Рабочая программа Труд (технология)

ПРОЕКТ

1

ПРОЕКТ

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (предметная
область «Технология») включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, примерное тематическое
планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 (вариант 1), и ориентирована
на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания,
входящей в состав ФАООП УО.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Реализация ФАООП УО (вариант 1) обеспечивает обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровень общего образования, которое по
итоговым достижениям не соответствует требованиям к итоговым достижениям нормативно
развивающихся сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения.
При реализации ФАООП УО (вариант 1) образовательный процесс ориентирован на
социальную адаптацию, нравственное развитие и на достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей
области.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает содержание и
уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной
обработки производственных материалов с учётом требований к результатам освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы. Рабочая программа разработана
с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и условий, необходимых для
достижения личностных и предметных результатов при освоении учебного предмета.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)утверждена приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (далее – ФАООП УО).
1

2

ПРОЕКТ

Изучение учебного предмета в 5-9 классах способствует получению обучающимися
первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в
процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие
мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в обобщенном виде задачи реализации
содержания учебного предмета включают:
формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах;
формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые

навыки

для

полноценной

коммуникации,

социального

и

трудового

взаимодействия;
приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание
чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Основные направления работы связаны с решением задач предмета:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда
дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических
традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
3

ПРОЕКТ

интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и
получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование

представлений

о

производстве,

структуре

производственного

процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по
массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в
условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими
возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических,

конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
формирование

коммуникативной

культуры,

развитие

активности,

целенаправленности, инициативности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание,

планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью).
Согласно федеральной рабочей программе воспитания, к базовым ценностям
российского общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
4

ПРОЕКТ

здоровье, человек. При реализации рабочей программы по предмету «Труд (технология)»
приоритет воспитательных задач состоит в формировании и развитии жизненной
компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с
целью социализации, интеграции в общество.
В связи с этим определены воспитательные задачи:
выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
организация ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение
знаний о современных профессиях;
развитие здоровьесберегающей предметно-пространственной и коммуникативной
среды образовательной организации и реализация ее воспитательных возможностей;
организация

работы

с

семьями

обучающихся,

их

родителями

(законными

представителями), направленной на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся, их будущего самоопределения;
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей
жизненной ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и
продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание

нравственных,

морально-волевых

качеств

(настойчивости,

ответственности), навыков культурного поведения.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из
региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей,
интересов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их
родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда. Освоение профиля
труда включает в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в
процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется
самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных

условий и

потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и
правил.

5

ПРОЕКТ

Обучение труду носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения профильного труда к практико-теоретическому изучению, с
обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных
компетенций.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает теоретические и
практические занятия по выбранному трудовому профилю. При составлении программы
учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
Обучающиеся выполняют установочные и тренировочные упражнения, а также
учебно-производственные

и

рабочие

упражнения,

которые

представлены

в

виде

определенных заданий. Учебно-производственные упражнения являются совокупностью
взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный
результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения,
называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового
(новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т.д.).
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой
не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных,
сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т.
д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися
на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа
предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана
предстоящей

работы,

оценку

сделанного.

Большое

внимание

уделяется

технике

безопасности.
На уроках труда используются современные цифровые образовательные ресурсы,
которые служат средством развития трудовых навыков обучающихся. Они включаются в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные
действия, как умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять,
защищать свои идеи, давать определения понятий, точно выражать свои мысли, работать в
паре, в группе.

