Рабочая программа основа религиозных культур и светской этики

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы светской этики») разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования , на основе программы по основам религиозных культур и
светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса, годовым
календарным графиком и учебным планом школы, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по
педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения
учебного содержания, достижение которых обучающимися должен
обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей
учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и
основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на
развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики
призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного
кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования
порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее
культурные
традиции,
готового
к
межкультурному
и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой
по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
2

должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного
курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностносмысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными
предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и
направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а
также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и
светской этики призвано сыграть важную роль не только в
расширении образовательного кругозора учащегося, но и в
воспитательном процессе формирования порядочного, честного,
достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы
Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя
социального сплочения.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы
светской этики» основываются на сочетании различных методов
обучения: словесных, наглядных, практических, проблемнопоисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный
материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной
ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста,
специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий
учащихся.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию
познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в
учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо
проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к
конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере
религиозно-этического знания. Духовно-нравственное воспитание
младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и
сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей,
выработку согласованных действий и единых требований в процессе
преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении
культурных
и
религиозных
традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
3

Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);
— развитие представлений, обучающихся о значении нравственных
норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали,
ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой
сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей, обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма,
иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики,
изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени
общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию
он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного
образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс
ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий
мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны,
этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета
«История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и
ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит
в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
4

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в объеме 1 ч в неделю в 4 классе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество,
семья, религия - и представляется основными тематическими блоками
(разделами).
Тема
Кол-во часов
РОССИЯ – НАША РОДИНА
ЭТИКА1
2
НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
2
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
4
3
ЭТИКЕТ
4
4
ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
4
5
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
4
6
ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ
4
7
ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ
4
8
ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК-ПОЖНЕШЬ
4
ХАРАКТЕР
9
СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ
4
34 ч.
Итого:
Учебный курс создает мировоззренческую и ценностную основу для
интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в
основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять
и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те
идеалы, ценности,жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым
стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для
освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного
феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и
исторического, национально- государственного, духовного единства
российской жизни.
Освоение содержания учебного курса должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально
ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных
заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

5

- формирование первоначальных представлений об исторических и
культурологических основах традиционных религий и светской этики в
России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их
представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной
религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья,
религия - как основы традиционной культуры многонационального народа
России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности
поколений.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя
работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая;
вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в
парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная
работа по индивидуальной теме в рамках курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность,
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую
традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
6

— строить своѐ общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своѐ поведение с учѐтом нравственных норм и правил;
проявлять
в
повседневной
жизни
доброту,
справедливость,
доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своѐ поведение,
избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учѐта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств
и средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
7

— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь
свою собственную, умений излагать своѐ мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути еѐ достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях
и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

Работа с информацией:
—
воспроизводить
прослушанную
(прочитанную)
информацию,
подчѐркивать еѐ принадлежность к определѐнной религии и/или к
гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии
с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу
в разныхинформационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
8

— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать еѐ объективность и
правильность.

Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своѐ мнение; проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учѐтом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для
воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных
в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь
на
нравственные правила и нормы современного российского общества;
проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
— выражать своѐ отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
9

Совместная деятельность:
— выбирать партнѐра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться,
договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать
возникающие конфликты;
— готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному
и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы светской этики»должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как
источника
и
основы
духовного
развития,
нравственного
совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как
общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и
поведения
людей,
основанных
на
российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской
светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание,
ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в
добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое
правило нравственности»;

10

— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в
жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать
нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение
памяти
предков,
исторического
и
культурного
наследия
и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести,
достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти
народа, общества; российских праздниках (государственные, народные,
религиозные,
семейные
праздники);
российских
государственных
праздниках, их истории и традициях (не менее трѐх), религиозных
праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своѐм регионе (не менее одного), о роли семейных праздников
в жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на
основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз
мужчины и женщины на основе взаимнойлюбви для совместной жизни,
рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по
возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона, объяснять еѐ значение; выражать уважение российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и
прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой
деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся,
результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о
культурных и природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской)
этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности
и патриотизма в истории России;
11

— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в
становлении российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению еѐ
результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить
примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этики.

