Рабочая программа Развитие позновательной деятельности _РАС_8.3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» реализуется в рамках
программы коррекционной работы. Необходимость введения данного курса обусловлена
прогнозируемыми

трудностями

процессов

адаптации

школьника

с

РАС

к

новым

усложняющимся учебным задачам на уровне основного общего образования, особенностями
достижения школьниками с РАС предметных, метапредметных результатов и особенности
формирования универсальных учебных действий у данной группы учащихся.
Рабочая

программа

коррекционного

курса

«Развитие

познавательной

деятельности»

разработана на основе:
1. Федерального ЗаконаРФ «Обобразованиив РоссийскойФедерации»№ 273от29.12.2012г.
2. Федеральногогосударственногообразовательногостандартаначальногообщего
образованиядляобучающихсясОВЗ, утв. приказомМинобрнаукиРоссииот19.01.2014
№1598
3. Примернойадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммыначальногообщего
образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра;
4. АдаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммыобучающихсясРАС, вариант
8.3.МБОУ СОШ №4
5. УчебногопланаАООПобучающихсясРАС,вариант8.3МБОУ СОШ №4.
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств,
направленных на исправление и/или ослабление недостатков в развитии обучающихся.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения данной категории
школьников является диагностика и развитие познавательной сферы.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является
сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной
(сопряженной), самостоятельной.
В программе предусмотрен специальный набор игр и упражнений, направленных на
развитие познавательной сферы обучающихся, на развитие эмоционально-личностной и
коммуникативной сфер.
Таким образом, в ходе реализации программы происходит комплексное воздействие на
личность обучающихся, что создает предпосылки для лучшей социализации.
Цель:

коррекцияиразвитиевысшихпсихическихфункций(сенсорно-перцептивнойсферы,

представлений, внимания, памяти, мышления),активизация познавательной деятельности с
учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.

Задачамиреализациикоррекционногокурса являются:


содействиедостижениюнеобходимыхобразовательныхрезультатоввразличных
предметных областях, наиболее дефицитарных для обучающегося с РАС;



созданиеучебныхситуацийврамкахиндивидуальныхиподгрупповыхзанятий,
направленных на преодоление указанных дефицитов;



расширениеуобучающихсясРАСвозможностейформированиянавыковактивной
переработки учебной информации и учебного материала различных предметных
областей;



развитиепознавательнойактивностиобучающихсясРАС;



формированиеалгоритмапродуктивнойдеятельности.



развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности:анализа,синтеза,сравнения,обобщения,классификации,умениявыделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;



развитиевнимания(устойчивость,концентрация, расширениеобъѐма,переключение);



развитиепамяти(формированиенавыковзапоминания,устойчивости,развитие
смысловой памяти);



развитиепространственноговосприятияисенсомоторнойкоординации;



развитиепсихологическихпредпосылоковладенияучебнойдеятельностью(умение
копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться
словесным указаниям учителя; умение учитывать всвоейработезаданную систему
требований);



развитиеречиисловарного запасаучащихся;



развитиебыстроты реакции.



формированиеучебногоповедения;



формирование компонентов познавательной деятельности (цель, мотив, способы,
условия,результат),ихиспользованиевразличныхвидахучебнойивнешкольной
деятельности;



развитиепознавательногоинтереса.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В системе образования обучающихся с РАС коррекционный курс «Развитие

познавательной деятельности» является важным звеном в общей системе коррекционной
работы.
Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств,
направленныхнаисправлениеи/илиослаблениенедостатковвпсихическомразвитии

обучающихся Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения данной
категории

школьников является

диагностика и

развитие познавательной

активности

обучающихся.
Основнымимеханизмамивключенияобучающихсявдеятельностьназанятии являются:
1. Особаяорганизациязанятий.
У детей данной категории нарушена эмоциональная связь с миром, поэтому признанные
эффективные приемы обучения часто не действуют. Построение занятий с обучающимися с
РАС имеет ряд особенностей:


Место для занятийдолжно быть таким, чтобыничто не отвлекалоребѐнка, и его
зрительное поле было максимально организовано (целесообразно, чтобы педагог и
ребенок, садясь за стол, оказывались лицомк стене).



Предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из
поля зрения обучающегося.



Во времязанятийнеобходимо сформироватьположительнуюэмоциональнуюустановку на
деятельность через закрепление определенной последовательности действий по
подготовке, проведению и завершению занятия.



Дозировать введение в материалы занятия новизны, отрабатывать формы адекватного
учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем,установления
эмоционального контакта.



Проводитьзанятияводно ито жевремя.



Все,что происходитназанятии,нужно сопровождатьэмоциональнымикомментариями –
учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их
неизменно положительными.



Обращатьсякобучающимсянеобходимокороткими,простыми фразами.



Предъявлять задания маленькими частями. Задания должны иметь четкое начало и
конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком
объеме.



Необходимохвалитьребенказа участиеивниманиенезависимоотрезультатов,создавая тем
самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;



Учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать дляконтактов
его стереотипные пристрастия;



Помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо
недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить заданиедля
упорядочения поведения.
2. Использованиеназанятиидидактическихигр.