6

ПРОЕКТ

Применение современных информационных технологий при изучении трудового
профиля

позволяет

индивидуализировать

и

дифференцировать

процесс

обучения,

визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы
или явления; повысить мотивацию обучения (например, применяя изобразительные средства
программы или вовлекая в игровую ситуацию); формировать культуру познавательной
деятельности.
В Программе по учебному предмету «Труд (технология)» в 5-9 классах для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
определен примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное дело»,
«Слесарное

дело»,

«Переплетно-картонажное

дело»,

«Швейное

дело»,

«Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала»,
«Цветоводство и декоративное садоводство», «Художественный труд». Также в содержание
программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового
профильного обучения.
Перечень тем рабочей программы по выбранному профилю не является строго
обязательным. Темы формулируются, исходя из материально-технической базы школы и
уровня подготовленности обучающихся. Время на изучение тем не регламентируется.
Профили программы по учебному предмету «Труд (технология)».
Профиль «Художественный труд»
В рамках данного профиля обучающиеся знакомятся и получают элементарные
представления о таких областях трудовой деятельности как «Дизайн и технология» (дизайн
современных моделей одежды и на основе народного кроя), «Декоративно-прикладное
творчество» (вышивка, вязание, лоскутная техника, сувенирные изделия и пр.) «Культура
дома» (правила ухода и порядок благоустройства дома), «Культура питания» (основы
здорового питания и технология приготовления блюд) и др.
Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане.
Учебный

предмет

«Труд

(технология)»

относится

к

предметной

области

«Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным
планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 5 - 9 классах рассчитана
на 34 учебные недели в год и составляет: в 5 классе — 204 часа (6 часов в неделю), в 6 классе
– 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 238 часов (7 часов в неделю), в 8 классе – 238
часов (7 часов в неделю), в 9 классе – 238 часов (7 часов в неделю).
7

ПРОЕКТ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Структуру программы составляют обязательные содержательные линии (материалы,
инструменты, технологии производства, этика и эстетика труда и др.), вне зависимости от
выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
5 КЛАСС
Материалы, используемые в трудовой деятельности (дерево, металл, ткань, бумага,
продукты и

прочие).

Перечень

основных

материалов, используемых

в трудовой

деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые
промышленностью и прочие).
Знакомство с инструментами и приспособлениями: рабочие инструменты (игла,
ножницы, столярный угольник, ножовка, шило, лобзик, молоток и др.), устройства
(электровыжигатель, утюг и др.), станки (швейная машина, сверлильный станок, слесарные
тиски, бытовая кухонная техника и проч.). Подготовка к работе инструментов и
оборудования, простейшая наладка оборудования, хранение инструментов.
Применение элементарных специальных знаний в процессе изготовления изделия.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты
и ограничения. Первичный инструктаж по технике безопасности (правила поведения при
проведении работ). Подготовка рабочей формы. Требования к организации рабочего места.
Правила профессионального поведения.
6 КЛАСС
Материалы, их основные свойства. Происхождение материалов (дерево, ткань,
проволока, продукты и прочие). Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы, рубанок,
рейсмус, нож, молоток и др.), станки (швейная машина, столярный станок, слесарные тиски,
бытовая кухонная техника и проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования,
простейшая наладка оборудования, хранение инструментов.
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под руководством
педагогического работника (подставка под горячее, пенал, косынка, фартук, ночная сорочка,
приготовление горячих напитков, бутербродов и др.)
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты
и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
8

ПРОЕКТ

7 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань, металл, продукты,
химические средства ухода и прочие). Условия хранения.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты
и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
8 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань, металл, продукты,
химические средства ухода и прочие). Подбор материала для изделия, рациональное
использование материалов. Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы, Подготовка к
работе инструментов и оборудования, простейшая наладка оборудования, хранение
инструментов.
Технологии изготовления предмета труда: основные профессиональные операции и
действия (разметка по чертежу, соединение деталей, обработка деталей,.), работа по
технологическим картам (умение соблюдать порядок выполнение операций, следовать
инструкции, читать чертежи).
Представления о профессии. Правила техники безопасности (причины травматизма,
противопожарная

безопасность

в

мастерской,

электробезопасность

оборудования).

Организация рабочего места. Анализ выполненной работы. Исправление недочетов. Правила
работы при коллективной организации работы.
9 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань, металл, продукты,
химические средства ухода, теплоизоляционные материалы, гидроизоляционные материалы
и прочие). Подбор материала для конкретного изделия. Правила экономного расходования
материалов. Условия хранения.
Подготовка

к

работе

инструментов

и

оборудования,

простейшая

наладка

оборудования, хранение инструментов.
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под руководством
педагогического работника (изготовление строительных инструментов, мебели, паркета,
строительный ремонт, пошив юбки, платья, приготовление мяса, бульонов, десертов и др.).
9

ПРОЕКТ

Представления о профессии. Основы трудового законодательства. Правила техники
безопасности (причины травматизма, противопожарная безопасность в мастерской,
электробезопасность оборудования).

