АДОП-Психология-цвета-или-Арт-терапия

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Психология цвета или Арт-терапия»
Направленность: художественная
Уровень программы:стартовый
Возраст учащихся:10 – 14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель
Зайцева С.В.,
педагог-психолог

г. Реж
2023 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.

Направленность программы - художественная.
Программа «Психология цвета или Арт-терапия»создает условия,
обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом
их возрастных особенностей, их возможностей и мотиваций.
Арт-терапия (дословно «исцеление творчеством»)
Направление психологической коррекции, которое помогает человеку
диагностировать и разрешить внутренние конфликты, осознать и выразить
подавленные чувства, обрести целостность. Арт-терапевтические практики
сопровождают нас всю жизнь: с первых сознательных игр до последней
рассказанной истории.
Актуальность образовательной программы
Младший школьный возраст - важнейший период формирования
жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения
общественных

отношений,

обогащения

мировосприятия

и

развития

личностных качеств.
Особенно значим этот период жизни для детей с ограниченными
возможностями

здоровья,

поскольку

такие

дети

часто

отстают

от

сверстников в обучении, им трудно дается усвоение материала, появляются
значительные сложности в общении не только с ровесниками, но и
взрослыми.

Общими

для

всех

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья являются в разной степени выраженные недостатки
в формировании высших психических функций, нарушение умственного
развития,

замедленный

темп

либо

неравномерное

становление

познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой функции и
мелкой

моторики

рук,

зрительного

восприятия,

пространственной

ориентировки и эмоционально-личностной сферы.
2

Современные требования общества к развитию личности детей с
ограниченными возможностями здоровья, диктуют необходимость более
полно реализовать идею индивидуализации обучения. Этому способствует
дополнительное образование как система информального образования,
позволяющая

создавать

условия

для

оказания

комплексной

дифференцированной помощи посредством индивидуализации процесса
воспитания и обучения.
Педагогическая целесообразность программы
Программа

опирается

определенности),

на

принципы

доступности,

витагенности

здоровьесбережения,

(жизненной

психологической

комфортности, принятия себя, наглядности, активности и направлена на
творческую реабилитацию детей с ОВЗ, основанную на искусстве цвета и
творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в
гармонизации

развития

личности

через

развитие

способности

самовыражения и самопознания.
Отличительной
адаптированность

особенностью

под

запросы

данной

программы

конкретного

ребенка.

является

ее

Программа

ориентирована на создание условий для творческого развития личности
учащейся. Изучение различных приемов на основе применения арт-терапии,
трудотерапии (методика лечения при помощи художественного творчества,
трудовой деятельности) направлено на повышение уверенности ребенка в
себе,

в

своих

силах,

что

позволяет

выстраивать

образовательную

деятельность с полным учетом этих особенностей. Данная программа
адаптирована

для

ребенка

с

признаками

легкой

органической

недостаточности центральной нервной системы (ЦНС). Таким детям
требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Все это
способствовало формированию содержания программы, обусловило выбор
тем, форм и методов деятельности.

3

Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Психология цвета или Арт-терапия»
(для детей с ОВЗ) разработанав соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196
«Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом
Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного
образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)

(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от
18.11. 2015 № 09-3242);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций

дополнительного

образования

детей»,

(утверждены

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
социально

–

общеобразовательных
психологической

программ,

реабилитации,

способствующих
профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
- Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию
инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха,
4

созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с
ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030
года) от 02.03.2023 №2300п-П8.
- Приоритетными направлениями развития образования обучающихся с
инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года.
Новизна программы заключается в использовании игровых и
контекстных технологий.
Игра - необходимый элемент творческого освоения действительности.
Через игру осуществляется разрушение психической энергии, если она уже
накоплена индивидом, происходит прорыв информации с подсознания на
уровень сознания. С этих позиций игра активизирует работу правого
полушария мозга и, соответственно, интуицию. Игра творит и, творя,
моделирует творчество, подготавливает человека к жизни как к творчеству.
Вместе творчество и игра – это модель счастливой жизни. Чувствуя себя
психологически комфортно, ребенок будет пытаться проявлять себя
нестандартно, по-новому, творчески.
Все это является очевидным признаком соответствия современным
требованиям

к

организации

учебно-воспитательного

процесса

и

современного ученика.
Объём и срок реализации программы 1 год.
Максимальный объём занятий 2 часа в неделю, 68 час.
Адресат программы - обучающиеся 10 – 14 лет с ОВЗ
Наполняемость группы 4-5 человек, одна группа. Всего две группы
детей.
Режим занятий
Продолжительность занятий составляет два раза в неделю по одному
академическому часу (40 минут).
При дистанционном обучении- занятия проводятся по 2 раза в неделю в
зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 40 минут с
5

перерывами 10 минут (Первые 20 минут из которых отводится на работу в
онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме (в индивидуальной работе и
онлайн консультировании).
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, ZOOM,
Skype, Google и другие, педагог представляет теоретический материал по
теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров
обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией
выполнения заданий, мастер-классы и другое.
2. Цели и задачи
Цель программы: Воспитание у ребенка бережного отношения к
природе и потребности в художественной организации своего жизненного
пространства через организацию интересного творческого досуга средствами
изобразительного искусства.
Задачи программы:
1. Помочь ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, развивая
средствами

предметной

и

игровой

деятельности

чувство

сопричастности к человеку, природе, животным;
2. Способствовать

формированию

личностичерез

развитие

изобразительных навыков ребенка;
3. Активизация творческой инициативы, воображения и фантазии;
4. Научить работать в команде.
3.Особенности организации учебного процесса
Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:
1.Соблюсти принцип дифференцированного подхода к обучению и
воспитанию;

6

2.Познакомить с разнообразными техниками и художественными
материалами;
3.Решить педагогические задачи формирования качеств личности
ребенка;
4.Сделать

пребывание

ребенка

на

занятии

комфортным,

познавательным и интересным.
Занятия предполагают использование разнообразных художественных
материалов и инструментов, таких как акварель, карандаши (простой и
цветные), гуашь, акрил, масляные краски, фломастеры, цветная бумага и
журнальные иллюстрации, клей, ножницы, поролоновая губка, а также
природных материалов — камешков, листьев, ракушек, перышек и т.д. Для
изображения подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы,
которые вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Изображая те или иные
предметы и сюжеты, сопровождаю эмоциональным словесным пояснением,
обращением к обучающимся, выразительными жестами, движениями. При
этом демонстрировать то, что изображено.
Особенность работы в данном направлении с детьми с ОВЗ
заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием
нетрадиционных техник является наиболее доступной. Поэтому в программу
включены техники:
- рисование с помощью клубка;
- рисование каракуль;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисунок- игра;
- различные творческие задания.

