Рабочая программа по технологии 9 класс ФГОС

Пояснительная записка
Настоящая программа по Технологии 9 классов разработана на основании Федерального
компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от
05.03.2004 г. № 1089 (редакция от 23.06.2015 г.), Примерной программы основного общего образования
по Технологии (базовый уровень), Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ СОШ№4, утвержденной приказом директора от 28.08.2014 г. № 193
РабочаяпрограммапоТехнологиидля9классапризванаобеспечитьреализациюФедеральногокомпоне
нтаГосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего,среднего(полного
)общегообразованияпопредмету«Технология»набазовомуровне.
Целиизучениятехнологиинабазовомуровнеосновногообщегообразования
Направленонадостижениеследующихцелей:
освоениезнанийосоставляющихтехнологическойкультуры,научнойорганизациипроизводстваит
руда,методахтворческойдеятельности,снижениинегативныхпоследствийпроизводственнойдеяте
льностинаокружающуюсредуиздоровьечеловека,путяхполученияпрофессииипостроенияпрофес
сиональнойкарьеры;
овладениеумениямирациональнойорганизациитрудовойдеятельности,проектированияиизготовле
нияличностноилиобщественнозначимыхобъектовтрудасучетомэстетическихиэкологическихтребов
аний;сопоставленияпрофессиональныхплановссостояниемздоровья,образовательнымпотенциалом,
личностнымиособенностями;
развитиетехническогомышления,пространственноговоображения,способностиксамостоятельномуп
оискуииспользованиюинформациидлярешенияпрактическихзадачвсферетехнологическойдеятельност
и,канализутрудовогопроцессавходепроектированияматериальныхобъектовилиуслуг;кделовомусотруд
ничествувпроцессеколлективнойдеятельности;
воспитаниеответственногоотношенияктрудуирезультатамтруда;формированиепредставления
отехнологиикакчастиобщечеловеческойкультуры,еероливобщественномразвитии;
подготовкаксамостоятельнойдеятельностинарынкетруда,товаровиуслугиготовностикпродолж
ениюобучениявсистеменепрерывногопрофессиональногообразования.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета
Основнойзадачейкурса«Технология»вшколеявляетсяпомощьученикувобоснованномвыборепрофи
лядальнейшегообучения.Назанятияхучащиесяпознакомятсястакимивидамидеятельности,которыеявляю
тсяведущимивомногихинженерныхитехническихпрофессиях,связанныхспрактическимиприменениями
физики.
Методическаяосноваизучениякурса.
Учебныйпроцессназанятияхпотехнологиистроитсянаосновеизученияорганизациипроизво
дстватоваровилиуслугвпроцессетехнологическойподготовкиввыбраннойшкольникомсфередеятельност
ииориентированнапрофессиональноесамоопределениеучащихся.Программавключаетвсебятакжераздел
ы«Производство,трудитехнологии»,«Технологиипроектированияисозданияматериальныхобъектовиусл
уг»,«Профессиональноесамоопределениеикарьера»,«Проектнаядеятельность».Обучениешкольниковтех
нологиистроитсянаосновеосвоенияконкретныхпроцессовпреобразованияииспользованияматериалов,эне
ргии,информации,объектовприроднойисоциальнойсреды.Независимоотнаправленияобучения,содержан
иемпрограммыпотехнологиипредусматриваетсяизучениематериалапоследующимсквознымобразовател
ьнымлиниям:
- Культура и эстетика труда;