Игра в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот
процесс, так и развитиюмногих качеств личности. Учебная играобладает такой же структурой,
как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и
результат. Входеигры учащиесянезаметно длясебявыполняютразличныеупражнения, гдеим
самим приходится сравнивать, выполнять действия, тренироваться, решать учебные задачи.
Игра ставит учащихся в условие поиска, следовательно, дети стремятся быть быстрыми,
находчивыми, чѐтко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство
ответственности,воля, характер. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была
не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему
развитию ребѐнка, служила формированию его способностей, в том числе и познавательных.
Здесь развиваетсякругозор, сообразительность. Иградаѐт возможностьпереключаться содного
вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются склонности
обучающегося,его специфические интересы. Это один их главных принципов при работе с
детьми с РАС. Основой при организации дидактических игр для детей с РАС должны стать
стереотипная (как основа взаимодействия) и сенсорная (как возможность установления
контакта) игры.
3. Использованиетехнологииразноуровневогообучения.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий
для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего
развития. В рамках этой технологии обучающемуся предлагаются задания разного уровня
сложности, но не ниже базового, что позволяет развивать индивидуальные способностикаждого
обучающегося и обеспечивает дифференцированный подход в обучении.
4. Использованиеинформационно-компьютерныхтехнологий.
ИКТ в обучении детей с РАС помогают повысить мотивацию к получению и усвоению
новых знаний, стимулируют развитие внимания, тактильной памяти, познавательной
активности. Компьютерные технологии позволяют учесть индивидуальные особенности
обучающихся. Ребенок с РАС иногда отказываются брать ручку для письма, но может работать
на клавиатуре компьютера, это обеспечивает взаимодействие, обратную связь ученика с
учителем. Внедрение новых информационных технологий в процесс индивидуальногообучения
позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности
обучающихся для активизации их познавательных процессов и развития индивидуальных
качеств,предоставляетребенку возможности для усвоения посильного объема учебного
материала.

ОПИСАНИЕМЕСТАКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГОКУРСАВУЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Коррекционныйкурс«Развитиепознавательнойдеятельности»входитвкоррекционноразвивающую область учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.3.
Сроки реализациипрограммы: программа реализуется с 1 по 4 класс по два академических
часа в неделю; всего – 270 часов:
Класс

1

2

3

4

Диагностика(часов)

12

8

8

8

Часоввнеделю

2

2

2

2

Часоввгод

66

68

68

68

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Личностные результаты:


формированиемотивацииквзаимодействию;



развитиенавыковосуществлениясотрудничествас педагогами;



формированиеразвитиекоммуникативныхумений:умение общаться,работатьвпаре,
адекватно оценивать свою работу;



формированиепознавательнойактивностиисамостоятельноймыслительнойдеятельности;



формированиеспособностикпреодолениютрудностей,



формированиеактивнойпозиции,настойчивостивдостижениирезультатаиосознанности
действий.

Предметныерезультаты:
РегулятивныеБУД:


приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следоватьпредложенному
плану;



планироватьсвоидействияв соответствииспоставленнойзадачей;



активноучаствоватьв деятельности,контролироватьиоцениватьсвоидействия;



учитьсяотличатьверновыполненноезаданиеотневерного;



развиватьмотивациюкобучению;



соотноситьсвоидействияиихрезультаты сзаданнымиобразцами, приниматьоценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

ПознавательныеБУД:


описыватьпризнакипредметовиузнаватьпредметыпоихпризнакам;



выделятьсущественныепризнакипредметов;



сравниватьмеждусобойпредметыипонятия;



обобщатьиклассифицироватьпонятия,явления,предметы;



определятьпоследовательность событий;



выявлятьфункциональныеотношениямеждупонятиями;



выявлятьпростые закономерности;



рассуждать,пользуясьприѐмамианализа,сравнения,обобщения,классификации,
систематизации;



концентрировать,переключатьвнимание;



развивать память;



улучшитьуровеньпространственнойсообразительности,зрительно-моторнойкоординации;



уметькопировать,различатьцвета,уметьанализироватьиудерживатьзрительныйобраз.
КоммуникативныеБУД:



вступатьвконтактиработатьвколлективе(учитель-ученик,ученик-ученик);



обращатьсязапомощьюи приниматьпомощь;



владениеэлементарныминавыкамииритуаламисоциальноговзаимодействия;



слушатьипониматьинструкциюкучебномузаданиювразныхвидахдеятельности.
СОДЕРЖАНИЕКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГОКУРСА

Содержаниекоррекционногокурсамаксимальноиндивидуализировано(всоответствиес
выделенными дефицитами) В работе также необходимо опираться на сильные стороны,
специфические интересы обучающихся с РАС.
Материалыдлядиагностикипознавательнойсферы
Психическ
Названиеметодики
Автор методики
ийпроцесс
Восприяти
1. «Разрезные
картинки» Т.Д.Марцинковская
е
(целостность,адекватность
образов)
2. «Коробочка
форм»
(наличие
у
ребенка Т.Д.Марцинковская
сенсорных
эталонов
форм).
3. Тест «Эталоны» (степень Л.А. Венгер
обобщенности сенсорных
эталонов,
уровень
интериоризациидействий

Цельметодики
Направлены на выявление
сформированности
у
ребенка
целостности,
адекватности образов (1),
уровень развития действий
восприятия,
умения
выделять
информативные
точки
и
по
ним
воспроизводить
образ
предмета(2-3),наличиеу
ребенкасенсорныхэталонов

Внимание

восприятия)
4. «Чего
не
хватает?»
(целостность)
5. «Назови
фигуры» В.Р.Немов
(зрительное воприятие)
6. Проба
«Понимание Т.Д.Марцинковская
текста»
(слуховое
восприятие)
Т.Д.Марцинковская
1. МетодикаПьеронаПьерон-Рузер
Рузера.
2. Отыскиваниечисел
«ТаблицыШульте»

Э.Шульте.

