АОП 7.1 НОО

Целевой раздел
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АООП НОО (вариант 7.1) разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
 Конституции Российской Федерации (ст.43);
 Закона об образовании 2013- федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ РФ
«Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18); (ред. От
17.02.2023)
 Закона Свердловской области от 7.06.2023 №57-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
последними изменениями:Приказ Минпросвещения России от 10.06.2019 № 286);
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. №
992, от 16 ноября 2022 г. № 993, от 23 ноября 2022 г. № 1014. (Введение ФООП с 1
сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех
образовательных организаций, реализующих образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего общего образования.)
 Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 №
69822)
 Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и главного государственного санитарного
врача Р Ф от 30.06.2020 №16 « Об утверждении СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно
эпидемологические требования к устройству , содержанию и организации работы ●
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (Сovid 19)»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021
г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее Гигиенические нормативы), исанитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18
декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г




Приказа Министерства просвещения России от 21 сентября 2022 г. №858.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2022 г. Регистрационный №70799. «О
федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,

которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
 Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 4.
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части мниамальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
(утверждены приказом Минобрнауки от 4.10.2010г №986
 Устава МБОУ СОШ № 4.
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
• Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС
и ФООП.
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413” (Зарегистрирован
12.09.2022 № 70034)
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
“Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

Целью

реализации

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Средняя

общеобразовательная школа № 4» (далее - МБОУ СОШ № 4)является обеспечение
выполнения требований ФГОС(ФООП) НОО обучающихся сОВЗпосредством создания
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МБОУ СОШ № 4
АООП НООобучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровьяобучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоенияАООП НОО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,

семейными,

общественными,

государственными

потребностями

и

возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимостис обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение

доступности

получения

качественного

начального

общего

основного

общего

образования;
• обеспечение

преемственности

начального

общего

и

образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию

их

оздоровительной

общественно
работы,

полезной

организацию

деятельности,

проведения

художественного

творчества

спортивно–
и

др.

с

использованием системы клубов, секций, студий (включая организационные формы на
основе

сетевого

взаимодействия),

проведении

спортивных,

творческих

и

др.

соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (села).
Принципы

и

подходы

к

формированию

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развитияМуниципального бюджетногообщеобразовательного
учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 4»
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ
№ 4 заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный

подход

предполагает

учет

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования.
Применение

дифференцированного

подхода

к

реализации

АООП

НОО

обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный
отечественной

подход

психологической

основывается
науки,

на

теоретических

раскрывающих

основные

положениях

закономерности

процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение

как

процесс

организации

познавательной

и

предметно-практической

деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:


придание результатам образования социально и личностно значимого

характера;


прочное

усвоение

обучающимися

знаний

и

опыта

разнообразной

деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;


существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению

нового опыта деятельности и поведения;


обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на

основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПРМБОУ СОШ № 4
положены следующие принципы:

• принципы

государственной

политики

РФ

в

области

образования

1

(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип

развивающей

направленности

образовательного

процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип

преемственности,

предполагающий

при

проектировании

АООП

начального общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивает

возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной

им

предметно-практической

деятельности,

способами

и

приемами

познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Общая

характеристика

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развитияМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 4»

1

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования

обучающихся

общеобразовательного
разработана

в

с

ОВЗ

учреждения

соответствии

(вариант

«Средняя

с

7.1.)Муниципального

общеобразовательная

требованиями

федерального

бюджетного

школа

№

4»

государственного

образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с
ограниченными

возможностями

здоровья к

структуре адаптированной

основной

общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же
сроки обучения(1 - 4 классы).
АООП

НОО

представляет

собой

адаптированный

вариант

основной

образовательной программы начального общего образования (далее —ООП НОО).
Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и
результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту
начального общего образования
предполагает

введение

2

(далее — ФГОС НОО). Адаптация программы

программы

коррекционной

работы,

ориентированной

на

удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку
в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной
работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПРМБОУ СОШ № 4 является психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося, согласованная работа учителяначальных классов с
педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой
длякаждогообучающегосяопределяетсясучетомегоособыхобразовательныхпотребностейна
основерекомендацийПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных
по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с
учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).

