«Профуспех»-9-кл

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Профуспех »
НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-гуманитарная
Уровень: стартовый, базовый
Форма обучения: очная
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Продолжительность занятий: 1 ак. час.
Срок реализации:2 года

Автор–составитель:
Набиулина Оксана Александровна,
учитель технологии

Реж, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное
осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового
воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт,
результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к
решению вопросов трудового самоопределения
молодежи способствует успеху
профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая
по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и
многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению
трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями
личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в
которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику
приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в
основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е.
сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно
верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье,
материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять
все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает
его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через
учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы,
мешающие полноценной профориентационной работе:
1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов
жизненного и профессионального успеха.
3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных
наук и сфер познания.
4. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных
институтов.

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и
направлена на учащихся 9-10-х классов основной школы, их профессиональное
определение после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и
запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:
 оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
 выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное
самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии
со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
 актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет
активизации их психологических ресурсов;
 обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
 развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических
условиях.










Нормативно-правовое обеспечение программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273 – ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2020-2025 годы;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной
ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)
трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
Постановление Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;

Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения
нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок –
обобщение.
Технология
обучения:
дифференцированное
обучение,
личностноориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний.
В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также
практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на
34часа.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-10-х классов на конец
учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными
государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник
знал:
 роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной
последующей деятельности;
 понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности;
социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
 приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
 сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их
значимость в профессиональной деятельности;
 природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
 ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами
нервной системы;
 роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
 понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности;
понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
 понятие о специальности и квалификации работника;
 требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности
в профессиональной деятельности;
 характеристику профессий и специальностей;
 понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления
и обоснования.
 основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
 факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
 виды и формы получения профессионального образования;
 виды учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
 сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
 составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и
специальностей с точки зрения их восстребованности.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.
Программа реализуется с использованием методического комплекса:
1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно –
методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры,
2005 . – 36 с.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11
классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление).
3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС –
ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии);
4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. –
(Материалы для специалиста образовательного учреждения).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ПО «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о
своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в
этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному
пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится
делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание
профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале –
«профессиональном старте».
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей
в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших
подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют
первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно
значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе
индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь
ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана
профориентация.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из
важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации
обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной
диагностики недостаточно.
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления
о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения
оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий
затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных
исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной
педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач
педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с
профессиональным самоопределением.
Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий,
проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся
проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие
профильной культуры учащихся.
Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить
потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого
сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Дополнительное образованеи «Профориентация» нацелена сообщать учащимся
определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и
психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения
избранными
профессиями;
формировать
ценностные
ориентации,
стойкие
профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной
работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный
материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к
тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему
поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных
особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать
знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их
интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их
применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического
труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в
профориентационной помощи.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Профориентация» рассчитан на два года обучения в 9-10 -х классах. Общая
недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 34 часа в
соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения
в 9-10-м классе по дополнительному образованию.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения учебного предмета:
 соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
 составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
 использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
 анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях
рынка;
 пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.





Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
развить самостоятельность;
оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися
умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию;
систематизировать, анализировать полученные данные;
освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства.
Предметные результаты осовения учебного предмета:








значение профессионального самоопределения, требования к составлению
личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности,
эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры;







о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА для 9 кл.

Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин
возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в
России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на
современном этапе.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические
работы в форме эссе.
Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия»,
«должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями
к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной
подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению
классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием
психологических тестов.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и
письменый опросы.
Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных
факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок
при выборе будущей профессии.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся
с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических
тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в
профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности,
самооценки.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и
письменные опросы учащихся.
Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7
часов).
Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся
с помощью
методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел
предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся
разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных
предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как
интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности,
предпринимательству и социальной работе.
В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и
письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических
тестов.
Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на
изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная
пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных
качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях
профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы.
Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2
часа).
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и
предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы
самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью
(правила поведения на собеседовании).
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы и практические задания в форме эссе.
Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в
России (4 часа).
В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального
образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего
профессионального образования в Свердловской области.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и
письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.
Раздел IX. Личный профессиональный план (3 часа).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по
схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на
работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос
учащихся.

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
КолОсновные виды учебной
Наименование темы
во
деятельности
часов
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

1

Введение в курс. Из истории
профориентации.

2

Особенности профессионального
самоопределения молодежи на современном
этапе.

1

Ознакомление с целями и
задачами курса. Изучение
нового материала.

1

Изучение нового
материала. Постановка и
решение проблем.
Анализ, выдвижение
гипотез и их обоснование.

Мир профессий и его многообразие (3 часа)

3

Что такое профессия?

1

Изучение нового
материала. Рассуждение,
анализ.

4

Ориентация в мире профессий –
классификация профессий.

1

Изучение нового
материала.