3.
«Чтозабылнарисовать
художник?»

С.Д.Забрамная

4. «Чем
картинки?»

С.Д.Забрамная

отличаются

формы (3) их степень
обощенности,
уровень
интериоризации
действий
воприятия (4).
Зрительноевоприятие(5),
слуховоевосприятие(6)

1. Продуктивность
и
устойчивость
(концентрация)
внимания.
2. Определенияустойчивости
внимания
и
динамики
работоспособности
3. Исследование
способности
концентрации
зрительноговнимания.
4. Исследование
устойчивости,
переключаемости,
распределенияиобъѐма
внимания
5.

С.Д.Забрамная
5. «Чтотутне дорисовано?»
Память

1. «10 предметов» (объем
непосредственной образной
памяти)
2. «10
слов»
(непосредственная
вербальнаяпамять, объем и
скорость)
3. «Образная
память»
(опосредованная
память,
связанная
с
образным
мышлением)

Т.Д.Марцинковская

Исследование
способности
к
сосредоточению
внимания,
характер
эмоциональныхреакций.

1. Объем
непосредственной
Т.Д. Марцинковская
образной памяти
(аналог метода А.Р.
2. Зрительнаяпамять
Лурии)
3. Опосредованная
память,
связанная
с
А.Н.Леонтьев
образным мышлением
4. Определение объема
зрительного
непроизвольного
запоминания.
Л.М.Шипицына
5. Определение объема
4. «Зрительная
зрительногопроизвольного
непроизвольнаяпамять»
запоминания.
6. Определение объема
слухового
запоминания
5. «Зрительная произвольная Л.М.Шипицына
словесного материала.
память»

6.«Слуховая
память»
Мышление

произвольная Л.М.Шипицына

1. Диагностика

Модифицированный
Интеллектуальное развитие
вариант методики Д. иуровни,его составляющие.
Векслера.
Методика«Существенные
Определение способности к
признаки»
Л.М.Шипицына
обобщениюпонятий,умения
«Четвертый
лишний»
вычленять существенные и
(наглядный материал)
несущественные признаки.
Четвертый
лишний Л.М.Шипицына
Выявление способности к
(словесный материал)
анализу
и
синтезу,
к
«Последовательные
Л.М.Шипицына
установлению
картинки»
закономерностей
«Продолжиряд»
Л.М.Шипицына
пространственных
соотношений.
Л.М.Шипицына

интеллектуальногоразвития.
2.
3.
4.
5.
6.

Воображен 1. «Придумайрассказ»
2. «Нарисуйчто-нибудь»
ие
3. «Придумайигру»
4. «Незаконченные рисунки»
(целостность восприятия и
уровень
развития
воссоздающего
воображения)
Речь
1. Предметные
картинки,
которые содержат звук в
разном положении в
слове (например, начале,
конце,
середине)
и
речевой
материал
(словосочетания,
предложения и тексты,
которые
содержат
различные звуки).
2. Предметные картинки с
изображениемдействийи
разного
количества
предметов.
3. Сюжетные картинки или
серии
сюжетных
картинок.

Р.С.Немов
Т.Д.Марцинковская
Т.Д.Марцинковская
Л.Ф. Тихомирова

Степеньвоображения

1. Исследования
фонетической
стороны речи

2. Исследованиелексики
и грамматического строя
речи.
3. Исследованиесвязной
речи.

Основныеэтапыкоррекционно-развивающейработы :
1. Установлениеэмоционально-личностногоконтакта.

Основнаяцельданногоэтапа–адаптацияребенкакусловиям.
2. Выработкаучебногостереотипа.
Целью данного этапа является выработка умения сидеть за столом. Первые несколько
занятиймогут быть очень кратковременными (5-7 минут, а порой и 2 -х минут бывает
достаточно),так как у детей все еще преобладает «полевое» поведение и удержать ребенка за
столомдостаточно сложно.Иногда,длявыработкиучебного стереотипа,приходитсяприбегать к
удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания.
3. Установлениезрительногоконтакта.Формированиеначальных
коммуникативных навыков.
Приѐм замены взгляда «глаза в глаза»: сначала вырабатываем фиксацию взора на
картинке, или на интересующейребѐнка вещи, имеющей для него большое значение в данный
момент (например, любимаяигрушка) которую держим на уровне своих глаз. Если ребенок не
реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор
скользнетпопредъявляемомуматериалу.Когдаэтопроисходит,вещьотдаем ребѐнку. Добавляется
инструкция: «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом
материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд можно
поощрить.
4. Обучениепониманиюречи,выполнениеинструкций.
Необходимымипредпосылкаминачалаобученияявляютсячастичнаясформированность
«учебного стереотипа», выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи». На этом этапе
отрабатываем реакции оживления и слежения, умение следить взглядом за движением
собственной руки, за предметами, предлагаемыми педагогом и захваченными рукой ребенка.
Отрабатываем указательный жест, для этого пассивно охватываем указательный палец ребенка,
касаясь им объемных предметов,оконтуривая их и называем. Параллельно отрабатываем жест
«да». На занятиях и в повседневной жизни специально созданные ситуации помогают овладеть
ими. Задаемвопросы, которые требуют ответа «да». При этомслегка нажимаем ладонью на
затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, вводим жест «нет».
5. Развитиенаглядно-действенногомышления.
Коррекционную работупо развитию мыслительных процессовосуществляем поэтапно и
последовательно. Для организации коррекционно – развивающей деятельности выявляем
актуальную зону развития ребѐнка и обозначимзону ближайшего развития, т.е. проводим
детальную диагностику сформированности мышления.
Опыт работы показывает, что у детей с РАС проявляется ранний интерес к сенсорным
эталонам. Отмечается также ранний интерес к цифрам.
Впервуюочередьработаемнадформированием сенсорныхпредставлений.

