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;

5-7 правильных ответов в тесте;

интонационно-ритмически и дикционно - точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:

не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

не более 4 правильных ответов в тесте;

не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся,
поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных,
личностных результатов на уроках музыки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ВАРИАНТ 1)
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны
Искусство времени
Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы
движения, изменения и развития
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок.
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня
Куплетная форма. Запев, припев.
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при
ключе)
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава.
Диссонансы: секунда, септима
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Лад
Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композиторы — детям.
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня,
танец, марш.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано).
«Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор)
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты.
Программная музыка.
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина.
Европейские композиторы-классики

Творчество выдающихся зарубежных композиторов.
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиков
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Модуль "МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО"
Музыкальная сказка на сцене, на экране
Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном
спектакле
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских
и зарубежных композиторов
Проекты:
«Музыкальные инструменты».
«Танцы, танцы, танцы…»
«Музыка на Новогоднем празднике…»
«Балет»
«Инструменты симфонического оркестра»
«Мир композитора»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс

№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Основные виды деятельности обучающихся с
Кол
учетом
направлений рабочей программы воспитания
ичес
тво
часо

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

в
Модуль 1. Музыкальная грамота
1.1.
Весь мир звучит.
1

1.2

Звукоряд.

1

1.3

Ритм.

1

1.4

Ритмический рисунок.

1

Итого по модулю

4

Звуки музыкальные и шумовые.
л. А.А. Коваленков, муз. Л. Книппер «Почему медведь
зимой не спит» И.Крутой "Первоклассники"
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
М.С.Толмачёва "Песенка про звукоряд»
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные
длительности), такт, тактовая черта
А. Дворжак «Мелодия»
Длительности половинная, целая, шестнадцатые.
Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура.
Этюд «Зайка», танец «Полька» Сл. З. Петрова, муз. А.
Островского «Азбука, азбука каждому нужна», Сл. Я.
Харечко, муз. В. Шаинский «Дед Мороз борода
сосулькой …» Р.н.п. «А я по лугу»

РЭШ

РЭШ
РЭШ

РЭШ

Модуль 2. Народная музыка России
2.1.

Русский
фольклор

1

2.2

Русские
народные
музыкальные
инструменты

1

2.3

Сказки, мифы и
легенды

2

Итого по модулю

4

Р.н.п. «Ты река, моя реченька»,
х.п.п. «Ох, уж ты порушка, пораня» Сл. А.А.
Коваленков, муз. Л. Книппер «Почему медведь зимой
не спит» И.Крутой "Первоклассники", «Ой, кулики,
жаворонки» (закличка)
Звуки русских народных музыкальных
инструментов. "На горе-то калина" р.н.п., "Ах, вы
сени" р.н.п. Муз. С. Фарзиева, сл. Б. Заходер
«Азбука», «Ой, кулики, жаворонки» (закличка)

РЭШ

Н. А. Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки»,
«Ойты, тёмня дубравушка» И.Крутой
"Первоклассники", Муз. С. Фарзиева, сл. Б. Заходер
«Азбука» Сл. М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко
«Скворушка

РЭШ

РЭШ

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.

Музыка наших
соседей.

Итого по модулю

3

Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии,
Прибалтики, Кавказа (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты).
Белорусская н. п. «Сел комарик на дубочек»,
«Лявониха», украинский Гопак, латышская н. п.
«Лиго», «Вей, ветерок».
Сл. М. Исаковский, муз. М Блантер «Катюша».
Латышская н. п. «Петушок»

РЭШ

П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «Пришла
коляда накануне Рождества» Автор Ж. Броновицкая
«Рождество пришло» Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

РЭШ

3

Модуль 4. Духовная музыка
4.1.

Песни
верующих

3

Итого по модулю

3

Модуль 5. Классическая музыка
5.1.