Организация рабочего места. Анализ выполненной

работы. требования к качеству выполняемых операций. Исправление недочетов. Правила
работы при коллективной организации работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
начальные

представления

о

собственных

возможностях;

о

необходимости

жизнеобеспечения;
проявление уважения к труду, людям труда, результатам труда (своего и других
людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии;
наличие мотивации к творческому труду; ориентировки на результат;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
установка на безопасный образ жизни, бережное отношение к материальным и
духовным ценностям;
способность

к

осмыслению

картины

мира,

ее

временно-пространственной

организации; своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически
значимые изделия из различных материалов;
проявление этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам других людей;
готовность к самостоятельной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1
К концу обучения в 5 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
1

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
10

ПРОЕКТ

понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для
работы;
читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в процессе
изготовления изделия;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
выполнять доступные трудовые операции (действия) по изучаемому профилю;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место;
производить

с

помощью

педагогического

работника

отбор

материала

и

инструментов, необходимых для работы;
знать и выполнять элементарные, доступные приемы ручных операций (действий) в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществлять с помощью педагогического работника текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и корректировкухода практической работы;
соблюдать правила подготовки инструмента (оборудования) к работе;
знать основные механизмы инструмента (оборудования);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
К концу обучения в 6 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
11

ПРОЕКТ

знать названия некоторых материалов изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве оборудования
(инструмента, станка) и его основных частей;
владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов в соответствии с изучаемым профилем;
читать

(с

помощью

педагогического

работника)

технологическую

карту,

используемую в процессе изготовления изделия и работать по ней, следуя инструкции,
выполнять технологическую последовательность при изготовлении предмета труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место;
производить (с незначительной помощью педагогического работника)

отбор

материала и инструментов, необходимых для работы, в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать (с помощью педагогического работника) предстоящую практическую
работу;
знать элементарные и доступные технологические приемы трудовых действий по
профилю в зависимости от свойств материалов и поставленных целей (например, обработать
срез, соединить, склеить детали и т.д.);

12

ПРОЕКТ

осуществлять (с помощью педагогического работника) текущий самоконтроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка) к работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
К концу обучения в 7 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
знать названия основных материалов изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требования при
работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с незначительной помощью педагогического работника) материалы и
инструменты, необходимые для работы;
иметь общие представления о принципах действия, общем устройстве оборудования
(инструмента, станка) и его основных частей;
владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов в соответствии с изучаемым профилем;
читать

(с

помощью

педагогического

работника)

технологическую

карту,

используемую в процессе изготовления изделия и работать по ней, следуя инструкции,
выполнять технологическую последовательность при изготовлении предмета труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
13

ПРОЕКТ

понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать своё рабочее место;
производить самостоятельно отбор материала и инструментов, необходимых для
работы, в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать

(с частичной помощью педагогического работника) предстоящую

практическую работу;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
К концу обучения в 8 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
иметь представления об основных свойствах используемых материалов;
уметь отобрать самостоятельно материалы и инструменты, необходимые для работы;
владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, деревообработка, приготовление
пищи);
читать

самостоятельно

технологическую

карту,

используемую

в

процессе

изготовления изделия;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
экономно расходовать материалы;
планировать

предстоящую практическую работу в соответствии с технологической

картой;
знать оптимальные и доступные технологические приемы трудовых операций в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических

действий

и

корректировку ухода практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка)к работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
14

