Пояснительная записка к учебному плану для 2 класса,
класса коррекции МБОУ СОШ №4
Учебный план начального общего образования МБОУ СОШ № 4 (далее – учебный план
МБОУ СОШ № 4) является важнейшим нормативным документом по реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования в действие,
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный план МБОУ СОШ № 4 разработан на основе следующих документов:
Конституции Российской Федерации (ст.43);
Закона об образовании 2013- федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ РФ
«Об образовании в Российской Федерации» (глава 2 ст.11, 12, 13, 14, 18); (ред от
17.02.2023)
Закона Свердловской области от 7.06.2023 № 57-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с последними изменениями: Приказ
Минпросвещения России от 10.06.2019 № 286);
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022г.
№992, от 16 ноября 2022г. №993, от 23 ноября 2022г. №1014. (Введение ФООП с 1 сентября
2023г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных
организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного
общего, среднего общего образования);
Приказа Министерства РФ от 2.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО,
СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 №69822);
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от
30.06.2020 № 16 «Об утверждении СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (Covid 19)» );
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2(Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
29.01.2021 № 62296), действующими до 1 марта 2027г. (далее Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3548-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г. регистрационный №61573) действующими до 1 января
2027г.
" Приказа Министерства просвещения России от 21.09.2022 №858. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2022 г. регистрационный №70799 «О федеральном перечне
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 4.
Устава МБОУ СОШ № 4.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены
приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 №986);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 5.07.2021 № 64100)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.10.2024 №704 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.02.2025 № 81220)
Учебный план учитывает обязательный минимум содержания образовательных
программ и потребностей обучающихся, определяет максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, учебное время, отводимое на основе государственного образовательного стандарта, по классам.
II уровень (1-4 классы): направлено на формирование личности обучающегося,
развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни.
Учебный план общеобразовательной организации на 2025/2026 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 3.1/2.4.3598-20, и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 3.1/2.4.3598-20.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение
дня составляет:
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков
МБОУ СОШ № 4 для получения обучающимися начального общего образования
определяет 5-дневную продолжительность учебной недели для 1-4 классов.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
для 1-х классов составляет 33 недели
Продолжительность учебного года во 2-4 классах составляет 34 недель, .
*34 учебная неделя (с учетом праздничных дней) во 2-4 классах реализуется за счет резервных часов, проведения экскурсий и иной воспитательной и образовательной деятельности, консультаций.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных
дней. Продолжительность урока составляет: в 2-4 классах – 40 минут.
Учебная нагрузка при 5-дневнй учебной неделе не более 20 часов в первых классах.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Между последним уроком и началом внеурочных/дополнительных занятий устраивается
перерыв
продолжительностью
не
менее
30
минут.
Начало
учебных
занятий
в
I
классе
–
08:00.
Продолжительность уроков в I классе: 35 минут – в первом полугодии, 40 минут – во
втором полугодии.
Образовательное учреждение осуществляет деятельность по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). В 2025-2026
уч.году в 1 классе 1 обучающийся с ОВЗ, во 2 классе 7 обучающихся с ОВЗ, в 3 классе – 7
обучающихся с ОВЗ, в 4 классе – 8 обучающихся с ОВЗ. Всего в 1-4 классах – 23 обучающихся с ОВЗ. 1 ребенок по заключению врачебной комиссии обучаются на дому. Для реализации основных образовательных программ, адаптированных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создаются специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся в соответствии с действующим законодательством.
Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет 3934 часов. Обучение
ведется по программам Образовательной системы УМК «Школа России».
Общая характеристика учебного плана.
В ходе освоения ООП НОО при реализации учебного плана для получения начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего
обучения, в том числе:
•
закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система
учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
•
формируются универсальные учебные действия;
•
развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения
личности с обществом и окружающими людьми.
•
содержание образования формируется преимущественно за счет введения учебных
курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
Учебный план МБОУ СОШ № 4 состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных
предметов в школе, реализующей основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть составляется 80% от учебного плана.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся;
• их приобщение к общекультурным и национальным ценностям;
• готовность к продолжению образования на последующих уровнях основного общего
образования, их приобщение к информационным технологиям;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстре-
мальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены ниже в таблице.