Композиторы - детям

2

5.2

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

5.3

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

1

Итого по модулю

4

П.И. Чайковский «Щелкунчик», М.И .Глинка
«Жаворонок» «Кошка беспородная, А.Вивальди
«Зима», Ф. Мельденсон «Свадебный марш», И.
Штраус « Марш Радецкого», С. Прокофьев «Шествие
кузнечиков». Сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
«Бравые солдаты» Латышская н. п. «Петушок»
С. Прокофьев «Три пьесы для фортепиано», П.И.
Чайковский «Грустная песенка», М. П. Мусоргский
«Шалунья» Сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко
«Бравые солдаты» Р.н.п. «Калинка, малинка»

РЭШ

Звуки «Струнные и смычковые инструменты», И.С.
Бах «Сюита для виолончели соло №1 соль мажор»
Э.н.п. «У каждого свой музыкальный инструмент»
Р.н.п. «Калинка, малинка»

РЭШ

РЭШ

Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.

Повсюду музыка
слышна

4

Итого по модулю

4

Приобщение детей к музыкальной культуре;
Знакомство с произведениями народной,
современной музыкой;
Развитие индивидуальных и творческих
способностей ребенка;
Развитие ритмических навыков.
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет
нестандартной формы урока.

РЭШ

Модуль 7. Музыка театра и кино
7.1.

Музыкальная
сказка на сцене, на
экране

3

Итого по модулю

3

К. И. Чуковский, М.И. Карасев опера-сказка «МухаЦокотуха», М.Коваль «Волк и семеро козлят».
Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха».
Р.н.п. «Калинка, малинка».

РЭШ

Э. Григ «Утро», В. А. Гаврилин "Вечерняя
музыка", сл. Ю. Яковлев, муз. Е. Крылатов
«Колыбельная медведицы»П.И. Чайковский
«Зимнее утро». Сл. Л. Мочалова «Буду маме
помогать». Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Сл. А. Барто, муз. С. Прокофьева «Болтунья», сл. А.
Кушнер, муз. Г. Гладков «Песня о картинах», П. И.
Чайковский пьеса «Баба-Яга» Сл. Е. Щепотьева, муз.
Ю. Кудинов"Весною " (Снова весною повеяло) Р.н.п.
«Ой, при лужку, при лужке»

РЭШ

Р.н.п. «Полянка», сл. Ю. Энтин «Мама-первое
слово».
Сл. Е. Щепотьева, муз. Ю. Кудинов"Весною "
(Снова весною
повеяло)
Р.н.п. «Ой, при лужку, при лужке
А.П. Бородин Симфония «Богатырская»

РЭШ

Модуль 8. Музыка в жизни человека
8.1.

Музыкальные
пейзажи

2

8.2

Музыкальные
портреты

2

8.3

Какой же
праздник без
музыки?

2

8.4

Музыка на

2

РЭШ

РЭШ

войне, музыка о войне

Итого по модулю
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2 КЛАСС

Сл. М. Исаковский, муз. М Блантер «Катюша»
Р.н.п. «Ой, при лужку, при лужке
8
33

№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол Основные виды деятельности обучающихся с
ичес учетом направлений рабочей программы воспитания
тво
часо

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

в
Модуль 1. Музыкальная грамота
1.1.

Музыкальный язык.
Лад

1

1.2

Мелодия – душа
музыки

1

1.3

Главная песня страны

1

1.4

Все в движении.
Попутная песня

1

1.5

Тональность. Гамма

1

1.6

Вариации

1

1.7

Интервалы

1

Итого по модулю

7

Познакомить учащихся с понятием лад. Закрепить
понятие «тембр». Работа над художественным
исполнением знакомых песен.

РЭШ

Ввести понятие «мелодия» в словарный запас
обучающихся. Познакомить с понятием «звуки
шумовые и музыкальные», «мелодия вокального и
инструментального характера», «мелодии-образы».
Научить определять по звучанию направления
движения мелодии, а также созданный композитором
музыкальный образ.

РЭШ

Показать детям красоту родной земли, запечатленную
в музыке, поэзии, живописи. Продолжать изучать гимн
России. Познакомить учащихся с понятием «малая
Родина»

РЭШ

Знакомство детей с изображением картины движения в
музыке на примере «Тройки» Г. Свиридова и
«Попутной песни» М. Глинки.

