Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Профуспех » НАПРАВЛЕННОСТЬ: социально-гуманитарная Уровень: стартовый, базовый Форма обучения: очная Возраст обучающихся: 15-16 лет Продолжительность занятий: 1 ак. час. Срок реализации:2 года Автор–составитель: Набиулина Оксана Александровна, учитель технологии Реж, 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе: 1. Неопределенность целей профессионального самоопределения. 2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха. 3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания. 4. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы. 5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся. 6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов. Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-10-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы. Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Сопутствующие цели: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современных профессий; развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях. Нормативно-правовое обеспечение программы: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2020-2025 годы; Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н); Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»; Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение. Технология обучения: дифференцированное обучение, личностноориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение. Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания. Предусмотрено безоценочное обучение. Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34часа. Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-10-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал: роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности; понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности; приемы анализа индивидуальных особенностей личности; сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности; природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности; ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы; роль эмоций в профессиональной деятельности человека; понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте; понятие о специальности и квалификации работника; требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности; характеристику профессий и специальностей; понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования. основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; виды и формы получения профессионального образования; виды учреждений профессионального образования. По окончании курса учащиеся должны уметь: сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Программа реализуется с использованием методического комплекса: 1. Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум / Информационно – методические материалы для подростков. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 . – 36 с. 2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление). 3. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 336 с: – ил. – (Азбука психологии); 4. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – 176 с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ ПО «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ» В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте». Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно. К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий. Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий. В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся. Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора. Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Дополнительное образованеи «Профориентация» нацелена сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения. Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Профориентация» рассчитан на два года обучения в 9-10 -х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9-10-м классе по дополнительному образованию. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты освоения учебного предмета: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: развить самостоятельность; оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; систематизировать, анализировать полученные данные; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты осовения учебного предмета: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА для 9 кл. Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе. Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа). Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы. Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа). Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы. Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов). Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся. Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов. Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа). Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы. Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа). Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании). В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе. Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего профессионального образования в Свердловской области. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения. Раздел IX. Личный профессиональный план (3 часа). В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации. В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся. № ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс КолОсновные виды учебной Наименование темы во деятельности часов Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). 1 Введение в курс. Из истории профориентации. 2 Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. 1 Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала. 1 Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. Мир профессий и его многообразие (3 часа) 3 Что такое профессия? 1 Изучение нового материала. Рассуждение, анализ. 4 Ориентация в мире профессий – классификация профессий. 1 Изучение нового материала. 5 Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. 1 Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. Секреты выбора профессии (2 часа). 6 7 8 Мотивы и основные условия выбора профессии. 1 Изучение нового материала. Рассуждение, анализ. Изучение нового материала. Рассуждение, Типичные ошибки при выборе профессии. 1 выдвижение гипотез и их обоснование. На пути к самопознанию (7 часов). Хорошо ли я себя знаю? 1 Рефлексия. Рассуждение. 9 Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности 1 Изучение нового материала. Практическая работа поосознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. 10 Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. 1 11 Самооценка и уровень притязаний. 1 Изучение нового материала. 12 Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. 1 Изучение нового материала. 13 Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. 1 Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. 14 Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». 1 Изучение нового материала. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). 15 16 Интересы и склонности в выборе профессии. Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. 1 Изучение нового материала 1 Практическая работа по осознаю своих личностных особенностей. Анализ. Рефлексия. 17 Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? 1 Изучение нового материала, анализ, обобщение, рефлексия. 18 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. 1 Изучение нового материала. Анализ. Рефлексия. 19 Способности к профессиям социального типа. 1 20 Способности к офисным видам деятельности. 1 21 Способность к предпринимательской деятельности. 1 Изучение нового материала, рассуждение. Изучение нового материала, рассуждение. Изучение нового материала, рассуждение. Профессиональная пригодность (4 часа). Изучение нового материала. Изучение нового материала, рассуждение. 22 Здоровье и выбор профессии. 1 23 Что такое профессиональная пригодность? 