Пояснительная записка Настоящая программа по Технологии 9 классов разработана на основании Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (редакция от 23.06.2015 г.), Примерной программы основного общего образования по Технологии (базовый уровень), Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ№4, утвержденной приказом директора от 28.08.2014 г. № 193 РабочаяпрограммапоТехнологиидля9классапризванаобеспечитьреализациюФедеральногокомпоне нтаГосударственныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего,среднего(полного )общегообразованияпопредмету«Технология»набазовомуровне. Целиизучениятехнологиинабазовомуровнеосновногообщегообразования Направленонадостижениеследующихцелей: освоениезнанийосоставляющихтехнологическойкультуры,научнойорганизациипроизводстваит руда,методахтворческойдеятельности,снижениинегативныхпоследствийпроизводственнойдеяте льностинаокружающуюсредуиздоровьечеловека,путяхполученияпрофессииипостроенияпрофес сиональнойкарьеры; овладениеумениямирациональнойорганизациитрудовойдеятельности,проектированияиизготовле нияличностноилиобщественнозначимыхобъектовтрудасучетомэстетическихиэкологическихтребов аний;сопоставленияпрофессиональныхплановссостояниемздоровья,образовательнымпотенциалом, личностнымиособенностями; развитиетехническогомышления,пространственноговоображения,способностиксамостоятельномуп оискуииспользованиюинформациидлярешенияпрактическихзадачвсферетехнологическойдеятельност и,канализутрудовогопроцессавходепроектированияматериальныхобъектовилиуслуг;кделовомусотруд ничествувпроцессеколлективнойдеятельности; воспитаниеответственногоотношенияктрудуирезультатамтруда;формированиепредставления отехнологиикакчастиобщечеловеческойкультуры,еероливобщественномразвитии; подготовкаксамостоятельнойдеятельностинарынкетруда,товаровиуслугиготовностикпродолж ениюобучениявсистеменепрерывногопрофессиональногообразования. Общаяхарактеристикаучебногопредмета Основнойзадачейкурса«Технология»вшколеявляетсяпомощьученикувобоснованномвыборепрофи лядальнейшегообучения.Назанятияхучащиесяпознакомятсястакимивидамидеятельности,которыеявляю тсяведущимивомногихинженерныхитехническихпрофессиях,связанныхспрактическимиприменениями физики. Методическаяосноваизучениякурса. Учебныйпроцессназанятияхпотехнологиистроитсянаосновеизученияорганизациипроизво дстватоваровилиуслугвпроцессетехнологическойподготовкиввыбраннойшкольникомсфередеятельност ииориентированнапрофессиональноесамоопределениеучащихся.Программавключаетвсебятакжераздел ы«Производство,трудитехнологии»,«Технологиипроектированияисозданияматериальныхобъектовиусл уг»,«Профессиональноесамоопределениеикарьера»,«Проектнаядеятельность».Обучениешкольниковтех нологиистроитсянаосновеосвоенияконкретныхпроцессовпреобразованияииспользованияматериалов,эне ргии,информации,объектовприроднойисоциальнойсреды.Независимоотнаправленияобучения,содержан иемпрограммыпотехнологиипредусматриваетсяизучениематериалапоследующимсквознымобразовател ьнымлиниям: - Культура и эстетика труда; - получение, хранение и использование полученной информации; - творческая и проектная деятельность; - знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов; - влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; - перспективы и социальные последствия развития технологий; Исходяизнеобходимостиучетаобразовательныхпотребностейличностиобучающегося,егосемьииобществ а,достиженийпедагогическойнауки,учебныйматериалотбираетсясучетомследующихположений:распространенностьизучаемыхтехнологийвсферепроизводства,сервисаидомашнегохозяйства;возможностьосвоениясодержаниянаосновевключенияучащихсявразнообразныевидытехнологическойде ятельности,имеющихпрактическуюнаправленность;выборобъектовсозидательнойипреобразовательнойдеятельностинаосновеизучения общественных