Обучающиеся с ЗПР— это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий3.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения

в

усвоении

учебных

программ,

обусловленные

недостаточными

познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп

либо

неравномерное

становление познавательной

деятельности, трудности

произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями

когнитивной

и

аффективно-поведенческой

сфер

личности.

От

обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального

3

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

общего

образования

в

систематической

и

комплексной

(психолого-медико-

педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет

необходимость

многообразия

специальной

поддержки

в

получении

образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной
программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по
АООП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но
отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях
деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной
незрелости. Кроме того, уданной категории обучающихся могут отмечаться признаки
легкой

органической

недостаточности

центральной

нервной

системы

(ЦНС),

выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным
нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться
типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития,
нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий,

поскольку

задаются

спецификой

нарушения

психического

развития,

определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют

выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ 4, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:


получение специальной помощи средствами образования сразу же после

выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
 обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса,

реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация

основнойобщеобразовательной

программы

начального

общего

образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный
сформированности

(пошаговый)
социальной

мониторинг

компетенции

результативности
обучающихся,

образования

уровня

и

и

динамики

психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности

обучающегося

с

ЗПР,

продолжающегося

до

достижения

уровня,

позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;

 обеспечение

взаимодействия

семьи

и

образовательной

организации

(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
СамымобщимрезультатомосвоенияАООП
НООобучающихсясЗПРдолжностатьполноценноеначальноеобщееобразование,
развитиесоциальных (жизненных)компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые

результаты

освоения

обучающимися

с

ЗПР

АООП

НОО

дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития программы коррекционной работы
Результаты

освоения

программы

коррекционной

работы

отражают

сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:


развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.


овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной

жизни,проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность
в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.


овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.


способность

к

осмыслению

и

дифференциации

картины

мира,

ее

пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;

в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
в

расширении

представлений

о

целостной

и

подробной

картине

мира,

упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.


способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным
за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение

эффективными

способами

учебно-познавательной

и

предметно-

практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять
и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс
и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП
НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Требования

к

результатам

освоения

программы

коррекционной

работы

конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
1.3. Система оценки достижения обучающимися
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися

с

ЗПР

программы

коррекционной

работы

выступает

наличие

положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных

достижений

обучающихся

и

оценка

результатов

деятельности

образовательных

организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПРпланируемых результатов
освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп
результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо
при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может
быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация
планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно
невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестацииосвоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условияпроведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

учетом

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся с ЗПР;


привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие

привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);


присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;



адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей

и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;


при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых

образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более

крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;

упрощение

формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);


при

необходимости

предоставление

дифференцированной

помощи:

стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);


увеличение времени на выполнение заданий;



возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в

поведении ребенка проявлений утомления, истощения;


недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,

создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НООдолжна предусматривать оценку достиженияобучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном
соответствии с требованиями ФГОС(ФООП) НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно опираться на
следующие принципы:
1)

дифференциации

оценки

достижений

с

учетом

типологических

и

индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти

принципы,

отражая

основные

закономерности

целостного

процесса

образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения
программы коррекционной работы.

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися

с

ЗПР

программы

коррекционной

работы,

выступает

наличие

положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг,
обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений

планируемых

результатов

освоения

обучающимися

программы

коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее
содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы
мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При
использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику
интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие
положительной

динамики)

или

неуспешности

(отсутствие

даже

незначительной

положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов
овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают
в

качестве

ориентировочной

основы

для

определения

дальнейшей

стратегии:

продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения
в нее определенных корректив.
Целью

финишной

диагностики,

приводящейся

на

заключительном

этапе

(окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного
образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с
планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

их

индивидуальных

особых

образовательных потребностей.
Дляоценкирезультатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используетсяметод экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки

результатов

на

основе

мнений

группы

специалистов

(экспертов).

