1
Пояснительная записка к учебному плану для 1-4 классов
МБОУ СОШ №4
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 4 (далее – учебный план
МБОУ СОШ № 4) является важнейшим нормативным документом по реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования в действие, определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный план МБОУ СОШ № 4 разработан на основе следующих документов:
Конституции Российской Федерации (ст.43);
Закона об образовании 2013- федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18); (ред от 17.02.2023)
Закона Свердловской области от 7.06.2023 № 57-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последними изменениями: Приказ Минпросвещения России от 10.06.2019 № 286);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022г. №992, от
16 ноября 2022г. №993, от 23 ноября 2022г. №1014. (Введение ФООП с 1 сентября 2023г.
для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования);
Приказа Министерства РФ от 2.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
(Зарегистрирован 29.08.2022 №69822);
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения
новой короновирусной инфекции (Covid 19)» );
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2(Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
29.01.2021 № 62296), действующими до 1 марта 2027г. (далее Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3548-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020г. регистрационный №61573) действующими до 1 января 2027г.
" Приказа Министерства просвещения России от 21.09.2022 №858. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2022 г. регистрационный №70799 «О федеральном перечне учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
2
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 4.
Устава МБОУ СОШ № 4.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 №986);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрирован 5.07.2021 № 64100)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.10.2024 №704 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.02.2025 №
81220)
Учебный план учитывает обязательный минимум содержания образовательных программ и
потребностей обучающихся, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
учебное время, отводимое на основе государственного образовательного стандарта, по классам.
II уровень (1-4 классы): направлено на формирование личности обучающегося, развитие
его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности
(овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами
теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи,
основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Учебный план общеобразовательной организации на 2025/2026 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
СанПиН 3.1/2.4.3598-20, и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 3.1/2.4.3598-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при
этом объем максимальной допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков
МБОУ СОШ № 4 для получения обучающимися начального общего образования определяет 5-дневную продолжительность учебной недели для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х
классов составляет 33 недели
Продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет 34 недель, .
*34 учебная неделя (с учетом праздничных дней) во 2-4 классах реализуется за счет резервных часов, проведения экскурсий и иной воспитательной и образовательной деятельности, консультаций.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней.
Продолжительность урока составляет: в 2-4 классах – 40 минут.
Учебная нагрузка при 5-дневнй учебной неделе не более 20 часов в первых классах.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Между последним уроком и началом внеурочных/дополнительных занятий устраивается
3
перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Начало учебных занятий в I классе – 08:00.
Продолжительность уроков в I классе: 35 минут – в первом полугодии, 40 минут – во
втором полугодии.
Образовательное учреждение осуществляет деятельность по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). В 2025-2026 уч.году в 1 классе 1
обучающийся с ОВЗ, во 2 классе 7 обучающихся с ОВЗ, в 3 классе – 7 обучающихся с ОВЗ, в 4
классе – 8 обучающихся с ОВЗ. Всего в 1-4 классах – 23 обучающихся с ОВЗ. 1 ребенок по заключению врачебной комиссии обучаются на дому. Для реализации основных образовательных программ, адаптированных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создаются
специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся в соответствии с действующим законодательством.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3057 часов. Обучение ведется по
программам Образовательной системы УМК «Школа России».
Общая характеристика учебного плана.
В ходе освоения ООП НОО при реализации учебного плана для получения начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в
том числе:
•
закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и
познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение
планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
•
формируются универсальные учебные действия;
•
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими людьми.
•
содержание образования формируется преимущественно за счет введения учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
Учебный план МБОУ СОШ № 4 состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов в
школе, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть составляется 80% от учебного плана.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся;
• их приобщение к общекультурным и национальным ценностям;
• готовность к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены ниже в таблице.
№
п/п
1
Предметные области
Русский язык и
литературное
чтение
Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о русском языке как
государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, спо4
2
Иностранный
язык
3
Математика
информатика
4
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
5
Основы
православной культуры
6
Искусство
7
Технология
8
Физическая культура
и
собностей к творческой деятельности.
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию. Формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
5
Учебный план для обучающихся 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
I
170
Русский язык и литера- Русский язык
турное чтение
Литературное чтение
136
Иностранный язык (английский
Иностранный язык
язык)
Математика и информатика
Математика
136
Обществознание и естествознание
68
(Окружающий мир)
Окружающий мир
Основы
религиозных
культур и светской этики
Основы православной культуры
Музыка
34
Искусство
Изобразительное искусство
34
Технология
Труд (технология)
34
Физическая культура
Физическая культура
99
Итого:
711
Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Функциональная грамотность (смысловое чтение, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность)
34
Максимально допустимая нагрузка при 5-ти дневной
учебной неделе
21
II
170
136
III
170
136
IV
170
136
Всего
680
544
68
68
68
204
136
136
136
544
68
68
68
272
34
34
34
68
782
34
34
34
68
782
34
34
23
23
34
34
34
34
68
782
34
136
136
136
272
3057
102
23
90
6
Учебный план для обучающихся 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
I
II
III
IV
5
4
5
4
2
5
4
2
5
4
2
Всего
20
16
6
4
4
4
16
2
2
2
8
1
1
1
1
1
2
23
4
4
4
8
87
4
Обществознание и есте- Окружающий мир
ствознание
(Окружающий мир)
2
Основы религиозных
Основы религиозных культур
культур и светской этики
народов России
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Труд (Технология)
Физическая культура
Физическая культура
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Функциональная грамотность (смысловое чтение, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность)
1
1
1
3
21
1
1
1
2
22
1
1
1
2
22
1
1
23
23
3
1
Предельно допустимая аудиторная недельная нагрузка
21
при 5-ти дневной учебной неделе
23
90
Предметная область «Функциональная грамотность (смысловое чтение, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность)
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена
на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
7
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на
102 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3 года (1-3 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности.
Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Направленность программы
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
8
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою
точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своѐ впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
9
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого
себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
.
Промежуточная аттестация во 2-4 классах в МБОУ СОШ № 4 регулируется следующими
локальными актами:
1. Положением о проведении промежуточной аттестации обучающимися и осуществлении
текущего контроля их успеваемости;
2. Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную (полугодовую)
аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти (полугодия),
а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому предмету по итогам года. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе.
Формы промежуточной аттестации:
Классы Учебные предметы
2–3
Русский язык
4
Русский язык
2–4
Иностранный язык (английский)
2–3
Литературное чтение
2–3
4
Математика
Математика
Форма
Диктант
ВПР
Контрольная работа
Проверка навыков работы с текстом
Контрольная работа
ВПР
10
2–3
4
2–4
2–4
2–4
2–4
4
Окружающий мир
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (Технология)
Физическая культура
Основы мировых религиозных культур, Основы православной культуры
Тестирование
ВПР
Творческая работа
Выполнение рисунков
Творческая работа
Сдача нормативов/тестирование
Проект
11