илииндивидуальныхпотребностей; -возможностьпознавательного,интеллектуального,творческого,духовнонравственного,эстетическогоифизическогоразвитияучащихся. Описаниеместакурсатехнологиивучебномплане ВсоответствиесучебнымпланомМБОУСОШ№4накурс«Технология»вклассах отводится:34 часа,1часвнеделю. Обязательныйминимумсодержанияосновныхобразовательныхпрограмм Учебныйпроцессназанятияхпотехнологиистроитсянаосновеизученияорганизациипроизводстватов аровилиуслугвпроцессетехнологическойподготовкиввыбраннойшкольникомсфередеятельностииориен тированнапрофессиональноесамоопределениеучащихся. Технологиякакчастьобщечеловеческойкультуры.Влияниетехнологийнаобщественноеразвитие.Вза имосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.Представлениеоборганизациипроизводства:сферыпроизводства,отрасли,объединения,комплексы ипредприятия.Составляющиесовременногопроизводства.Разделениеикооперациятруда. Нормированиетруда;нормыпроизводстваитарификация;нормативы,системыиформыоплатытруда. Требованиякквалификацииспециалистовразличныхпрофессий.Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС.) Выявлениеспособовснижениянегативноговлиянияпроизводстванаокружающуюсреду:применениеэ кологическичистыхибезотходныхтехнологий;утилизация отходов;рациональное размещение производства. Овладениеосновамикультурытруда:научная организация труда;трудоваяитехнологическаядисциплина;безопасностьтрудаисредстваееобеспечения;эстетикатруда ;этикавзаимоотношенийвтрудовомколлективе;формытворчествавтруде. Взаимозависимостьрынкатоваровиуслуг,технологийпроизводства,уровняразвитиянаукиитехники: введениевпроизводствоновыхпродуктов,современныхтехнологий. Технологияпроектированияисозданияматериальныхобъектовилиуслуг Выдвижениеидеипродуктатрудатоваропроизводителемианализвостребованностиобъектапотенциа льнымипотребителяминаосновепотребительскихкачеств.Выбортехнологий,средствиспособовреализаци ипроекта. Планированиепроектнойдеятельности.Выборпутейиспособовреализациипроектируемогоматериал ьногообъектаилиуслуги. Документальноепредставлениепроектируемогопродуктатрудас использованием способов защиты интеллектуальной собственности. Организациярабочихместитехнологическогопроцессасозданияпродуктатруда.Выполнениеоперац ийпосозданиюпродуктатруда.КонтрольпромежуточныхэтаповдеятельностиОценкакачестваматериальн огообъектаилиуслуги,технологическогопроцессаирезультатовпроектнойдеятельности.Оформлениеип резентацияпроектаирезультатовтруда.Профессиональноесамоопределениеикарьера Изучениерынкатрудаипрофессий:конъюктура рынка труда и профессий,спросипредложенияработодателейнаразличныевидыпрофессиональноготруда,средствапол ученияинформацииорынкетрудаипутяхпрофессиональногообразования. Видыиформыполученияпрофессиональногообразования.Региональныйрынокобразовательныхус луг.Центрыпрофконсультационнойпомощи.Поискисточниковинформацииорынкеобразовательныхусл уг.Планированиепутейполученияобразования,профессионального и служебного роста.Характерпрофессиональногообразования. Сопоставлениепрофессиональныхплановссостояниемздоровья,образовательнымпотенциалом,лич ностнымиособенностями.Подготовкарезюмеиформысамопрезентациидляполученияпрофессиональног ообразованияилитрудоустройства. Выполнениепроектапоуточнениюпрофессиональныхнамерений. Календарно-тематическоепланированиедля 9класса № Темаурока Кол- Требованиякуровнюподготовки вочасов 1 Технологиякакчасть общечеловеческойкул ьтуры. 2 Понятие«технология » 3 Технологические уклады. 4-5 6-7 8 9 Представление об организации производства:сферы производства,отрасли,об ъединения,комплексыип редприятия.Нормировани е труда;нормы производства и тарификация;нормативы, системы и формы оплаты труда. Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду:применение экологически-чистых и безотходных технологий;утилизация отходов. Экологический мониторинг. Альтернативные источники энергии Экологическое сознание и мораль в техногенном мире 10-11 Взаимозависимостьрын 1 Знать/уметь:чтотакоетехнология,еевзаимосвязьсобщейкультуройосновныевидыкультуры1 влияниетехнологийнаобщественноеразвити, 1 2 Знать/понимать:взаимосвязьивзаимообусловленностьтехнологий,наукиипро изводства,рольнаукивразвитиитехнологическогопрогресса;п онятия«наукоемкость»производства Знать/понимать:причины(производственныетехнологическиепроцессы),при водящиекзагрязнениюокружающейсредычтотакоерадиоактивноезагрязнение,парниковыйэффект,озо новаядыра;негативныеследствиясовременногоземлепользования(агрот ехнологий)дляокружающейсреды.Уметь:выявлятьисточникиистепеньзагрязненностиокружающейсре ды -чтотакоеэкологический мониторинг;2 Знать/понимать сущностьбезотходных технологий; пути рационального использования ресурсов; виды альтернативных источников энергии. Уметь выявлятьисточникиистепеньзагрязненностиокружающейсред ы 1 1 Знать/пониматьпочемувозникланеобходимостьвновомэкологическомсозна нии(морали);сущность,характерныечертыновогоэкологическогосознания 2 Знать/понимать:- катоваровиуслуг,технол огийпроизводства,уровн яразвитиянаукиитехник и:научные открыия и инновации в производствах 12-16 Понятие «интеллектуальная собственность» «авторское право» и Изучение рынка труда и профессий:спроси предложения работодателей на различные виды профессионального труда,средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. смыслпонятий«рационализация»,«стандартизация»,«конв ейеризация»производства; -сущностьнепрерывного(поточного)производства;чтопредставляютсобойгибкиепроизводственныесистемы; вчемпроявляетсяглобализациясистемымировогохозяйств а Знать/понимать:сущностьпонятий«автомат»и«автоматизацияпроизводств а» 5 Знать/понимать:требованияксовременномупроектированию;понятия«инновация»,«проектноезадание»,«техническоеза дание»,какимикачествамидолженобладатьпроектировщикзначениеэстетическогофакторавпроектированиизаконыхудожественногоконструированияУметьпроводить экспертизурабочегоместа Знать/понимать: - сущность понятия «интеллектуальная собственность»; являться объектом - что может интеллектуальной собственности, - понятие « авторское право»; - существующие формы защиты авторских прав, - что такое патент; Как осуществляется патентование изделия; суть и защиту товарных прав. Знать/пониматьчтопредставляетсобойбанкидейприпроектировании;методыформированиябанкаидей;Уметь:формироватьбанкидейдлясвоегопроектируемогоизделия;графическиоформлятьидеипроектируемогоизделия;делатьвыборнаиболееудачноговариантапроектируемогоиздел иянаосновеанализа Знать/понимать:взаимосвязьивзаимообусловленностьобщественныхпотребн остейипроектирования;чтотакое«рынокпотребительскихтоваровиуслуг»;методыисследованиярынкапотребительскихтоваров(услуг); Знать/пониматьвзаимоотношениясубъектаиобъектарынкатоваров и услуг; виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем; назначение и виды страховых услуг. Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировки Знать/понимать:изчегоскладываетсясебестоимость продукции; отличие себестоимости от рыночной цены; рассчитывать себестоимость проектируемого изделия; делатьпредварительныйрасчетматериальныхзатратна изготовлениепроектногоизделия 17-22 Понятие профессиональной деятельности.Разделени еи специализация труда .Практическаяработа«О пределение цели и задачи своей будущей профессиональной деятельности»Структур а и составляющие современного производства. 23-30 Понятие«культурат руда»Профессиона льнаяэтика.Нормир ование и оплата труда 6 Знать/понимать:-чтотакоестандартизация;чтовходитвпонятие«проектнаядокументация»;Чтопредставл яютсобойэскиз,чертеж,сборочныйчертежпроектируемогоизд елия.