1 24 Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. 1 Рассуждение, выдвижение гипотез и их обоснование. 25 Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. 1 Рассуждение, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа). 26 27 28 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. Имидж и этикет современного делового человека. Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. 1 Изучение нового материала. 1 Изучение нового материала. Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). Изучение нового Виды профессионального образования в 1 материала. Рассуждение и России. обобщение. 29 Высшее профессиональное образование Свердловской области. 1 Классификация, анализ, обобщение. 30 Получение среднего профессионального образования в городах Реж, Алапаевск, Артемовский. 1 Классификация, анализ, обобщение. 31 Получение среднего профессионального образования в городе Реж. 1 Классификация, анализ, обобщение. Личный профессиональный план (3 часа). 32 Профессиональный план. Диагностика работоспособности. 1 33 Резюме: структура и содержание 1 34 Итоговое занятие по курсу. 1 Итого: Изучение нового материала. Познание своих индивидуальноличностных особенностей. Познание своих индивидуальноличностных особенностей. Повторение полученного материала. Анализ, Синтез, обобщение 34 ч 10 класс Количество часов № Название раздела, темы занятий 1. всего Введение в мир профессий «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие 1 на выбор профессии 2. Типы профессий по предмету труда 1 3. Психологическая игра «Выбор профессии» 1 теория практика 1 1 1 Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо» 4. Характеристики профессий 1 5. Учет интересов при выборе профессии («Хочу») 1 6. Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу») 1 7. Экскурсия 1 1 8. Учет состояния здоровья при выборе профессии («Могу») 1 1 9. Роль общих способностей в выборе профессий («Могу») 2 1 10. Значение специальных способностей при выборе профессии («Могу») 1 1 11. Экскурсия 1 1 12. Многообразие профессий на рынке труда («Надо») 1 1 1 1 1 1 13. «Старые» и «новые» профессии («Надо») 2 14. Экскурсия 1 15. Конкурс «Профессии от А до Я» 2 1 1 1 1 1 Формула профессии 16. Слагаемые формулы профессий 1 17. 18. Цели труда Предмет труда 1 1 19. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «Человек-Человек» 1 1 20. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «ЧеловекТехника» 1 1 21. Конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) 2 2 22. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «ЧеловекЗнаковая система» 1 1 23. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «ЧеловекХудожественный образ» 1 1 24. Профессиональные пробы и мастер-классы по типу «ЧеловекПрирода» 1 1 25. Экскурсия 1 1 26. Игра по станциям «Мир профессий» 1 1 Орудия труда Условия труда Итоговая аттестация: ПРОЕКТ (в форме 29. компьютерной презентации) на тему «Моя будущая профессия» ИТОГО 27. 28 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 2 1 1 34 14 20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования. Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме. Сформированные рефлексивные действия: способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий; способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов; способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами. Выпускник основной школы сможет: проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут); устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом; работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута. совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии; выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы. № КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА Дата проведения Количество Наименование разделов и тем часов План Факт Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). 1 Введение в курс. Из истории профориентации. 1 2 Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном 1 этапе. Мир профессий и его многообразие (3 часа) 3 Что такое профессия? 1 4 Ориентация в мире профессий – классификация профессий. 1 5 Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. 1 Секреты выбора профессии (2 часа). 6 Мотивы и основные условия выбора профессии. 1 7 Типичные ошибки при выборе профессии. 1 На пути к самопознанию (7 часов). 8 Хорошо ли я себя знаю? 1 9 Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. 1 10 Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. 1 11 Самооценка и уровень притязаний. 1 12 Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. 1 13 Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. 1 14 Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». 1 Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). 15 Интересы и склонности в выборе профессии. 1 16 Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. 1 17 Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? 1 18 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. 1 19 Способности к профессиям социального типа. 1 20 Способности к офисным видам деятельности. 1 21 Способности к предпринимательской деятельности. 1 Профессиональная пригодность (4 часа). 22 Здоровье и выбор профессии. 1 23 Что такое профессиональная пригодность? 1 24 Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. 1 25 Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. 1 Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа). 26 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. 1 27 Имидж и этикет современного делового человека. Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. 1 Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). 28 29 30 31 Виды профессионального образования в России. Высшее профессиональное образование Свердловской области. Получение среднего профессионального образования в городах Реж, артемовский, Алапаевск Получение среднего профессионального образования в формате ДО 1 1 1 1 Личный профессиональный план (3 часа). 32 Профессиональный план. Диагностика работоспособности. 1 33 Резюме: структура и содержание. 1 34 Итоговое занятие по курсу. 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА Модули / разделы программы Количество часов 10 класса Введение в мир профессий 3 Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо» Формула профессии Итоговая аттестация: ПРОЕКТ(в форме компьютерной презентации) на тему «Моя будущая профессия» Итого 15 14 2 34 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Литература для учителя: 1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. 2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003. 3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000. 5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000. 6. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.Волгоград: Учитель, 2009.- 171с. 7. Учебники: Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко и др. под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008 – 159 с. 8. Человек и профессия. Образовательный курс профессиональной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным содержанием сопровождением курса / авт. Сост: Л.Н. Бобровская , О.Н. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. 2-е изд.; доп.- М.: Глобус, 2008. -101 с. – (Профессиональная школа). Литература для учеников и родителей 1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. 2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.: Витапресс.2006. 3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007. 5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811 классы). - Москва: Вако. 2005. 6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005. 7. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007. Требования к материально-техническим условиям реализации программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования определяются необходимостью наличия на уроках: компьютера, мультимедийного проектора, стимульного материала к методикам, комплектов презентаций к некоторым урокам, словарей и справочников.