7

В реализации программы предусмотрена работа парами, малой группой
и индивидуально. Занятие состоит из четырех этапов:
1 этап — психологическое вхождение в занятие.
2 этап — познавательный, или знакомство с неизвестным(новым):
игры, релаксация и медитация, работа с наглядными пособиями, слайдфильмы, элементы арт- терапии.
3 этап — практический, или работа в материале.
4 этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт и
психотерапевтические игры, аудиотренинги, рефлексия.
Программа разработана на основе принципов:
1.Принцип занимательности - формирования у детей желания
выполнять

предъявленные

требования

и

стремление

к

достижению

конечного результата.
2.Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе учебной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и помощь ребёнку
со стороны педагога.
3.Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и
умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то
есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и
тренировок.
4.Системность: задания располагаются в определенном порядке.
5.Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно
усложняются.
6.Увеличение объема материала.
7.Наращивание темпа выполнения заданий.
8.Смена разных видов деятельности.

8

4.Учебно-тематический план
№
п/п

Тема занятия

Количество часов
теория

1

2

3

4

5

Вводное занятие. Диагностика.
1.1Тест мануальной доминантности.
1.2 Рисунок себя.

Коллаж.
Виды и стили
4.1 Коллаж из журналов «Карта
маленького мира». Вырезание
фрагментов.
4.2. Техника - рисование с помощью
клубка. (Автор Норма Лебен)
4.3 Наклеивание фрагментов коллажа
Работа с эффектами.
5.1. Взаимодействие с бумагой.
Создание плоскостных композиций.
5.2 Техника рисунок-игра (автор
Стенли Киссель)
5.3 Взаимодействие с бумагой.
Создание объемной композиции.
5.4 Техника раскрашивания фигур
мальчиков и девочек (автор Барбара
Тернер)
5.5 Рисование на мятой бумаге.
5.6 Техника разрывания бумаги.
Автор Кэйти Дэйвис
5.7 Рисование на мокрой бумаге.
Упражнения
5.8 Рисование по мокрой бумаге
«Морской пейзаж»
5.9 Создание тематической
композиции с применением эффектов
взаимодействия с бумагой.

№
недели

практика всего
1

1
1

Вспоминая лето.
2.1 Рисунок на тему «Как я провел(а)
лето».
2.2 Рисунок состояния.
Краски рассказывают сказки (по А.
Лопатиной, М. Скребцовой)
Радужные сказки и стихи
3.1 Игра «Все цвета радуги».
Рисование радуги, а на ней все
подарки, которые дарят людям ее
дуги.
3.2 Упражнение «Каракули»

Месяц

2
1
1

6
3
Сентябрь

1

1
4
1

2
1

1
1
Октябрь
6 - 10
1
1
Октябрь

1
1
1
1
1
1

12

Ноябрь
1
1
2

9

6

7

8

9

Как краски дружат
6.1 Кто самый белый (по А.
Лопатиной, М. Скребцовой)
6.2 Творческое задание «Рецепт
белого блюда»
6.3 Рисунок «Наряд снежинки»
6.4 Медитативное рисование.
Тема «Море» (по С. К. Кожохиной)
7.1. «Волшебство уходящего дня на
море и реке»
7.2 «Море волнуется раз, море
волнуется два...»
7.3 «Морские истории»
7.4 «Путешествие на морское дно»

11 – 12
0,5
0,5

0,5

10 Исследуем белый цвет. (По А.
Лопатиной, М. Скребцовой)
10.1 Стихи про белый цвет.
Обсуждение. Творческое задание
«Роль белого цвета»
10.2 Сказки и пословицы о белом
цвете. Игра «Снег кружится»
10.3. Работа в цвете «Моя зима».
Презентация «Пейзаж глазами
художников»
10.4. Уголок природы «Зима».
Миниатюра в стеклянной банке.
11 С кем дружит черный цвет? (по А.
Лопатиной, М. Скребцовой)
11.1 Творческое задание «Радостный
черный цвет»
11.2 Игра «Угадай запах»
11.3 Кто дружит с черным цветом?»
11.4 Подарок царице красок.

4
Ноябрь

1
1
13 – 14
0,5

0,5

0,5

0,5
1
6
Декабрь

1

Как краски дружат
Тема «Цветоделение»
8.1 «Теплое и холодное царства»
8.2 Основные и производные цвета.
Разноцветный мир
9.1 Сказка «о чем рассказывают цветы
и цвета».
9.2. Ответы на вопросы, обсуждение.
Игра «Садовник»
9.3 Показ фото и рисунков цветов.
Нюхаем цветочные ароматы. Игра
«Отгадай запах».
9.4. Составление «красочной таблицы
дружбы красок и цветов»

0,5

15
1
1
Декабрь

16 – 17

1
1
4

Январь

0,5

1,5
18 – 19
1
1
0,5

4

Январь

1

Январь

2

Февраль

0,5

1

20 – 21

0,5
0,5
1
1

10

12 Черный и серый (по А. Лопатиной,
М. Скребцовой)
12.1 Творческое задание «Погружение
в цвет»
«Серый кот и черная мышка»
12.2 «Сокровища серого дня»
13 Коричневый цвет (по А. Лопатиной,
М. Скребцовой)
13.1 Чтение стихотворений «Цвет
коричневой земли», «Коричневый
шоколад», «Коричневый загар».
13.3 Шоколадная планета. Рисование
портретов шоколадного царства
14 Сиреневый цвет
14.1 «Творческое задание» нарисовать
цветки сиреневого цвета.
14.2 Творческое задание «Аквапатия»
15 Тема «Восприятие»
«Симультанное восприятие»(по С. К.
Кожохиной)
15.1. «Дострой изображение»
15.2 Работа в цвете «Домик для
страхов».

22
1

1
23
0,5

1

18 «Чем мы рисуем»
Карандаши и фломастеры
18.1 «Карандашный человечек».
Творческое задание
18.2 Фея Акварель. Чудесная гуашь.
Акрил и Масло.
Творческое задание.
19 Какие бывают картины
Красота пейзажа
19.1 Окошко в мир. Творческое
задание.
19.2 Весенний пейзаж. рисование
20 Погружение в натюрморт (по А.
Лопатиной и М. Скребцовой)
20.1 Творческое задание.
20.2 Целебный натюрморт. Рисование
натюрморта из рассказа.
21 «Мандала» рисунок в круге.
Диагностика.

6

Февраль
24

0,5

0,5
1
25

0,5

16 «Сукцессивное восприятие»
16.1. «Дострой изображение»
16.2 Работа в цвете
17 Песочники.
17.1 «Волшебный песок»
17.2 «Отпечатки наших рук».