12

3.Тематическое планирование.
№
раздела
и тем
1

2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и тем

РОССИЯ – НАША РОДИНА
ЭТИКА-НАУКА О
НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
ЭТИКЕТ
ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В
КОЛЛЕКТИВЕ
ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ
ИСТИНЫ
ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ
ПОСЕЕШЬ
ПОСТУПОКПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ
Итого

Учебные часы

Контрольные
работы

Практическая
часть

2

4
4
4
4
4
4
4
4
34

13

Приложение. Календарно - тематическое планирование.
№
урока

Тема урока,
тип

Планируемые
результаты
Предметные

Метапредметные
Формируемые универсальные
учебные действия, УУД

Личностные

Характеристика
основной деятельности

Формы и виды
контроля

РОССИЯ – НАША РОДИНА ЭТИКА-НАУКА О НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА(2ч )
1

2

Формирование
чувства гордости за
свою Родину, общие
представление
об
отечественной
религиознокультурной традиции
(многонациональная,
многоконфециальная)
РОССИИ;
развитие
этических чувств и
норм
с
Этика-наука Знакомство
общественным нормами
о
и
нравственно нравственности
й
жизни морали
человека. Стр.
4-8
Россия - наша
Родина
(Урок
усвоения
новых знаний)

Регулятивные:
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели; познавательные: осознание
ценности
нравственности
и
духовности в человеческой жизни;
коммуникативные: не создавать
конфликтов и находить выходы из
спорных
ситуации,
осуждать,
договариваться

воспитание доверия
и
уважения
к
истории и культуре
всех
народов;
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений
о
нравственных
нормах, социальной

Беседа;
комментированное чтение;
устный рассказ на тему;
работа с
иллюстрированным
материалом;
творческие
задания; участие в учебном
диалоге

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Беседа;
комментированное чтение;
устный рассказ на тему;
работа с иллюстрированным
материалом;
самостоятельная работа с
источником

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Этика общения (4ч.)
3

Знакомство со
познавательные: извлечение
Добрым жить
взаимосвязями между
необходимой информации из
на свете
веселей. Стр.
прослушанных текстов,
культурой, моральными
10- 15
регулятивные: преобразование
традициями и
(Урок усвоения
объекта из чувственной формы в
поведением людей.
новых знаний)
модель, где выделены существенные

анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков

Беседа,
Текущий,
комментированное чтение, индивидуальный,
устный творческий рассказ на
групповой,
тему,
фронтальный
самостоятельная работа с
источником информации,

14

характеристики.;коммуникативные:
учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками
4

5

6

подготовка творческой
беседы с членами семьи.

Установка взаимосвязи
Регулятивные: принимать и
формирование образа
Текущий,
Правила
между религиозной
сохранять цели и задачи учебной
мира как единого и
индивидуальный,
общения для
всех. (Урок
(православной)
деятельности, а также находить
целостного при
групповой,
усвоения новых культурой и поведением
средства ее осуществления;
разнообразии
фронтальный
знаний)
людей.
познавательные: формирование
культур,
Анализ жизненных
первоначальных
национальностей,
ситуаций, выбор
представлений о светской этике, ее
религий
нравственные формы
роли в истории и современности
поведения,
России; коммуникативные:
сопоставление
сотрудничество со взрослыми и
их с нормами разных
сверстниками в различных
социальных ситуациях.
культурных традиций
Знакомство со
Беседа,
Текущий,
От добрых
комментированное чтение, индивидуальный,
правил-добрые взаимосвязями между
устный творческий рассказ на
групповой,
слова и
культурой, моральными
тему,
фронтальный
поступки.
традициями и
(Урок усвоения
самостоятельная работа с
поведением людей.
новых знаний)
источником информации,
Добро и зло как
подготовка творческой
основные этические
беседы с членами семьи.
понятия
Знакомство со значением
Текущий,
Каждый
этических
норм,
норм
индивидуальный,
интересен.
(Урок усвоения
морали и
групповой,
новых знаний)
фронтальный
нравственности в
жизни людей
Этикет (4ч.)

15

7

8

Знакомство со
значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни
людей
Установка взаимосвязи
Красота
этикета. (Урок между культурой и
усвоения новых поведением людей.
знаний)
Премудрости
этикета (урок
усвоения
новых знаний)

Просты е
школьные и
домашние
правила
этикета.
10 Чистый
ручеек нашей
речи. (Урок
усвоения
новых знаний)
9

Регулятивные: принимать и
сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также
находить средства ее
осуществления; познавательные:
формирование первоначальных
представлений о светской этике, ее
роли в истории и современности
России; коммуникативные:
сотрудничество со взрослыми и
Знакомство со значением
сверстниками в различных
этических норм, норм
морали и нравственности социальных ситуациях
в жизни людей

формирование
образа мира как
единого и
целостного при
разнообразии
культур,

Воспитание
нравственного,
творческого,
ответственного
гражданина
России.
Овладение логическими
действиями
анализа
готовность
слушать
собеседника
и
вести
диалог;
готовность
признавать
возможность
существования
различных точек зрения

Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источником

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный
Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный
Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источником

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Этика человеческих отношений(4ч.)

