Система профориентационной работы в школе

01.01.2017

Профориентационная работа в школе

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Цель профориентационной работы в школе: - оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи профориентационной работы: - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования. Основные направления профессиональной ориентации учащихся: - Профессиональной просвещение; - Профессиональная диагностика; - Профессиональная консультация и др. Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: - Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; - Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; - Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда; 5-7 классы: - Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; - Представления о собственных интересах и возможностях; - Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. 8-9 классы: - Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; - Профессиональное самопознание; 10-11 классы: - Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Направления и формы профориентационной работы в школе: - Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация». - Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа. Работа с учащимися: - Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.; - Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности; - Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). - Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.); - Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений; - Встречи с представителями предприятий, учебных заведений; - Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования; - Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций. Работа с родителями: - Проведение родительских собраний (общешкольных, классных); - Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися. Перспективы профориентационной работы: - Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города; - Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций; - Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы; - Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; - Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению; - Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками; - Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп; - Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Система работы школы по профориентации учащихся и профессиональному просвещению.

 

 

Начальные классы (1-4)

Средние классы

(5-8)

Старшие классы

(9-11)

Условия

Разъяснение значимости различных профессий (специальностей) в жизни общества

Показать, как материал отдельных учебных предметов и владение навыками его применения используются в различных видах трудовой деятельности

Дифференциация основных профессий (специальностей) в соответствии с интере-сами, склонностями и способностями индивида

Цель

Помочь учащимся разобраться в том, как профессии и специальности соответствуют целям, потребностям и успешной жизнедеятельности общества

Помочь учащимся понять мир профессий и мир труда

Научить учащихся оценивать взаимосвязь между системой личностных характеристик и требованиями мира труда и помочь понять, каким образом это может повлиять на их будущее

Результат

 

Учащиеся понимают информацию, получен-ную в соответствии с выбранным методом, могут ее интерпретировать

Учащиеся понимают информацию, полученную в соответствии с выбран-ным методом, могут ее интерпретировать

Учащиеся в состоянии сформулировать свои профессиональные планы, которые соответствуют их интересам

Методы

  • Уроки «Мир профессий» в рамках курса «Окружающий мир».
  • Экскурсии на предприятия с последующим обсуждением увиденных профессий на классных часах.
  • Проведение внеклассных мероприятий (конкурсы, викторины)
  • Проведение классных часов по программе Резапкиной «Уроки самоопределения» (с участием психолога).
  • Консультирование (индивидуальное и групповое).
  • Тестирование (индивидуальное и групповое).

 

  • Проведение модульных занятий «Мир профессий» в основе которых лежит программа Г.В.Резапкиной для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов
  • Проведение темати-ческих семинаров для учащихся 10-11 классов.
  • Встречи с представи-телями вузов и колледжа.
  • Консультирование (индивидуальное и групповое).
  • Тестирование (индивидуальное и групповое)

 

Г.В. Резапкина. Программа «Уроки самоопределения»

(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

 

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 

Образ «Я» и самооценка

Самооценка и уровень притязаний

Успех и уровень притязаний

Формула успеха

Я – реальный, я – идеальный

 

Что такое хорошо и что такое плохоХочу такой сайт

Мои недостатки и достоинства

Свобода и ответственность

Ролевая игра «Акулы и дельфины»

Мотивы выбора профессии

 

Я управляю стрессом

Я чувствую, значит, существую

Поведение в конфликтах

Эмоциональный интеллект

Стиль общения

 

Память и

внимание

Тип мышления

Интеллектуальный потенциал

Интеллектуальная подвижность

Эрудиция

 

Профессиональные интересы

Профессиональные склонности

Определение типа будущей профессии

Понятие профильного обучения

Профессиональный тип личности

 

Задатки и склонности

Мыслитель или художник?

Технические способности

Человеческий фактор

Профессия и здоровье

 

Что я знаю о профессиях

Формула профессии

Признаки профессии

«Оптимисты и скептики»

Современный рынок труда

 

Азы правильного выбора

Ошибки в выборе профессии

Планирование профессионального будущего

Слагаемые профессионального успеха

Пути получения профессии

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».