0,5

0,5
1

2

26
1
1

2
27

0,5
0,5

0,5
0,5

2

Март
28

0,5

0,5
2

0,5

0,5

29
1

2
1
30

0,5
0,5

0,5
0,5

2

0.5

0.5

1

Апрель
31
11

22 «Личный сосуд» раскрашивание и
наполнение содержимым сосуда.
Диагностика.

1

1

31

23 «День Победы 9 мая»
Выполнение открытки (монотипия,
аппликация)

2

2

32
Май

24 «Музыка и живопись» (По С. К.
Кожохиной).
24.1. «Я – музыкант».
24.2. «Я – художник».

1
1

2

25 «Цветы» (По С. К. Кожохиной)
25.1. «Чудо-цветок»

1

1

26 Итоговое занятие
26.1. Фантазия «Куст роз».

1

1

56

68

33

33
34

Итого

12

9

34

1 Вводное занятие.
1.1Тест

мануальной

полушарностьребенка.

доминантности

Знакомство

с

позволяет

кабинетом,

его

определить
оснащением,

художественными материалами.
1.2. Рисунок себя (по А. М. Прихожан и З. Василяускайте). Для
выполнения рисунка выдается 6 цветных карандашей(фломастеров): синий,
красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Дается лист бумаги,
сложенный книжечкой (пополам). Инструкция ребенку:сейчас ты будешь
рисовать. Первую страничку оставь чистой. А на второй нарисуй плохую
девочку (мальчика) тремя карандашами. Какие цвета ты выберешь?
Остальные карандаши убери. (Рисуется плохая девочка (мальчик). А теперь
нарисуем хорошую девочку (мальчика) другими тремя карандашами.
(Рисуется хорошая девочка (мальчик). А теперь на свободном месте нарисуй
себя — можешь использовать все 6 карандашей. После завершения работы с
ребенком проводится беседа, которая содержит вопросы о том, какой
рисунок больше понравилось рисовать, почему. Кто хорошая и кто плохая
девочки (мальчики). Кого бы ты взял(а) себе в друзья, почему. Что больше
всего нравится в себе, чему бы ты хотел(а) научиться и т.д.

Обработка

результатов согласно общей схеме интерпретации результатов методики.
12

2.Вспоминая лето.
2.1Рисунок на тему «Как я провел(а) лето». Психологическое
вхождение (звучат летние мелодии- песни птиц, звуки дождя, голоса
животных). Ребенок

рассказывает истории о

летних

приключениях,

описывает объекты, цветовую окраску, запахи, вкусы, запомнившиеся
ощущения, интересные необычные звуки. Познавательный этап — смотрим
слайд-фильм «Лето» в картинах художников. Работа в материале — на ½
альбомного листа тонированной бумаги рисуем пастельными карандашами.
Обсуждаем и анализируем рисунок.
2.2. Рисунок состояния. Цель: стимулирует творчество и осознание чувств.
Материалы: бумага, цв. карандаши, восковые мелки, краски. Инструкция:
используйте 1-2 минуты, чтобы осознать ощущения и чувства, которые
возникают в этот момент. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том,
как вы себя чувствуете. Рисунок рассматривается, но не оценивается.
3.Краски рассказывают сказки. Используются несколько разделов из
одноименной книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой:
-Радужные сказки и стихи.
- Как краски дружат
-Чем мы рисуем
-Какие бывают картины
- Радужные сказки и стихи.
- Все цвета радуги.
3.1 Игра «Все цвета радуги», вопросы и задания
Как

ты думаешь, откуда берется радуга?



Какой цвет радуги тебе нравится больше всего?



Представь, что с альбомом ты идешь по семицветному мостику радуги.
Что ты нарисуешь во время этого путешествия?
13

Рассказывается история «Рождение радуги». Игра «Все цвета радуги».
Рисование радуги, а на ней все подарки, которые подарили людям ее дуги.
3.2Упражнение Каракули развитие воображения, мелкой моторики рук,
снятие эмоционального напряжения. Инструкция: Нарисуй любые линии,
какие только захочешь. А сейчас продолжи рисунок, дорисуй на твой взгляд
не достающие детали. А теперь давай подумаем на что похожи каракули?
4. Коллаж.Цель работы: раскрытие потенциальных возможностей
человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным
методом работы с личностью, опирается на положительные эмоции
переживаний, связанных с процессом творчества. Виды и стили. Виды
коллажей — на холсте, на бумаге, на ткани, на батике, на каркасе -без фона.
Стили коллажа — пейзажный, вегетативный, декоративный, формолинейный.
4.1.Коллаж из журналов «Карта маленького мира». Настройка на «здесь и
сейчас».Анализ

собственных

переживаний,

рефлексия.

Релаксация,

медитация. Создание из нескольких картинок целостного образа, который
можно дополнить с помощью красок, декоративных элементов, добавлять
слова и фразы.

Материал: журналы, картинки, открытки, нитки, зерна.

Формат А4.
4.2 Техника — рисование с помощью клубка. (автор Норма
Лебен). Эта техника является альтернативной рисованию. Педагог имеет
клубок ниток любого цвета и толщины. Разматывая нить, показывает
ребенку, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее
помощью «рисовать». Затем клубок передается ребенку и предлагается
продолжить «рисование». Обсуждение. Обсуждение включает в себя
некоторые вопросы, например:
-Можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы?
-Какие фигуры ты здесь видишь?
14

-Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие -нибудь события?
Ответы одобряются педагогом.
4.3 Наклеивание фрагментов коллажа. Продолжение работы над
коллажем «Карта маленького мира».
Работа с эффектами. Цель: углубленное самопознание, освоение новых
видов деятельности и способов поведения в неизвестной ситуации.
5. Работа с эффектами.
5.1. Взаимодействие
плоскостныхкомпозиций.

с
Материал:

бумагой.
журналы,

Создание

фотографии,

клей,

ножницы, мелкие игрушки. Работа называется, обговаривается, какие чувства
вызвала, что вспомнилось, что хочется еще сделать.
5.2. Техника «Рисунок -игра». Автор Стенли Киссель. Эта техника
снимает чувство тревоги, позволяет вовлечь ребенка в безопасное и
интересное для него занятие. Описание техники. Педагог начинает рисовать
на бумаге со словами «Нарисуем-ка домик». И добавляет — Это был
обычный домик, с двумя окнами, дверью, крышей и двумя трубами». Далее
идут слова: В этом доме жила девочка. Как зовут девочку?» Например, Катя.
Затем педагог продолжает: «Катя жила в этом доме с родителями. Однажды
они купили ей щенка. Как же Катя назвала щенка?» Ребенок может
предложить какую-нибудь кличку.

«Хорошо, назовем его Шариком.