16

11

В развитие
Добрых
чувствтворение
души.

12

Природаволшебные
двери к добру
и доверию.
(Урок
усвоения
новых знаний)

13

Чувство
Родины.
(Урок
усвоения
новых
знаний)

14

Жизнь
протекает
среди людей.
(Урок усвоения
новых знаний)

Обучение
анализу
жизненных ситуаций,
выбору нравственных
форм
поведения,
сопоставляя их с
формами
религиозной культуры
(православной и др.)
Знакомство со
взаимосвязями между
культурой, моральными
традициями и
поведением людей.
Обучение анализу
жизненных ситуаций,
выбору нравственных
форм поведения.
Обучение
толерантному
отношению к
представителям разных
мировоззрений
и
культурных традиций.
Воспитание
нравственного,
творческого,
ответственного
гражданина России.
Знакомство со
значением этических
норм, норм морали и
нравственности в
жизни людей

Регулятивные:
самостоятельное выделение и
формулирование
познавательной цели;
познавательные: осознание
ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни;
коммуникативные: не создавать
конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, осуждать,
договариваться
.

воспитание доверия Беседа, комментированное
и уважения к
чтение, устный рассказ на
истории и культуре тему,
всех народов;
работа с иллюстративным
развитие
материалом,
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки на
самостоятельная работа с
основе
источником информации,
представлений о
подготовка творческой
нравственных
беседы с членами семьи.
нормах, социальной
справедливости и
свободе

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

17

Этика отношений в коллективе (4 ч.)
Знакомство
со познавательные: рефлексия
Чтобы быть
коллективом. значением этических способов и условий действия,
(Урок усвоения норм, норм морали и контроль и оценка процесса и
новых знаний)
нравственности в
результатов деятельности;
жизни людей
коммуникативные:
построение логической цепочки
Знакомство
со
16 Коллектив
начинается с значением этических рассуждений, регулятивные:
меня. (Урок
норм, норм морали и планирование учебного
усвоения
сотрудничества
нравственности в
новых знаний)
жизни людей
Знакомство
со познавательные: рефлексия
17 Мой класс –
мои друзья.
значением этических способов и условий действия,
(Урок
норм, норм морали и контроль и оценка процесса и
усвоения
нравственности в
результатов деятельности;
новых знаний)
жизни людей
коммуникативные:
Знакомство со значением построение логической цепочки
18 Ежели
душевны вы и этических норм, норм рассуждений,
морали и нравственности
к этике не
регулятивные: планирование
глухи. (Урок
в жизни людей
учебного сотрудничества
усвоения новых
знаний)

Беседа, комментированное
чтение, устный творческий
рассказ на тему,
самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой
беседы с членами семьи.

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Беседа, комментированное
чтение, устный творческий
рассказ на тему,
самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой
беседы с членами семей

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Обучение анализу
Регулятивные: принимать и
формирование образа
Беседа,
19 Жизнь
жизненных ситуаций,
сохранять цели и задачи учебной
как единого и
комментированное чтение,
священна.
(Урок усвоения выбору нравственных
деятельности, а также находить
целостного при
устный рассказ на тему,
новых знаний)
форм поведения,
средства еѐ осуществления;
разнообразии
работа с иллюстративным
сопоставляя их с
познавательные: формирование
культур,
материалом,
формами религиозной
первоначальных представлений о
национальностей,
самостоятельная работа с
культуры (православной светской этике, ее роли в истории и
религий
источником информации,

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

15

анализ истинности
утверждений;

анализ истинности
утверждений;

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Простые нравственные истины (4 ч.)

18

и др.)

20 Человек
рожден для
добра. (Урок
усвоения новых
знаний)

современности России;
коммуникативные: сотрудничество
со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях

подготовка творческой
беседы с членами семьи.

Обучение анализу
жизненных ситуаций,
выбору нравственных
форм поведения,
сопоставляя их с
формами религиозной
культуры (православной
и др.)