Для овладения ребенком сенсорными эталонами предлагаем разнообразные материалы.
Главными их характеристиками должны быть форма, величина и цвет.
Уровень

овладения

сенсорными

эталонами

включает

в

себя

практическое

ориентирование ребенка в форме, величине, цвете предметов – знание, называние, соотнесение
геометрических форм, фигур, цветов, дифференциация величин предметов. Инструкции к
игровым заданиям даѐмс учетом возможностей ребенка — сначала в словесной форме, при
усложнении или в случае не усвоения ребенком инструкции слова сопровождаем показом. В
течение первого полугодия используем в своей работе задания – игры, в которых для
достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная
работа проводится взрослым. Вслучае затруднения, упражнение незаметно упрощаем. Новые
способы действия вводим постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось
ощущение самостоятельного выполнения работы. Дляразвития целостного образа предмета
используем узнавание конкретного предмета в быту и на картинке, но и способность к синтезу
этого предмета из различных его частей (опираясь на целую картинку или на ее мысленное
представление).
Таким образом основными педагогическими приемами развития наглядно-действенного
мышленияудетейсРАСявляются:обогащениеи расширениеопытапредметно –практической
деятельности, формирование особых практических действий направленных на преобразование
предметовсцельюихболееглубокогопознания,организациявзрослымвзаимодействий
ребенкаспредметныммиром,предметноеобщениевзрослогосребенком,аособеннов
условияхпредметнодидактическойигры,формированиесенсорныхэталонов,развитиевосприятия и
целостного образа предмета, определение временных категорий, ориентировка в
пространстве,обучениедетейпонятиямчисла,счету.Этапотэтапарешаетсязадача усложнения
деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний.
6. Развитиенаглядно-образногомышления.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Для развития нагляднообразногомышленияудетейсаутизмомоченьважнытакиеупражнения:«Продолжиузор»,
«Дорисуй»,«Составьфигуру»,«Светофор».
Почти у всех детей с РАС способность к регуляции собственных действий снижена или
не сформирована совсем. Формирование функции программирования и контроля – очень
важный этап при формировании элементарных математических представлений. Разнообразные
задания на составление последовательных рядов готовят детей к обучению чтению и работе с
числовыми рядами.

Сначала мы обучаем детей выкладывать на столе или специальных дощечках
геометрические фигуры в определѐнной последовательности: круг, квадрат, снова круг и т.д.
Фигуры могут быть одного цвета, но разной формы, или одинаковой формы, но различатьсяпо
цвету. Можно использовать также палочки разной величины и разного цвета, мозаику.Карточки
с картинками. Выбор материала зависит от предпочтений каждого ребѐнка.
Очень важно, чтобы геометрический материал, палочки, карточки были одни и те же, а
менялись только задачи. Тогда дети чувствуют себя увереннее, быстрее понимают задания, что
побуждает

их

работать

самостоятельно.

Задания

должны

быть

простыми,

часто

повторяющимися, но при этом вызывать интерес у детей. По мере усвоения ребѐнком задания
можно увеличивать его сложность.
Далее мы продолжаем обучать ребѐнка работе с последовательным рядом, добавляя в
чередование третий элемент. На этом этапе работа с предметами заменяется рисунками –
ребѐнок выкладывает на столе карточки с изображением простых предметов (мячик, дерево,
кукла, мячик, дерево, кукла и т.д.).
Важно дозировать помощь, которую взрослый оказывает ребѐнку, - подсказывайте или
выполняйте за ребѐнка только то, что он не может сделать сам, максимально побуждая его к
самостоятельности.
Обязательнымиусловиямиовладенияновым навыкомявляются:


Совместнаяработасовзрослым, помогающаяизбежатьошибок;



Красочностьзаданий–онидолжнывызыватьинтересипривлекатьвнимание ребѐнка;



Учѐтиндивидуальныхинтересовребѐнка



Последовательностьисвоевременностьэтаповработы(вводить новыеэлементыв ряд
следует только тогда, когда ребѐнок освоил предыдущее задание и не делает
ошибок).

Целесообразно многократно предлагать ребѐнку выполнять одни и те же задания. Это
даѐт ребѐнку положительные переживания, уверенность в своих силах, стремление к
самостоятельной работе.
Обучениесчѐтупроисходитвследующей последовательности:


Счѐт вслух: ребѐнок называет по порядку числа от одного до трѐх и обратно.
Постепенно числовой ряд удлиняется до 10.



Пересчѐтпредметов,пальцевнаруке,шариковнасчѐтах,игрушек,палочек.



Порядковый счѐт сначала до трѐх, потом постепенно добавляем по одномучислу.
Игры в «Почтальона», «Магазин».