Однажды Катя вернулась из школы и не нашла дома щенка. Она вышла из
дома поискать собачку». Педагог проводит прямую линию от двери дома
вниз. «Как ты думаешь, нашла она там свою собачку? Катя повсюду искала
свою собачку. Она прошла по одной улице, по другой улице». Здесь можно
спросить ребенка, нашла ли Катя щенка. Как правило, дети отвечают «нет».
Педагог продолжает рисовать до того момента, пока на рисунке не появится
что -то похожее на 4 лапы, и далее говорит: Катя вспомнила, что Шарик
любил гулять в парке, поэтому поспешила туда». При этом педагог рисует то,
что отдаленно напоминает хвост. «Нашла там Катя щенка?» обычно в ответ
15

звучит «нет». «Катя ходила по парку в поисках щенка, но нигде его не
находила и поэтому отправилась домой». Затем можно спросить ребенка,
какое настроение было у Кати. Как она шла домой — быстро или медленно?
Педагог говорит: «Катя шла домой медленно, потому что ей было очень
грустно. С этими словами медленно проводит линию в направлении к дому. Что случилось с нашим рисунком?» Некоторые дети сразу отвечают, другие
будут молчать. В любом случае педагог говорит ребенку, что рисунок
«превратился в собачку и предлагает взять рисунок домой. Таким образом, в
результате выполнения упражнения ребенок получает в подарок рисунок и
вовлекается во взаимодействие с педагогом по мере того, как тот чередует
свои действия с вопросами, адресованными ребенку.
5.3. Взаимодействие с бумагой. Создание объемной композиции
илискульптуры. Материалы: ножницы, клей, скотч, бумага (туалетная,
оберточная, картон, пакеты и т. п.).
5.4. Техника раскрашивания фигур мальчиков и девочек. (автор
Барбара Тернер). Эта техника может применяться как средство обучения
ребенка основам «эмоциональной грамоты». Описание техники. Для работы
заранее готовят картонные шаблоны детской фигуры, соответствующие
возрасту и полу ребенка.

На занятии ребенку предлагают контурное

изображение фигуры девочки (в нашем случае), которое необходимо
раскрасить. Задание можно сопровождать следующими словами: «Раскрась
эту девочку так, чтобы можно было узнать, что почувствовала бы эта
девочка, случись с ней то же самое, что и с тобой». Или «Мне хочется узнать,
что чувствует эта девочка».
5.5 Рисование на мятой бумаге. Используется в качестве основы для
рисунка мятая бумага. Предварительно ее хорошенько изминают и
настраиваются на работу. Рисовать можно красками или мелками, можно
оборвать края рисунка, оформив в виде овала, круга и т. д.
5.6 Техника «Разрывание бумаги» (автор Кэти Дэйвис). Предлагаемая
техника доставляет ребенку много положительных эмоций и имеет хороший
16

терапевтический эффект. Она дает выход энергии и агрессивным импульсам,
раскрепощает излишне скованных детей. Описание техники. Для работы
нужны старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале
нужно спросить ребенка, поможет ли он убрать кабинет. Затем ребенок
вместе с педагогом начинают разрывать газеты или журналы. Все кусочки
бросаются в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, ребенок и
педагог энергичноподбрасывают кусочки бумаги вверх. Играют столько,
сколько позволяет время. Затем наступает момент уборки. Когда уборка
завершена,

педагог

просит

ребенка

поделиться

впечатлениями

от

упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей
энергии.
5.7 Рисование на мокрой бумаге. Упражнения. Заранее готовятся
цветные растворы (Вода+ колеровочная паста). Лист бумаги мочится водой с
помощью

поролоновой

губки.

Разведёнными

цветными

растворами

наносятся изображения на бумагу. Следует поэкспериментировать с цветами,
наблюдать, как они смешиваются, растекаются, и замечать, какие чувства
возникают при этом. Потом можно трансформировать узоры в образы, дать
им название.
5.8 Рисование по мокрой бумаге «Морской пейзаж». Заранее
вырезаются шаблоны для парусов из газетной бумаги. Лист бумаги
смачивается водой с двух сторон и «приклеивается» к столу. Шаблоны из
газетной бумаги плотно прикладываются к влажному листу. Покрывается
небо, море, пляж. Пока бумага не высохла окончательно, снимаются газетные
паруса. Тонкой кисточкой дорисовываются лодочки и флажки.
5.9 Создание тематической композиции с применением эффектов
взаимодействия с бумагой. Формат А3. Материалы для коллажа: журналы,
картинки, бусинки, тесьма, ленты, кружево, ракушки. Во основе лежит
сюжет, например «Увлекательное путешествие». Определяется цветовая
гамма -2-3 основных цвета и несколько близких по колориту. Используются
неожиданные и объемные предметы. Используются шрифтовые надписи,
17

символы, знаки по теме. Фрагменты коллажа перемещаются по поверхности
листа, чтобы подобрать наиболее эффектное их расположение. Проводятся
манипуляции с бумагой: -разрывание, смятие, скручивание, выгибание,
тиснение

для

использования

в

работе.

Готовому

коллажу

дается

окончательное название. Обсуждение.
6. Как краски дружат.
6.1 Кто самый белый.
Читаем стихотворение «Куда пропал белый цвет?» Отвечаем на вопросы:
- Какой у белого цвета характер?
-Какие качества он напоминает?
-Какое настроение вызывает этот цвет у тебя?
-За что ты его любишь или, наоборот, не любишь?
- О чем говорит белый цвет в жизни людей?
-Почему в некоторых профессиях носят одежду белого цвета?
6.2. Творческое задание «Рецепт белого блюда». Рассказывается
сказка «Белые снежинки». Обсуждение.
6.3. Рисунок «Наряд снежинки». Нарисовать снежинки из сказки в
белоснежном наряде.
6.4. Медитативное рисование. Музыка включается по желанию
ребенка. Материал: плотная бумага А4 и гелевая ручка. Процесс заключается
в повторении элементарных форм, заполнении ими всего листа. Начинают
рисовать из центра или от края, неважно. Главное заполнять лист и поменьше
останавливаться. В процессе рисования концентрироваться на плавности
линий. Думать тут не надо: просто шаг за шагом, листик за листиком, линии,
объекты, повторяем, повторяем. Цель: заполнить весь лист.
7.Тема «Море». (по С.К. Кожохиной)
7.1 «Волшебство уходящего дня на море и реке»
18