РЭШ

Познакомить учащихся с понятием «паралельнная
тональность», «гамма».

РЭШ

Познакомить учащихся с музыкальной формой
вариации. Знакомство с вариациями (литературными,
музыкальными) и особенностями их построения.
Формирование представлений о выразительной
сущности элементов музыкальной речи и средств
музыкальной выразительности, развитие интереса к
исполнительской деятельности. Воспитание любви к
музыке, потребности в общении с искусством.

РЭШ

Изучение и первичное закрепление нового учебного
материала. Введение новой терминологии

РЭШ

Модуль 2. Народная музыка России
2.1.

Народные праздники

1

2.2

Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов

1

2.3

Фольклор – народная
мудрость

1

Знакомство с обычаями и традициями народного
праздника масленица, с музыкальным фольклором
(масленичные песни, частушки)
Исполнение и разучивание произведений русского
фольклора. Слушание народной музыки.
Пение и мелодекломация различных упражнений,
песенок-попевок, способствующих созданию
активной творческой атмосферы.
Музыкально – игровые моменты и ритмические
движения как эмоционально увлекательный прием.
Фольклорно-сценические игры, развитие
музыкальности детей посредством фольклора.
Прививать детям любовь к фольклору, развивать

РЭШ

РЭШ

РЭШ

2.4

Русские народные
музыкальные
инструменты

1

Итого по модулю

4

интерес и уважение к своим национальным истокам.
Заложить у детей основы национального
мировосприятия через освоение малых жанров
фольклора (колыбельные, прибаутки, игры и т.д)
Знакомство с русскими народными музыкальными
инструментами

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.

Музыка наших
соседей

1

3.2

Кавказские
мелодии и ритмы

1

3.3

Музыка Японии и
Китая

1

Итого по модулю

Знакомство с особенностями музыкального
РЭШ
фольклора народов других стран. Определение
характерных черт, типичных элементов музыкального
языка (ритм, лад, интонации).
Знакомство с внешним видом, особенностями
исполнения и звучания народных инструментов
Определение на слух тембров инструментов.
РЭШ
Классификация на группы духовых, ударных,
струнных. Музыкальная викторина на знание тембров
народных инструментов.
Двигательная игра — импровизация подражание игре
на музыкальных инструментах. Сравнение
интонаций, жанров, ладов, инструментов других
народов с фольклорными элементами народов
России.
Определение на слух тембров инструментов.
РЭШ
Классификация на группы духовых, ударных,
струнных. Музыкальная викторина на знание тембров
народных инструментов.
Двигательная игра — импровизация подражание игре
на музыкальных инструментах. Сравнение
интонаций, жанров, ладов, инструментов других
народов с фольклорными элементами народов
России.

3

Модуль 4. Духовная музыка
4.1.

Звучание храма

1

4.2

Песни верующих.
Великий
колокольный звон

1

Итого по модулю

2

Рассмотреть молитву как жанр музыкального
РЭШ
искусства на примере творчества П.И.Чайковского
(«Детский альбом»). Развитие эрудиции
школьников, их коммуникативной культуры,
толерантности; • охарактеризовать особенности
жанра молитвы в музыкальных произведениях
разного плана.
Первые русские святые, праздник Рождества
РЭШ
Христова. Познакомится с историей возникновения
колоколов в России при помощи просмотра слайдов.
Определить какую роль играл колокольный звон в
обыденной жизни человека. Развивать на уроке
умения петь интонационно правильно, используя
унисон в вокальных упражнениях и песнях. Развивать
умение слушать музыку, давать характеристику
прослушанным произведениям, узнавать
произведения, прослушанные ранее. Развивать
чувство ритма, музыкальную память, внимание.

Модуль 5. Классическая музыка
5.1.

Композиторы —
детям

1

5.2

Музыкальные
инструменты.
Фортепиано.