Обратныйсчѐт,начинаястрѐх. Играпокартинке «Ступеньки».



Пересчѐт предметов. На большом листе нарисованы герои любимых сказок. На
столе перед ребѐнком – мягкие игрушки, счѐтный материал (по пять штук).
Взрослый предлагает отнести Незнайке, Винни-Пуху и другим определѐнное
количество предметов (начиная с трѐх, к концу года – восемь).



Поочерѐдныйсчѐт.Играсмячом.Взрослыйбросаетмячребѐнкуиговорит:
«Один», ребѐнокбросаетмячвзросломуи говорит: «Два»и т.д.



Счѐт на слух. Взрослый ударяет в бубен, а ребѐнок должен посчитать количество
ударов и назвать число илиподнять карточку.



Счѐт до определѐнного числа. У ребѐнка 3-4 игрушки и фасоль в блюдце.
Взрослый предлагает дать каждому «гостю» по 2 (3, 4, 5) «конфеты».

Знакомство с цифрой должно сопровождаться картинкой. Если ребѐнок запомнилцифры,
картинки убираются. Можно лепить цифры из пластилина, раскрашивать цифры, вырезанные из
картона, находить их среди других цифр.
7. Развитиесловесно –логического мышления
Выполнение на наглядном и учебном материале логических действий (анализа, обобщения,
выделения главного при построении выводов) и операций со словами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1класс
2часавнеделю,всего–66 часов
№

Тема занятия

Содержаниезанятия

Диагностика
познавательных
процессов, уровня познавательной
активности,
преобладающей
мотивации.
правилами Правиламипроведенияназанятиях.
Ритуал приветствия, прощания.

1.

Обследованиеобучающихся

2.

Знакомство

с

проведениязанятий
3.

Взаимодействия

со

через игру.
4.

взрослым Игры на установление
эмоциональногоконтакта

Тренинг«Взаимодействиедругс
другом»

5.

Волшебные

слова

живут

беломсвете
6.

«Чтотакоехорошо,чтотакое
плохо»

на

Количе
ство
часов
4

1

2

Игры и упражнения на
взаимодействия.Работавпаре.

1

Игры и упражнения на
использованиевречивежливыхслов

1

Изучениеправилповедениявшколе.

1

7.

Развитие

пространственного

представления
8.

Ориентировканалистебумаги

9.

Положение телавпространстве

10.

Развитиемелкой моторики

11.

Развитиемелкоймоторики

Д/и/«Расположипредметы»
Тренировочныеигрыиупражнение на
развитие пространственного
представления.
Тренировочныеупражнения

1

Тренировочныеупражнения
«Повторяйза мной»

1

Тренировочныеупражнения
«Пальчиковыеигры»

3

1

2
Тренировочныеупражнения
«Обводка»

12.

Развитиемелкоймоторики

13.

Развитиеслухового восприятия

14.

Развитиеслухового восприятия

15.

Ориентировка

по

описанию.

1
1

словесному Развитиеуменияузнаватьпредметы
по словесному

1

Обучениеспособамсаморегуляции.
Дыхательныеупражнения.
Д/и «Соблюдай правила»
Тренировочныеупражнения

2

Игрыиобучения на саморегуляцию.

1

Групповоезанятие«Хороводные
игры»

1

Развитиеумениясогласовывать свои
действияспринятойролью.
Тренировочныеигрыиупражнения
Д/и «Дорисуй по образцу»

1

Тренировочныеигрыиупражнения
Д/и «Дорисуй вторую половину»

1

16.

Радуганастроения

17.

Развитиеумениядействоватьв
игревсоответствиис правилами.

18.

2
Тренировочныеупражнения
«Штриховка»
Прослушивание музыки,
музыкальныхинструментов.
Д/и«ктокакголосподает»
Тренировочныеигрыиупражнения

Развитиеумениядействоватьпо

1

сигналу.
19.

Развитиеумениясогласовывать
действияс другими.

20.

Тренинг«Хозяеваигости»

21.

Инсценировкасказки

22.

«Колобок»
Инсценировкасказки
«Гусилебеди»

1

23.

Развитиезрительнойпамяти

«Нарисуйпо образцу»

1

24.

Развитиезрительнойпамяти

«Дорисуйвторуюполовину»

1

25.

Развитиезрительнойпамяти.

Тренировочные игрыиупражнения

1

26.

Выполнениецепочкидействий

Развитиеумениядействоватьпо
инструкции.

2

позрительномуплану

27.

Развитиемышления

28.

Развитиевнимания

Распределениепредметовпогруппам
наосновегрупповогопризнака.
Развитиеспособностипереключать

2
1

внимание
29.

Развитиезрительнойпамяти

30.

Развитиеощущений,восприятия
Развитие

1

«Конструированиепоподражанию
«Делайкак я»

1

классификацияигруппировкапо
одному признаку (цвет, форма,
размер)
навыков Тренировочныеигрыиупражнения
Д/и «Узнай по силуэту»
точного

2

переключения Тренировочныеигрыиупражнения
Д/и «Зачеркни все самолеты»

1

познавательного

интереса
32.

Развитиемышления

33.

Формирование
правильного

1

Тренировочныеигрыиупражнения
«Волшебныймешочек»

размера иформы
31.

Д/и «Что изменилось»
«Дорисуйгеометрическиефигуры»

и

1

восприятия
34.

Развитие
внимания

35.

Обучение приему заполнения.
Группировкаиклассификация.

36.