Даннаягруппаэкспертовобъединяетвсехучастниковобразовательногопроцесса-тех,
ктообучает,

воспитываетитесноконтактируетсобучающимся.

Задачейтакойэкспертнойгруппыявляетсявыработкаобщейоценкидостиженийобучающегос
явсфересоциальной (жизненной) компетенции, котораяобязательновключаетмнениесемьи,
близкихребенка.Основойоценкипродвиженияребенкавсоциальной

(жизненной)

компетенциислужитанализизмененийегоповедениявповседневнойжизни-вшколеидома.
Для

полноты

оценки

достижений

планируемых

результатов

освоения

обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей
(законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся
по

интегративным

показателям,

свидетельствующей

об

ослаблении

(отсутствии

ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся,
проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия родителей (законных
представителей)

необходимо

направить

на

расширенное

психолого-медико-

педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей
внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.
2. Содержательный раздел
Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного начального образования по учебным предметам:
«Русский язык», «Литературное чтение» , «Математика», «Окружающий мир»,
«Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология»,
«Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» направлена на формирование
первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской
Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Изучение предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие
математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения,
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Учебный предмет «Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса.
Направлен на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с
детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе
нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Изучение предметной области «Искусство» направлено на развитие способностей к
художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
Учебный предмет «Технология» Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения
прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы
православных культур» является обязательным для изучения только в 4 классе в
количестве 34 часов. Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений. По выбору родителей вводится 2
модуля«Православная культура» и «Основы религиозных культур народов
России».Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в
жизни современного общества. Основные культурологические понятия учебного курса –
«культурная традиция», «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не
менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Федеральный учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя)
вариант 7.1
Предметные
области

Учебные предметы/
классы

Количество часов в неделю
I
II
III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика

Русский язык

5

5

4

4

18

Литературное чтение 4

4

4

3

15

Иностранный язык

—

-

1

1

2

Математика

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

—

—

1

1

Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(Окружающий
мир)

Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
—
культур и светской
этики
этики
Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Музыка
Технология

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

Физическая культура 2

2

2

2

8

21

21

21

21

8

-

2

2

2

6

33
693

34
714

34
714

34
714

135
2835

Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
21
действующими санитарными правилами и
гигиеническими нормативами

23

23

23

90

Внеурочная деятельность (включая
коррекционно- развивающую область)

5

5

5

20

Физическая
культура
Итого:

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Учебные недели
Всего часов

5

коррекционно- развивающие занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

Направления внеурочной деятельности

1

1

1

1

4

Коррекционная работа (при наличии
заключения ПМПК, по желанию
родителя)

7

7

7

7

237

Занятия с педагогом-психологом

1

1

1

1

135

Занятия с учителем-логопедом

3

3

3

1

339

Занятия с учителем-дефектологом

2

2

2

2

271

Занятия с тьютером

1

1

1

1

135

Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа
специального

коррекционной

сопровождения

работы

обучающегося

предусматривает
с

ЗПР.

индивидуализацию

Содержание

программы

коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной
программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС
НООобучающихся

с

ОВЗ

выступает

создание

системы

комплексной

помощи

обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;

возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления,
отражающие её основное содержание:
–

диагностическая

работа,

обеспечивающая

проведение

комплексного

обследования обучающихся с ЗПР и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-медикопедагогической помощи;
–

коррекционно-развивающая

работа,

обеспечивающая

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в психофизическом развитии обучающихся с ЗПР;
–

консультативная работа, обеспечивающая непрерывность специального

сопровождения

обучающихся

дифференцированных

с

ЗПР

и

их

семей

психологопедагогических

по

условий

вопросам

реализации

обучения,

воспитания,

коррекции, развития и социализации;
–

информационно-просветительская

разъяснительную

деятельность

образовательного

процесса

для

образовательных

отношений —

по

работа,

вопросам,

обучающихся

направленная

связанным
с

обучающимися,

ЗПР,
их

со

с

на

особенностями

всеми

участниками

родителями

(законными

представителями), педагогическими работниками.
Задачи отражают содержание основных направлений коррекционной работы:

• определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и оказание
им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы
начального общего образования;

• определение оптимальных специальных условий для получения начального общего
образования обучающимися с ЗПР, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;

• разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных
образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ЗПР с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

• реализация

комплексного

психолого-медико-социального

сопровождения

обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной
организации(ПМПк));

• реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ЗПР;

• обеспечение

сетевого

взаимодействия

специалистов

разного

профиля

в

комплексной работе с обучающимися с ЗПР;

• осуществление

информационно-просветительской

и

консультативной

работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция нарушений психофизического
развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного
материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
Программа коррекционной работы это описание системы сопровождения детей с
ЗПРсозданной в МБОУ СОШ № 4 для успешного освоения обучающимисяосновной
образовательной

программы

начального

общего

образованияи

достижения

ими

результатов образования, соответствующих ФГОС НОО. ПКР вариативна по форме и по
содержанию в зависимости от состава обучающихся с ЗПР и возможностей школы.
Принципы реализации программы, ориентированные на учет особенностей
обучающихся с ОВЗ:
•
принцип системности - единство в подходах к диагностике, обучению и
коррекции нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного
профиля в решении проблем этих детей;
•
принцип обходного пути - формирование новой функциональной системы в
обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
•
принцип комплексности - преодоление нарушений должно носить комплексный
медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и
ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники,
социальный педагог и др.).
Психолого-медико-педагогическая и социальная помощь оказывается детямна
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей).
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и содержание определяются в
зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
Программа коррекционной работыобеспечивает:
выявление

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

с

ЗПР,

создание

адекватных

условий

для

реализации

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление
педагогического

индивидуально-ориентированного

сопровождения

обучающихся

с

ЗПР

психолого-медикос

учетом

их

особых

образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность

развития

коммуникации,

социальных

и

бытовых

навыков,

адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Характеристика

содержания

направлений

коррекционной

работы

Диагностическая работа включает в себя следующее:

•

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗпри

освоении основной образовательной программы начального общего образования;

•

проведение

комплексной

социально-психолого-педагогической

диагностики

нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;

•

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с

ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

•

изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и

личностных особенностей обучающихся;

•

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

•

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;

•

мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ

основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа может включать в себя следующее:

•

разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных

программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;

•

организацию

и

проведение

индивидуальных

и

групповых

коррекционно-

развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;

•

коррекцию и развитие высших психических функций, эмоциональноволевой,

познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

•

развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных

форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

•

формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

•

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции;

•

развитие

компетенций,

необходимых

для

продолжения

образования

и

профессионального самоопределения;

•

совершенствование навыков получения и использования информации (на основе

ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных
жизненных условиях;

•

социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при

психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает в себя следующее:

•

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям

работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательной
деятельности;

•

консультирование

специалистами

педагогов

по

выбору

индивидуально

ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации
содержания предметных программ;

•

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и

приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;

•

консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному

и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в
соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными

потребностями,

их

родителей

(законных

представителей),

педагогических работников;

•

различные

формы

информационные

стенды,

просветительской
печатные

деятельности

материалы),

(лекции,

направленные

на

беседы,

разъяснение

участникам образовательного процесса - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ОВЗ;

•

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных

представителей)