ПРОЕКТ

знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
К концу обучения в 9 классе:
Минимальный уровень:
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
знать названия, свойства, происхождение некоторых материалов, изделий, которые из
них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать правила хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе
с производственными материалами;
уметь отобрать самостоятельно материалы и инструменты, необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве оборудования
(инструмента, станка) и его основных частей (швейная машина, кухонная плита, токарный
станок);
знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требования при выполнении работы;
владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, сверление и др.);
уметь читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления
изделия, выполнять трудовые операции по инструкции;
иметь представления о разных видах профильного труда;
уметь заботливо и бережно относиться

к общественному достоянию и родной

природе;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности других обучающихся и
результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового
обучения.
15

ПРОЕКТ

Достаточный уровень:
уметь

определять

возможности

различных

материалов,

осуществлять

их

целенаправленный выбор в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными свойствами используемого материала (изделия) в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
уметь экономно расходовать материалы;
уметь планировать предстоящую практическую работу;
знать оптимальные и доступные технологические приемы трудовых операций

в

зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
уметь осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы;
уметь анализировать результаты своего и чужого труда, выслушивать предложения и
мнения других обучающихся, адекватно реагировать

на них, исправлять собственные

ошибки;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
комментировать и давать оценку в доброжелательной форме достижениям других
обучающихся, высказывать свои

предложения

и пожелания; понимать

общественную

значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других
обучающихся;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях коллективного взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых);
слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
16

ПРОЕКТ

использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
принимать цели и задачи решения практических задач;
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
проявлять готовность к осуществлению самоконтроля в процессе выполнения
трудового задания;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)
на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать

в

процессе

деятельности

некоторые

межпредметные

знания,

отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена на основе тематических разделов и допускает вариативный
подход к очередности изучения содержания с учетом сохранения общего количества
учебных часов.
1) «Визуальное искусство». Средства выразительности в изобразительном искусстве.
Шедевры классического искусства. Творчество казахстанских художников. Виды и жанры
изобразительного

искусства.

Искусство

натюрморта.

Декоративный

национальный

натюрморт. Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива. Индустриальный
пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива. Искусство пластических форм.
Скульптура. Создание творческой работы. Организация выставки.
2) «Декоративно-прикладное искусство». Виды орнамента. Казахские национальные
орнаменты (виды, стилизация и мотивы). Художественная вышивка. Виды вышивки.
17

ПРОЕКТ

Знакомство с материалами и инструментами. Разработка эскиза. Декорирование изделия с
художественной вышивкой. Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами
и инструментами. Плетение изделия. Выставка работ.
3) «Дизайн и технология». Классификация и характеристика текстильных материалов.
Исследование видов и свойств материалов. Оборудование, инструменты и приспособления
для обработки текстильных материалов. Классификация швейных изделий. От идеи до
продукта (швейные изделия). Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль). Создание
костюма (на мини-манекен или куклу). Дизайн швейных изделий в технике текстильной
мозаики (пэчворк, квиллинг, курак). Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка материала.
Последовательность выполнения работы. Создание изделия. Декорирование изделия.
4) «Культура питания». Основы здорового питания. Составление меню. Оборудование
кухни. Посуда, инструменты и приспособления для приготовления пищи. Изучение
возможностей инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Технология
приготовления бутербродов и напитков. Технология приготовления салатов из овощей и
фруктов.
5)

«Культура

дома». Личная

гигиена,

уход

за

собой.

Основные

направления

растениеводства. Весенние работы в растениеводстве
5.Цель обучения учебному предмету – формирование функциональной грамотности в
области искусства и технологий труда, развитие личности с творческим отношением к
действительности.
6.Виды деятельности для достижения учебных задач (индивидуальная, парная и групповая
работа).
Особенностью учебного предмета «Художественный труд» в системе основного среднего
образования является изучение различных видов искусства, выражение идей средствами
искусства, приобретение универсальных (бытовых) и специальных (предметных) знаний и
умений, навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов,
навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями.
7.Программа по учебному предмету «Художественный труд» направлена:
на развитие знаний, формирование осознанного восприятия искусства, дизайна и технологий
в окружающем мире;
18