1

5.3

Музыкальные
инструменты.
Скрипка, виолончель

1

5.4

Программная музыка

1

5.5

Симфоническая
музыка

1

5.6

Европейские
композиторы классики

1

5.7

. Русские
композиторы классики

1

Знакомство учащихся с понятиями: композитор,
исполнитель, слушатель.
Развитие у школьников умения слушать, слышать и
анализировать музыкальное произведение.
Формирование вокально-хоровых навыков и умений
выразительного исполнения музыкальных
произведений.
Узнать историю возникновения фортепиано. Знать
значение терминов «форте», «пиано», «рояль».
Уметь объяснять значение терминов «форте»,
«пиано», «рояль». Знать внутреннее строение
фортепиано. Познакомиться с детской музыкой
Петра Ильича Чайковского.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с
восприятием и исполнением музыки таких
композиторов как А. Бородин и П.Чайковский.

РЭШ

Познакомить обучающихся с особенностями и
отличиями программной и непрограммной
музыки на примерах произведений: П.И.
Чайковский «Времена года», «Детский альбом»;
Беркович. Этюд; И.С. Бах. Инвенция; М.П.
Мусоргский «Картинки с выставки»; К. Сен-Санс
«Карнавал животных». Определять на слух и по
нотному тексту темы из произведений; закрепить
знания средств музыкальной выразительности;
знакомство с новой терминологией (цикл,
эпиграф); формировать умения анализировать
музыкальное произведение и выражать словами
свои чувства от прослушанных музыкальных
произведений.
Обогатить знания инструментов симфонического
оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
музыкальных тем героев сказки С.С. Прокофьева
«Петя и волк». Формировать компоненты
музыкального слуха (звуковысотный, тембровый),
творческие способности, умение анализировать
музыкальные образы героев сказки. Развивать
образное восприятие, самостоятельность
мышления. Развивать вокально-хоровые навыки
выразительного исполнения. Воспитывать
культуру слушания симфонической музыки.
Краткое знакомство со следующими
композиторами:
Людвиг ван Бетховен
Иоганн Себастьян Бах
Вольфганг Амадей Моцарт
Рихард Вагнер
Пётр Ильич Чайковский
Джузеппе Верди
Игорь Федорович Стравинский
Иоганн Штраус
Краткое знакомство со следующими
композиторами:
Михаил Иванович Глинка
Александр Порфирьевич Бородин
Модест Петрович Мусоргский
Петр Ильич Чайковский

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Александр Николаевич Скрябин
Сергей Васильевич Рахманинов
Игорь Федорович Стравинский
Сергей Сергеевич Прокофьев
Итого по модулю

7

Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.

Современные
обработки
классической
музыки

1

6.2

Джаз

1

6.3

Исполнители
современной музыки

1

Итого по модулю

3

Различение музыки классической и её современной РЭШ
обработки. Слушание обработок классической
музыки, сравнение их с оригиналом. Обсуждение
комплекса выразительных средств, наблюдение за
изменением характера музыки. Вокальное
исполнение классических тем в сопровождении
современного ритмизованного аккомпанемента.
Знакомство с творчеством джазовых музыкантов.
Узнавание, различение на слух джазовых
композиций в отличие от других музыкальных
стилей и направлений.
Определение на слух тембров музыкальных
инструментов, исполняющих джазовую
композицию. Разучивание, исполнение песен в
джазовых ритмах. Сочинение, импровизация
ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом
синкопами. На выбор или факультативно:
Составление плейлиста, коллекции записей
джазовых музыкантов
Просмотр видеоклипов современных исполнителей.
Сравнение их композиций с другими направлениями
и стилями (классикой, духовной, народной
музыкой). На выбор или факультативно:
Составление плейлиста, коллекции записей
современной музыки для друзей-одноклассников
(для проведения совместного досуга).

Модуль 7. Музыка театра и кино
7.1.

Музыкальная сказка
на сцене, на экране

7.2

Театр оперы и балета

Может ли сказка быть музыкальной; как музыка может
изобразить какую-нибудь сказочную картину;
определения понятий «опера», «театр», «музыкальный
театр». Представлять себе то, о чем рассказывается в
музыкальной сказке; определять характер героя.
Повысить компетентность школьников в вопросах
музыкального искусства: через углубленное
представление школьников о театре, как особой
форме синтетического искусства и его составляющих:
о сущностных характерах, жанрах оперы и балета,
симфонического оркестра, дирижёра; через
вооружение школьников практическими навыками,
сравнения музыкального материала, рефлексии
собственной деятельности, создание условий для
свободного творческого развития ребёнка. Пробудить
желание у ребёнка к постоянному общению с
музыкой, как одной из составляющих духовной
культуры человечества. Развивать навыки
импровизации и творчества.

