Рабочая программа тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (вариант 7.2)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной
рабочей
программе
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальные нарушения)
С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет
особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются
основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ.
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.
№ ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата МБОУ
СОШ №4
6. Постановление Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Концептуальные положения программы
Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие
учащегося с педагогами и специалистами образовательной организации.
Эффективность образовательной программы обеспечивается реализацией
цикла тьюторской деятельности по сопровождению индивидуального
образовательного интереса ребѐнка, применения профессионального
тьюторского инструментария. В свою очередь тьютор выступает в роли
сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель,
организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии,
что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого
учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.
Данная программа тьюторского сопровождения рассчитана на учебный
год и составлена для обучающихся 3и 6 класса.
Предлагаемая программа разработана с учетом психофизических,

интеллектуальных и соматических особенностей ребенка. Программа
разрабатывалась с целью максимально эффективного обучения, коррекции и
развитии мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, успешной адаптации
в современном обществе и социального становления.
Цель тьюторского сопровождения: индивидуальное сопровождение
обучающихся 2 класса с ОВЗ в образовательном процессе, поддержка и
помощь в трудных ситуациях, социальная адаптация и создание условий для
успешного включения ребенка в образовательный процесс.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная
помощь и организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает
ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды
в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация - включение ребѐнка в среду сверстников, в жизнь
класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в
коллективе.
3. Формирование навыков самообслуживания, элементарных трудовых
умений, самостоятельности, развитие жизненной компетентности, в том числе
социальных навыков.
4. Формирование знаний, умений и навыков у детей с учетом
образовательной программы. Помощь в усвоении соответствующих
общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При
необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны
ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные
физические, психические особенности.
5.
Организация, при необходимости, сопровождения другими
специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных
специалистов в работе с ребенком.
6. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в
процесс обучения:
• формирование у родителей адекватного отношения к своему ребѐнку,
установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе
анализа проблем ребѐнка, реализации стратегии помощи;
• оказание родителям эмоциональной поддержки;
• содействие родителям в получении информации об особенностях
развития ребѐнка, прогноза развития.
7. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной
динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
8. Диагностика мотивации и социализации обучающихся.

Диагностика сформированности УУД и их коррекция во время
индивидуальных занятий
9.

10. Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде на

любой возрастной ступени представляет собой последовательность
взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностическо-мотивационного,
проектировочного, реализационного и аналитического.
1. Диагностико-мотивационный этап.
Сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их
интересах, склонностях, мотивах, сильных и
слабых сторонах,
психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.
Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с
ОВЗ.
2. Проектировочный этап.
Выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у
обучающихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и
процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе,
составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных
программ развития.
3. Реализационный этап.
Оказание помощи в ориентации и включении в образовательное
пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем,
включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника
специалистов. Организация индивидуальных занятий для коррекции УУД.
4. Аналитический этап.
Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной
динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Содержание и организационные условия
реализации программы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся реализуется
ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное
время.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуальноличностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающихся и
ценностные установки. Достижение личностных результатов обеспечивается
содержанием отдельных предметов и внеурочной деятельности; овладением
доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной

области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые
обучающимися с задержкой развития, являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс .
Критерии оценки достижений по каждой группе личностных результатов
Личностные результаты
Способность
адекватно
использовать представления о
собственных возможностях и
ограничениях,
о
способах
решения проблемных ситуаций в
сфере жизнеобеспечения.

Способность
вступать
в
коммуникацию со взрослыми по
вопросам
медицинского
сопровождения
и
создания
специальных
условий
для
пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации
обучения.
Владение
навыками
коммуникации и принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия
(т.е.
самой
формой
проведения,
его
социальным рисунком), в том
числе
с
использованием
информационных технологий.

Критерии оценки достижения данного
результата
-умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и что нельзя.
-умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться за помощью, точно описать
возникшую проблему.
-умение выделять ситуации, когда
требуется привлечение родителей.
-умение обратиться ко взрослому при
затруднениях в учебе
-положительная динамика готовности к
самостоятельности и независимости в
быту.
-владение представлениями об устройстве
домашней жизни, принимать правильное
участие и брать ответственность на себя.
-владение представлениями об устройстве
жизни школы, участие в ней.
-способность использовать социальнобытовые
в повседневной
жизни.
-умение умения
решать актуальные
житейские
задачи, используя коммуникацию.
-умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения,
завершить разговор.
-умение корректно выразить отказ и
недовольство использовать культурные
формы выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и
дифференциации картины мира,
ее временно-пространственной
организации.