Игранаэмоциональныйконтакт

37.

Развитиезрительнойпамятии
наблюдательности

38.

Развитие

пространственных

Развитиемышления
Формированиемотивациик
взаимодействию
«Твояладанка,моя ладанка»

1

Тренировочныеигрыиупражнения
Д/и «Что лежало на столе»

1

Тренировочныеигрыиупражнения

1

1

представлений
39.
40.
41.

42.

Развитиесвойств внимания

Тренировочныеупражнения
Д/и«Заплатки»
Развитиесвойств внимания
Тренировочныеупражнения
Д/и«Подбери часть»
Развитие
мышления Тренировочныеупражнения
Д/и «Большой - маленький»
противоположности

1

Развитие

1

противоположности
43.

Развитие
противоположности

44.

Развитие
противоположности

мышления

Тренировочныеупражнения
Д/и «Узкое - широкое»
мышления Тренировочныеупражнения
Д/и «Высокое – низкое»
мышления Тренировочныеупражнения
Д/и «Твердое– мягкое»

1
1

1

1

45.

Развитиепамяти

Тренировочныеупражнения
Д/и«Заполнигеометрические
фигуры»
Тренировочныеигрыиупражнения

1

46.

Формированиеумениявыражать

умения Тренировочныеигрыиупражнения

1

2

просьбу
47.

Формирование

поддержатьдиалог,обращаяськ
человеку по имени.
48.

Формированиеумения

Тренировочные игрыиупражнения

1

Игрыиупражнения

1

поделитьсячем-либосдругим
человеком
49.

Игрынаимитацию

50.

Развитиемелкоймоторики

51.

Обследованиеобучающихся

Тренировочныеигрыиупражнения
Д/и «Шнуровка»
Диагностика познавательных
процессов

Итого

№
1.
2.

2

2
66 часов

Тематическийплан
2 класс
2часавнеделю,всего–66 часов
Тема занятия
Содержаниезанятия
Психологическоеобследование
обучающихся
Правилаповеденияна занятиях

Диагностика познавательных
процессов
Игрынаустановление
эмоциональногоконтакта
Тренировочныеупражнения

Количест
во часов
4
1

Обучениецеленаправленным
действиямпоинструкциипедагога
Управлениянасинхронность работы Тренировочныеупражнения
обеих рук
Д/и «Намотай на катушку»
«Расстегиваниеизастегивание
пуговиц»

1

1

6.

Развитиемелкоймоторикипальцев
рук
Развитиетактильноговосприятия

7.

Развитиетактильноговосприятия

8.

Развитиепространственных
представлений

3.
4.

5.

Геометрическиебусы«Пальчиковые
игры»
Д/и «Определи предмет на ощупь»
(выполнениезаданийсзавязанными
глазами.
Тренировочныеупражнения
Д/и «Волшебныймешочек»
Тренировочныеупражнения
Д/и «Верх –низ»
«Право– лево»ит.д

1

1

1
1

10.

Работасгеометрических
материалом
Развитиеречи

11.

Развитиемышления

12.

Развитиемышления

13.

Развитиемышленияи внимания

14.

Развитиевниманияилогического
мышления
Развитиемышленияиречи

9.

15.

16.
17.
18.
19.

Ориентировкавпомещениипо
инструкции педагога
Формированиеумениявыражать
просьбы-требования
Формированиесоциальной
ответнойреакции
Формирование умений называть
комментироватьлюдей,действия,
события

Составьпо образцу

2

Тренировочные упражнения.
Узнаваниепредметовпословесному
описанию:
Д/и«Угадай - ка»
Соотнесениепредметов поцвету и
форме.
Нахождениеобщихиотносительных
признаков предмета

1

Тренировочные упражнения
Д/и«Чтоперепуталхудожник»
Тренировочныеупражнения
Д/и«Чтонедорисовал художник»
Формирование умения давать
полнуюхарактеристикупредмету

2

Тренировочныеигрыиупражнения

1

Просьбаповторитьдействияпоесть–
попить
Ответыналичныевопросы

1

Называние знакомых людей по
имени, умение называть персонажей
изкниг,мультфильмов.Определение
принадлежностисобственныхвещей.
Выделениеиразличениечастей
знакомых предметов

3

1
1

1
2

1

20.

Развитиемышления

21.

Развитиемышления

Соотнесениепредметов поформе

1

22.
23.

Тренировкавнимания
Развитиеречи

1
1

24.
25.

Формированиесоциального
поведения
Формированиедиалоговыхнавыков
Развитиемышления

Чтоизменилось
Составлениесвязногорассказа по
серии картинок
«Вежливые слова»

2
1

26.

Развитиемышления

27.

Развитиемышления

Диалогнаопределеннуютему
Противоположности.Легкий –
Тяжелый
Противоположности.ВысокоеНизкое
Противоположности.Открытоезакрытое

1

2

1
1

28.

Развитиемышления

Противоположности.Горячее–
Холодное
Пересказмаленькоготекстапо серии
картинок
Работапо схемам
Д/и«Найдиотличия,найдидвух
одинаковых»
Тренировочныеупражнения
Д/и«Ктогде живет»
Тренировочныеупражнения

1

29.

Развитиепамяти,речи

30.
31.

Развитиемышления
Развитиевнимания

32.

Развитиемышления

33.

Ориентировканалистебумаге

34.

Тренировкамышления

Тренировочныеупражнения.
Найди закономерность
Работапо схемам
Тренировочныеупражнения

2

35.
36.