- получение, хранение и использование полученной информации;
- творческая и проектная деятельность;
- знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- перспективы и социальные последствия развития технологий;
Исходяизнеобходимостиучетаобразовательныхпотребностейличностиобучающегося,егосемьииобществ
а,достиженийпедагогическойнауки,учебныйматериалотбираетсясучетомследующихположений:распространенностьизучаемыхтехнологийвсферепроизводства,сервисаидомашнегохозяйства;возможностьосвоениясодержаниянаосновевключенияучащихсявразнообразныевидытехнологическойде
ятельности,имеющихпрактическуюнаправленность;выборобъектовсозидательнойипреобразовательнойдеятельностинаосновеизучения
общественных
илииндивидуальныхпотребностей;
-возможностьпознавательного,интеллектуального,творческого,духовнонравственного,эстетическогоифизическогоразвитияучащихся.
Описаниеместакурсатехнологиивучебномплане
ВсоответствиесучебнымпланомМБОУСОШ№4накурс«Технология»вклассах
отводится:34 часа,1часвнеделю.
Обязательныйминимумсодержанияосновныхобразовательныхпрограмм
Учебныйпроцессназанятияхпотехнологиистроитсянаосновеизученияорганизациипроизводстватов
аровилиуслугвпроцессетехнологическойподготовкиввыбраннойшкольникомсфередеятельностииориен
тированнапрофессиональноесамоопределениеучащихся.
Технологиякакчастьобщечеловеческойкультуры.Влияниетехнологийнаобщественноеразвитие.Вза
имосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера
труда.Представлениеоборганизациипроизводства:сферыпроизводства,отрасли,объединения,комплексы
ипредприятия.Составляющиесовременногопроизводства.Разделениеикооперациятруда.
Нормированиетруда;нормыпроизводстваитарификация;нормативы,системыиформыоплатытруда.
Требованиякквалификацииспециалистовразличныхпрофессий.Единый
тарифно-квалификационный
справочник работ и профессий (ЕТКС.)
Выявлениеспособовснижениянегативноговлиянияпроизводстванаокружающуюсреду:применениеэ
кологическичистыхибезотходныхтехнологий;утилизация
отходов;рациональное
размещение
производства.
Овладениеосновамикультурытруда:научная
организация
труда;трудоваяитехнологическаядисциплина;безопасностьтрудаисредстваееобеспечения;эстетикатруда
;этикавзаимоотношенийвтрудовомколлективе;формытворчествавтруде.
Взаимозависимостьрынкатоваровиуслуг,технологийпроизводства,уровняразвитиянаукиитехники:
введениевпроизводствоновыхпродуктов,современныхтехнологий.
Технологияпроектированияисозданияматериальныхобъектовилиуслуг
Выдвижениеидеипродуктатрудатоваропроизводителемианализвостребованностиобъектапотенциа
льнымипотребителяминаосновепотребительскихкачеств.Выбортехнологий,средствиспособовреализаци
ипроекта.
Планированиепроектнойдеятельности.Выборпутейиспособовреализациипроектируемогоматериал
ьногообъектаилиуслуги.
Документальноепредставлениепроектируемогопродуктатрудас использованием способов защиты
интеллектуальной собственности.
Организациярабочихместитехнологическогопроцессасозданияпродуктатруда.Выполнениеоперац
ийпосозданиюпродуктатруда.КонтрольпромежуточныхэтаповдеятельностиОценкакачестваматериальн
огообъектаилиуслуги,технологическогопроцессаирезультатовпроектнойдеятельности.Оформлениеип
резентацияпроектаирезультатовтруда.Профессиональноесамоопределениеикарьера
Изучениерынкатрудаипрофессий:конъюктура

рынка

труда

и

профессий,спросипредложенияработодателейнаразличныевидыпрофессиональноготруда,средствапол
ученияинформацииорынкетрудаипутяхпрофессиональногообразования.
Видыиформыполученияпрофессиональногообразования.Региональныйрынокобразовательныхус
луг.Центрыпрофконсультационнойпомощи.Поискисточниковинформацииорынкеобразовательныхусл
уг.Планированиепутейполученияобразования,профессионального
и
служебного
роста.Характерпрофессиональногообразования.
Сопоставлениепрофессиональныхплановссостояниемздоровья,образовательнымпотенциалом,лич
ностнымиособенностями.Подготовкарезюмеиформысамопрезентациидляполученияпрофессиональног
ообразованияилитрудоустройства.
Выполнениепроектапоуточнениюпрофессиональныхнамерений.
Календарно-тематическоепланированиедля 9класса
№
Темаурока
Кол- Требованиякуровнюподготовки
вочасов
1 Технологиякакчасть
общечеловеческойкул
ьтуры.
2
Понятие«технология
»
3
Технологические
уклады.
4-5

6-7

8
9

Представление
об
организации
производства:сферы
производства,отрасли,об
ъединения,комплексыип
редприятия.Нормировани
е
труда;нормы
производства
и
тарификация;нормативы,
системы и формы оплаты
труда.

Выявление
способов
снижения
негативного
влияния производства на
окружающую
среду:применение
экологически-чистых и
безотходных
технологий;утилизация
отходов.
Экологический
мониторинг.
Альтернативные
источники энергии
Экологическое
сознание и мораль в
техногенном мире

10-11 Взаимозависимостьрын

1 Знать/уметь:чтотакоетехнология,еевзаимосвязьсобщейкультуройосновныевидыкультуры1 влияниетехнологийнаобщественноеразвити,
1

