Дополнительная общеразвивающая программа курса Рукодельница

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа курса «Рукодельница»
составлена в
соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г., Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года №1726 - р , «Приказом
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным
программам», Уставом учреждения, Положением о структуре и содержании дополнительной
общеобразовательной программы.
Актуальность программы
обусловлена ее практической значимостью. Дети могут
применить полученные знания и практический опыт для изготовление подарков к различным
праздникам, для оформления интерьера своей комнаты. То есть учащиеся учатся своими руками
создавать работы в технике декоративно- прикладного творчества.
Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое
направление декоративно- прикладного искусства, как вязание крючком и спицами, что способствует
развитию таких качеств, как настойчивость, терпение, формированию хорошего эстетического вкуса,
обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким
является вязание.
Цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству
посредством техники вязания крючком и спицами.
Задачи программы:
1.
Обучающиеся – приобретение умения вязать крючком и спицами, обучение
рациональному использованию материалов и правильной организации труда, формирование
основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем.
2.
Развивающие- развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость,
аккуратность. Развитие творческих способностей, внимания , памяти, мышления, воображения.
Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного.
3.
Воспитывающая- формирование у обучающихся культуры общения и поведения в
социуме.
Возрастные особенности обучающихся
Программа сориентирована на возраст обучающихся 1 группа- 7-10 лет , 2 группа 11-13 лет.
В младшем школьном возрасте происходит кардинальное изменение организма. Усложняются
и развиваются психические познавательные процессы – мышление, память, волевая и нравственная
сфера. В среднем школьном возрасте формируется мышление конкретное и наглядное. На этом этапе
педагогу необходимо развивать интерес ребенка, который выступает как непосредственный
внутренний побудитель личности обучающегося к активному участию в деятельности. В содержание
педагогического процесса на этом этапе входят: создание условий для положительного восприятия
деятельности и отношений, ожидание успеха и удовольствия от участия в них, формирование у детей
обобщенных представлений и понятий.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения - 210 часов.
В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания, так и
умеющие вязать. Программа разработана для учащихся 7- 10лет, 11-13 лет количество детей в группе
12 – 15 человек. Режим работы – 3 раза в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты обучения
Освоение детьми программы курса «Рукодельница» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта.
Личностные результаты
-учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из
видов искусства;
-воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков
сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.

-развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
Метапредметные результаты
-освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого
потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи
-развитие визуального- образного мышления, способности откликаться на происходящее в
мире, в ближайшем окружении.
-формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию
с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;
-формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративноприкладном творчестве
Предметные результаты
-формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
-способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения декоративного
творчества и других видов искусства.
-развитость коммуникативного и художественного – образного мышления детей.
-проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.
-нравственные,эстетические,этические, общечеловеческие, культурологические, духовные
аспекты воспитания на занятиях в объединении.
Результатом практической деятельности по программе «Рукодельница» можно считать
следующее: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, его способность трудиться,
упорно добиваться достижения нужного результата.
Формой контроля на занятиях в объединении является периодическая организация выставок,
что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Кроме
того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их
содержания, выразительности, оригинальности.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере
сделанных ошибок.
- совместно с педагогом и другими ребятами давать оценку своей деятельности на занятии;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой
информации.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в специальной литературе;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, схемах, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Тема

Общее
кол-во
часов
2
2
12
8

Вводное занятие.
Основы материаловедения.
Основные приёмы вязания крючком, спицами
Упражнения из столбиков и воздушных петель,
лицевые и изнаночные петли.
Условные обозначения.
Основы цветоведения.
2
Вязание узорного полотна.
2
Декоративная корзинка.
12
Сувениры.(спицами, крючком)
16
Игрушка «Карандашница».
16
Декоративное панно.
12
Шарфик.
16
Шапочка.
16
Варежки.
16
Носки, тапочки.
16
Сумка.
16
Косынка или шаль для куклы.
10
Кружева.
10
Воротники.
10
Заочная экскурсии на производство и выставку
2
трикотажных изделий.
Итоговое занятие.
4
Выставка работ учащихся.
ИТОГО: 210

В том числе:
Теор. Практ.
22-12
-8

2-12
-12
-16
-16
-12
-16
-16
-16
-16
-16
-10
-10
-10
222
1135

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными
крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.
ТЕМА 2
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды
волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства
изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного
полотна.
Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и
сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по
цвету пламени.
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания:
начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик,
столбик с накидом.
Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли
для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