Развитиемышления
Отработкаграфомоторныхнавыков

37.

Развитиемышления

Выполнениецепочкидействийпо
зрительному плану

1

38.

Развитиемышления

Развитиепознавательногоинтереса через
игровую деятельность

1

39.

Конструированиепо подражанию

Тренировочныеупражнения

1

40.
41.

Временагода
Названиемесяцевповременамгода

Развитиевременныхпредставлений
Развитиевременныхпредставлений

1
1

42.

Развитиевременныхпредставлений

1

43.

Тренинг«Чтоможносделатьза одну
минуту»
Игрынавзаимодействие

1

44.

Обследованиеобучающихся

Развитиемотивациик
взаимодействию
Диагностикапознавательных
процессов

Итого

2
3
1
1
2

3
3

3

68 часов

Тематическийплан
3 класс
2часавнеделю,всего–66 часов
Тема занятия
Содержаниезанятия

№
1. 1 Обследованиеобучающихся

2. 2 Правилаповеденияна занятиях

Диагностикапознавательных
процессов, устойчивости
познавательногоинтереса,мотивациии
функции поведения
Развитиекоммуникативныхуменийи

Количест
во часов
4

1

3.3

Развитиезрительнойпамяти

4.

Управлениянасинхронность
работы обеих рук

5.

Развитиепамяти

6.

Развитиемышленияиречи

7.

Развитиемышленияиречи

8.
9.
10.

Развитиепамяти
Развитиезрительноговосприятия
Развитиемышления

11.

13.

Развитиезрительноговосприятия
ивнимания
Развитиеграфомоторных
навыков
Развитиевоображения

14.
15.

Развитиепамяти
Развитиезрительнойпамяти

16.

Развитиемышления

17.

Развитиевоображения

18.

Развитиемозговойдеятельности
посредством движения

19.

Развитиенавыков каллиграфии

20.
21.

Развитиеграфомоторных
навыков
Развитиемышления

22.
23.

12.

навыков,необходимыедляобщения
уменияслушатьинструкциювзрослого,
соблюдать правила поведения.
Тренировочныеупражнения
Д/и«Кто где живет»
Д/и «Намотайнакатушку»
«Расстегиваниеизастегивание пуговиц»

1
1

Раскрашиваниепредметовпотемам,
запоминание их.
Записьтекстасзаменой картинок
словами
Тренировочныеупражнениявзамене
слова картинкой
Д/и«Чтоисчезлоиз коробки?»
Графическийдиктант
Развитиеспособности рассуждать.
Простыелогическиезадачи
Д/и«Найдидваодинаковыхпредмета.
Корректурнаяпроба.
Тренировочныеупражненияв
рисованииузоровпообразцу
Превратигеометрическуюфигурув
предмет.Дорисуйдетали.
Лото -работапокарточкам.
Тренировочныеупражненияв
запоминаниипредметоввпорядкеих
расположения
Напишисловаиспользуяшифр.
Нарисуйфлажками своеимя.
Тренировочные упражнения в
схематичномзарисовываниислов,
которыйназываетвзрослый
Разучивание комплекса
кинезиологическихупражнений

2

1

Развитиемышления

Тренировочныеупражнения:обводка,
напиши по образцу
Штриховкапообразцу. Графический
диктант
Прочитайпословицыпопервым буквам
картинок
Ребусыкроссворды

Развитие мышления и
формированиевременных

Работаскалендаремкроссворд«Дни недели,
времена года»

1

1
1
1
2
2
1
2
1
1
1

1
1

1

1
1
1

представлений
Развитиезрительноговосприятия
24.
25.
26.

Формированиепространственных
представлений
Развитиемышления
Развитиезрительноговосприятия

27.

Тренировкаустойчивого
внимания

28.

Развитиеслухового восприятия

29.

Развитиелогического мышления

30.

Развитиелогического мышления

31.

Развитиесвязнойречи,
мышления
Развитиемышления
Развитиемышления

32.
33.

39.

Формированиедиалоговых
навыков
Развитиемышления
Развитиезрительномоторной
координации
Формированиевременных
понятийи представлений
Формированиевременных
представлений
Развитиевнимания, памяти

40.

Развитиевнимания

41.

Развитиепамяти

42.

Развитиепамяти

43.

Развитиемышления

34.
35.
36.
37.
38.

Соединяяточки,повторитакую же
фигуру
Раскрасьпоинструкции

1

Подумай,дорисуйпо аналогии
Конструирование предметов из
заданныхчастей«Заяц»«Медведь»
«Мышка»
Тренировочныеупражнения
Д/и «Найди отличия»

1

Что звучит? Тренировочные
упражнениявузнаваниизвуков
(звучаниеразличныхпредметов)
Тренировочныеупражнения
Д/и «Четвертыйлишний»
Обучениепониманиюсюжетных
картиноксоскрытым смыслом
Работанадпониманиемсмысла текста

1

Допишивклетке кроссворда сравнения
Формированиеуменийвыражать
эмоциичувства, сообщатьоних.
Упражнения: сообщение о боли,
усталости,радости,грусти
Упражнениенаумениеподдерживать
диалогнаопределенную тему
Обучение......... закономерностей
Рисунокпоклеткам

1

Работасмодельючасов«Частисуток»

2

Дни недели,временагода.Обозначение
вречивременныхпредставлений
Выполнениезаданийпословесной
инструкции
Упражнениенаразвитиеустойчивости
внимания«Подберикартинкиксюжету
Обучениеспособомзаполнения;
ассоциации
Упражнениенаразвитиезрительной памяти
«Чего не хватает» Игры на
взаимодействие»
Упражнение«Танграм»Распределение
предметовпогруппам

1

1

2

1

2
1
2

3

1
1
1

1
1
1
1

1

44.
45.
46.
47.
48.