2 Знать/понимать:взаимосвязьивзаимообусловленностьтехнологий,наукиипро
изводства,рольнаукивразвитиитехнологическогопрогресса;п
онятия«наукоемкость»производства
Знать/понимать:причины(производственныетехнологическиепроцессы),при
водящиекзагрязнениюокружающейсредычтотакоерадиоактивноезагрязнение,парниковыйэффект,озо
новаядыра;негативныеследствиясовременногоземлепользования(агрот
ехнологий)дляокружающейсреды.Уметь:выявлятьисточникиистепеньзагрязненностиокружающейсре
ды
-чтотакоеэкологический
мониторинг;2 Знать/понимать
сущностьбезотходных технологий; пути рационального
использования ресурсов; виды альтернативных источников
энергии.
Уметь
выявлятьисточникиистепеньзагрязненностиокружающейсред
ы

1
1 Знать/пониматьпочемувозникланеобходимостьвновомэкологическомсозна
нии(морали);сущность,характерныечертыновогоэкологическогосознания
2 Знать/понимать:-

катоваровиуслуг,технол
огийпроизводства,уровн
яразвитиянаукиитехник
и:научные открыия и
инновации
в
производствах

12-16

Понятие
«интеллектуальная
собственность»
«авторское право»

и

Изучение рынка труда и
профессий:спроси
предложения
работодателей
на
различные
виды
профессионального
труда,средства получения
информации о рынке
труда
и
путях
профессионального
образования.

смыслпонятий«рационализация»,«стандартизация»,«конв
ейеризация»производства;
-сущностьнепрерывного(поточного)производства;чтопредставляютсобойгибкиепроизводственныесистемы;
вчемпроявляетсяглобализациясистемымировогохозяйств
а
Знать/понимать:сущностьпонятий«автомат»и«автоматизацияпроизводств
а»
5 Знать/понимать:требованияксовременномупроектированию;понятия«инновация»,«проектноезадание»,«техническоеза
дание»,какимикачествамидолженобладатьпроектировщикзначениеэстетическогофакторавпроектированиизаконыхудожественногоконструированияУметьпроводить
экспертизурабочегоместа
Знать/понимать:
- сущность понятия «интеллектуальная
собственность»; являться объектом
- что может
интеллектуальной собственности, - понятие
« авторское
право»; - существующие формы защиты авторских прав, - что
такое патент; Как осуществляется патентование изделия; суть
и защиту товарных прав.

Знать/пониматьчтопредставляетсобойбанкидейприпроектировании;методыформированиябанкаидей;Уметь:формироватьбанкидейдлясвоегопроектируемогоизделия;графическиоформлятьидеипроектируемогоизделия;делатьвыборнаиболееудачноговариантапроектируемогоиздел
иянаосновеанализа
Знать/понимать:взаимосвязьивзаимообусловленностьобщественныхпотребн
остейипроектирования;чтотакое«рынокпотребительскихтоваровиуслуг»;методыисследованиярынкапотребительскихтоваров(услуг);
Знать/пониматьвзаимоотношениясубъектаиобъектарынкатоваров и услуг;
виды и назначение нормативных актов, регулирующих
отношения между покупателем и производителем; назначение и виды страховых услуг.
Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировки
Знать/понимать:изчегоскладываетсясебестоимость продукции; отличие себестоимости от рыночной цены; рассчитывать
себестоимость
проектируемого
изделия;
делатьпредварительныйрасчетматериальныхзатратна
изготовлениепроектногоизделия

17-22 Понятие
профессиональной
деятельности.Разделени
еи специализация труда
.Практическаяработа«О
пределение
цели
и
задачи своей будущей
профессиональной
деятельности»Структур
а
и
составляющие
современного
производства.

23-30 Понятие«культурат
руда»Профессиона
льнаяэтика.Нормир
ование и оплата
труда

6 Знать/понимать:-чтотакоестандартизация;чтовходитвпонятие«проектнаядокументация»;Чтопредставл
яютсобойэскиз,чертеж,сборочныйчертежпроектируемогоизд
елия.Уметь:составлятьрезюмеподизайнупроектируемогоизделия;
выполнятьпроектнуюспецификациюпроектируемогоизделия
;выполнятьэскизпроектируемогоизделия;Выполнятьчертежип
роектируемогоизделия
Знать/понимать:-чтовходитвпонятие«технологический
процес;
-что
представляетсобойтехнологическаяоперация,технологич
ескийпереходпроектируемогоизделия
Уметь:составлять
технологическуюкартупроектируемогоизде
лия
8 Знать/понимать:чтотакоепрофессиональнаядеятельность.Еецелиифункции;ч
тоявляетсяфакторомуспехавпрофессиональнойдеятельности
;понятиеразделения,специализацииикооперациитруда;сущес
твующиеформыразделениятруда;различиемеждупонятиямипрофессиииспециальности;понятиепеременытруд.
Уметьопределятьцели,задачииосновныекомпонентысвоейбудуще
йпрофессиональнойдеятельности.
Знать/понимать:-понятие«нормированиетруда»;
чтотакоетарифнаясистема,тарифнаяставка;
виды норм труда.
Знать/понимать:-чтовходитвпонятие«культуратруда»; чтотакоенаучнаяорганизациятруда;какимимерамиобеспечиваетсябезопасностьтруда;
-понятиеохранытруда;
Знать/понимать:-чтотакоеэтика;чтоозначаютпонятия«мораль»и«нравственность»;какиенормыповеденияпредписываетпрофессиональна
этика;-виды профессиональнойэтики
4 Знать/понимать:-чтотакоерыноктрудаипрофессий;чтопонимаетсяподконъюнктурой рынка труда и профессий;
способы изучения рынка и профессий;