по

разъяснению

индивидуально-типологических

особенностей

различных категорий детей с ОВЗ.
Для реализации программы коррекционной работы в МБОУ СОШ № 4 создана
служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки
обучающихся с ОВЗ. Её работа обеспечивается специалистами школы (педагогомпсихологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, тьютерами), регламентируются
Положением о комплексном психолого-медико-социальное сопровождении и поддержке
обучающихся с ОВЗ и Уставом.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся
является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов, представителей
администрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляются
медицинским работником на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со
всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с
ОВЗ. Так, медицинский работник участвует в диагностике школьников с ОВЗ и в
определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение
консультаций педагогов и родителей.
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в МБОУ СОШ № 4
осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на
защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов;
создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный
педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей
школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи;
выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную
помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем,
трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Социальный
педагог участвует в проведении профилактической и информационно-просветительской
работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных
склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются:
внеурочное занятие, беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные
консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления
специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационнопросветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с
педагогом- психологом, учителем-логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с

медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями),
специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав
детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляться в рамках
реализации основных направлений психологической службы. Педагогу-психологу
рекомендуется проводить занятия по комплексному изучению и развитию личности
школьников с ОВЗ. Работа может быть организована индивидуально и в мини-группах.
Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении
психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально - волевой сферы обучающихся;
совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со
сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении
развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение,
укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную
работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с
обучением и воспитанием обучающихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог
осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами.
Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
В реализации диагностического направления работы принимают участие как
учителя класса (аттестация обучающихся в начале, середине и конце учебного года), так и
специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).
Данное направление может быть осуществлено ПМПк.
ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с
ОВЗ, деятельность ПМПк регламентируется Положением о ПМПк, которое разработано
МБОУ СОШ № 4 самостоятельно.
Цель

работы

ПМПк:

выявление

особых

образовательных

потребностей

обучающихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и
воспитанию;

составление, в случае необходимости, индивидуальной

программы

обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения).
Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и
успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в
рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи,
предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника дополнительных
дидактических материалов и учебных пособий.
В состав ПМПк входят педагог-психолог, учитель-логопед, учителя предметники,

классный

руководитель,

представитель

социальный

администрации.

педагог,

Родители

медицинский

уведомляются

о

работник,
проведении

а

также
ПМПк

(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).
МБОУ СОШ № 9 осуществляет деятельность службы комплексного психологомедико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого
взаимодействия
Государственным

с

различными
бюджетным

организациями:

медицинскими

общеобразовательным

учреждениями;

учреждением

Свердловской

области, реализующее адаптированныеосновные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар», ГАУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Режевского района Свердловской области.

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная
помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной
сферы

и

коррекция

ее

недостатков;

развитие

познавательной

деятельности

и

целенаправленное формирование высших психических функций; развитие зрительномоторной

координации;

формирование

произвольной

регуляции

деятельности

и

поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха
в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к
учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционноразвивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического
развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного
материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП
НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны
оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента
преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких
затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса)
обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое
обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

оптимально

выстроенное

взаимодействие

специалистов

образовательной

организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами
различного профиля;
социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ЗПР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что
способствует

реализации

и

развитию

больших

потенциальных

возможностей

обучающихся с ЗПР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, программы
коррекционных

курсов,

систему

комплексного

психолого-медико-педагогического

обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционноразвивающее,

консультативное,

информационно-просветительское),

описание

специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, планируемые
результаты освоения программы коррекционной работы, механизмы реализации
программы.
Планируемые

результаты

коррекционной

работы

с

обучающимися

задержкой психического развития на ступени начального общего образования:
Планируемые результаты коррекционной работы
Достижение обучающихся с ЗПР планируемых результатов освоения
образовательной программы.
1. Развитие познавательной сферы:
-положительная динамика развития произвольного внимания и произвольной
памяти; - умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения;
- сформированность операций мыслительной деятельности;
- умение классифицировать, обобщать, сравнивать, анализировать,
устанавливать причинно-следственную связь на элементарном материале;
- повышение уровня познавательной активности;
- повышение уровня учебной мотивации;
- умение осуществлять целенаправленную познавательную деятельность.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы:
- снижение уровня личностной и школьной тревожности;
- уменьшение количества страхов;
- увеличение способности к саморефлексии и самоанализу;
- расширение эмоционального диапазона;
- формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;
- закрепление положительных поведенческих реакций;
- активизация положительного эмоционального опыта в системе
межличностных отношений;
- развитие эмпатических реакций.