РЭШ

РЭШ

7.3

Опера. Главные герои
и номера оперного
спектакля
Итого по модулю

Особенности музыкальных спектаклей.
Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в
музыкальном спектакле.

РЭШ

3

Модуль 8. Музыка в жизни человека
Музыкальные
пейзажи
Музыкальные
портреты

1

8.3

Танцы, игры и
веселье

1

8.4

Главный музыкальный
символ

1

8.5

Искусство времени

1

Итого по модулю

5

8.1.
8.2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

Воспитывать любовь и уважение к природе
посредством музыкальных произведений
Формирование целенаправленного освоения
интонационно-образного и жанрово-стилевого
анализа; познакомить учащихся со средствами
музыкальной выразительности; на музыке
С.С.Прокофьева учить детей анализировать
музыкальное произведение, особенности
музыкального языка композитора; воспитание
эстетического вкуса, культуры слушания,
творческого «видения» музыки.
Воспитывать интерес, любовь и уважение к
музыкальной культуре русского народа; развивать в
процессе музицирования чувство ритма и
музыкального слуха; пробудить желание научиться
играть на русских народных шумовых музыкальных
инструментах; учить слушать музыку; грамотно,
эмоционально петь, передавая характер песни через
собственное исполнение. Воспитание духовнонравственных и патриотических качеств:
любознательность, познавательный интерес к
изучению истории, культуры нашего края, к
традициям и истокам народной мудрости.
Продолжить накопление сведений о музыке
профессиональной и народной: познакомить
учащихся с особенностями хороводных песен,
частушек.
Дать понятие «гимна»; познакомить детей с
особенностями гимна России; укрепить чувство
гражданской гордости за свою Родину и российский
народ в процессе обращения к историческому и
музыкальному прошлому, а также через знакомство с
другими символами России; реализовывать творческий
потенциал детей в процессе коллективного
музицирования (разучивание песни); формировать
универсальные учебные действия учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической
деятельности; расширять эмоционально-образный
словарный багаж; закрепить первичные представления
об элементах музыкальной грамоты.
Развитие музыкально­образного восприятия музыки,
познакомить с куплетной формой; запевом, припевом.
Соотносить выразительные и изобразительные
интонации; узнавать характерные черты музыкальной
речи разных композиторов. Воспитание любви к
музыкальному искусству.

РЭШ
РЭШ

РЭШ

РЭШ

3 КЛАСС

№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол Основные виды деятельности обучающихся с
ичес учетом направлений рабочей программы воспитания
тво
часо

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

в
Модуль 1. Музыкальная грамота
1.1.

Интервалы
Итого по модулю

3

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

3

Модуль 2. Народная музыка России
2.1.

Сказки, мифы и
легенды

1

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

2.2

Жанры
музыкального
фольклора

1

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

2.3

Народные
праздники

1

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

2.4

Фольклор народов
России
Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов
Итого по модулю

1

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

1

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

Михаил Глинка «Патетическое трио», «ВальсФантазия»,

РЭШ

Михаил Глинка «Патетическое трио», «ВальсФантазия»,

РЭШ

2.5

5

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.

Кавказские
мелодии и ритмы
Итого по модулю

2

2

Модуль 4. Духовная музыка
4.1.

Песни верующих

2

Итого по модулю

2

Модуль 5. Классическая музыка
5.1.

Инструментальная
музыка

1

Михаил Глинка«Патетическое трио», «ВальсФантазия»

РЭШ

5.2

Мастерство
исполнителя

1

Михаил Глинка«Патетическое трио», «ВальсФантазия»

РЭШ

5.3

Русские
композиторыклассики

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»
«Камаринская»в исполнении оркестра русских
народных инструментов

1

РЭШ

5.4

Вокальная музыка

2

С. Слонимский «Альбом для детей и юношества»
«Камаринская»в исполнении оркестра русских
народных инструментов.