Уметь:составлятьрезюмеподизайнупроектируемогоизделия; выполнятьпроектнуюспецификациюпроектируемогоизделия ;выполнятьэскизпроектируемогоизделия;Выполнятьчертежип роектируемогоизделия Знать/понимать:-чтовходитвпонятие«технологический процес; -что представляетсобойтехнологическаяоперация,технологич ескийпереходпроектируемогоизделия Уметь:составлять технологическуюкартупроектируемогоизде лия 8 Знать/понимать:чтотакоепрофессиональнаядеятельность.Еецелиифункции;ч тоявляетсяфакторомуспехавпрофессиональнойдеятельности ;понятиеразделения,специализацииикооперациитруда;сущес твующиеформыразделениятруда;различиемеждупонятиямипрофессиииспециальности;понятиепеременытруд. Уметьопределятьцели,задачииосновныекомпонентысвоейбудуще йпрофессиональнойдеятельности. Знать/понимать:-понятие«нормированиетруда»; чтотакоетарифнаясистема,тарифнаяставка; виды норм труда. Знать/понимать:-чтовходитвпонятие«культуратруда»; чтотакоенаучнаяорганизациятруда;какимимерамиобеспечиваетсябезопасностьтруда; -понятиеохранытруда; Знать/понимать:-чтотакоеэтика;чтоозначаютпонятия«мораль»и«нравственность»;какиенормыповеденияпредписываетпрофессиональна этика;-виды профессиональнойэтики 4 Знать/понимать:-чтотакоерыноктрудаипрофессий;чтопонимаетсяподконъюнктурой рынка труда и профессий; способы изучения рынка и профессий; 31-34 Виды и формы получения . Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения 34 Всего образования -источникиинформацииорынкетрудаипрофессий.Уметь:находитьианализироватьинформациюоситуациинарынкетруда ипрофессий КритерииоцениванияикраткоеописаниесистемыоценкидостиженийобучающихсяОЦЕНКАУСТ 70 НОГООТВЕТА: Оценка«5»ставится,еслиматериалусвоенвполномобъеме;изложениелогично;основныеуменияс формированыиустойчивы;выводыиобобщенияточныисвязанысявлениямиокружающейжизни,еслиу ченикдаѐтразвѐрнутыйответ.Ученикобнаруживаетзнаниематериала,можетобосноватьсвоисуждения, применятьзнаниянапрактике. Оценка«4»ставится,есливусвоенииматериаланезначительныепробелы,изложениенедостаточно систематизированное;отдельныеумениянедостаточноустойчивы;ввыводахиобобщенияхимеютсянек оторыенеточности,еслиученикдаѐтответ,удовлетворяющийтребованиямдляоценки«5»,нодопускает1 -2ошибки,которыесамжеисправляет.Допускает1-2недочѐтавовремяответа. Оценка«3»ставится,есливусвоенииматериалаимеютсяпробелы,онизлагаетсянесистематизиров анно;отдельныеумениянедостаточносформированы;выводыиобобщенияаргументированыслабо,вни хдопускаются2-3существенныхошибки. Оценка«2»ставится,еслиосновноесодержаниематериаланеусвоено,выводовиобобщенийнет,есл иученикобнаруживаетнезнаниебольшейчастиматериала,допускаетошибки,искажающиесмысл.Ответ беспорядочныйинеуверенный. ОЦЕНКАПИСЬМЕННЫХКОНТРОЛЬНЫХРАБОТ: Оценка«5»ставитсязаработу,выполненнуюполностьюбезошибокинедочѐтов. Оценка«4»ставитсязаработу,выполненнуюполностью,ноприналичиивнейнеболееодн ойнегрубойошибкииодногонедочѐта,неболеетрѐхнедочѐтов. Оценка«3»ставится,еслиученикправильновыполнилнеменее2/3всейработыилидопустилнебол ееоднойгрубойошибкиидвухнедочѐтов,неболееоднойгрубойиоднойнегрубойошибки,неболеетрѐхне грубыхошибок,однойнегрубойошибкиитрѐхнедочѐтов,приналичиичетырѐх-пятинедочѐтов. Оценка«2»ставится,есличислоошибокинедочѐтовпревысилонормудляоценки«3»илиправильн овыполненоменее2/3всейработы. Учебно-методическоеиматериально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса Методическаялитература: 1.СимоненкоВ.Д.,МатяшН.В.Основытехнологическойкультуры:Книгадляучителя. М.:Вентана-Графф,2003.-268с. 2.Технология.Творческиепроекты:организацияработы/авт.сост.А.В.Жадаева,А.В.Пяткова.-Волгоград:Учитель,2011.-88с. 3.Технология.5-11классы.Проектнаядеятельностьнауроках планирование,конспектыуроков,творческиепроекты,рабочаятетрадьдляучащихся/авт.сост.Н.А.Пономарева.-Волгоград:Учитель,2010.-107с.Интернетресурсыиэлектронныеинформационныеисточники:ЕдинаяколлекцияЦОРhttp://www.schoolcollection.ed u.ru «Мирнанотехнологий»http://metodist.lbz.ru/iumk/nano/«Мирпрофессий»http://profession.at.ua/index/video _material__