1-й этап: познавательно-игровое психологическое вхождение. Вспоминаем
песни о море. Моряках, поем их.
2-й этап: познавательно- игровой. Играем в «Соломинка на ветру».
3-й этап: познавательно-практический. Смотрим слайд-фильм о художникахмаринистах (изображения рек, морей, водопадов); делаем эскизы маркерами
на небольших листочках; заучиваем формулу-правило художников:
Каждый (красный)
Охотник (оранжевый)
Желает (желтый)
Знать (зеленый)
Где (голубой)
Сидит (синий)
Фазан (фиолетовый)
Формула- правила пригодится при расположении цветов в изображении
заката на море. Колеруется лист А3 любым оттенком заката: оранжевым,
красным, желто-оранжевым.
4-й этап: психофизической разгрузки. Медитация с использованием звуков
моря (крики дельфинов, китов, шум волн, крики чаек).
7.2«Море волнуется раз, море волнуется два...»
1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Море волнуется раз...»
2-й этап: познавательный. Релаксация под звуки моря (делимся своими
чувствами, ощущениями, смотрим репродукции картин художников).
3-й этап: практический. Одним цветом пастельного мелка компонуем на
листе объекты по эскизу; начинаем работать в цвете пастелью.
4-й этап: показываем работу бабушке (родителям).
7.3 «Морские истории»
1-й этап: психологическое вхождение. Поем песни о море. На листе
А4,смоченнымводой, без кистей рисуем море, пальцами по всему формату.
2-й этап: игровой. Играем в «Пиратов и моряков», видео - релаксация.
19

3-й этап: практический. Продолжаем работу в цвете с учетом расположения
цветов.
4-й этап: работаем с книгой (информация о морских обитателях).
7.4 «Путешествие на морское дно»
1-й этап: психологическое вхождение. Аудиотренинг «Путешествие на
морское дно».
2-й этап: познавательный. Рассматриваем в воде, налитой в большие емкости,
всевозможные камешки, раковины. Нюхаем запахи: крабовое мясо, кусочки
селедки, кальмары сушеные и т. п. Пробуем на вкус и придумываем истории
и сказки.
3-й этап: практический. Работаем в цвете на раскрашенном пальцами листе
— рисуем обитателей моря.
4-й этап: психофизической разгрузки — фантазирование на тему морских
обитателей. Ребенку предлагается обернуться в шифоновую ткань и
превратиться в какого-либо персонажа, двигаясь под мелодию.
8. Как краски дружат. (по А. Лопатиной, М. Скребцовой)Тема
«Цветоделение».
8.1. «Теплое и холодное царство».
- 1-й этап: психологическое вхождение — слушаем сказку про Теплое и
холодное царство, про волшебные цвета, живущие в них.
- 2-й этап: познавательный. Накидываем на себя шифоновую ткань,
представляем себя жителями царств, трогаем в емкостях холодную и
горячую воду, обсуждаем чувства.
- 3-й этап: практический. На листах цветного картона выкладываем из
геометрических фигур, вырезанные из цветной бумаги, любую композицию,
характеризующую Теплое и Холодное царства.
- 4-й этап: психофизическая разгрузка. Рассказ о своей работе.

Роспись

картонной заготовки — короны для царицы Теплого или Холодного царств.
8.2

«Основные и производные цвета».
20

- Рассказывается сказка про трех королей - королей Желтого, Красного и
Зеленого королевств. Обсуждение.
- Далее производится эксперимент по смешиванию цветных растворов воды.
В пластиковых стаканчиках.

Берутся бледные по цвету и насыщенные

растворы. Анализируются результаты. Результаты рисуются в альбом.
9.Разноцветный мир
9.1. Рассказывается сказка «О чем рассказывают цветы и цвета».
Отвечаем на вопросы:
-Если бы трава была голубой...
- Если бы снег был черным...
- Если бы море было красным...
- Если бы молоко было коричневым...
- Если бы стволы деревьев были сиреневыми...
- Если бы теле человека было зеленым...
- Если бы небо было розовым...
9.2. Игра «Садовник»
Педагог — ведущий. В руки ребенка вкладываются карточки, на которых
изображены цветы того или иного цвета. Педагог говорит: «Я садовником
родился, не на шутку рассердился, все цвета мне надоели, кроме красного
цвета (называется любой цвет). Ребенок смотрит на свои карточки, ищет
цветок данного цвета и описывает его, не называя. Отвечает на 2-3 вопроса о
том, где его цветок встречается, с какими цветами дружит.
9.3. Показ фото и рисунков цветов.


Нюхаем цветочные ароматы.



Играем «Узнай запах».
9.4. Составление «красочной таблицы дружбы красок и цветов»,

например: клевер дружит с алыми, розовыми и белыми красками.
10. Исследуем белый цвет
21

10.1. Читаются стихотворения про белый цвет. Обсуждение.
Творческое задание «Роль белого цвета». Показываются изображения картин
разных художников, например:А.Рылова «В голубом просторе», И.Грабаря
«Белая зима», А.Куинджи «Пятна лунного света в лесу», «Зима», В.Сурикова
«Взятие снежного городка», Б.Кустодиева «Масленица», И.Левитана «Март».
Перечисляются все оттенки белого цвета, использованные художниками.
Затем выбирается наиболее понравившаяся картина и ребенок рассказывает о
роли и красоте белого цвета в выбранной им репродукции, не называя ее.
Учитель должен догадаться, о какой картине идет речь.
10.2 Рассказываются сказки и пословицы о белом цвете.
Обсуждение.
Игра «Снег кружится». Белая бумага рвется на мелкие кусочки, складывается
в емкости. Ребенок встает с места, накидывает на себя белую шифоновую
ткань, пританцовывает и подкидывает вверх рваную бумагу, наслаждается
снегом. Релаксируем под «зимнюю» музыку.
10.3. Работаем в цвете «Моя зима».
Презентация «Пейзаж глазами художников». Зрительный ряд включает
изображения картин: Питер Брейгель Старший «Падение Икара», Франческо
Гварди «Исола ди Сан-Джорджо Венеции», пейзажи И.Левитана, А.Рылова,
И.Шишкина, А.Куинджи.
10.4 Уголок природы «Зима». Миниатюра в стеклянной банке.
Материалы: стеклянная баночка с плотно навинчивающейся крышкой 300500г, блестки, искусственный снег, небольшой пластиковый сувенир
(фигурка животного, сказочный персонаж, нарядные домики), вода,
водостойкий клей, декор для крышки (бусинки, стразы, тесьма и т. д.). На
дно банки клеится сувенир, сушится. Затем сыплются блестки и снег,
заливается все водой и крепко навинчивается крышка. Крышка украшается.
При встряхивании в баночке «идет снег».
11. С кем дружит черный цвет?
22