№
п/п
1
Предметные области
Русский язык и
литературное
чтение
2
Иностранный
язык
3
Математика
информатика
4
Обществознание
и естествознание
(Окружающий
мир)
5
Основы
православной культуры
6
Искусство
7
Технология
8
Физическая культура
и
Основные задачи реализации содержания
Формирование первоначальных представлений о русском языке как
государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Развитие математической речи, логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Формирование уважительного отношения к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию. Формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России.
Развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Учебный план для обучающихся 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год
I
Предметные области
Учебные предметы
170
Русский язык и литера- Русский язык
турное чтение
Литературное чтение
136
Иностранный язык (английский
Иностранный язык
язык)
Математика и информатика
Математика
136
Обществознание и естествознание
68
(Окружающий мир)
Окружающий мир
Основы
религиозных
культур и светской этики
Основы православной культуры
Музыка
34
Искусство
Изобразительное искусство
34
Технология
Труд (технология)
34
Физическая культура
Физическая культура
102
714
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Функциональная грамотность (смысловое чтение, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность)
Максимально допустимая нагрузка при 5-ти дневной
учебной неделе
III
136
136
IV
136
136
Все
го
782
680
34
34
68
680
I
170
136
II
170
136
136
136
136
136
68
68
68
68
340
34
34
34
102
34
34
34
102
34
34
34
34
102
714
748
782
34
34
34
21
23
23
34
34
34
102
714
34
170
170
170
510
393
4
102
23
90
Учебный план для обучающихся 1-4 классов
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский язык)
I
5
4
Математика и информатика Математика
4
Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2
Основы религиозных культур
Основы религиозных
народов России
культур и светской этики
Музыка
1
Искусство
Изобразительное искусство
1
Технология
Труд (Технология)
1
Физическая культура
Физическая культура
3
21
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
10
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающая область
7
Коррекционно-развивающие занятия
6
ритмика
1
Направления внеурочной деятельности
3
Предельно допустимая аудиторная недельная нагрузка 31
при 5-ти дневной учебной неделе
I
5
4
II
5
4
III
4
4
IV
4
3
Всего
23
19
1
1
25
4
4
4
4
20
2
2
2
2
10
1
1
1
3
21
1
1
1
3
21
1
1
1
3
21
1
1
1
1
3
21
1
5
5
5
15
105
2
2
2
6
10
7
6
1
3
10
7
6
1
3
10
7
6
1
3
50
35
30
5
15
33
33
33
161
10
7
6
1
3
31
Предметная область «Функциональная грамотность (смысловое чтение, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность)
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для ак-
тивного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 102 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3
года (1-3 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения
занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Направленность программы
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
В классе проводится в части формируемой курс «Азбука письма»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа « Скорочтение » предназначена для
обучающихся 2-х классов-8 лет и разработана на основе нормативных и нормативнометодических документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726
- р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Авторская «Программа по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагогадополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем» Экгардта Р.Н.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им
универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
познания и освоения мира.
Одним из основных навыков успешного обучения ребенка является овладение им
навыка беглого чтения. Ведь от быстрого чтения с отличным пониманием на 60-70% зависит успех ребенка как в школе, так и во взрослой жизни. В возрасте 8-10 лет (2-5 классы) у
детейшколе начинают появляться такие предметы, как: литературное чтение, окружающий мир, и т.д. Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала
учащимися состоит в том, что сформированный навык беглого чтения является фундаментом всех УУДи предметных действий.
Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование,
интерпретация, оценка. Скорочтение - это очень важный и полезный навык для людей
любого возраста и рода занятий. Очень много информации мы воспринимаем через прочтение книг, журналов, статей и т. д. Поэтому вопрос эффективности чтения является
очень важным
Направленность образовательной программы
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 7-8 лет обеспечивает интеллектуально-педагогическую направленность.Программа позволяет
обеспечитьудовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), чьи дети посещают общеобразовательное учреждение.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на формирование коммуникативной речевой познавательной деятельности, направленной на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого материала, как
технические действия (восприятие знаковой системы данного языка),так и осмысление
текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).