49.
50.
51.

Развитиеречевогообщения
Развитиеречевогообщения
Отработканавыковвежливого
поведения
Развитиеобщей моторики
Развитиепознавательного
интереса через игровую
деятельность
Развитиеслуховойи зрительной
памяти
Развитиепамятии внимания
Обследованиеобучающихся
Итого

Разучиваниесчиталокипотешек
Чтениедиалоговыхтекстов
Игра«Путешествиев страну
вежливости»
Игранаподражание
Дидактическиеигрынаразвитие
мышления

1

Работаскарточками:запоминание
последовательностисобытий
Тренировочныеупражнения на
развитиепамятии внимания
Диагностикапознавательныхпроцессов

1

1
1
1
1

1
3
68 часов

Тематическийплан
4класс
(2часа внеделю,всего– 66часов)
№
1.

Темаурока
Обследованиеобучающихся

Диагностикауровняпознавательных

Количество
часов
4

процессов
2.

Правилаповедениявшколе

1

3.

Правилаповеденияна занятиях

1

4.

Формирование

1

социальной Ответыгаприветствиедругихлюдей

ответственности
5.

Формирование

активной

Формирование умения
6.

социальной Выражениесогласия,ответына
личныевопросы

Формирование
ответственности

7.
8.

позиции Навыкиучастиявзанятии,
следованиезрительномурасписанию

Умениепопроситьпредметв
Формированиеумениявыражать
ситуациивыбора
просьбу
Формирование умения выражать Просьбаопомощи

1

1

1
1

просьбу
9.

Тренировочныеупражнения

2

Тренировочныеупражнения

1

2

Развитиемышления

Обучениеумениюсравнивать
группыпредметов

Развитиемышления

Сравниваниевеличин

1

Выполнениецепочкидействийпо
написанному плану

10.

Развитие

пространственной

ориентировки
11.

12.

13.

Развитиемышления

14.

Развитиемышления

15.

Развитиемышления

Мерывремени
Сравниваниевеличин
Меры длинны
Сравниваниевеличин
Меры массы
Уравнениемножествпоколичеству

1
1
1

разнымиспособами
16.

Развитие

зрительного

анализа Рисунокпоклеткам

2

моторной Рисунокпообразцу

1

счетных умений
17.

Развитие

зрительно-

координации
18.

Развитиемышления

Обучениепоискузакономерностей

2

19.

Тренировкавнимания

Корректурнаяпроба

2

20.

Развитиемышления,речи

Формирование

1

умения определять

свойства предметов
21.

Развитиеречи

Описаниепредметовпоплану

2

22.

Развитиедвигательнойсферы

Тренировочныеигрыиупражнения

2

23.

Упражнение

на

активизацию Разучиваниекомплекса упражнений

3

межполушарноговзаимодействия
24.

Развитиемелкоймоторики

Рисованиеузоровпо образцу

2

25.

Формирование

Закреплениезнанийосезонных
изменениях в природе

1

Ориентировкапо календарю

1

Расшифровказагадки,заменяя значки
буквами
Прочитайпредложенияпослогамв
порядке возрастания цифр

1

1

пространственно-

временных представлений
26.

Формирование

пространственно-

временных представлений
27.

Развитиемышления

28.

Развитиемышления

29.

Развитиемышления

30.

Развитиемышления

Расшифруйслова:каждаябуква
соответствует результату
арифметическогодействия
Расшифруйназваниегородов

31.

Тренировказрительнойпамяти

Дорисуйвторуюполовину

1

32.

Тренировказрительнойпамяти

Узорпоклеткам

2

33.

Тренировказрительнойпамяти

Зрительныйдиктант

1

34.

Отработкаграфомоторныхнавыков

Рисованиебордюров

2

35.

Графическийдиктант

Тренировочныеупражнения

2

1

1

36.

Развитиепамяти

37.

Развитиепамяти

38.

Тренировкавнимания

39.

Формирование

коммуникативных

навыков
40.

Формирование

коммуникативных

навыков

41.
Формирование

коммуникативных

Заполнииназовипоочередноряды
цифр
Тренировочныеупражнения
Д/и«Изобразипопамяти»
Тренировочныеупражнения
Д/и«Найдиотличия»
Формированиеумениявыступатьв
различныхкоммуникативныхролях
«Говорящего» «Слушающего»
Формированиеуменияподдерживать
диалогнаопределенную тему:
«Говорящего» «Слушающего»

1

Формированиеуменияподдерживать
диалог,делясьинформацией:
«Говорящего» «Слушающего»

2

Формирование

1

1
1
1

2

навыков
42.

Формирование

коммуникативных

навыков

умения

соблюдать

правиларазговора:
«Говорящего» «Слушающего»

43.

Развитиемышления

44.

Обследованиеобучающихся

Выделениеобщихиотличительных
признаковгрупппредметов
Диагностика учебной мотивации,

2
1

степенипознавательнойактивности
45.

Обследованиеобучающихся

Диагностика

познавательных

3

процессов
Итого

68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».