11.1Творческое задание «Радостный черный цвет». Инструкция
ребенку «Представь, что черная точка захотела стать художницей. Нарисуй
смешной рисунок черными точками». Материал: черный фломастер или
уголек.
11.2. Рассказывается сказка «Подарок феи черного цвета».
Обсуждение. Игра «Узнай запах» С закрытыми глазами угадываются запахи:
черный чай, черный кофе, черный шоколад, сырая земля.
11.3 «Кто дружит с черным цветом?» Вспоминаем животных, чья
окраска содержит черный цвет. Смотрим фотографии и картинки.
- Играем с мешочком. Ребенку выдается мешочек с небольшой фигуркой
животного, причем очень характерной и рельефной. Мешочек сверху затянут
тесьмой, и ребенок не видит, что в нем находится. Он опускает руку внутрь
мешочка и ощущает пальцами то, что там спрятано. Почувствовав и
представив форму, ребенок рассказывает о своих ощущениях, а затем
зарисовывает их.
11.4 Рисунок «Подарок царице красок». Задание — нарисовать
подарок, который бы ты принесла на бал фее всех красок и цветов земли.
12. Черный и серый цвет.
12.1. Рассказывается сказка «Серый кот и черная мышка».
Обсуждение.
- Творческое задание «Погружение в цвет». К доске прикрепляются 2 листа
ватмана, один с большим черным квадратом, другой - серым. Играет
спокойная музыка — релакс. Ребенок под музыку в течение нескольких
минут должен, не отрываясь смотреть на один и другой квадраты по очереди.
Затем ребенок рассказывает, что он увидел в черном или сером квадрате, о
чем вспомнил, что изменилось в настроении.
- Ассоциативное рисование. Инструкция ребенку: «Нарисуйте себя в виде
маленькой серой мышки и обстановку, в которой вы оказались.»
-Читаем стихотворение Александры Литовской про серый цвет.
23

12.2.Практический этап «Сокровища серого дня»— на бумаге серого
цвета делается рисунок на тему Материал: фломастеры, пастель.
- Рефлексия.
13. Коричневый цвет.
13.1 Читаем стихотворение «Коричневый загар». Смотрим фото
людей разной степени светлоты.,
-Читаем стихотворение «Коричневый шоколад».
-Нюхаем запахи шоколада. Дегустируем шоколад — горький черный,
молочный, с орешками и др. (3-4 разных вкуса)
- Задание ребенку: придумать свой рецепт изготовления шоколада. Затем
дать ему название и нарисовать упаковку для этого шоколада.
- Читаются стихотворения «Цвет коричневой земли», задаются вопросы:
Какие коричневые дары земли ты знаешь?Какие из них тебе кажутся самыми
вкусными, почему?Расскажи, у кого из твоих друзей есть одежда
коричневого цвета.
13.2.Показываются изображения на тему «Шоколадная планета».
- Рисование портретов жителей шоколадного царства.
- Обсуждение
14.Сиреневый цвет.
14.1 Задание нарисовать ладошками цветы сиреневого цвета
- Отвечаем на вопросы: какие сиреневые цветы ты знаешь? Если бы ты была
волшебницей, цвет каких предметов ты бы поменяла на сиреневый?
- Получаем сиреневый цвет разных оттенков и светлоты смешением красок.
Эксперимент. Материал: пластиковые стаканчики, краски гуашь и акварель,
белила.
14.2. Творческое задание АкватипияРисунок наносится на стекло,
бумагу нужно намочить водой и прислонить к стеклу. Сделать отпечаток,
сняв бумагу по вертикали, по горизонтали или по диагонали.
24

- Задание ребенку: придумать и нарисовать свой сиреневый цветок.
15. Тема «Восприятие» по С.К. Кожохиной
-

Симультанное

восприятие.

«Симультанный»

-

«мгновенный.»

Одновременное восприятие объекта в целом или нескольких объектов при
отсутствии движения глаз.
15.1 «Дострой изображение».На чистый лист бумаги наклеивается
кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком. Ребенок должен
доделать работу, используя и продолжая элементы уже предложенных линий
и цвета. Линейное построение. Рисование под спокойную музыку.
15.2. Домик для страхов.Детямпредлагается поселить страхи в
специальный дом. Ведь страхам тоже нужно где-то жить, отдыхать после
запугиваний и что-то есть.
Часто дети берут для рисования фасада листы А3, но могут попросить и
листы поменьше, чтобы нарисовать отдельные комнаты.
В таких домах в основном агрессивные атрибуты: на стенах черепа, элементы
в виде когтей и клыков, много угловатых деталей. Цвета тоже используются
яркие и насыщенные: красный, черный, темно-синий.
Вокруг домов дети рисуют костры, факелы, черепа, с горящими глазами.
Время суток – ночь.
Когда дом для страхов будет нарисован, и ребенок закончит работу,
попросите его закрыть в этом доме страхи навсегда, а для этого закрасить
дом любой светлой краской: желтой, голубой или розовой гуашью.

16. «Сукцессивное восприятие». Это восприятие объектов, их частей,
связанное с движением глаз.
16.1 «Дострой изображение».На лист белой бумаги наклеивается
кусочек репродукции, где изображена только часть объекта. Ребенку

25

предлагается

достроить

изображение,

опираясь

на

свои

жизненные

наблюдения, воображение, фантазию.
16.2.Работа в цвете.
- Упражнение на развитие внимания. Запоминать лица людей. Инструкция
ребенку: Сядьте и сосредоточьтесь. Попробуйте описать черты лица
некоторых своих друзей: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую
форму головы. Начинать надо с того, что, изучив лицо человека, попробовать
кратко описать его. Практическое занятие (на бабушках, родителях и т. д).
17. Песочники
17.1. "Волшебный песок"
Цель:

развитие

тактильно-кинетической

чувствительности,

снятие

эмоционального напряжения. Задача: учить говорить о своих чувствах, учить
взаимодействию. Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь
погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о
своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики).
Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные
воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение
бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется
поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по
ней. А помогут нам игры".
Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного
ощущения:
- Скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и
круговые движения (как машинки, змейки);
-Выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;
- Сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней
сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими
предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);
26

- Пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и
левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.);
- Поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
- Погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем,
как изменяется песчаный рельеф;
- Освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля
пальцами и сдувая песчинки. Анализ упражнений: что ты чувствовал при
работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию
психолога? что легче говорить или понимать (чувствовать?
17.2. "Отпечатки наших рук"
Цель: учить совместному действию. Задача: оценить собственные
ощущения. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди
делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно
задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения.
Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я
чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю
маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "
18. Чем мы рисуем (по А. Лопатиной, М. Скребцовой)
Карандаши и фломастеры.
18.1 Карандашный человечек.
- Читаем сказку «Карандашный человечек». Отвечаем на вопросы:
- Как ты думаешь, что дальше случится с карандашным человечком?
Придумай продолжение сказки.
- Показ ребенку рисунков, нарисованных разными карандашами. (На каждом
карандаше есть маркировка, говорящая о разных типах грифеля). Педагог
рассказывает, как различать разные типы карандашей, затем просит угадать
по рисункам ребенка, какие типы карандашей были использованы.
- Задание ребенку: нарисовать карандаш в образе человечка и раскрасить тем
цветом, который больше всего нравится.
27

18.2. «Фея Акварель».
- Рассказывается сказка «Фея Акварель».
- Показываются художественные материалы — акварель, гуашь, акрил,
масло. Ребенок открывает краски и нюхает их.