Программа учитывает индивидуальные потребности ребѐнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им
образования
(особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна представленной программы заключается в том,что ученики имеютвозможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, научиться концентрировать и распределять внимание, а также развить свою устную речь. За счет выполнения разнообразных упражнений расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и
восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и
успешнее плыть в море современной печатной продукции. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на
формирование у обучающихся необходимого уровня психологической готовности изучения предметов в школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона«Обобразовании в Российской Федерации», согласно которому начальное общее образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На основе диагностических фактов у обучающихся наблюдается низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при
слогослиянии, то в большинстве случаев все эти факторы затрудняют детям понимание
прочитанного. От скорости чтения зависит процесс развития личности. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть
сформирован в начальной школе.
Педагогическая целесообразность программы. Литературное чтение является одним
избазовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как
никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия
младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность
школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно
решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы синформацией,начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках,изаканчивая ее интерпретацией и преобразованием. Жизнь ученика по своей
насыщенности и нагрузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ученика
ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. К тому
же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких
условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в лидера.
Зона оптимального чтения -это чтение со скоростью разговорной речи в темпе
от120до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетияартикуляционный аппарат человека, именно при скорости достигается лучшее понимание речи. По оценкам психологов, на успеваемость обучающихся влияют более 200
факторов. Но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость
чтения. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. Элементарные умения
(ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы
успешно включать в состав сложных умений (СУ) Навык же чтения является составной
частью большинства сложных умений.
С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальную школу? Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения
внормативах, которые были в ту пору узаконены, кстати они существуют до сих пор, указано, что скорость чтения к концу начального обучения должна составлять 80-90 слов в
минуту.
Вторая точка зрения принадлежит Н.А.Лошкаревой, доценту Московского государственного университета. В брошюре, которая была широко распространена в школах(она
утверждена Главным управлением школ)приводится рекомендация: к концу начального
обучения желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Третья точка зрения. Она
принадлежит украинскому педагогу В.А.Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» на с.19 этот педагог пишет, что беглое, нормальное чтение –
это чтение в темпе 150 – 1300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, т. е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения бывшего Министерства
просвещения не совпадает с первой. После подробного исследования данной проблемы
психологи пришли к неутешительному выводу. Дети, которые читали со средней скоростью 150 слов в минуту, попадают в разряд отличников. Хорошистами в среднем звене
становятся дети, читавшие в начальном звене – 100-140 слов в минуту. Троечники – имели
скорость в начальной школе 80-90 слов в минуту. Поэтому учителя должны стремиться,
чтобы вконце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения
не ниже 120 слов в минуту.
Цель и задачи
Цель программы – создание условий для развития навыков рационального чтения,повышения скорости чтения и усвоения информации обучающимися для успешного
освоения образовательных программ начального общего образования, посредством овладения УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального
общего образования.
Задачи программы:
1.Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей учащихся.
2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической
деятельности.
3.Развитие психических процессов, а так же умения работать и отдыхать, переключаясь на
другое задание.
4. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой читательской деятельности
Общая характеристика программы
Основные положения программы: обучение скорочтению носит развивающий характер;
недопускает дублирования программ начальной школы; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка, на
зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.Основные
принципы построения программы:
Один из самых главных принципов обучения скорочтению — постоянно держать ребенка на грани его возможностей;
Принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребѐнка при руководящей роли педагога;
Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению
зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;
Принцип связи обучения с жизнью;
Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
Принцип общего развития с учѐтом индивидуальных возможностей и способностей;
Ведущая деятельность: игровая; продуктивная, творческая деятельность.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ
Отличительной особенностью занятий по обучению беглого чтения является обучение
детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому
мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития
памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков
увеличивается, доходя до 100 слов и 100 рисунков. Совершенствованию навыков чтения
способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям.
На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее. Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход,
развитие личностных компетенций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Скорочтение»» предназначена для
детей 7-8 лет и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе программы. Условия набора
детей вколлектив: принимаются все желающие.
Сроки реализации программы
Срок реализации 1 год. Занятия организуются на базе МБОУ СОШ № 4 и имеют следующую структуру: 1 занятия в неделю, 4 занятия в месяц . Продолжительность занятия
40 минут. Общее количество занятий – 34 часа:
Порядок организации работы занятий « »:
•
продолжительность занятий - 40 минут;
•
форма проведения занятий - групповая;
Формы и режим занятий
Обучение строится на игровой и творческой деятельности и носит практический характер. Особое значение при проведении занятий с детьми приобретают речевые игры,театрализация,работа по формированию тонкой моторики и развитию координации
движений.