31-34

Виды и формы
получения

. Виды и формы
получения
профессионального
образования.
Региональный
рынок
образовательных услуг.
Центры
профконсультационной
помощи.
Поиск
источников информации
о рынке образовательных
услуг.
Планирование
путей
получения
34
Всего
образования

-источникиинформацииорынкетрудаипрофессий.Уметь:находитьианализироватьинформациюоситуациинарынкетруда
ипрофессий

КритерииоцениванияикраткоеописаниесистемыоценкидостиженийобучающихсяОЦЕНКАУСТ
70
НОГООТВЕТА:
Оценка«5»ставится,еслиматериалусвоенвполномобъеме;изложениелогично;основныеуменияс
формированыиустойчивы;выводыиобобщенияточныисвязанысявлениямиокружающейжизни,еслиу
ченикдаѐтразвѐрнутыйответ.Ученикобнаруживаетзнаниематериала,можетобосноватьсвоисуждения,
применятьзнаниянапрактике.
Оценка«4»ставится,есливусвоенииматериаланезначительныепробелы,изложениенедостаточно
систематизированное;отдельныеумениянедостаточноустойчивы;ввыводахиобобщенияхимеютсянек
оторыенеточности,еслиученикдаѐтответ,удовлетворяющийтребованиямдляоценки«5»,нодопускает1
-2ошибки,которыесамжеисправляет.Допускает1-2недочѐтавовремяответа.
Оценка«3»ставится,есливусвоенииматериалаимеютсяпробелы,онизлагаетсянесистематизиров
анно;отдельныеумениянедостаточносформированы;выводыиобобщенияаргументированыслабо,вни
хдопускаются2-3существенныхошибки.
Оценка«2»ставится,еслиосновноесодержаниематериаланеусвоено,выводовиобобщенийнет,есл
иученикобнаруживаетнезнаниебольшейчастиматериала,допускаетошибки,искажающиесмысл.Ответ
беспорядочныйинеуверенный.
ОЦЕНКАПИСЬМЕННЫХКОНТРОЛЬНЫХРАБОТ:
Оценка«5»ставитсязаработу,выполненнуюполностьюбезошибокинедочѐтов.
Оценка«4»ставитсязаработу,выполненнуюполностью,ноприналичиивнейнеболееодн
ойнегрубойошибкииодногонедочѐта,неболеетрѐхнедочѐтов.
Оценка«3»ставится,еслиученикправильновыполнилнеменее2/3всейработыилидопустилнебол
ееоднойгрубойошибкиидвухнедочѐтов,неболееоднойгрубойиоднойнегрубойошибки,неболеетрѐхне
грубыхошибок,однойнегрубойошибкиитрѐхнедочѐтов,приналичиичетырѐх-пятинедочѐтов.
Оценка«2»ставится,есличислоошибокинедочѐтовпревысилонормудляоценки«3»илиправильн
овыполненоменее2/3всейработы.
Учебно-методическоеиматериально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса
Методическаялитература:
1.СимоненкоВ.Д.,МатяшН.В.Основытехнологическойкультуры:Книгадляучителя.

М.:Вентана-Графф,2003.-268с.
2.Технология.Творческиепроекты:организацияработы/авт.сост.А.В.Жадаева,А.В.Пяткова.-Волгоград:Учитель,2011.-88с.
3.Технология.5-11классы.Проектнаядеятельностьнауроках
планирование,конспектыуроков,творческиепроекты,рабочаятетрадьдляучащихся/авт.сост.Н.А.Пономарева.-Волгоград:Учитель,2010.-107с.Интернетресурсыиэлектронныеинформационныеисточники:ЕдинаяколлекцияЦОРhttp://www.schoolcollection.ed
u.ru
«Мирнанотехнологий»http://metodist.lbz.ru/iumk/nano/«Мирпрофессий»http://profession.at.ua/index/video
_material__


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».