Педагог рассказывает о

свойствах разных красок, их изобретении.
- Рисование разными красками необычным способом: губкой,кляксами,
брызгами, пальцами.
19. Какие бывают картины (по А. Лопатиной, М. Скребцовой М.)
19.1 Читаем стихотворение «Окошко в мир». Отвечаем на вопросы.
-Педагог подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем показывает ребенку
репродукции разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он
описал. Ребенок должен узнать пейзаж по описанию.
-Что дарят людям художники -пейзажисты?
-Какой пейзаж ты бы хотела иметь в комнате?
-Как ты думаешь, художнику легче рисовать пейзаж с натуры или по памяти,
и почему?
-Творческое задание. Педагог- в роли художника. Ребенку выдаются
карточки разных цветов. Художник говорит, что он хочет нарисовать.,
например, лес (озеро, лужайку). Ребенок поднимает карточку с цветом для
данного пейзажа.
19.2. Весенний пейзаж. Рисование.
- Смотрим репродукции картин художников и рисунки детей на тему
«Весенний пейзаж».
- Закрываем глаза, слушаем весенние голоса птиц, нюхаем веточки тополя.
- Смачиваем лист губкой и рисуем пейзаж по представлению акварелью.
20. Погружение в натюрморт
20.1. Творческое задание. В течение короткого времени педагог
показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем
28

ребенок рассматривает этот же натюрморт в течение пяти минут. Во время
второго просмотра педагог включает музыку и просит ребенка представить,
что он берет в руки этот или иные предметы, изображенные на натюрморте,
разговаривает с ними и пользуется ими. Обсуждение, как по-разному
воспринимается натюрморт если просто смотреть и, если погружаться в него.
- Рисование края чашки в зависимости от уровня горизонта. Упражнения.
20.2. Слушаем рассказ «Целебный натюрморт».
- Отвечаем на вопросы:
- Представь, что тебе заказали нарисовать натюрморт для детской больницы.
Что бы ты на нем изобразила?
- Есть ли у тебя в доме картина, которая помогает тебе в трудную минуту?
Расскажи о ней.
- Что должно быть изображено на натюрморте, чтобы егт невозможно было
забыть?
- Опиши и нарисуй натюрморт из рассказа: как выглядела ваза, где она
стояла, какие на ней были фрукты.
21. «Мандала» рисунок в круге
- Мандала – это узор, вписанный в круг. С помощью такой мандалы можно
продиагностировать психологическое состояние человека. А можно и
подлечиться самостоятельно. Чтобы нарисовать мандалу, следует сначала
изобразить круг. Нужно найти серединку круга. После этого следует
расслабиться, закрыть глаза и попытаться прочувствовать свое состояние.
Обычно одновременно в одном и том же человеке может гнездиться и страх,
и гордость, и уныние, и радость. Это как картинка – пазл. Нарисовать
мандалу – это все равно, что собрать пазл. А когда он в уже готовом виде
предстанет перед взором, человеку станет больше понятно о себе. Кроме
того, что на сегодняшний день есть в человеке, в мандале можно нарисовать
и то, что еще только зарождается и требует развития. Подобная мандала не
29

только лечит сегодняшние проблемы, но еще и способствует развитию
личности.
22. «Личный сосуд»
- Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души.
Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того,
что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер,
наша судьба и наш внутренний мир. Теперь давайте выберем каждый по
сосуду и попробуем его расписать материалами,представленными на столе
(краски, мелки восковые, пластилин, цветная бумага).
-А теперь представим,что это только оболочка, а во внутрь мы можем
поместить что-то свое, и заполнить этот сосуд. Заполнение сосуда красками,
песком, личные вещи, бумага и т.д.
-Обсуждение полученных сосудов.
23. «День Победы 9 мая» Выполнение открытки (монотипия,
аппликация).
Цель: изготовить поздравительную открытку в честь праздника Победы в
Великой Отечественной Войне.
Материалы и оборудование: фонограмма песен ВОВ, подборка иллюстраций
и фотографий военных лет, образец готовой открытки, мольберт, цветной
лист картона формата А4 сложенный в виде открытки с поздравлением для
ветеранов, заготовки для аппликации - бумажные салфетки (бордовые,
красные, розовые), полоски зелёной бумаги (3 см. на 10 см.; 2,5 см. на 25см.),
шаблон голубя, шаблон надписи «С днём Победы!», Георгиевская лента из
цветной бумаги, шаблоны в форме круга, простой карандаш, клей-карандаш,
ножницы, степлер, подносы для обрезков, тканевые салфетки, фартуки,
клеёнки.
Предварительная работа:

30

Беседа о

предстоящем

празднике

-

День

Победы;

рассматривание

иллюстраций о ВОВ; разучивание стихов и чтение произведений о войне;
прослушивание песен военных лет.
24. Музыка и живопись (по С. К. Кожохиной)
24.1

«Я

—

музыкант».Громко

включена

мелодия

«Поющие

барабаны». Это зажигающая ритмом и темпераментом музыка.
- Ребенку предлагается взять музыкальные инструменты (их заранее готовит
педагог) и дополнить новыми звуками мелодию, уловив ее темперамент.
Среди «инструментов» банки с водой, бутылки с горохом, наждачная бумага,
деревянные и металлические ложки, бубны и колокольчики, расчески,
резиновые шары, пластмассовые бусы, бумага разной фактуры.
- Ребенок начинает двигаться по кабинету, выбивать такт и ритм
импровизированными инструментами.
24.2 «Я — художник» На партах приготовлены куски обоев., огромные
кисти и емкости с красочными колерами (колеровочная паста+ вода +белая
акриловая или водоэмульсионная краска, заранее готовит педагог). Музыка
меняется на спокойную, релаксирующую. (например - звуки природы)
Ребенок начинает рисовать под звучащую музыку.
- Ребенок рассказывает, что с ним происходило, что он нарисовал, о своих
чувствах

и

впечатлениях.