Образовательная
область
«Социальнокоммуникативная»
Виды детской
деятельности
Игровая,
коммуникативная,
трудовая,
познавательноисследовательская,
музыкальная,
восприятие
художественной
литературы,
изобразительная,
двигательная
«Познавательное
развитие»
Познавательноисследовательская
игровая
восприятие
художественной
литературы,
двигательная,
коммуникативная,
изобразительная,
конструктивная,
трудовая, музыкальная,
игровая
Коммуникативная
познавательноисследовательская,
игровая, восприятие
«Речевое развитие»
Формы образовательной деятельности
Игры с правилами, дидактические и
творческие игры,
беседы, досуги,
праздники и развлечения, игровые и
бытовые
проблемные
ситуации,
рассматривание картин, иллюстраций,
заучивание стихотворений, слушание и
обсуждение произведений, обсуждение
мультфильмов
и
телепередач,
театрализация, отгадывание загадок,
викторины, реализация
проектов,
индивидуальные
и коллективные
поручения,
Решение проблемных ситуаций, беседа,
коллекционирование, дидактические и
развивающие игры, рассматривание
картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание и обсуждение
произведений, отгадывание загадок,
викторины, реализация проектов
Беседы, игровые проблемные ситуации,
викторины, творческие, дидактические
и подвижные игры, рассматривание
картин и иллюстраций, слушание
художественной
литературы,
музыкальная,
изобразительная,
двигательная
художественных
произведений,
театрализация,
драматизация,
составление и отгадывание загадок,
разучивание стихотворений, досуги,
праздники и развлечения
Ценностные ориентиры программы
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах начального общего образования (федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования), данная программа ориентируется на общеполагающие
ценности:
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего
и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как
среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни,
выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни
человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
3. Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Мастерская слова»» предполагается
обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:новые знания и умения для организации внимания
ипамяти для дальнейшей успешной учѐбы, активизации познавательной деятельности;
мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей; умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом; положительная самооценка
за счѐт повышения успешности деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Обучающийся научитсяуправлять своим вниманием,использовать технику дыхательныхупражнений для достижения высокой умственной работоспособности; справляться с информационным «завалом»; максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.
Познавательные УУД.
Обучающийся
научится:выделять
в
тексте
самое
важное
и
необходимое;логическирассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; извлекать и анализировать информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся
научится:логически
рассуждать,пользуясь
приемами
анализа,сравнения,обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы,
доказывать; развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет
улучшения качества устной речи.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:читать свободно,бегло и выразительно вслух и про себя,соскоростью позволяющей понимать прочитанное; свободно читать тексты больших
объѐмов; владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста ; владеть техникой
скорочтения читать с применением эффективных стратегий запоминания.
Основной показатель качества освоения программы –увеличение скорости чтения
ибыстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своѐ впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
.
Промежуточная аттестация во 2-4 классах в МБОУ СОШ № 4 регулируется следующими локальными актами:
1. Положением о проведении промежуточной аттестации обучающимися и осуществлении текущего контроля их успеваемости;
2. Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную промежуточную (полугодовую) аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти (полугодия), а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по
каждому предмету по итогам года. Фиксация результатов промежуточной аттестации
осуществляется по пятибалльной системе.
Формы промежуточной аттестации:
Классы
2–3
4
2–4
2–3
2–3
4
2–3
4
2–4
2–4
2–4
2–4
4
Учебные предметы
Русский язык
Русский язык
Иностранный язык (английский)
Литературное чтение
Форма
Диктант
ВПР
Контрольная работа
Проверка навыков работы с текстом
Математика
Контрольная работа
Математика
ВПР
Окружающий мир
Тестирование
Окружающий мир
ВПР
Музыка
Творческая работа
Изобразительное искусство
Выполнение рисунков
Труд (Технология)
Творческая работа
Физическая культура
Сдача нормативов/тестирование
Основы мировых религиозных куль- Проект
тур, Основы православной культуры