5

Диагностика типа профессии по методике
академика Е.А. Климова.

1

Практическая работа по
осознаю своих
личностных
особенностей. Анализ.
Рефлексия.

Секреты выбора профессии (2 часа).
6

7

8

Мотивы и основные условия выбора
профессии.

1

Изучение нового
материала. Рассуждение,
анализ.

Изучение нового
материала. Рассуждение,
Типичные ошибки при выборе профессии.
1
выдвижение гипотез и их
обоснование.
На пути к самопознанию (7 часов).
Хорошо ли я себя знаю?

1

Рефлексия. Рассуждение.

9

Свойства нервной системы и темперамента в
профессиональной деятельности

1

Изучение нового
материала.
Практическая работа
поосознаю своих
личностных
особенностей. Анализ.
Рефлексия.

10

Определение типа личности и темперамента с
помощью методики Айзенка.

1

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

Изучение нового
материала.

12

Эмоционально-волевые качества личности в
профессиональной деятельности.

1

Изучение нового
материала.

13

Диагностика свойств эмоциональной и
волевой сфер.

1

Практическая работа по
осознаю своих
личностных
особенностей. Анализ.
Рефлексия.

14

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное
выгорание».

1

Изучение нового
материала.

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).
15

16

Интересы и склонности в выборе профессии.

Карта интересов и склонностей.
Психодиагностика.

1

Изучение нового
материала

1

Практическая работа по
осознаю своих
личностных
особенностей. Анализ.
Рефлексия.

17

Возможности человека в профессиональной
деятельности, или как разобраться в своих
способностях?

1

Изучение нового
материала, анализ,
обобщение, рефлексия.

18

Интеллектуальные способности и
успешность в профессиональной
деятельности.

1

Изучение нового
материала. Анализ.
Рефлексия.

19

Способности к профессиям социального
типа.

1

20

Способности к офисным видам деятельности.

1

21

Способность к предпринимательской
деятельности.

1

Изучение нового
материала, рассуждение.
Изучение нового
материала, рассуждение.
Изучение нового
материала, рассуждение.

Профессиональная пригодность (4 часа).
Изучение нового
материала.
Изучение нового
материала, рассуждение.

22

Здоровье и выбор профессии.

1

23

Что такое профессиональная пригодность?

1

24

Ограничение профессиональной пригодности
при различных заболеваниях.

1

Рассуждение,
выдвижение гипотез и их
обоснование.

25

Специфические профессионально важные
качества для разных типов профессий.

1

Рассуждение, анализ,
выдвижение гипотез и их
обоснование.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа).
26

27

28

Рынок труда. Потребности рынка труда в
кадрах.
Имидж и этикет современного делового
человека. Самопрезентация. Правила
поведения на собеседовании.

1

Изучение нового
материала.

1

Изучение нового
материала.

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
Изучение нового
Виды профессионального образования в
1
материала. Рассуждение и
России.
обобщение.

29

Высшее профессиональное образование
Свердловской области.

1

Классификация, анализ,
обобщение.

30

Получение среднего профессионального
образования в городах Реж, Алапаевск,
Артемовский.

1

Классификация, анализ,
обобщение.

31

Получение среднего профессионального
образования в городе Реж.

1

Классификация, анализ,
обобщение.

Личный профессиональный план (3 часа).

32

Профессиональный план. Диагностика
работоспособности.

1

33

Резюме: структура и содержание

1

34

Итоговое занятие по курсу.

1

Итого:

Изучение нового
материала. Познание
своих индивидуальноличностных
особенностей.
Познание своих
индивидуальноличностных
особенностей.
Повторение полученного
материала. Анализ,
Синтез, обобщение

34 ч

10 класс
Количество часов
№

Название раздела, темы занятий

1.

всего

Введение в мир профессий
«Твое профессиональное
призвание». Факторы, влияющие
1
на выбор профессии

2.

Типы профессий по предмету
труда

1

3.

Психологическая игра «Выбор
профессии»

1

теория

практика

1
1
1

Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»
4.

Характеристики профессий

1

5.

Учет интересов при выборе
профессии («Хочу»)

1

6.

Влияние склонностей на выбор
профессии («Хочу»)

1

7.

Экскурсия

1

1

8.

Учет состояния здоровья при
выборе профессии («Могу»)

1

1

9.

Роль общих способностей в выборе
профессий («Могу»)

2

1

10.

Значение специальных
способностей при выборе
профессии («Могу»)

1

1

11.

Экскурсия

1

1

12.

Многообразие профессий на рынке
труда («Надо»)

1

1

1
1
1

1

13.

«Старые» и «новые» профессии
(«Надо»)

2

14.

Экскурсия

1

15.

Конкурс «Профессии от А до Я»

2

1

1
1

1

1

Формула профессии
16.

Слагаемые формулы профессий

1

17.
18.

Цели труда
Предмет труда

1
1

19.

Профессиональные пробы и
мастер-классы по типу
«Человек-Человек»

1

1

20.

Профессиональные пробы и
мастер-классы по типу «ЧеловекТехника»

1

1

21.

