Рабочая программа по предмету география 9 класс (ФГОС)

Рабочая программа по географии
Составитель: Солдатова Е.А., учитель географии
Пояснительная записка
Настоящая программа по географии для уровня основного общего образования разработана на основании Федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №
1089 (редакция от 23.06.2015 г.), Примерной программы основного общего образования по географии,
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом.
Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 классов МБОУ СОШ №4. Рабочая программа обеспечивает реализацию ФК
ГОС.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
разделам курса и последовательность их изучения.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о
своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую
карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической
культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• применение географических знании и умении в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Срок реализации программы: (9класс).
Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам
курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
Общая характеристика учебного предмета
Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее
пространственной дифференциации в условиях разных территорий акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую
среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических,
социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и
общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на
местном, региональном и глобальном уровнях, а так же умения правильно ориентироваться в пространстве.
.Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 9 класс-68 часов
часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать




основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных
регионов и стран




специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее
природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь








выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической
информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение
географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:








ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и
улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное
значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных

географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды;
выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; —
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в
окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля.
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.
Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление
зональности, система течении, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно- хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Население Земли.
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
География современных религии. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с
окружающей средой.
Определение и сравнение различии в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Материки и страны. Основные черты природыАфрики; Австралии;Южной Америки; Северной Америки; Евразии;Антарктиды.
Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные, природно- хозяйственное и историко- культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы.
Столицы и крупные города.Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Изучение политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая характеристика материков, их регионов и
стран различных типов.

Практические работы

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст;
характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие
разные природные зоны материка» и др.
Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.
Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.
Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.
Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны»,
«Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.
Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также
комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Природопользование и геоэкология.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по
использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере;их характеристика и привила обеспечения безопасности людей. Сохранение
качества окружающей среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов
хозяйствования.
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлении.
Применение географических знании для выявления агроэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и
улучшения качества окружающей среды.
Повторение— 2 часа.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ( IX класс)
Раздел. Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Особенности развития хозяйства России. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства,
географические проблемы и перспективы развития.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по
различным показателям.

Природно- хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и
основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо- Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и
хозяйственный потенциал.
Определение влияния особенностей природа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологическою ситуации в
разных регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей
России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы
заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различии районов и городов.
Достопримечательности. Топонимика.
Оценка природных ресурсов и их использование. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами,
процессами и явлениями своей местности, их описание.

Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать
внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической
терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный
подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным

языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные
пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при
ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более
одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться
компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.
Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик
выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик
правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками,
устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся
работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из
статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на
"отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа,
статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не
позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение
логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на
основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний,
в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное
оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в
оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также
описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в
графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и
границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно
(требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»:
отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в
работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и
грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной
рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9класс.
№

1

Тема урока

Колво
часов

2

3

Элементы обязательного
минимума образования

Формы
контроля

Практические работы

план

4

5

6

Хозяйство России(27 часов)
7
Особенности
развития хозяйства
России.

Предприятие – первичная основа
хозяйства. Условия и факторы
размещения предприятий. Отраслевая
структура функциональная и
территориальная структуры хозяйства,
их особенности.

Первичный
сектор экономики.

Его состав, особенности входящих в
него отраслей. Выдающаяся роль
первичного сектора в экономике
России. Природно-ресурсный
потенциал России его оценка,
проблемы и перспективы
использования. Группировка отраслей
по их связи с природными ресурсами.
Основные ресурсные базы
Отличия сельского хозяйства от
других хозяйственных отраслей.
Земля - главное богатство России.
Сельскохозяйственные угодья, их

Сельское
хозяйство.

15

Дата
проведения

Проверочная
работа №1
«Общая
характеристика
хозяйства»

Анализ экономических карт
для определения типов
территориальной структуры
хозяйства.
Группировка отраслей по
различным показателям
Оценка природноресурсного потенциала
России, проблем и
перспектив его
рационального
использования.

Определение по картам
основных районов
выращивания зерновых и
технических культур,

коррек
тиров
ка
7

8

Лесное
хозяйство.

Рыбное
хозяйство.

Вторичный
сектор экономики.

Топливноэнергетический
комплекс (ТЭК).

структура. Земледелие и
животноводство География
выращивания важнейших культурных
растений и отраслей животноводства.
Садоводство и виноградарство.
Российские леса – важная часть ее
национального богатства. Роль леса в
российской экономике. География
лесного хозяйства. Заготовка
пушнины – традиционная отрасль
российской экономики. География
пушного промысла.
Доминирующая роль морского
промысла. Основные
рыбопромысловые бассейны. Ведущая
роль Дальневосточного бассейна.
География переработки рыбы.
Его состав, особенности входящих в
него отраслей. Роль вторичного
сектора в экономике России и
проблемы его развития.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Нефтяная, газовая,
угольная промышленность: основные
современные и перспективные районы
добычи, система нефте- и
газопроводов. Электроэнергетика:
типы электростанций, их особенности
и доля в производстве электроэнергии.
Энергосистемы. Современные
проблемы ТЭК. ТЭК и охрана

главных районов
животноводства.