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

21 Милосердие – Знакомство со значением
этических норм, норм
закон жизни.
(Урок усвоения морали и нравственности
новых знаний)
в жизни людей
22 Жить во благо
себе и другим.
(Урок усвоения
новых знаний)

Регулятивные: принимать и
формирование образа
сохранять цели и задачи учебной
как единого и
деятельности, а также находить
целостного при
средства ее осуществления;
разнообразии
познавательные: формирование
культур,
первоначальных
представлений
о
национальностей,
Знакомство со значением
религий
этических норм, норм светской этике, ее роли в истории и
современности
России;
морали и нравственности
коммуникативные: сотрудничество
в жизни людей
со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях

Беседа,
комментированное чтение,
устный творческий рассказ
на тему, самостоятельная
работа с источником
информации, составление
плана, подготовка рассказа

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный
Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Душа обязана трудиться (4 ч.)
Знакомство со
23 Следовать
взаимосвязями между
нравственной
культурой, моральными
установке.
(Урок усвоения
традициями и
новых знаний)
поведением людей
24 Достойно жить
среди людей.
(Урок усвоения
новых знаний)

познавательные: рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
коммуникативные: построение
логической цепочки рассуждений,
личностные: анализ истинности
утверждений;
регулятивные: планирование

анализ истинности
утверждений

Беседа,
Текущий,
комментированное чтение, индивидуальный,
устный творческий рассказ на
групповой,
тему,
фронтальный
самостоятельная работа с
источником информации,
Текущий,
подготовка творческой
индивидуальный,
беседы с
групповой,
членами семьи,
фронтальный

19

учебного сотрудничества

25 Уметь понять
и простить.
(Урок усвоения
новых знаний)
26

Анализ моральных и
этических требований,
предъявляемых к
человеку в светской
культуре и различных
культурных, в том числе
и религиозных
традициях

познавательные: рефлексия
способов и условий,действия,
коммуникативные: построение
логической цепочки рассуждений,
регулятивные :планирование
учебного сотрудничества

подготовка рассказа.

анализ истинности
утверждений

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный
Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч.)
Знакомство со значением регулятивные: преобразование
27 Общение и
этических норм, норм
объекта из чувственной формы в
источники
морали и
модель, где выделены существенные
преодоления
обид. (Урок
характеристики; коммуникативные:
нравственности в
усвоения новых
учебное сотрудничество с учителем и
жизни людей
знаний)
сверстниками познавательные:
извлечение необходимой
28 Ростки
информации
из прослушанных
нравственного
текстов
опыта
поведения.
(Урок усвоения
новых знаний)
29 Доброте
сопутствует
терпение.
(Урок усвоения
новых знаний)

познавательные: рефлексия
способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
коммуникативные: построение

анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков

Беседа,
Текущий,
комментированное чтение, индивидуальный,
устный творческий рассказ на
групповой,
тему,
фронтальный
самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой
Текущий,
беседы с членами семьи,
индивидуальный,
подготовка рассказа.
групповой,
фронтальный

анализ истинности
утверждений

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

20

30 Действия с
приставкой
«СО». (Урок
усвоения новых
знаний)

логической цепочки рассуждений,
регулятивные:планирование
учебного сотрудничества

Текущий,
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Судьба и Родина едины (4 ч.)
Знакомство с
познавательные: извлечение
31 С чего
ценностями:
Отечество,
необходимой информации из
начинается
Родина. (Урок долг и их понимание как
прослушанных текстов,
усвоения новых основы традиционной
регулятивные: преобразование
знаний)
культуры
объекта из чувственной формы в
многонационального модель, где выделены существенные
народа России
характеристики;коммуникативные:
32 В тебе
учебное
сотрудничество с учителем и
рождается
сверстниками
патриот и
гражданин.
(Урок усвоения
новых знаний)

анализ объектов с
выделением
существенных и
несущественных
признаков

Анализ
важности
регулятивные:
соблюдения
человеком
самостоятельное выделение и
нравственных и
формулирование познавательной
моральных
цели,
норм
познавательные:
создание
способов решения
проблем
Слово,
Подведение
итогов.
поискового
характера,
обращенное к Презентация
тебе.
творческих
работ. инициативное сотрудничество в
Участие в диспутах, поиске и сборе информации;
обучение
слушать
коммуникативные:
умение
с
собеседника и излагать достаточной полнотой и точностью
свое мнение.
выражать
свои
мысли
в
соответствии
с
задачами
и
условиями коммуникации

анализ объектов с
выделением
существенных
инесущественных

33

34

Человек- чело
века. (Урок
усвоения
новых знаний)

Беседа,
Текущий,
комментированное чтение, индивидуальный,
устный творческий рассказ на
групповой,
тему, самостоятельная работа
фронтальный
с источником информации,
подготовка творческой
беседы с членами
Текущий,
семьи.
индивидуальный,
групповой,
фронтальный

Человек,
назначение
человека

Нравственная
установка, живите
дружно и легко,
понять
и простить,
гуманность,
бескорыстие, СОзначит вместе,
опыт
нравственного
поведения,

21

терпимость,
терпение.

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4
класс/Шемшурин А.А.,
Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д.,
ООО «ДРОФА»; АО
«Издательство Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Ноутбук, проектор, экран

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Набор репродукций, аудио и видео материалы
ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

ЛАБОРАТОРНЫХ,

Мультимедийный проектор, экран

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».