РЭШ

5.5

Симфоническая
музыка

2

«Камаринская»в исполнении оркестра русских
народных инструментов.

РЭШ

5.6

Инструментальная
музыка

2

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

5.7

Программная
музыка

2

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

Итого по модулю

11

Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.

Современные
обработки
классической
музыки

3

Итого по модулю

3

Михаил Глинка «Патетическое трио», «ВальсФантазия»,

РЭШ

Модуль 7. Музыка театра и кино
7.1.

7.2

Балет.
Хореография —
искусство танца
Опера. Главные
герои и номера
оперного
спектакля

1

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

2

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

Итого по модулю

3

Модуль 8. Музыка в жизни человека
8.1.

Красота
и вдохновение

5

Итого по модулю

5

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Ф. Шуберт, Военный марш

РЭШ

4 КЛАСС
№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы

Кол Основные виды деятельности обучающихся с
ичес учетом направлений рабочей программы воспитания
тво
часо

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

в
Модуль 1. Музыкальная грамота
1.1.

«В концертном зале»

Итого по модулю

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Вариации на тему рококо. Старый замок. «Счастье в
сирени живет…» «Не смолкнет
сердце чуткое
Шопена…» Танцы, танцы, танцы… Патетическая
соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

5

РЭШ

5

Модуль 2. Народная музыка России
2.1.

«Россия – Родина
моя»

3

Итого по модулю

3

Мелодия.

«Что не
выразишь словами,
звуком на душу навей…»
«Ты откуда русская,
зародилась, музыка?»
Как сложили песню
«Я пойду по полю белому… На великий праздник
собралася Русь!»

РЭШ

Михаил Глинка «Патетическое трио», «ВальсФантазия»,

РЭШ

Модуль 3. Музыка народов мира
3.1.

Кавказские
мелодии и ритмы
Итого по модулю

2

2

Модуль 4. Духовная музыка
4.1.

«О России петь – что
стремиться в храм»

4

Итого по модулю

4

Святые

земли
Русской.
Илья Муромец
Кирилл и Мефодий
Праздников праздник, торжество из
торжеств.
Родной обычай старины. Светлый
праздник.

РЭШ

Модуль 5. Классическая музыка
5.1.

«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…»

7

Итого по модулю

7

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
РЭШ
Мастерство исполнителя.
В
каждой
интонации
спрятан человек.
Музыкальные инструменты (гитара).
Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.

Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.

«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!»

3

Итого по модулю

3

Композитор – имя ему народ. Музыкальные
инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов
«Музыкант-чародей». Народные праздники.
(Троица)

РЭШ

Модуль 7. Музыка театра и кино
7.1.

«В музыкальном
театре»

6

Итого по модулю

6

Опера «Иван
Сусанин»
М.И. Глинки. Бал
в
замке польского короля.
Опера «Иван Сусанин»
М.И.
Глинки. За Русь мы все стеной стоим…
Опера «Хованщина» М.П.
Мусоргского. «Исходила младешенька…»
Русский Восток. Сезам, откройся!
Восточные мотивы.
Балет «Петрушка» Театр музыкальной комедии.

РЭШ

Модуль 8. Музыка в жизни человека
8.1.

«День, полный
событий»

6

Итого по модулю

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Зимнее утро, зимний вечер.
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три
чуда.
Музыка ярмарочных гуляний
Святогорский монастырь.
«Приют, сияньем муз одетый…».

РЭШ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих
программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб. — М.
: Просвещение, 2017. — 127 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https :// wordart . com - онлайн-генератор облака слов.

Платформа izi.travel – бесплатный интернет-сервис для создания аудио-, видео- гидов https :// izi .
travel / ru / creat
3. Презентации, видеофрагменты
2.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер со звуковой картой
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеотека
Портреты композиторов
Шумовые музыкальные инструменты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Шумовые музыкальные инструменты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».