Провероч
ная работа №1
«Промышленн
ость»
Составление
характеристики одного из
нефтяных бассейнов по
картам и статистическим
материалам.
Составление
характеристики одного из
угольных бассейнов по
картам и статистическим
материалам

окружающей среды.
Машиностроение.

Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения
машиностроительных предприятий.
География науко-, трудо- и
металлоемких отраслей. Главные
районы и центры. Особенности
географии военно-промышленного
комплекса. Машиностроение и охрана
окружающей среды.

Металлургия.

Состав, место и значение в хозяйстве.
Черная и цветная металлургия:
факторы размещения предприятий,
особенности географии металлургии
черных, легких и тяжелых цветных
металлов. Металлургические базы,
крупнейшие металлургические
центры. Металлургия и охрана
окружающей среды.
Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий,
особенности географии важнейших
отраслей. Основные базы,
крупнейшие химические комплексы.
Химическая промышленность и
охрана окружающей среды.

Химическая
промышленность.

Лесная
промышленность

Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий,
особенности географии важнейших
отраслей. Основные базы,

Определение главных
районов размещения
отраслей трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения по картам

Пищевая
промышленность

крупнейшие лесоперерабатывающие
комплексы. Лесная промышленность
и охрана окружающей среды.
Состав, место и значение в хозяйстве.
Группировка отраслей по характеру
используемого сырья, география
важнейших отраслей. Пищевая
проблема в России.

Пищевая
промышленность

Состав, место и значение в хозяйстве.
География текстильной
промышленности.

Легкая
промышленность.

Состав, место и значение в хозяйстве.
География текстильной
промышленности.

Третичный сектор
экономики

5 Его состав, особенности входящих в
него отраслей. Роль третичного
сектора в экономике России и
проблемы его развития.

География
коммуникаций.

Роль коммуникаций в размещении
населения и хозяйства. Сухопутный,
водный и воздушный транспорт.
Преимущества и недостатки
отдельных видов транспорта.
Важнейшие транспортные пути,
крупнейшие транспортные узлы.
Связь.

География науки.

Наука, ее состав и роль в жизни
современного общества. География
российской науки. Города науки и

Провероч
ная работа №1
«Сфера услуг»

технополисы.
Состав, место и значение в хозяйстве.
Социальная инфраструктура; ее состав
и роль в современном обществе.
География жилищного и
рекреационного хозяйства. Жилье –
одна из главных потребностей
человека. Географические различия в
обеспеченности россиян жильем.
География рекреационного хозяйства
в России.

География
социальной сферы

Регионы России(36 часов)
Районирование
России.

36

Задачи, принципы и проблемы.
Виды районирования (физикогеографическое, экономическое,
историко-географическое, природнохозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона
хозяйственного освоения, зона Севера,
их особенности и проблемы. Районы и
крупные регионы России. Состав
района, региона. Особенности
географического, геополитического и
эколого-географического положения,
их влияние на природу, хозяйство и
жизнь населения. Специфика
природы: геологическое строение и
рельеф, климат, природные зоны,
природные ресурсы. Основные
историко-географические этапы
формирования района, региона.

Проверочные
работы
«Европейский
Север»
«Европейский
Северо- Запад»
«Центральная
Россия»
«Европейский
юг»
«Поволжье»
«Урал»
«Западная
Сибирь»
«Восточная
Сибирь»
«Дальний
Восток»

Анализ разных видов
районирования России.
Сравнение географического
положения районов,
регионов и его влияния на
природу, жизнь людей и
хозяйство.
Выявление и анализ
условий для развития
хозяйства районов,
регионов.
Анализ взаимодействия
природы и человека на
примере одной из
территорий региона.

Население: численность,
естественный прирост и миграции,
специфика расселения, национальный
состав, традиции и культура. Города.
Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в
социально-экономическом развитии
страны. География важнейших
отраслей хозяйства, особенности его
территориальной организации.
Географические аспекты основных
экономических, социальных и
экологических проблем района,
региона. Внутренние природнохозяйственные различия.
Место России среди стран мира.(3 часа)
Место России среди
стран мира.

География своей
республики (края,
области

3

География государств нового
зарубежья. Оценка их исторических,
политических, экономических и
культурных связей с Россией. Россия
и страны СНГ. Взаимосвязи России с
другими странами мира. Объекты
мирового природного и культурного
наследия в России.
Определение особенностей
географического положения
территории, основных этапов ее
освоения. Оценка природных ресурсов
и их использования. Этапы заселения,
формирования культуры народов,
современного хозяйства.
Характеристика внутренних различий

Проверочная
работа «Россия
в мире»

районов и городов.
Достопримечательности. Топонимика.
Итого 66 часов +2 часа повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».