-умение использовать предметы в
соответствии с их функциями.
-вести себя в быту сообразно пониманию
окружающего мира (помыть грязные руки,
принять душ, и т.д.)
-способность задавать вопросы,
проявление активности во взаимодействии
с миром.
передавать
свои впечатления.
Способность к осмыслению -умение
-знание правил
поведения
в разных
социального окружения, своего социальных ситуациях с людьми разного
места
в
нем,
принятие статуса
соответствующих
возрасту -умение вступить в контакт и общаться в
ценностей и социальных ролей. соответствии с возрастом,- умение
корректно привлечь к себе внимание.
- умение проявлять инициативу, не быть
назойливым.

Работа тьютора по формированию гармоничных отношений подопечного с
социумом школы
Тьютор и
Тьютор:
подопечные
 формирует доверительные и эмоционально насыщенные
отношения с подопечными, в начале работы становится
«проводником», выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой;
 следит за состоянием детей - эмоциональным (помогает
разрешить конфликтные ситуации, успокаивает,
воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно
отдохнуть - может вывести его из класса; следит, чтобы дети
не были голодны);
 координирует общую деятельность учеников.
Тьютор и
Тьютор:
обсуждает с учителем:
учителя
класса
 цели и задачи своей работы;
 возможные трудности (посторонний шум во время
переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и
возвращение,
особенности
характера
и
специфику
поведенческих проявлений детей;
 каким образом наиболее эффективно выстроить
взаимодействие в тройке: ребенок - учитель - тьютор.
Тьютор и
Тьютор:
другие дети
 следит за тем, что происходит в детском коллективе - о чем
дети говорят, во что играют;
 объясняет детям, как общаться с одноклассниками
Тьютор и
родители

Тьютор:
 рассказывает родителям подопечных о том, как прошел
день, что удалось, какие были трудности;
 отвечает на вопросы родителей;
 даѐт рекомендации по организации режимных моментов
детей и организации выполнения домашнего задания.
Тьютор и другие Тьютор:
специалисты
 вносит предложения по оптимизации работы с детьми;
(логопед, соц.
 помогает в составлении индивидуальных программ;
педагог,
 осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация
медицинские
задания для тьютерантов, помощь тьютерантам в
работники,
психолог и др.) ориентировании в задании и др.)

Деятельность тьютора и тьюторанта
Действие тьюторантов

Действие тьютора

Ребенок с ОВЗ и учитель
Ребенок слушает учителя и
привлекает внимание ребенка (Тимофея
выполняет его инструкции
и Ромы) к учителю:
 «Смотри на Е.И. , слушай...»;
 «Смотри на доску»;
 «Возьми ручку, пиши»;
 «Открывай учебник»;
 «Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Ребенок
выполняет
 следит за организацией рабочего
рекомендации тьютора
пространства ученика(Тимофея, Ромы,
Егора Сп.) ;
 соотносит задания учителя с
возможностями учеников;
 если ребенок (Рома) не успевает
полностью
выполнить
задание
определяет нужный момент, когда
следует остановиться и переключиться на
новое задание;
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
Ребенок по своей инициативе
 наблюдает за контекстом общения
общается с ними, отвечает на детей.
обращение других учеников к
Например, сосед по парте просит у
ребенка ластик, а тот не реагирует.
нему
Тьютор организует диалог учеников:
«Дай, пожалуйста, ластик» - «На» «Спасибо. На, возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители
Ребенок общается с
родителями

помогает подопечному в общении со
своими родителями в условиях школы помогает рассказать, что было в школе,
познакомить с их с друзьями и т.п.
Ребенок может обменяться несколькими
фразами и с родителями других детей.