I уровень. Вязание образцов.
II уровень. Вязание игрушек.
ТЕМА 4
УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания:
воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.
Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения
размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.
ТЕМА 5
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой
оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой
спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение
цвета.
Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных,
двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
ТЕМА 6
ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА
Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения
способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника
(многогранника). Анализ схемы салфетки.
Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов
круга, квадрата, пятигранника.
II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.
ТЕМА 7
ДЕКОРАТИВНАЯ КОРЗИНКА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания корзинки. Плотные и ажурные
корзинки. Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей.
Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт», «петли симметрии». Правила вязания
корзинки. Способы ВТО готовых изделий: накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.
Практическая работа. Расчет количества петель, кратного раппорту обвязки.
I уровень. Вязание и оформление плотной корзинки.
II уровень. Вязание и оформление ажурной корзинки.
ТЕМА 8
СУВЕНИРЫ
Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу,
футляра для очков. Подбор крючка и ниток.
Практическая работа. Расчет петель для футляра. Вязание и оформление изделий.
ТЕМА 9
ИГРУШКА, КАРАНДАШНИЦА
Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек и карандашниц. Выбор ниток. Правила
вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления
мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.
Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для
карандашницы, деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.
ТЕМА 10
ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО
Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания
элементов растительного орнамента. Зарисовка схем цветков, соцветий, листьев, плодов.
Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента. Подготовка основы
декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно.
Конкурс на составление наиболее интересной схемы цветка.

ТЕМА 11
ШАРФИК
Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся
пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии.
Значение цвета в построении орнамента.
Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые
и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление
его кисточками.
I уровень. Вязание шарфика для куклы.
II уровень. Вязание шарфика на себя.
ТЕМА 12
ШАПОЧКА
Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа
вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и
мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.
Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию
вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.
I уровень. Вязание шапочки для куклы.
II уровень. Вязание шапочки на себя.
ТЕМА 13
ВАРЕЖКИ
Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров.
Убавление петель.
Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек,
вышивка их, отделка кисточками.
I уровень. Вязание варежек для куклы.
II уровень. Вязание варежек на себя.
ТЕМА 14
НОСКИ, ТАПОЧКИ
Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров.
Последовательность выполнения изделия.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков.
Вывязывание и отделка изделий.
I уровень. Вязание изделий для куклы.
II уровень. Вязание изделий на себя.
ТЕМА 13
СУМКА
Теоретические сведения. Особенности вязания, сумки-кисета и сумок с донышком в форме
прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.
Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее,
выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.
ТЕМА 16
КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ
Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких
цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения
узоров и мотивов.
Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.
Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.
ТЕМА 17
КРУЖЕВА
Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа
выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и
кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.
Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по
предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.

ТЕМА 18
ВОРОТНИК
Теоретические сведения. Способы вязания воротников по выкройке в зависимости от узора.
Зарисовка схем выполнения воротника. Запись выполнения воротника.
Практическая работа. Выполнение образцов для вязания воротников.
Вывязывание воротника.
ТЕМА 19
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИИ НА ПРОИЗВОДСТВО И ВЫСТАВКУ ТРИКОТАЖНЫХ
ИЗДЕЛИЙ
Заочная экскурсия на производство и выставку трикотажных изделий.
Посещение промышленных трикотажных предприятий и выставок трикотажных изделий.
ТЕМА 20
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки,
подведение итогов, награждение.
Материально- техническое оснащение
1.
Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками,
ножницами, электрическим утюгом.
2.
Наличие инструментов:
вязальные крючки различной толщины;
ножницы;
швейные иглы;
булавки;
кисточки;
сантиметровая лента;
электрический утюг;
гладильная доска.
3.
Наличие материалов:
пряжа и нитки разной толщины и цветов;
фурнитура;
калька;
миллиметровая бумага;
акварельные краски;
4.
Специальная литература.
5.
Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
таблица «Основные приёмы вязания»;
схемы изделий;
коллекции ниток;
образцы вязания;
изделия;
инструкционные карты;
дидактические карточки.
Список литературы
1.
Примерные программы внеурочной деятельности. Декоративно- прикладное искусство.
О. А. Кожина. –М.: Просвещение, 2010.
2.
Кондратюк Л.С. «Учусь вязать». Пособие для начинающих . Киев 2005г.
3.
Ханашевич Д. Альбом по вязанию спицами и крючком «Подружки – рукодельницы».
Москва 2006г.
4.
Максимова М.В. «Азбука вязания». Кемеровское книжное издательство 2000г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».