ПРОЕКТ

изучение художественно-культурного наследия народов Казахстана и мира;
развитие технологических навыков, навыков передачи творческих идей выразительными
средствами искусства и дизайна;
развитие творческого и критического мышления обучающихся в процессе исследования,
создания, анализа, художественной трансформации объектов;
приобретение опыта применения информационно-коммуникационных технологий во всех
видах учебной деятельности (исследование, творческая реализация идей, презентация работ);
исследование и применение различных ресурсов и источников информации с осознанием их
значения для результатов работы;
эстетическое, трудовое, экономическое, экологическое, патриотическое воспитание и
формирование нравственно-духовных ценностей;
развитие умения самостоятельно планировать свою деятельность, определяя и учитывая
время, свойства материалов и другие факторы;
приобретение опыта организации совместной деятельности.

Распределение часов по курсу «Художественный труд»
№

Наименование раздела

Всего.

1

Визуальное искусство

36

2

Декоративно-прикладное искусство

28

3

Дизайн и технология

40

4

Культура питания

24

5

Культура дома

8

итого

136

Календарно-тематическое планирование 5 класс
№

Часы.

Тема урока

Дата.

1-я четверть (36 часов)
Раздел 1 : Визуальное искусство.(36ч)
19

ПРОЕКТ

1-2

4

Средства выразительности в изобразительном искусстве. Виды и
жанры изобразительного искусства

3-4

4

Шедевры классического
художников.

5-6

4

Искусство натюрморта.

7-8

4

Декоративный национальный натюрморт

9-10

4

Пейзаж. Гармония с природой. Воздушная перспектива

11-12

4

Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж. Линейная перспектива

13-14

4

Искусство пластических форм. Скульптура

15-16

4

Творческая работа.

17-18

4

Творческая работа. Организация выставки

искусства.

Творчество

казахстанских

2-я четверть (28 часов)
Раздел 2 : Декоративно - прикладное искусство(28ч.)
19-20

4

Краткая история и виды орнамента. Казахские национальные
орнаменты (виды, стилизация и мотивы)

21-22

4

Художественная вышивка. Виды вышивки. Знакомство с материалами
и инструментами. Разработка эскиза

23-24

4

Декорирование изделия художественной вышивкой

25-26

4

Декорирование изделия художественной вышивкой

27-28

4

Искусство плетения. Виды плетения. Знакомство с материалами и
инструментами Разработка эскиза

29-30

4

Плетение изделия

31-32

4

Плетение изделия. Выставка работ.
3-я четверть (40 часов)
Раздел 3: Дизайн и технология(40ч)

33-34

4

Классификация
и
характеристика
текстильных
Исследование видов и свойств материалов

35-36

4

Оборудование, инструменты
текстильных материалов.

37-38

4

Классификация швейных изделий. От идеи до продукта (швейные
изделия)

39-40

4

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и
материалы).Создание костюма (на мини-манекен или куклу)

41-42

4

Дизайн, макетирование одежды (бумага, текстиль и другие

и

приспособления

материалов.

для

обработки

другие

материалы).Создание костюма (на мини-манекен или куклу)
20

ПРОЕКТ

43-44

4

Дизайн швейных изделий в технике текстильной мозаики (пэчворк,
квиллинг, курак).Разработка идей. Эскиз. Выбор и подготовка
материала. Последовательность выполнения работы

45-46

4

Создание изделия. Декорирование изделия

47-48

4

Создание изделия. Декорирование изделия

49-50

4

Создание изделия. Декорирование изделия

51-52

4

Презентация работы
4-я четверть (32 часов)
Раздел 4 : Культура питания (24ч)

53-54

4

Основы здорового питания.

55-56

4

Составление меню

57-58

4

Оборудование кухни. Посуда, инструменты и приспособления для
приготовления пищи. Исследование возможностей инструментов и
приспособлений для приготовления пищи

59-60

4

Технология приготовления бутербродов.

61-62

4

Технология приготовления горячих напитков.

63-64

4

Технология приготовления салатов из овощей и фруктов
Раздел 5: Культура дома. (8ч)

65-66

4

Личная гигиена, уход за собой

67

2

Основные направления растениеводства

68

2

Весенние работы в растениеводстве

Итого.

136

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».