Календарно-тематическое планирование
Содержание работы тьютора на 2025-2026 учебный год
по основным направлениям
№

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные
участники

1. Информационное обеспечение
1

Пополнение нормативно-правовой В течение года
и методической базы

Тьютор

В течение года по Тьютор
2 Консультации для педагогов и
тьюторов
запросу
Индивидуальный образовательный Сентябрь
Тьютор
2.1
маршрут обучающихся
Консультации родителей учащихся В течение года
Тьютор
по вопросам устранения учебных
3 трудностей, коррекции
индивидуальных потребностей,
развития и реализации
способностей и возможностей
Встреча на родительском собрании октябрь
Учитель
«Роль тьютора в образовательном
тьютор
3.1
процессе обучающихся
коррекционного класса»
Информационная встреча
ноябрь
Тьютор
специалистов ППС с родителями.
Логопед
3.2
(специфика работы дефектолога и
дефектолог
логопеда с детьми ОВЗ)
Формирование базы данных
В течение года
Тьютор
4 технологий тьюторского
сопровождения
Оформление наглядного и
В течение года
Тьютор
5 печатного материала, выставок
2. Организационная деятельность

1

Ведение и систематическое
заполнение «Дневников
наблюдений тьюторантов»

В течение года

Тьютор

2

Оказание помощи обучающимся в Ежедневно
процессе занятий по успешному
включению в работу классного
коллектива

Тьютор

3

Ежедневно
Создание условий для реальной
(по графику)
индивидуализации процесса
обучения.(индивидуальные
занятия с учѐтом образовательных
проблем каждого обучающегося)

Тьютор

4.

Содействие участию каждого
воспитанника во внеклассной и
внешкольной творческой
деятельности с учетом интересов.

В соответствии с Тьютор
планом
воспитательной
работы класса и
школы

3. Учебно-методическое направление
Сентябрь

1

Составление и корректировка
индивидуальных программ
развития и обучения,
ознакомление с содержанием
адаптированных программ.

2.

Подготовка и организация работы По 2 часа в
неделю
со специалистами
(дефектолого,
«Коррекция поведения»
логопед)
«Развитие психических процессов,
психомоторики, сенсорное
развитие»

Тьютор, классный
руководитель

Специалисты:
Психолог
Дефектолог
логопед

Речевое развитие

3

4

«Развитие устной и письменной
речи»
Подготовка и организация
индивидуальных коррекционноразвивающих занятий.
Представление тьюторантов на
ПМПК (контроль за
рекомендациями ПМПК –
консультации невролога,
психиатра)

1 раз в неделю с Тьютор
каждым
Тьюторантом (по
графику)
По
Тьютор
необходимости
Рычков
Зинченко

5

Участие в педагогическом совете, По
Тьютор
работе методического объединения общешкольному
начальной школы
плану
4. Диагностико-аналитическая деятельность

1
2
3
4

Обновление базы данных
воспитанников

В течение года

Тьютор

Анализ личных дел учащихся

В течение года

Тьютор

Анкетирование родителей

По мере
необходимости

Тьютор

Непрерывная диагностика Общая В течение года
ориентация и запас бытовых
знаний. Изучение школьной
тревожности.

Тьютор

Диагностика
мотивации
и Сентябрь
май
социализации обучающихся.
Диагностика
сформированности
УУД и их коррекция во время
индивидуальных занятий
май
Анализ и отчет тьютора о
проделанной работе за 2025-2026
учебный год

тьютор

Методика «Лестница» (самооценка)
Социометрия «Два дома»»
Методика «Если бы ты был
волшебником»

5

6

Тьютор, зам.
директора по УВР

Содержание программы тьюторского сопровождения во внеурочное время
Название
мероприятия
День знаний
Неделя
безопасности
День учителя
День пожилого
человека
Конкурс чтецов
«Читалочка»
День Отца

Сроки
2 сентября
сентябрь
4 октября

Планируемая деятельность ребенка в
мероприятии
Присутствие на торжественной линейке.
Беседа, просмотр презентации, игры.
Участие в конкурсе рисунков «Букет
учителю», присутствие на празднике.