Конкурс «Профессии от А до Я»
(интеллектуальный марафон)

2

2

22.

Профессиональные пробы и
мастер-классы по типу «ЧеловекЗнаковая система»

1

1

23.

Профессиональные пробы и
мастер-классы по типу «ЧеловекХудожественный образ»

1

1

24.

Профессиональные пробы и
мастер-классы по типу «ЧеловекПрирода»

1

1

25.

Экскурсия

1

1

26.

Игра по станциям «Мир
профессий»

1

1

Орудия труда
Условия труда
Итоговая аттестация:
ПРОЕКТ (в форме
29.
компьютерной презентации) на
тему «Моя будущая профессия»
ИТОГО
27.
28

1
0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

2

1

1

34

14

20



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе
анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации
предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее
эффективные способы действования.
Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и
материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков
объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
Сформированные рефлексивные действия:



 способность контролировать свои действия в соответствии с заданным
алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие
результативность производимых действий;
 способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения
в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления
преобразующей деятельности для получения наилучших результатов;
 способность определять каких инструментальных средств или способов
деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и
спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую
овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными
средствами.
Выпускник основной школы сможет:





 проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную
индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
 устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми
носителями
необходимой
информации
и
эффективных
способов
осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения
образовательным контентом;
 работать с открытыми источниками информации (находить информационные
ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда,
трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона
проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации
для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального
маршрута.
 совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную
программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей
профессии;
 выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации
индивидуальной образовательной программы.

№

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
9 КЛАССА
Дата проведения
Количество
Наименование разделов и тем
часов
План
Факт
Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).

1

Введение в курс. Из истории
профориентации.

1

2

Особенности профессионального
самоопределения молодежи на современном
1
этапе.
Мир профессий и его многообразие (3 часа)

3

Что такое профессия?

1

4

Ориентация в мире профессий –
классификация профессий.

1

5

Диагностика типа профессии по методике
академика Е.А. Климова.

1

Секреты выбора профессии (2 часа).
6

Мотивы и основные условия выбора
профессии.

1

7

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

На пути к самопознанию (7 часов).
8

Хорошо ли я себя знаю?

1

9

Свойства нервной системы и темперамента в
профессиональной деятельности.

1

10

Определение типа личности и темперамента
с помощью методики Айзенка.

1

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

12

Эмоционально-волевые качества личности в
профессиональной
деятельности.

1

13

Диагностика свойств эмоциональной и
волевой сфер.

1

14

Что такое стресс. Понятие «эмоциональное
выгорание».

1

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).
15

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

16

Карта интересов и склонностей.
Психодиагностика.

1

17

Возможности человека в профессиональной
деятельности, или как разобраться в своих
способностях?

1

18

Интеллектуальные способности и
успешность в профессиональной
деятельности.

1

19

Способности к профессиям социального
типа.

1

20

Способности к офисным видам
деятельности.

1

21

Способности к предпринимательской
деятельности.

1

Профессиональная пригодность (4 часа).
22

Здоровье и выбор профессии.

1

23

Что такое профессиональная пригодность?

1

24

Ограничение профессиональной
пригодности при различных заболеваниях.

1

25

Специфические профессионально важные
качества для разных типов профессий.

1

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа).
26

Рынок труда. Потребности рынка труда в
кадрах.

1

27

Имидж и этикет современного делового
человека. Самопрезентация. Правила
поведения на собеседовании.

1

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
28
29
30
31

Виды профессионального образования в
России.
Высшее профессиональное образование
Свердловской области.
Получение среднего профессионального
образования в городах Реж, артемовский,
Алапаевск
Получение среднего профессионального
образования в формате ДО

1
1
1
1

Личный профессиональный план (3 часа).
32

Профессиональный план. Диагностика
работоспособности.

1

33

Резюме: структура и содержание.

1

34

Итоговое занятие по курсу.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
10 КЛАССА
Модули / разделы программы

Количество
часов

10 класса
Введение в мир профессий

3

Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»
Формула профессии
Итоговая аттестация:
ПРОЕКТ(в форме компьютерной презентации)
на тему «Моя будущая профессия»
Итого

15
14
2
34

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Литература для учителя:
1.
Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина,
А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
3.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия»,
2004.
4.
Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.:
Изд-во: «Институт практической психологии», 2000.
5.
Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
6.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное
самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
7.
Учебники:
Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл.
общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред.
С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с.
8.
Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной
направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием
сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина;
под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008.
-101 с. –
(Профессиональная школа).
Литература для учеников и родителей
1. Афанасьева
Н.В.
Профориентационный тренинг
для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.: Витапресс.2006.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д:
Феникс, 1996.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia.
2007.
5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811
классы). - Москва: Вако. 2005.
6. Пряжников
Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное
самоопределение: проблема
соотношения
образовательного госстандарта и
уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4. Пряжников Н.С.,
Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
7. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.:
Вита-пресс.2007.
Требования к материально-техническим условиям реализации программы
профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования
определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного
проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым
урокам, словарей и справочников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».