с

- повышение уровня произвольной регуляции и самоконтроля.
Развитие личностной и коммуникативной сфер: осознание себя (своей
личности) и актуализации позитивного отношения к себе и более глубокому
пониманию других людей; о повышение уровня социальной компетентности; умение
продуктивно взаимодействовать в коллективе; о способность
подчиняться школьным правилам и общественным нормам; о умение
ориентироваться в нравственных ценностях и оценках.
Коррекция негативных тенденций развития обучающихся:


дифференцирует информацию различной модальности;



соотносит предметы в соответствии с их свойствами;



ориентируется в пространственных и временных представлениях;



владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;



выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,
сравнение, классификация);




адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;



контролирует свою деятельность;



адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;



понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;



контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;



владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;



строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;



использует навыки невербального взаимодействия;



выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами
речевого этикета;



использует

речевые

средства

для

эффективного

решения

разнообразных

коммуникативных задач.
Программа

коррекционной

работы

разрабатываетсяМБОУ

СОШ

№

4

самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом АООП
НОО обучающихся с ЗПР 5.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.

5

Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу
отводится не менее 5 часов в неделюна одного обучающегося в зависимости от его
потребностей.
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития
Требования

к

условиям

получения

образования

обучающимися

с

ЗПРопределяютсяФГОС НОО обучающихся с ОВЗипредставляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения планируемых результатов этой
категорией обучающихся.
Требования

к

условиям

получения

образования

обучающимися

с

ЗПР

представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для
реализации АООП НОО, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание
комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ЗПР,
построенной с учетом их особых образовательных потребностей, которая обеспечивает
высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие
обучающихся,

гарантирует

охрану и

укрепление

физического,

психического

и

социального здоровья обучающихся.
Кадровые условия
МБОУ

СОШ

№

4

укомплектовано

кадрами,

имеющими

необходимую

квалификацию для решения задач, определённых АООП НОО.В штат специалистов
МБОУ СОШ № 4, реализующей вариант 7.1 АООП НОО обучающихся с ЗПР входят:
учителя начальных классов, учитель музыки, учителя физической культуры, учителя
английского языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагоги
дополнительного образования, учитель-логопед, учитель- дефектолог, тьютеры.
В

целях

повышения

квалификации

и

профессиональной

переподготовки

педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по
вопросам реализации АОП НОО для детей с ЗПР утвержден план-график по повышению
квалификации и переподготовки педагогов.
Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей
АООП НОО обучающихся с ЗПР, для каждой занимаемой должности соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Финансирование программы коррекционной работы осуществляется в объеме,
предусмотренным законодательством.
Финансовое обеспечение соответствует специфике кадровых и материальнотехнических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в
среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки
обучения. Обучающемуся с ЗПР предоставляется государственная услуга по реализации
основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая
адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и при разработке
которой

необходимо учитывать обязательное включение в структуру АООП НОО

обучающегося с ЗПР программы коррекционной работы, что требует качественно особого
кадрового состава специалистов, реализующих АООП НОО.
При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ЗПР
на

оказание

государственной

услуги

учитываются

вышеперечисленные

условия

организации обучения ребенка с ЗПР.
Финансирование

рассчитывается

с

учетом

рекомендаций

ПМПК,

ИПР

инвалидавсоответствии с кадровыми и материально-техническимиусловиями реализации
АООП НОО, требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиН.
Материально-технические условия
Материально-техническое

обеспечение

начального

общего

образования

обучающихся с ЗПР отвечает не только общим, но и их особым образовательным
потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения
процесса образования отражена специфика требований к:


организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;



организации временного режима обучения;



техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;



учебникам, дидактическим материалам, компьютерным инструментам

обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и
позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства

Подособойорганизациейобразовательногопространствапонимаетсясозданиекомфо
ртныхусловийвовсехучебныхивнеучебныхпомещениях.
В МБОУ СОШ № 4 есть помещения для проведения занятий с психологом,
учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы
коррекционной

работы

и

задачам

психолого-педагогического

с

задержкой

сопровождения

обучающегося с ЗПР.
Для

обучающихся

психического

развития

созданодоступное

пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через
аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные
стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах
поведения, правилах безопасности, распорядке режиме функционирования учреждения,
расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического
развития в классепредполагает выбор парты и партнера. При реализации АООП НОО
необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР возможности постоянно находиться в зоне
внимания педагога.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования обучающихся с ЗПР (учебный год, учебная неделя,
день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ
«Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также
локальными актами образовательной организации.
Организация временного режима обучения детей с ЗПР должна соответствовать их
особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР для варианта 7.1 составляют 4
года (1-4 классы).
Устанавливается

следующая

продолжительность

учебного

года:

1 классы – 33 учебных недели; 2 – 4классы – 34 учебных недели.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно
СанПиН 2.4.2.2821-10). Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения
и

укрепления

здоровья

Продолжительность
образовательной

обучающихся.

учебного

организацией

дня
с

для

учетом

Обучение

проходит

конкретного
особых

в

ребенка

первую

смену.

устанавливается

образовательных

потребностей

обучающегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Распорядок учебного дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной

утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем
нагрузки по реализации АООП НОО, время на самостоятельную учебную работу, время
отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 2.4.2.2821-10. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в
течение учебной недели.
Учебные занятия начинаются в 8.00 часов.
Число уроков в день:
для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков и один день в неделю – не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2 – 4классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в
первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при
комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться
ребенок с ЗПР. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие
вариант 7.1 АООП НОО, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с
ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся – не имеющие
ограничений по здоровью.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся. К техническим средствам обучения
обучающихся с ЗПР, ориентированным на их особые образовательные потребности,
относятся: компьютерыc колонками и выходом в Internet, мультимедийные проекторы с
экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты,
средства для хранения и переноса информации (USB накопители),музыкальные центры с
набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями и
др.
Учебный и дидактический материал

При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам
для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими
особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами
(преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности) на
бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы
коррекционной работы, направленную на специальную поддержку освоения ООП НОО.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают
необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только
наобучающегося, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной
группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса
образования обучающихся с ЗПР, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс
образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике
либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно
осуществлять

подготовку

необходимых

индивидуализированных

материалов

дляреализации АООП НОО. Предусматривается материально-техническая поддержка, в
том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного
профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей)
обучающегося с ЗПР.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативно- правовую базу
образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных
связей участников образовательного процесса и наличие.
Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся
с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией
программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и
условиями его осуществления.
Перечень

нормативных

документов

МБОУ

реализации

основной

нормативно-правовые

условия

начального

образования,

общего

СОШ

№

4

обеспечивающих

образовательной

соответствующие

требованиям

программы

федерального

образовательного стандарта начального общего образования.
1) Устав образовательного учреждения;
2) Основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная
Педагогическим советом Школы, директором;

3) Локальные акты ОУ, обеспечивающие нормативно-правовые условия для внедрения
федерального государственного образовательного стандарта:
По кадровому обеспечению
1. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и
руководящих работников образовательного учреждения.
3. Приказ о распределении педагогической нагрузки.
По информационному обеспечению
1. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения.
По финансовому обеспечению
1. Положение об оплате труда работников образовательного учреждения.
2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников
образовательного учреждения.
По материально-техническому обеспечению
1. Положение об учебном кабинете.
2. Положение об информационно-библиотечном центре.
По организационному обеспечению
1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
обучающихся.
По научно-методическому обеспечению
1. Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего
образования образовательного учреждения.
2. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов.
3. Приказ об утверждении программ внеурочной деятельности.
4. Приказ об утверждении списка учебников в соответствии с федеральными перечнями
учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном
процессе.

5. Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся образовательного учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».