Художественная

ценность

полученного

произведения не столь важна — ребенок получает эмоциональночувственный заряд и выплескивает свои эмоции.
25. Цветы. (по С.К. Кожохиной)
25.1.«Чудо-цветок»
- Слушаем песни о цветах.
- Смотрим слайд-фильм (чудо-цветок в изображениях народных промыслов
— Гжель, Жостово, Хохлома, Городец.
- Делаем зарисовки цветов каждого промысла.
31

26. Итоговое занятие.
26.1. Фантазия «Куст роз». Разработана Д. Стивенсоном.
Используется в интерпретированном виде. Ребенок устраивается поудобнее и
закрывает глаза. Педагог брызгает в воздух туалетной водой «Чайная роза»
или что- то с ароматом розы, например эфирное масло. Ребенок
прислушивается к себе, ощущает и чувствует свое внутреннее «Я»,
представляет себя кустом роз. Педагог задает вопросы:
- Какой ты куст роз? Ты маленький или большой?
- Ты пышный?
- Ты высокий?
- На тебе есть цветы?
- Какого они цвета?
- Есть ли у тебя шипы?
- Где ты находишься?
- Кто за тобой ухаживает?
- Что окружает тебя? И т. д.
- Затем ребенок открывает глаза. Говорит о том, что хочется сказать.
- Рисуется куст роз.
- Делимся впечатлениями, которые возникли в ходе занятия.
Педагог,

прощаясь

с

ребенком

и

его

родителями

(законными

представителями) на летние каникулы, дает задание: как можно больше
наблюдать за природой и людьми. Фотография на память.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней
органично соединяются изобразительное, декоративно – прикладное и
трудовое обучение. Практическая работа занимает главное место в данной
программе. Воспитанники не усваивают готовые знания, а приобретают их
через прочувствованное созерцание окружающего мира, прочувствование и
познание самих себя, а также изделий изобразительного и декоративно –
32

прикладного искусства, знакомятся с различными техниками. Затем
приобретённые знания используют в своей творческой деятельности,
повседневной жизни.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
- в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия
художественных навыков;
- арт-терапия является средством преимущественно невербального
общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми с умственной
отсталостью;
-

изобразительная

деятельность

является

мощным

средством

сближения людей;
- она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
- является средством свободного самовыражения;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную
позицию;
- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних
механизмов саморегуляции и исцеления.
5. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
1.Психологический комфорт и адаптация в социуме.
2.Умение преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга,
находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
2.Приодоление замкнутости, отчужденности путем своей посильной
деятельности и приобретенным умениям.
3.Участие в конкурсах, выставках, мастер-классах.
4.Адекватная самооценка;
5.Удовлетворенность собой и своим окружением;
6.Свобода творческого самопроявления;
33

7.Умение работать со своими переживаниями;
8.Раскрытие внутренних ресурсов ребенка.
9.Возможность быть наставником (разово или длительный срок).
10.Снижение поведенческих проблем.

6.Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение программы:
Ноутбук, принтер, колонки, видеопроектор, флеш-носитель, круглый
стол, стулья-5 штук, салфетки-5 упаковок, ножницы-6 штук, полушерстяные
нитки -2 стандартных мотка, стаканчики для воды-5 штук, акварельные
краски-6 наборов, гуашь-6 наборов, поролон, акварельная бумага-10
упаковок, альбомы для рисования-5 штук, писчая бумага-1 упаковка.
2. Информационное обеспечение:
- инструкции по технике безопасности;
- методическое обеспечение по данному направлению;
- информационные ресурсы, необходимые для реализации программы в
дистанционном режиме.

3. Кадровое обеспечение реализации программы
Требования
обеспечивающего

к

квалификации

обучение

по

педагогического

Адаптированной

работника,

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе «Психология цвета или
Арт-терапия»: наличие среднего профессионального образования
высшего

образования,

дополнительное

или

высшее

профессиональное

образование
образование

(непрофильное)
-

или
и

программы
34

профессиональной переподготовки по направлению профессиональной
деятельности

в

области

Психология

либо

наличие подтвержденной

квалификационной категории соответствующего профилю «Педагогика.
Педагог-психолог»,

прохождение

обязательных

курсов

повышения

квалификации в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.

4. Учебно-методическое обеспечение:
- нормативно-правовые документы;
- методические пособия;
- литература по специальной педагогики (ИЗО, музыка, ДПИ) и
психологии;
- учебно-методический комплект.
7. Формы подведения итогов реализации программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗОвикторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках и конкурсах различного
уровня: районных, областных, Всероссийских, международных.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется
следующая таблица
Таблица
контроля практических умений и навыков,обучающихся во время
итоговых просмотров по окончании учебного года
№

ФИО
ребенка

Рисунок,
графика

Раздел программы
Живопись Композиция

ДПИ

Замечания,
рекомендации

Оценка по
10
балльной
системе

Подпись

1
2

35

Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за
время обучения по программе «Психология цвета или Арт-терапия»
Фамилия, имя
ребёнка

Дата

Название
конкурса,
выставки

Название работы
(художественный
материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере
прохождения им Адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Психология цвета или Арт-терапия».

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольного и младшего школьного

1.

возраста. – СПб., 2017
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.,

2.
2017;
3.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2017;

4.

Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2019

5.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика. - СПб.,

2013;
6.

Мардер Л. Цветной мир. – М., 2017;

7.

Микляева Н.В., Толстикова С.Н. Сказкотерапия в ДОУ и семье.-

М.,2019;
8.

Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных

семей. - СПб., 2019;
9.

Короткова Л.Д. — «Сказкотерапия в школе»;

10.

Рыбакова С.Г. — «Арт-терапия

для

детей

с

задержкой

психическою развития»;
Интернет-ресурсы:
1. https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlyashkolnikov/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=y
andex.ru&utm_referrer=yandex.ru
2. https://guru.wildberries.ru/article/10-uprazhneniy-iz-artterapii-dlyasovmestnogo-tvorchestva
3. https://psy.edu.ru/blog/vidy-art-terapii-i-primery-uprazhnenij-s-dokazannojeffektivnostyu
4. https://psychologist.tips/3397-art-terapiya-v-rabote-s-detmi-tseli-osobennostiprimeneniya-tehniki-priemy.html
5. https://4brain.ru/blog/арт-терапия/.
37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ферс М. Грег — «Тайный мир рисунка»;
2. Киселева М.В. — «Арт-терапия в работе с детьми»;
3. Грабенко Т.Н. — «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»;
4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. — «Арт - терапия детей и подростков»;
5. Копытин А.И — «Практикум по арт-терапии»;
6. Лебедева Л.Д. — «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий»;
7. Воронова А.А. «Арт-терапия для детей и их родителей».

Интернет – ресурсы:
1. https://4brain.ru/blog/арт-терапия/
2. https://psy.edu.ru/blog/vidy-art-terapii-i-primery-uprazhnenij-s-dokazannojeffektivnostyu
3. https://guru.wildberries.ru/article/10-uprazhneniy-iz-artterapii-dlyasovmestnogo-tvorchestva.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».