1 октября

Селфи с бабушкой или с дедушкой

14 октября

Джамолзода Марям (грамота за участие)

19 октября

Поздравительная открытка папе

День народного
единства
День матери
День Героев
Отечества
День Конституции
Новогодний
праздник
День снятия
блокады
Ленинграда
День
российской
науки
День защитника
Отечества

Проводы
Масленицы

Международный
женский день

1 неделя
ноября

Оформление доски на тему: «Мы едины»

Подготовка к мероприятию, изготовление
конец ноября открыток, присутствие на празднике,
подготовка к конкурсу чтецов.
10 декабря Оформление тематической доски, беседа,
просмотр презентации

январь

Викторина «Твои права и обязанности»,
информационная выставка «Основной
закон нашего государства»
Подготовка к мероприятию: украшение
класса; участие в новогоднем празднике.
Просмотр презентации

январь

Просмотр презентации

февраль

Подготовка к мероприятию, изготовление
поздравительных открыток, участие в
военно-спортивной игре.

февраль

Подготовка к мероприятию, участие в
празднике, разучивание весенних
закличек. Участие в городском конкурсе
Широкая масленица»

12 декабрь
декабрь

март
март

Подготовка к мероприятию, изготовление
поздравительных открыток, присутствие
на празднике, разучивание стихов для
мамы видеопоздравление маме
Просмотр презентации

День воссоединения
Крыма с Россией
Всемирный день
здоровья (День
физкультуры)

апрель

Присутствие. Участие в мероприятии.

День Космонавтики
Праздник Весны и
труда

День Победы

Экскурсии

Игры

Последний звонок

апрель
май

май

В течение
года

Оформление доски на тему: «Космос»
Изготовление поделок, рисунки, раскраски
Оформление доски на тему: «Мир, труд,
май » Изготовление открыток.
Подготовка к мероприятию, присутствие
на празднике, участие в социальном
проекте «Поздравь ветерана» (дети
войны), «Окна Победы».
Посещение музеев, библиотек
(библиотека микрорайона «Быстринский»

В течение
года

Дидактические коммуникативные игры,
подвижные игры. Игры на внимание,
память. Игры с пальчиками для развития
мелкой моторики.

май

Присутствие на торжественной линейке.
Праздник «Ура! Каникулы!»

Тьюторское сопровождение образовательного процесса во внеурочной
деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья создаст
условия для активности каждого учащегося, для развития его
самостоятельности к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих
образовательных способностей. При организации внеурочной деятельности
тьюторское сопровождение рассматривается как процесс заинтересованного
наблюдения,
консультирования,
личностного
участия,
поощрения
максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

Результаты тьюторского сопровождения
и формы их фиксации
Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:
 успешное включение в образовательный процесс и социальная
адаптация в образовательной среде;
 освоение культурно-гигиенических навыков, расширение
возможностей самостоятельного выполнения необходимого действия.
 развитие коммуникативных способностей обучающегося и
жизненных компетенций: адекватного поведения, основ произвольной
деятельности, умений общаться со взрослыми и сверстниками, выражать свои
потребности и желания;
 динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого
развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося.
Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио
обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.
Таким образом, программа тьюторское сопровождения представляет
собой организацию движения ребѐнка в образовательном процессе, которое
строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с
интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной
среде.
Тьютор выступает в роли проводника ребѐнка в образовательном
пространстве, помогает в преодолении социальных, физиологических и
психологических барьеров.

Список использованной литературы:
1. Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая

тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. -№1 - С. 34-35.
2. Зыбарева
Н.Н.
Тьюторское
сопровождение
инклюзивного
образования. -http://www.thetutor.ru/lechebn ped/articles.htm
3. Крылова Н. Б. Тьютор - новый тип педагога в условиях
индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч, - 2015. - № 5- С. 1016.
4. Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих
инклюзивную практику. Методические рекомендации. - М.: МГППУ, 2012. 57 с
5. Мухорина В. А. Образовательная программа «Тьюторы» / В. А.
Мухорина // Завуч, - 2016. - № 2 - С.12-18.
6. Синюгина Т.Ю. О предоставлении услуг тьюторского сопровождения
и (или) сопровождения ассистента/ Т.Ю.Синюгина//Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития, - 2019. - №3 - с. 16-19.
7. Солодова Е. А., Ефимов П. П., Ефимова И. О. Особенности
тьюторского сопровождения обучающихся в образовательной среде учебного
заведения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования:
материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар: Новация, 2016. — С. 264-267.
8. Яковлева И.М., Браткова М.В., Караневская О.В., Шаргородская Л.В.
Методические рекомендации к проведению тьюторского сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья// Коррекционная
педагогика, - 2019. - №3 (81). - с.5-14.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».